Семинар РГГУ "История культурного ландшафта" - фотоотчет // февраль - июль 2013 года

18.02.2013 // РГГУ
1. Как пишется садовая история?


Садовое искусство и ландшафтная культура – сложная, но богатая тема для историка, культуролога и философа. Ландшафтная история в наши дни переживает бурное развитие: проводятся международные конференции, создаются интереснейшие монографии разных жанров. На нашей встрече были представлены три жанра: история национальной садовой культуры, история одной темы, история одной усадьбы. О том, как собирается и выстраивается материал по ландшафтной истории, как полевая и архивная работа превращается в книгу, рассказали наши коллеги: 

* Мария Владимировна Нащокина (ведущий сотрудник НИИ истории и теории архитектуры и Института наследия, заместитель председателя Общества изучения русской усадьбы) – автор книг "Русские сады. XVIII - первая половина XIX века" и "Русские сады. Вторая половина XIX - начало ХХ века" 
* София Сергеевна Веселова (преподаватель Кафедры русского искусства Исторического факультета МГУ, ландшафтный архитектор и эксперт) – автор книги "Искусство озеленения интерьеров и создания зимних садов. От Древней Руси до эпохи модерна" 
* Ольга Арсеньевна Дробнич (руководитель ООО "Парковая реставрация", ландшафтный архитектор, историк и эксперт) – автор книги "Поречье. Страницы истории".

В заседании приняли участие более тридцати человек - специалисты из РГГУ, МГУ, НИИТиАГ, МАРХИ, ИМЛИ, и студенты-искусствоведы РГГУ и МГУ.

Выступление Б.М. Соколова
Выступление Б.М. Соколова

Выступление М.В. Нащокиной
Выступление М.В. Нащокиной

Выступление С.С. Веселовой
Выступление С.С. Веселовой

Выступление О.А. Дробнич
Выступление О.А. Дробнич

                            Фото Б. Соколова и Д. Карелина, 18.02.2013

*************************************************************************

 27.02.2013 // РГГУ

2. Голос флейты в храме Солнца

Духовный путь и символическое пространство в опере Эммануэля Шиканедера и Вольфганга Амадея Моцарта "Волшебная флейта". Вступительное слово профессора РГГУ Бориса Михайловича Соколова 
* Фильм-опера "Волшебная флейта" / "Trollflote" (1975, 2 ч. 13 мин). Режиссер Ингмар Бергман

Последняя опера Моцарта была встречена с радостью простой публикой и с недоумением – образованным обществом. Наивную сказку с египетским колоритом и немецкими диалогами считали неудачным либретто для гениальной музыки. И только посвященные в "духовное христианство" понимали глубину ее сюжета, а один из них – Иоганн Вольфганг Гёте – сожалел, что Моцарт не может написать музыку к его "Фаусту". Опера построена на простых противопоставлениях: флейта и колокольчики, Царица Ночи и солнечный страж Зарастро, рыцарь Тамино и лентяй Папагено. Но труден путь, который проходят ее герои. Наша встреча будет посвящена пространству познания "Флейты" и его сценическим воплощениям (либретто, эскизы, видеофрагменты), урокам Просвещения, стремившегося поведать о своих тайнах "по секрету всему свету".

*************************************************************************
11.03.2013 // РГГУ

3. 400 лет Андре Ленотра

12 марта 1613 года в семье королевского садовника родился Андре Ленотр – создатель Версаля, Проспекта Елисейских полей и великого садового стиля. О французском парке, его культурных корнях, о европейских и российских "Версалях" рассказали

* Елена Анатольевна Ефимова (Кафедра истории зарубежного искусства Исторического факультета МГУ) "Творческий путь Андре Ленотра"
* Алла Александровна Аронова (Кафедра всеобщей истории искусств Факультета истории искусства РГГУ) "Идеи Ленотра во Франции и России XVIII века"


Дополнением к основным докладам стало интереснейшее сообщение студентки МАРХИ Татьяны Житпелевой - курсовая работа с анализом пространственных и видовых построений в текстах и гравюрах знаменитой книги "Теория и практика садоводства" (1709).


*************************************************************************
25.03.2013 // ООО "Парковая реставрация"

4. Сады на бумаге


* "Времена года" в нидерландской графике XVII века: рассказ о будущей выставке. Научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Наталья Юрьевна Маркова
* Городские сады России в открытке конца XIX – начала ХХ века (из собрания автора). Преподаватель Каферы истории русского искусства Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова София Сергеевна Веселова
Сады на бумаге – это и ботаническая иллюстрация, и художественные изображения, и проектные материалы. Мы коснемся двух сторон этой большой темы. Наталья Юрьевна Маркова рассказала о богатейшем собрании видов природы, сезонов и садов из нидерландского собрания Отдела графики ГМИИ. София Сергеевна Веселова сделала доклад о видах русских садов в фотографической открытке предреволюционной эпохи, типах подобных открыток, интересных фактах, которые дает этот материал, и показала "живые" открытки из своей обширной коллекции.


***************************************************************************

 

 

 

 

09.04.2013 / РГГУ 

5. "Знаменитые виды" в "Манга Хокусая",
или странствия в снах и картинках

Евгений Семенович Штейнер (Центр японских исследований Университета Лондона / Высшая школа экономики, Москва) сделал доклад о своих исследованиях в области японской культуры наброска, альбома и как бы случайного, а на самом деле тщательно выстроенного цикла путевых изображений.



"Манга Хокусая" - графические альбомы Хокусая (1760-1849), которые, как считается, повлияли на возникновение импрессионизма и комиксов манга в современной Японии - полны зарисовками пейзажей, садов и отдельных растений и цветов. Многие из них несут в себе символическое содержание, подчас сознательно зашифрованное художником, а кроме того, в совокупности страницы "Манга Хокусая" являют собой особого рода графический роман с нелинейной композицией и свободно-ассоциативным принципом наррации. В докладе был сделан акцент на эти принципы, раскрытые автором в процессе исследования "Манга", а также раскрыта поэтика "знаменитых видов" (мэйсё) в японском традиционном искусстве.


В заседании приняли  участие сотрудники и студенты РГГУ, МГУ, МАРХИ, а также большая группа студентов ВШЭ, у которых Евгений Семенович Штейнер ведет курс по истории японской культуры.

**********************************************************************

19.04.2013 / РГГУ
6. Усадьба Фонтхилл. Рождение романтического парка




Об удивительной усадьбе-"аббатстве" английского писателя Уильяма Бекфорда, созданной в момент перехода от гармоничной эстетики Просвещения к творческим поискам романтизма, о роли этого имения в истории английского пейзажа, о процессе возникновения романтического парка Европы рассказал ведущий сотрудник НИИ истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российской Академии художеств, автор книги "Принцип Рая", удостоенной Премии Правительства РФ за 2012 год, Михаил Николаевич Соколов

Он поделился впечатлениями от собственной поездки в усадьбу Фонтхилл, остановился на чертах биографии и творчества Бекфорда, связанных с его желанием создать огромную "дикую местность" и дворец-аббатство, перекликающийся с башней собора в Солсбери, высказал предположение о связи ряда "гибельных" усадебных образов Эдгара По с судьбой Фонтхилла, башня которого обрушивалась три раза.

"Недавняя кончина моего друга, открыв доступ в его поместье некоторому классу посетителей, окружила Арнгейм известного рода тайной, и полуразглашенной, если не торжественной, знаменитостью, похожей на ту, которою так долго отличался Фонтхилль, хотя бесконечно высшей по степени..."

Эдгар Аллан По. Поместье Арнгейм (1847). Перевод К. Бальмонта

**********************************************************************

28.05.2013 / РГГУ

7. Третий день Творения в европейском искусстве XI-XIII веков. Истоки и вариации



Библейский Третий день Творения – богатейший сюжет средневекой "натуралистики". Он давал возможность показать сушу и растительность в больших циклах Сотворения мира и отдельных сценах. Многие композиции в романском и раннеготическом искусстве восходят к раннехристианским и даже дохристианским прототипам.

О способах изображения этого сюжета (от аллегорической фигуры до почти ботанической штудии), о скрещении иконографических традиций, о том, существует ли прямая связь между памятниками V и XIII веков, и о том, каковы могут быть звенья связывающей их цепи, рассказала преподаватель Кафедры всеобщей истории искусств РГГУ, известный медиевист и путешественник Анна Владимировна Пожидаева.

Доклад сопровождался уникальным визуальным рядом, охватывающим десятки памятников от древнеримских мозаик и еврейских рукописей до натюрмортов XVII века. В дискуссии была затронута смежная тема - символика растений в средневековом христианском искусстве. Ей будет посвящено одно из следующий заседаний семинара.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, чтоэто хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.

 **********************************************************************
26.06.2013 / ГМЗ "Царицино"

8. Царицынский научный вестник

Ольга Владимировна Докучаева (ГМЗ Царицыно) представляет сборник <<Сады и парки в России>>
Ольга Владимировна Докучаева (ГМЗ Царицыно) представляет сборник <<Сады и парки в России>>

26 июня 2013 года состоялось выездное заседание семинара РГГУ "История культурного ландшафта". Оно было посвящено выходу в свет сборника материалов конференции "История садов в России: опыт, проблемы, перспективы", которая с большим успехом проходила в музее несколько лет назад. Это был повод познакомиться и с новыми программами экологического направления, да и просто с парком Царицына, каким он был сияющим июньским днем 2013 года.


Со времени проведения конференции в 2008 году в музее изменилось многое. Однако научный и издательский коллектив под руководством Ольги Владимировны Докучаевой, заместителя директора по научной работе и энергичного организатора добрых общественных дел, процветает и создает все новые проекты. Материалы конференции (двадцать одна статья) были дополнены девятью публикациями по истории Царицынского парка, так что получилась объемная книга. Ее можно приобрести в книжных киосках музея.


Сады и парки в России: опыт, проблемы, перспективы. Из истории Царицынского парка. Сост. и науч.ред. Б.М. Соколова. Отв.редактор О.В. Докучаева. М.: Пробел-2000, 2013. 340 с., ил., обложка. Тираж 300 экз. ISBN 958-5-98604-377-7.

София Сергеевна Веселова (МГУ) и Ольга Владимировна Докучаева (ГМЗ Царицыно)
София Сергеевна Веселова (МГУ) и Ольга Владимировна Докучаева (ГМЗ Царицыно)

В уютном зале Большого дворца собралось более сорока человек, среди них сотрудники музея, историки, краеведы, студенты РГГУ, члены Клуба "Сады и время". С поздравлениями и пожеланиями на будущее выступила София Сергеевна Веселова (МГУ), один из авторов сборника. Выступления касались преимущественно исторического прошлого и памятников Царицына, а также планов научно-просветительной работы. Собрание вели Ольга Владимировна Докучаева и научный секретарь музея, наша коллега по многим проектам Елена Дмитриевна Кокорева.


После представления сборника мы все дружно отправились в Оранжереи. В этих трех зданиях, построенных в старых формах на прежнем месте, напротив Хлебного дома, работает отдел музея, который уже несколько лет формирует коллекцию растений и проводит цикл занятий и экскурсий на садово-экологические темы. В курс дела нас ввела координатор проекта Любовь Александровна Иноземцева, а потом начались настоящие чудеса.

 

Во время предствления программы "Флирт цветов" все, как дети, играли "в цветы", составляли цветочные фразы и оживленно общались. На экскурсии по оранжереям нам представили фрагменты программ по истории экзотических растений, показали плодоносящие деревья кофе и грозди июньского винограда.

 

Экскурсию по оранжереям Царицына ведет Любовь Александровна Иноземцева
Экскурсию по оранжереям Царицына ведет Любовь Александровна Иноземцева

Оранжерейное дело и ландшафтного направление в работе музея позволяют приобщиться к садовой культуре тысячам жителей Москвы. Здесь усилиями опытных и совсем молодых специалистов создается еще один очаг культурной ботаники.

Сотрудник экологического кафе в Оранжереях Царицына прочел нам свои стихи
Сотрудник экологического кафе в Оранжереях Царицына прочел нам свои стихи

 **********************************************************************

29.06.2013 /  Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века"

9. Парк Кусково: сегодня и завтра

Ольга Арсеньевна Дробнич (ООО Парковая реставрация) на семинаре в Кускове
Ольга Арсеньевна Дробнич (ООО Парковая реставрация) на семинаре в Кускове

29 июня 2013 года состоялось второе в сезоне выездное заседание семинара РГГУ "История культурного ландшафта". Впрочем, трудно назвать заседанием чудесную прогулку по Кусковскому парку вместе с автором проекта его реконструкции.


Наш докладчик и путеводитель, Ольга Арсеньевна Дробнич (ООО "Парковая реставрация) нашла время для мероприятия, несмотря на разгар сезонных работ. Ей хотелось рассказать не только об осуществленных частях проекта, но и показать планы на будущее. Планы в буквальном смысле слова – по моей просьбе Ольга Арсеньевна взяла с собой проектные чертежи и документы. И ветерок шелестел ими, пока мы рассматривали на бумаге то, что вскоре должно воплотиться в парке.



Вначале мы осмотрели обновленную набережную пруда, отделка которого имитирует белый камень, и поговорили о первоначальном оформлении Голландского пруда. Столбовую беседку и Пагоду можно было бы воссоздать, однако не вполне точное представление об их пропорциях и опасение нарушить сложившийся пейзаж этому препятствуют.

Ольга Арсеньевна Дробнич (ООО Парковая реставрация) и Сергей Владимирович Авдонин, директор музея в Кускове
Ольга Арсеньевна Дробнич (ООО Парковая реставрация) и Сергей Владимирович Авдонин, директор музея в Кускове

Здесь к нам присоединился директор музея, Сергей Владимирович Авдонин, который также хотел обсудить сделанные и планируемые работы. Вместе мы прошли весь парк, останавливаясь на местах утраченных построек и сравнивая исторические виды с современными.

Осуждение плана реконструкции партера в Кускове
Осуждение плана реконструкции партера в Кускове


Главный план О.А. Дробнич на ближайшее будущее – реконструкция партера, который за много десятилетий приобрел нынешний упрощенный вид и растительное заполнение. На плане она показала, каким сложным и богатым был этот центральный участок парка – с пониженными газонами-булингринами и розовыми шпалерами. Попутно мы полюбовались на прекрасные чугунные скамьи, сделанные по специальному заказу на Каслинском заводе архитектурно-художественного литья. Там же более ста лет назад был создан и оригинал, выставленный в Гроте.

Рассказ о реконструкции Итальянского садика......и Зеленого театра
Рассказ о реконструкции Итальянского садика......и Зеленого театра

Итальянский садик в Кускове
Итальянский садик в Кускове


"Зеленая" часть маршрута завершилась у цветочного садика, недавно воссозданного неподалеку от Оранжерей. Но экскурсия продолжилась в Гроте и Дворце, а потом и на прогулке по вечернему парку.


 **********************************************************************

04.07.2013, ПКиО Сокольники

 
10. Розарий парка Сокольники: история и экспозиция

Экскурсию по Большому Розарию ПКиО Сокольники ведет Марина Михайловна Семенюк
Экскурсию по Большому Розарию ПКиО Сокольники ведет Марина Михайловна Семенюк

4 июля 2013 года состоялось последняя в сезоне встреча семинара РГГУ "История культурного ландшафта" Нас пригласила в свой сад руководитель цветочного отдела ПКиО Сокольники Марина Михайловна Семенюк. Сад этот называется Большим розарием, хотя разнообразие растений там гораздо богаче.



Розарий – часть ПкиО "Сокольники" и вместе с ним пережил взлеты и падения отечественной парковой культуры. Марина Семенюк – один из тех героических профессионалов, которые в годы безответственности и разрухи сохраняли для будущего островки прежних садовых ландшафтов, коллекций и традиций. Много лет коллектив Розария работал на энтузиазме, и нынешнее великолепное состояние сада – плод этих усилий.



Розарий, который выстоял против социальных потрясений, сегодня был бы в опасности от гуляющих масс, если бы не препятствующие этому факторы. Он расположен поодаль от входа в парк и, кроме того, вход в него платный. Ближе ко входу находится более скромный Малый розарий, доступ в который открыт для всех. Как в Аптекарском огороде, билет плюс культурная обстановка помогают привлечь "правильную", адресную публику.


Сад роз имеет симметричную планировку, в центральных цветниках высажены розы, а боковые и разделительные участки заняты малыми садами – водным, рокарием, "желтым" и "синим". Участников экскурсии восхищали экспозиции восточного участка с ручьем и мостиком, пышные астильбы, спиреи, роскошная коллекция лилий.

В коллекции пионов
В коллекции пионов


Главными героями нашей экскурсии были розы – их виды, культивация, сохранение. Многие сорта подвержены вымерзаниям, которые в нашем изменчивом климате могут случиться в любой год. Сейчас сад благодаря многолетним усилиям коллектива находится в полноценном, пышном состоянии, он достиг своей зрелости.

Центральный партер Большого Розария
Центральный партер Большого Розария


Кульминация садовых впечатлений в Большом розарии – центральный партер, украшенный высоким шумящим фонтаном. Его окружают ряды сортовых роз, среди которых есть и гордость любого сада, огромные кремовые цветы "Глория Деи". Розарий в Сокольниках – целый мир, с цветочниками и тенистыми уголками, старыми деревьями и старинными розами. К большой моей радости, Мария Михайловна показала нам эти "старинные розы" – сорта исторической селекции с цветами нежной окраски и не менее изысканным ароматом.

Марина Михайловна Семенюк у знаменитого сорта роз Глориа Деи
Марина Михайловна Семенюк у знаменитого сорта роз Глориа Деи

Наша научная прогулка имела огромный успех: собралось более пятидесяти человек – коллеги и студенты из РГГУ, МГУ, МАРХИ, реставрационных и ландшафтных организаций. Завершился вечер чаепитием под огромным дубом на краю сада. И я подумал: каждый сад – это человек. Нужно продолжать выездные встречи семинара, не только ради нас, зрителей, но и в похвалу и поддержку создателям этих садов.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Борис Соколов, 02-07.2013
Фото автора

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.