Парки Франции и Германии - осеннее ландшафтное путешествие // Европа, 3-15.10.09 / Фотоочерки Бориса Соколова

 

3-15 октября 2009 года состоялось второе ландшафтное путешествие с участием сотрудников и друзей ООО "Парковая реставрация", его руководителей и автора сайта "Сады и время".

Маршрут поездки включал посещение Варшавы (дворцово-парковый ансамбль Вилянув), Потсдама, города Люксембург, Реймса, Парижа, Версаля, Руана, Онфлёра, аббатства Мон-Сент-Мишель, парка и замка Вилландри, Амбуаза и Кло-Люсе, Шенонсо, Шомон-сюр-Луар (фестиваль садов), Шамбора, Цюриха, Рейнского водопада, Констанца, острова Майнау, Дрездена, парка и замка Пильниц, на обратном пути - Вроцлава.


Автобусное путешествие, организованное туристической фирмой "Кругозор" по предложенному участниками плану, длилось 13 дней, маршрут его составил около 8000 км. Среди экскурсантов были не только сотрудники "Парковой реставрации" и их коллеги, но и несколько туристов без специальных целей – заинтересованных в теме или восполняющих отмененный тур. Так в наш Ноев ковчег влились люди из Орла, Якутии и поющая казачьи песни "тетя Роза" из Ставрополя.

В Потсдаме к нам присоединился Сергей Колтович, бизнесмен, ищущий идей для воссоздания купленной им в Верхневолжье усадьбы. Вместе с юными ландшафтницами он образовал на галерке автобуса небольшой Мулен-Руж, подбадривающий всех в скучную минуту. Это не мешало ему присматриваться к идеям и формам, встретившимся на пути.

Сергей Колтович в коллективе ООО Парковая реставрация
Сергей Колтович в коллективе ООО Парковая реставрация

Тематическая организация поездки, выполненная совместно нашими энтузиастами и турфирмой "Кругозор", имела изъяны – неожиданно оказался закрытым парк в Во-ле-Виконт, всего два часа отведено на богатейший флорой остров Майнау.

Однако хороших и удавшихся визитов оказалось большинство, а сопровождающий нас уже не первый раз Артем Павлов был неизменным добрым гением труппы. Похохатывая над шоферскими шутками или вежливым колобком прокатываясь по автобусу для сбора денег на экскурсии, он не забывал рассказывать о сроках возвращения, истории городов и подводных камнях при их посещении, смакуя тему о бесплатных туалетах всех времен и народов. Очень непростой молодой человек родом из Переславля-Залесского, мне он был интересен и как практический психолог – кажется, первый на моей памяти организатор, который ни разу не кричал и не сердился.

Как и прежде, вдохновителем поездки, организатором наших споров и источником постоянного энтузиазма была Ольга Арсеньевна Дробнич, которую в конце пути к тому же поздравляли с днем рождения.

 

Даша - ребенок-герой, проехавший с мамой и папой 8000 километров во Европе
Даша - ребенок-герой, проехавший с мамой и папой 8000 километров во Европе



Автобусный кинозал – плюсы и минусы

Я впервые попробовал заполнять дорожные паузы подходящим по теме кино. На их поиск и подбор ушло много времени и труда, но результат того стоил. Перед большинством экскурсий по садам и городам удалось показать видеофильмы о них ("Париж", "Замки Луары", "Визит в Версаль", "Сан-Суси"), пригодились и диски из прежних поездок. После посещения замка Кло-Люсе, в котором умер Леонардо да Винчи, очень к месту оказался фильм BBC "Леонардо. Человек, который хотел знать все". А однажды просмотр возымел обратный эффект – после фильма о русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа и другим, и мне самому расхотелось туда ехать. Вместо этого разъехались кто в Париж (многие были там впервые), кто в Фонтенбло.

Захват власти Людовиком XIVКороль танцует
Захват власти Людовиком XIVКороль танцует

Более важным для меня был показ художественных фильмов по теме путешествия. Перед приездом в Версаль я пустил два фильма на одну тему, но совершенно разные по типу. "Захват власти Людовиком XIV" Роберто Росселини – суховатый точный фильм, показывающий роль Версаля и придворных ритуалов в абсолютизации королевского правления. Маленький ростом, сдержанный в манерах король был схож с теми портретами, что дошли до нас. Более известный фильм "Король танцует" поразил огромным ростом актеров, явно взятых из балета, и расхлябанностью буквально всего – от движений героев до нелепых поворотов сюжета. Тем не менее, "стереометрия" была налицо, и вкупе с познавательным видеофильмом она подготовила участников к краткому (около четырех часов) визиту в парки и дворцы. В Германии я показал фильм Франческо Роузи "Бессмертная возлюбленная", также не оправдавший исторических ожиданий – альковные страсти и дешевая натура в замках и садах Чехии вместо Германии и Австрии. Что ж, нужно искать лучше.

А вот французская классика не подвела – я показал мультфильмы Старевича и некогда знаменитый "Монпарнас, 19" о судьбе Модильяни с Жераром Филиппом в главной роли. Когда мне было лет десять, родители пошли со мной в клуб, расположенный недалеко от дома. Мама сказала почему-то строго: "Ты здесь не все поймешь, но такого ты больше никогда не увидишь". Ошарашенный, я вперился в экран. Это был черно-белый кукольный мультфильм, но какой! Лис вертелся во все стороны, не забывая потешать зрителей, медведь и волк строили абсолютно живые гримасы, кролик и ворона вели себя как настоящие. Больше всего мне запомнилась грудь царицы Львицы, вздымающаяся от волнения.

Король Лев из фильма Владислава Старевича
Король Лев из фильма Владислава Старевича

Потом я вырос, перестройка породила Музей кино, который потом и убила, и на его лекциях я узнал про Владислава Старевича, гениального русского мультипликатора.

Кадр из нового литовского фильма о Владиславе Старевиче
Кадр из нового литовского фильма о Владиславе Старевиче

У Ханжонкова он снял "Месть кинооператора", о которой думали, что там играют дрессированные жуки и кузнечики, а в парижской эмиграции создал не только "Лиса", но и целую серию экспериментальных фильмов, включая "Слезы дракона" с пластилиновыми трансформерами. Благодаря маме я не только вновь увидел мультфильм, но и показал его участникам путешествия.

Просмотр фильма "Дом – Свидание с Землей", в котором роскошными съемками доказывается необходимость перехода на экологические источники энергии, вылился в дискуссию. Ольга Арсеньевна Дробнич сказала, что и этот подход – потребительский, нужно же вернуться к экологической скромности былых эпох человечества. Я напомнил, что в прежние времена индивидуальная жизнь человека слишком мало значила и длилась. Были и другие мнения.

Приглашаем участников путешествия присылать свои рассказы и отклики (текст + 5-10 фотографий) по адресу gardenhistory @ mail.ru.

Борис Соколов, 19 октября 2009

 

 

  Путевые очерки в 14 частях:  

1. Начало пути. Варшава – Вилянув и нечто о польском саде

2. День в садовом раю. Потсдам – Сан-Суси и встреча с другом

3. Вершины и пропасти города Люксембург. Встреча с лисом Ренаром. Тамплиеры в Реймсе

4. Вечер в Париже с новичками. Розы и скалы Багателя. Дефанс: ландшафты будущего? Заколдованная башня

5. Парк, взрослеющий вместе с тобой. Мой новый Версаль в семи пунктах

6. Древний Руан с мумией кота. Ночной Онфлер. Доступный рай – это не рай? Аббатство Сен-Мишель

7. О любви к Вилландри в восьми пунктах

8. День замков, дождей и солнца. Осенние цикламены Шенонсо. Кло-Люсе – болота Леонардо

9. Фестиваль садовых красок в замке Шомон. Спор о современных садах

10. Прощальное небо Шамбора

11. Ничего себе Цюрих. Рейнский водопад: закрыто на ремонт

12. Майнау – садовый Диснейленд. Флюгеры и башни Констанца

13. Снежное рококо Дрездена. Старые мастера. Ярусы Фрауэнкирхе. Китайская Эльба в Пильнице. Великая ловля фотоаппарата

14. Бурный Вроцлав. Эхо Бреслау. Домой!

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2019. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.