www.gardenhistory.ru :
Наши маршруты :Парки Франции и Германии - осеннее ландшафтное путешествие // Европа, 3-15.10.09 / Фотоочерки Бориса Соколова :
5. Парк, взрослеющий вместе с тобой. Мой новый Версаль в семи пунктах
Проблема с Версалем – его чрезмерное, холодноватое величие. Ольга Арсеньевна Дробнич сказала в одном из автобусных выступлений - величие, которое утомляет. Как же смотреть этот парк, если дано всего четыре часа?.. Я бывал здесь, но давно и в общем-то бегом. Поэтому решил пойти очень медленно и внимательно. В итоге все время ушло на Малый парк (знаменитую регулярную часть), до Трианонов удалось только проехать на маршрутном паровозике. Зато обнаружились многие не замеченные прежде вещи.
Во-первых, следов бури десятилетней давности я не обнаружил. Самая роскошная и любимая для меня часть парка – поперечная платановая аллея – сохранна и затмевает собой небеса. Мы сошлись на том, что самое версальское место в Версале, полное великой зеленой архитектуры, воздуха и жизни – это перекресток аллей возле бассейна Аполлона.
Во-вторых, прямо на Водном партере поставлены железные углы, на которых торчат силуэтные статуи – якобы в честь создателей парка. Мне вспомнились красные воины из Потсдама. И подумал я, что цель этой инсталляции – не дать ни сфотографировать, ни увидеть великий ансамбль так, как он задуман.
Ниже, на Зеленом ковре, рядами стоят и качаются пластиковые штыри с набалдашниками – избранная работа респектабельного художника (Ксавье Вельян, "Лунная тень"). Замысел в том, что сверху, в перспективном сокращении, шары образуют круг с вынутой частью. В общем, оптическое творчество. Только не для Версаля оно. В "актуальном" искусстве меня устраивает все, кроме стремления перечеркнуть собой классику, поставить на нее свой каблук, пририсовать усы Моне Лизе. В Царицыне это сделано в грубой форме (кричащие цветники, стальные мосты, стеклянные дома на гранитных дорогах, мерзкие статуи Бурганова), здесь – в легкой, так сказать, акварельной. Но стоит только начать...
В-третьих, к моему восторгу, в Версале появился тот изысканный топиарий, которого он был лишен веками. Еще вчера я объяснял на лекциях, что формы кустов тиса на партерах были сложнейшие – разрезные пирамидки, отростки с шарами, вот видите на рисунке, – а теперь вместо них всего лишь пирамидки.
Нет, не только!! В партере Оранжереи и поперек главной оси теперь красуются те самые фигуры, которые я видел на проектах XVII века и которые, как считают историки, навеяны чтением мистического романа о "Сне Полифила". Некоторые тисы только формируются, и процесс их воспитания открыт взгляду и фотоаппарату. В-четвертых, я был поставлен в тупик миксбордерами главных партеров. В Голландии мне объясняли, что в отличие от французского сада с его ковровой посадкой цветов, у них и в Германии любили сажать разновеликие кустарнички. Но сегодня такие же, только подобранные по гамме, я видел и в Версале!.. Придется выяснять, где истина.
В-пятых, меня поразило запустение боскетов по краям парка – некоторые просто огорожены низеньким штакетником.
В-шестых, я вновь испытал огорчение при входе в Сад короля – выпуклые клумбы XIX века с их попугайным рисунком и голые лужайки никак не вяжутся с остальным парком. Но нас пленили границы этого сада – чудесные деревья осенних красок, выше которых – уступы стриженых кустов и лучи полусолнца.
И наконец, в-седьмых, я искал и нашел "Перекресток философов" – уголок, волновавший Бенуа, подвигнувший его создать "Фантазию на Версальскую тему". Сам по себе он прост – несколько герм вдоль шпалерных стен. Но вечный мальчик, "Шуренька" Бенуа представил их себе грозно растущими, шпалеры продлил до небес, ветром выдул людей и наслаждался в своей картине грозной пустынностью Версаля.
По пути на паровозике успели увидеть, как стригут кроны огромных платанов огромными же подъемными машинами с исполинской пилой. Коллеги, успевшие обойти все, сообщили, что Деревня в Трианоне стала платной территорией и вместе с тем очень похорошела. Что ж, посмотрим в следующий раз.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |