Сады и парки Англии - осеннее ландшафтное путешествие // 2-9 октября 2010 / Фотоочерки Бориса Соколова
Поездка в Англию – долгожданный маршрут для ландшафтников и любителей садов, входящих в круг друзей ООО "Парковая реставрация". Как и в предыдущие европейские поездки, душой дела была Ольга Арсеньевна Дробнич, руководитель этой реставрационной мастерской.
Но в отличие от прежних маршрутов, программа разработана и полностью проведена автором этих строк. Взяв за основу восьмидневный эконом-тур в Лондон ("Маджестик-тур"), я постарался насытить его ландшафтным и историческим содержанием.
Первое, что я для себя решил – не быть экскурсоводом. История Лондона, Парижа или Польши родной материей для меня не станет, а притворяться всезнайкой – лишь обманывать и себя, и других. Экскурсовод рассказывает по возможности обо всем, преподаватель – о том, что нужно для темы. Гид заполняет все отведенное на поездку время, а мне хотелось лишь помочь восприятию и оставить заинтересованного человека наедине с искусством. Кроме того, в парке не особенно и поговоришь. Далеко не все слышно, и не всем комфортно один-два часа ходить по красивому пейзажу тесной группой. Словом, я решил максимум информации и подготовительных слов вынести за скобки пешеходных прогулок.
Для этого был составлен подробный план поездки с иллюстрациями, а беседу я вел после посадки и перед приездом на место (мы выезжали в восемь утра, и отдых в пути оказался куда полезнее исторических экскурсов). Был приготовлен целый набор познавательных и художественных фильмов об Англии ("Как мы построили Британию", "Влюбленный Шекспир", "Человек на все времена", "Мисс Поттер", "Четыре свадьбы и одни похороны", конечно, "Дживс и Вустер"). Но увы, плеер работал только в первый автобусный выезд. Остальные дни агентство ("TravelIn") присылало одну и ту же машину с изношенным, ничего не проигрывающим оборудованием, а ведь я требовал его еще при заказе из Москвы. Придется, во-первых, быть более настойчивым, во-вторых, взамен устроить зимние английские киносеансы...
Два месяца я выбирал, что нам лучше всего посмотреть в ограниченное время и с ограниченной мобильностью (три автобусных выезда), учитывая, что большинство коллег в Британию собирались впервые. Пришлось отказаться от слишком далеких мест (Проект Эдем, Чатсворт), не очень выразительных, хотя и исторически важных объектов (города-сады), от огромных общественных парков Лондона, путешествие по которым измеряется часами. Передо мной были две задачи – раскрыть историю, развитие стиля и форм и показать искусство, выдающиеся памятники и пейзажи. Кроме того, ландшафтникам исключительно важен опыт – идея и ее воплощение, способы ухода, варианты размещения и репертуар растений, компактные объекты (нельзя же сегодня подражать пейзажу Стоу или Виндзора). Ну и о городской среде, хотя бы Лондона, нельзя было забыть. ------------------------------------------------------------------------------------ ИСТОРИЧЕСКИЙ РЯД ПОСЕЩЕННЫХ НАМИ САДОВ АНГЛИИ
------------------------------------------------------------------------------------ Так выстроился исторический ряд: Музей садоводства в Лондоне – Виндзор (охотничий парк, превращенный в пейзажный) - Хемптон Корт (регулярные сады XVII века, большие и малые) – Чизик (первый опыт пейзажного садоводства) – Раушем (ранний пейзажный парк с "живописными" видами) – Стоу (первый великий парк нового стиля с многочисленными павильонами, видами и обособленными сценами) – Стоурхед (зрелый, концентрированный видовой парк середины XVIII столетия) – Кью (просторный пейзажный парк конца того же столетия с многочисленными прибавлениями викторианской эпохи и ботаническими коллекциями) - Сент-Джеймс (старинный парк, обогащенный современными цветниками и древесными насаждениями, к тому же замечательно объединяющий пейзаж, животных и человека) - Гайд-Парк (классический общественный, рекреационный ландшафт XIX века) – Хестеркомб (эффектная работа архитектора Латченса и ландшафтного дизайнера Джекилл) – Сиссингхерст (великолепный любительский парк 1920-х годов, развивающий тему старинного английского сада).
Что у нас с собой было Британия – страна традиций, поэтому путешественники были предупреждены об умывальных раковинах с двумя кранами (в гостинице они-таки нам и достались) и диковинных розетках, требующих адаптера. Предупредил и о воровстве в людных местах – может быть, поэтому ни одного происшествия не было. А вот о том, что попасть в метро, имея при себе лишь наличные деньги, очень непросто, я как-то забыл. В итоге мы маялись в очереди за билетами минут по двадцать – кассиры там работают на удивление неспешно. В следующих поездках каждому нужно будет приобретать пополняемую электронную карту (почему-то она называется Устрица – Oyster), которая действует и в электричках на некотором отдалении от Лондона.
Группа людей со специальными интересами, большинство из которых в стране впервые и без активного знания местного языка, нуждается в ориентировке и справочной информации, причем ДО начала путешествия. Поэтому я решил вручить всем по подробному путеводителю. Но потом пришла другая мысль: далеко не у всех есть потребность и возможность читать сотни страниц текстового путеводителя ("Rough Guide", "Вокруг света"). К тому же о садах и пейзажах там почти ничего нет. Поэтому я подготовил информационный пакет специально для наших целей. В нем были 1) краткое и подробное описание маршрута¸ 2) информационные страницы (области Британии, королевские династии, природы, сады, метро), 3) и самое нужное – два десятка планов и схем, которые помогли нам сориентироваться до или даже без (Чизик, Виндзор) захода в книжно-билетные киоски. После долгих поисков я выбрал путеводитель, отвечавший цели, – симпатичная карманная книжка с со множеством иллюстраций и вкленной картой Лондона. И все это в пути пригодилось. О путях-дорогах Именно в пути убеждаешься, что вся Англия стала одним огромным пейзажным парком, тем, что здесь называют parkland - "парковая территория". Ухоженные поля, пастбища, перелески двести лет приближали к образцам английского "натурального" стиля, и теперь граница между усадьбой и окрестностями почти не видна.
Преобладает ощущение раскрытости, распахнутости мира, особенно острое по сравнению с узкими, высокими улицами и крошечными площадями английских городов. В конце XVIII века романист Хорас Уолпол написал об Уильяме Кенте, первом пейзажном садоводе: "он перепрыгнул через ограду и увидел, что вся природа есть сад". Воистину, лучше не скажешь!
Похожее, общественное и раскрытое настежь впечатление получаешь и от имперских музеев – Британского, Виктории и Альберта, Национальной галереи, дворца Хемптон Корт. Огромные дверные проемы, широкие мраморные полы, объемистые залы, многочисленные скамьи. Как в Древнем Риме, теснота улиц компенсируется простором дворцов и вилл...
Пейзаж центральной Англии обозрим, глухие каменные заборы и мрачные дома-крепости здесь в диковинку. Зеленая изгородь, газон перед домом, изумрудное поле, купа дубов, холмы и мягкие низины, образованные меловым ложем древнего моря, - и вечно изменчивое небо, то синее, то облачное, то серое. Погода была и хмурой, и ослепительно солнечной – особенно в Стоурхеде, который встретил нас сдержанными серо-зелеными картинами, а провожал многокрасочным сиянием неба и листвы.
Сами дороги тоже произвели немалое впечатление. Проезжие – своей старинной узостью и предельно аккуратной ездой больших и малых транспортных средств. В Лондоне пропагандируется велосипед, его даже можно взять напрокат на одной из десятков стоянок (оплатил – поехал – оставил). Мэр ездит на работу на двухколесном транспорте, а на сайте столичной транспортной системы рекламируется ходьба пешком.
Хлеще всего выглядит социальная реклама электричек – гордый пассажир взирает сверху вниз на серые скопища зомби, корчащихся в автомобильных пробках. Однако мы не в Германии – велосипедных дорожек на тротуарах нет, и наш автобус не раз осторожно полз за двухколесной мухой. Как и Голландии, ценится каждый клочок земли (ландшафтные культуры двух стран во многом схожи), поэтому пустырей не видно, а вместе перекрестков на открытой местности – круговые развороты, "карусели" (roundabout). Их появление в Британии связывают с возникновением в начале ХХ века городов-садов, - во всяком случае, первый построен на окраине города-сада Летчворт. Схемы их планировки состояли из кругов и радиусов, очень красивых на плане, но редко воплощавшихся в реальной жизни. Только "карусели" и напоминают об утопических мечтах по расселению англичан в прекрасных сельских городах.
Прекрасен простой обычай англичан по уходу за придорожными деревьями. Часто они густой массой наползают на проезжую часть, и их не оставляют в диком виде и не вырубают – а выстригают зелень целыми пластами, создавая шпалеру или даже тоннель. Стригальные машины с подъемным механизмом (подобными равняют аллеи в Версале) встретились нам в пути.
Наши путешественники с профессиональным пристрастием всматривались в растительную среду парков и особенно городов. Вывод многих поразил – северный ветреный Лондон засажен деревьями, у нас свойственными скорее для Сочи! Пальмы в палисадниках, бесконечное разнообразие рододендронов и камелий, главная древесная порода – крупные, вертикальные или чуть наклоненные, толщиной до метра платаны.
Первые слова были очевидны – у них теплый климат, а у нас... Не менее важной, чем состав флоры, по моему, была ее чистота и ухоженность. В Москве скверы и парки заросли ясенелистным кленом, который не вырубают, потому что "ничего вырубать нельзя". А это все равно, что любоваться в цветниках и на газонах крапивой и повиликой.
Качество флоры – производное от качества хозяйствования. Там, где принято украшать пристенок и решетки богатого дома, по определению не может быть воровства растений и вандализма.
Там, где каждый клочок земли сотни лет под потомственным приглядом, всякое дерево заметно и играет в жизни городка и усадьбы свою роль. Я вполне могу себе представить, парк, например, в Кузьминках, наполненный, конечно, не платанами и фуксией, но прекрасными липами, дубами, березами, вязами. Да так ведь и было!.. Так и должно быть!
Любовь к животным превратила даже чистые просторы пейзажных парков в заповедники, удивительные для стороннего взгляда. Прекрасно, что в Виндзоре ходят олени, а в Стоу овцы – так было и двести лет назад. Но канал в Чизике, превращенный в ботаническую и орнитологическую коллекцию, немного теряет в архитектурной выразительности. Странно, что в английском Версале – парке резиденции Хемптон Корт – трезубец аллей и длинный канал не предназначены для прогулок. Там опять-таки птичье царство.
Приглашаем участников путешествия присылать свои рассказы и отклики (текст + 5-10 фотографий) по адресу gardenhistory @ mail.ru.
Путевые очерки в 15 частях:
1. Лондон с небес и на земле. От Музея садоводства до Букингемского дворца2. Солнце в Лондоне3. Мокрое счастье Сиссингхерста4. Лондон без метро: площади, улицы, пейзажи5. Вокзал Гарри Поттера. Вилла Чизик - царство архитектуры, птиц и белок6. Королевские Ботанические сады Кью - страсти по живописности. Вечер у Шекспира7. Пять веков Хемптон Корта: пруды Генриха VIII, английская Голландия, "Лондонский сад"8. Вечерний Виндзор: королевские олени на небесной аллее9. Росистый Раушем. "Одолженный вид", или великое в малом10. Весь мир - пейзаж. Прогулка по Стоу (1)11. Прогулка по Стоу (2). Огни и сказки Оксфорда12. Пейзажной тропой Стоурхеда (1) - через тернии...13. Пейзажной тропой Стоурхеда (2) - ...к звездам14. Хестеркомб - садовый роман с камнем15. День последний. Имперские музеи и небесный сад |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |