II Международная научная конференция "Ландшафтная культура мира: сады искусств" + фотовыставка "Россия и Германия: два века садовых встреч" // РГГУ, 24-26.10.12

 

Открытие II Международной научной конференции Ландшафтная культура мира: сады искусств, 24.10.2012
Открытие II Международной научной конференции Ландшафтная культура мира: сады искусств, 24.10.2012

24-26 октября 2012 года в Российском государственном гуманитарном университете состоялась II Международная научная конференция "Ландшафтная культура мира: сады искусств". Она была организована кафедрой Всеобщей истории искусств и посвящена взаимоотношениям между ландшафтной культурой разных эпох и стран и различными видами искусств. Кроме того, у конференции была дополнительная задача - развитие исследования в области садового искусства русского символизма и стиля модерн и подготовка условий для выставочного проекта "Сады русского символизма", на которой среди прочих должны быть представлены материалы об утраченном шедевре художников объединения "Голубая роза" – крымской вилле Новый Кучук-Кой.

В программе было более тридцати выступлений, замечательный коллектив конференции съехался из многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Доклад Ивана Ивановича Тучкова (МГУ) на II Международной научной конференции Ландшафтная культура мира: сады искусствМихаил Николаевич Соколов (НИИ РАХ) на II Международной научной конференции Ландшафтная культура мира: сады искусств
Доклад Ивана Ивановича Тучкова (МГУ) на II Международной научной конференции Ландшафтная культура мира: сады искусствМихаил Николаевич Соколов (НИИ РАХ) на II Международной научной конференции Ландшафтная культура мира: сады искусств

Темы конференции были собраны в три раздела.

КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Иван Иванович Тучков (МГУ; "Императорская вилла в Прима Порта: ансамбль и его программа"), известный специалист по истории древнеримской и итальянской виллы, посвятил свое выступление интереснейшему памятнику эпохи императора Августа – вилле, триклиний которой не имел окон, но был расписан пейзажами; на смысле и символике этих фресок подробно остановился автор.

Людмила Юрьевна Лиманская (РГГУ; "Ментальный ландшафт в средневековой картографии") уже несколько лет занимается историей изображения Рима и иных значимых городов в ранней картографии. Ее доклад был посвящен средневековым топографическим изображениям и их месту в символической картине мира.

Ирина Владимировна Кувшинская (МГУ; "Три розы Райского сада: сады Рая в "Золотой Легенде" Якопо да Ворагине") рассказала о своем замечательном проекте – первом полном переводе сборника житий 13 века, давно ставшим каноническим во всех странах Европы. Были представлены новые переводы, связанные с темой райского сада и его растений.

Юлия Сергеевна Семенова (МГУ; "Аллегорический образ сада в романе Ф.Колонны "Гипнеротомахия Полифила" (1499)") рассказала о садовых мотивах в известном романе-трактате Франческо Колонны, привела примеры ландшафтного устройства воображаемых садов, оказавших влияние на реальную садовую практику.

Михаил Николаевич Cоколов (НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств; "Вилла Скарцуола как модернистский проект "Полифилова сна" – интенции и реальность") продолжил тему романа о Полифиле сообщением о необычном архитектурном ансамбле – вилле Скарцуола, созданной известным итальянским архитектором Томазо Буцци в 1950 – 1970-х годах. Это колоссальная архитектурная фантазия, включающая театр, башни, три входа, аллюзии на символические архитектурные сооружения мира (Вавилонская башня, дом-колонна в Дезер де Ретц) и основанная на сюжете "Любовного борения во сне Полифила". Автор подробно остановился на личности архитектора, чертах, сближающих Скарцуолу с книгой XV века, и элементах стиля, отражающих послевоенную художественную эпоху.


Борис Михайлович Соколов (РГГУ; ""Сны Полифила" в европейской культуре: опыт комментария к русскому переводу романа "Любовное борение во сне Полифила" (Венеция, 1499)") завершил тему, посвященную роману о Полифиле, информацией о первом полном научном переводе книги, начатом в 1997 году и близком к завершению, а также об экспедиции по Северной Италии (Венеция, Тревизо, Сьена, Бергамо) в поисках культурного контекста романа. Были показаны и обсуждены новые фрагменты перевода и художественное оформление будущей книги, выполненное Сергеем Львовичем Егоровым (Вашингтон-Москва).

Евгения Вячеславовна Шидловская (Государственный институт искусствознания; "Театральное начало в итальянском барочном саду: виллы Лукки") рассказала об устройстве и театральных мотивах в тосканских садах эпохи барокко, расположенных в окрестностях Лукки. На примере садов вилл Манси, Торриджани, Гардзони, а также виллы Реале были проанализированы театральные элементы структуры садово-паркового ансамбля, включая зеленый театр, а также постановки опер конца XIX века на вилле Манси.

Екатерина Евгеньевна Дмитриева (Институт мировой литературы / Российский государственный гуманитарный университет; "Сады Леопольда-Фридриха фон Анхальт-Дессау в Вёрлице как пространство эротического эксперимента") остановилась на интересном эпизоде из усадебной жизни немецкого Просвещения – попытке создателя пейзажного парка в Вёрлице сделать его своеобразной школой чувств для своей супруги.

Юта Ярославна Арбатская (Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник; "Театр Роз Жюля Граверо (Франция)"), международный специалист по истории и культуре розы, сделала доклад о розарии, созданном в начале ХХ века в Валь-де-Марн французским коллекционером Жюлем Граверо. Сад, устроенный по проекту известнейшего ландшафтного архитектора Эдуарда Андре, одновременно стал музеем розы, в котором собирались картины, открытки, марки, буклеты и книги. Но самым удивительным было создание Зеленого Театра – Театра Роз, в котором проходили спектакли с участием ведущих актеров Парижа. Автор рассказал также об обществе "Розати" и дальнейшей судьбе сада, сохранившегося до наших дней.

РОССИЙСКИЕ МУЗЫ

Наталья Алексеевна Кузнецова (Государственный Русский музей; ""Красный сад" в Летнем саду: прошлое и настоящее") поделилась результатами крупнейших реставрационных работ в Летнем саду, в результате которых был воссоздан и Красный сад – закрытое пространство, огражденное шпалерными стенами и примыкающее к Малой оранжерее. "Красный сад" имеет четырёхчастное деление, на его грядах высажены растения, характерные для XVIII века, и общее впечатление от этого воссозданного участка, по мнению собравшихся, получилось чрезвычайно убедительным, помогающим погрузиться в обстановку петровской эпохи.

Надежда Алексеевна Александрова (Государственный Русский музей; "Формирование среды вокруг Домика Петра I в Петербурге: история сада") сделала чрезвычайно интересное сообщение о скромном садике вокруг мемориального дома Петра Великого. Этот участок претерпел огромное количество изменений планировки и окружения, которые, как в капле воды, отражают сложную историю петербургского ландшафта. Участники конференции отметили увлеченность докладчицы историей и сохранением этого мемориального объекта.

Алла Александровна Аронова (РГГУ; "Память о Голландии в российских усадьбах середины XVIII века: Кусково, Вороново, Царское Село"), посвятившая много работ архитектуре XVIII века в России, в своем докладе проследила историю "голландских домиков" и более крупных построек (Адмиралтейство в Царском Селе), связанных с памятью о петровской эпохе, детально остановившись на их архитектуре, декоре и роли в парках, которые они украшают.

Мария Дмитриевна Кондакова (Московский музей-усадьба "Останкино"; "Создание парка – создание театра. Формирование парка усадьбы Останкино") рассказала о параллельной истории дворца-театра и парка в усадьбе Шереметевых, о тесных взаимосвязях между спектаклями и ландшафтом.

Елена Васильевна Яхненко, Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века" и Кузыбаева Мария Павловна, НИИ истории медицины; "Николай Николаевич Либан – историограф регулярного парка в усадьбе Кусково") сделали сообщение об историке ансамбля в Кускове. Исследования Н.Я. Либана по истории регулярного парка в усадьбе наряду с трудами других специалистов стали основой для разработки концепции научной реставрации, осуществленной в 1970-1980-е гг. Он аргументировал и обосновал этапы проведения восстановительных работ в центральной ландшафтной зоне усадьбе, сохранившей первоначальную планировку, скульптурное убранство, садовые павильоны и воздушный театр.

Хворых Татьяна Олеговна (Музей-заповедник "Царицыно"; "Царицыно Село: архитектура как образ сада") остановилась на пространственном решении дворцово-паркового ансамбля, и связи парка с декором зданий. Используя образы известных памятников архитектуры, «переплавленные» в готические формы, Баженов создал уникальный ансамбль, в котором нашли применение готические, то есть «дикие», растительные мотивы, ставшие оригинальным декоративным украшением.

Ирина Олеговна Пащинская (ГМЗ "Петергоф", "Ферма Крейт усадьбы Знаменка в Петергофе"), историк Петергофа и хранитель Царицына и Ольгина островов, сделала доклад, материалы которого дополняют образ Колонистского парка середины XVIII века. В петергофских парках николаевского времени создавались павильоны, которые становились архитектурными образами мечтаний или же воспоминаний о путешествиях и испытанных в них чувствах. Это Царицын, Ольгин павильоны и Ренелла. К подобного рода павильону-образу воспоминания относится и ферма Крейт в усадьбе Знаменка, которая была создана после путешествия императора Николая I и императрицы Александры Федоровны в Баварию летом 1838 года.

Елена Валерьевна Лапенко (Моспроект-2, "Город-сад Старая Русса на рубеже XIX - ХХ веков (по архивным материалам)") рассказала о ландшафтной истории северного курорта, его благоустройстве и расцвете в конце XIX – начале ХХ века. Основой для доклада и иллюстративного ряда стали воспоминания из архива семьи главного садовника Старой Руссы Андрея Яковлевича Аболина (1858-1932).

ХУДОЖНИК РОЩ ТВОИХ

София Сергеевна Веселова (МГУ, "Зимний сад как место встречи искусства и природы в интерьере"), автор ряда работ по истории зимних садов, рассказала об устройстве, растительном репертуаре и художественной роли, которую играли зимние сады в интерьерах русских особняков и усадеб XIX – начала ХХ века.

Вихляев Константин Анатольевич, Литературное общество им.А.П.Чехова, Ялта и Юта Ярославна Арбатская, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник; "Сад Музея Родена") обратили внимание аудитории на замечательную часть музея французского скульптора – великолепный сад с регулярной в своей основе планировкой, в котором располагаются копии его скульптур. Сад окружает Отель Бирон, в течение долгого времени бывший жилищем людей искусства, и его история отражает историю парижского пейзажа.

Борис Михайлович Соколов (РГГУ, "Ансамбль Нового Кучук-Коя и проект выставки "Сады русского символизма"") рассказал об истории создания и уничтожения выдающегося садового и архитектурного ансамбля – крымской виллы Новый Кучук-Кой. По предложению петербургского мецената Якова Евгеньевича Жуковского его созданием занимались мастера объединения Голубая роза" – Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Матвеев. Ансамбль "спящих" скульптур создавал созерцательное настроение парка. С 1970-х годов начался упадок ансамбля, превращенного в дом отдыха, а в середине 2000-х годов его в обход существующих законов приобрел в частное пользование украинский предприниматель Р.Л. Ахметов. Материалы об этом ансамбле хранятся в Русском музее, Саратовском художественном музее, а также в семье Жуковских.
Судьба Нового Кучук-Коя и проект выставки, смысловым центром которой должна стать посвященная ему экспозиция, стали предметом оживленного обсуждения участников конференции.

Татьяна Александровна Алпатова (Московский государственный областной университет; "Усадебная поэзия И.М. Долгорукого: лирическая модификация жанра "прогулки"") сделала сообщение о литературном творчестве "садового" поэта и писателя начала XIX столетия, автора описаний Кускова и Софиевки. Темой доклада стали приемы и образы Долгорукого, его новаторство в области формы и содержания литературной "прогулки".

Лада Викторовна Дороженко (РГГУ, ""Публичный сад" в бульварном романе (Шарль Поль де Кок)") продолжила тему садов в литературе. Она привлекла внимание к романам создателя мещанского романа второй половины XIX века. Докладчица показала, что и в упрощенной форме сюжетов де Кока значительную роль играет общественный сад – место встречи героев, особое общественное пространство и символ происходящих событий.

Аида Геннадьевна Разумовская (Псковский государственный университет; "Садовые "образы Италии" в прозе Павла Муратова") завершила литературный блок тем на конференции докладом о поэтике и содержании садовых описаний в прозе историка искусства, литератора и переводчика Серебряного века Павла Павловича Муратова. Помимо его главной книги "Образы Италии" в рассмотрение были включены статьи и прозаические произведения, создающие русский образ итальянского сада.

Вера Георгиевна Белозёрова (РГГУ; "Принцип "заимствования вида" (цзе цзин) в композиции китайских садов"), автор книги "Искусство китайской каллиграфии", сделала интереснейший доклад о принципе включения дальнего вида в композицию сада, сравнив китайскую, корейскую и японскую традиции. Во время развернувшейся дискуссии о роли китайского стиля в сложении европейской системы пейзажного парка Б.М. Соколов выступил с сообщением о китайской теме в ландшафтной культуре английского Просвещения.

Наиля Фирьатовна Гревцева (НИУ "Московский институт электронной техники"; "Символы благопожеланий в китайских садах") продолжила дальневосточную тему богато иллюстрированным сообщением о символах пожелания богатства, долголетия и счастья, разбросанных в самых неожиданных местах китайских садов – в мозаике пола, форме окон, росписи павильонов.

САДЫ БУДУЩЕГО

Лада Сергеевна Балашова (Университет Эссекса; "Скульптурные парки Англии: их истоки и своеобразие") рассказала об одной из достопримечательностей современной ландшафтной культуры Англии – ее скульптурных парках, об их истории, выдающихся образцах, включая парки скульптур Генри Мура, и о современном этапе жизни этого вида лэнд-арта.

Тамара Александровна Дьякова (Воронежский государственный университет; "Семантика и поэтика скульптуры в лэнд-арте"), специалист в области лэнд-арта, сделала доклад, выявляющий общие черты этого синтетического вида искусства: отстранение человеческого изображения, перенос истории цивилизаций и культур в природу, поэтизация абстрактных понятий, философия метаморфоз первостихий, эмоциональное усложнение или усиление естественного облика вещей, рационализация бессистемных природных процессов, эстетические акценты ландшафта. Вывод автора – скульптура, призванная увековечивать явления человеческой жизни, в лэнд-арте превращается в манифест сиюминутности и бренности – стал поводом для заинтересованной дискуссии.

Елена Владимировна Забелина (Музей истории московской архитектурной школы (МАРХИ); "Сад на Вилле Ноай – эксперимент по созданию иллюзорного пространства"), молодой исследователь садов европейского модернизма, продолжила тему о творчестве французского ландшафтного дизайнера Габриэля Гуэврекяна, начатую на нашей конференции 2011 года. После "абстрактного" сада на парижской выставке 1925 года Гуэврекян создал сад на вилле Ноай, который подробно проанализирован в докладе с опорой на сохранившиеся визуальные источники – фотографии, чертежи плана, фотографию макета, кадры фильма «Тайна замка для игры в кости». Автор показал, что используя форму сада в виде золотого треугольника, знания об особенностях восприятия человеком пространства, Гуэврекян добился эффекта перспективы, а также иллюзорного увеличения реальных размеров сада. Исследование Е.В. Забелиной в будущем может сыграть сыграть важную роль в восстановлении этого интереснейшего памятника.

Людмила Александровна Лобачева (Вятский государственный университет; "Село Рябово как ассоциативный ландшафт творчества Виктора и Аполлинария Васнецовых") в соавторстве с Ольгой Владимировной Десятковой сделала сообщение о современной судьбе мемориального ландшафта – родного села братьев Васнецовых, среди которых двое, Виктор и Аполлинарий стали известными русскими художниками. Администрация Вятской области стремится сделать это место экскурсионным объектом, однако ситуация оказывается весьма противоречивой: с одной стороны, деревня отдаленная и вымирающая, с другой – популяризация образа Васнецовых ведется с помощью современных скульптур и инсталляций, контрастирующих с пейзажем и культурой эпохи, которую они призваны воссоздать. По поводу современного туристического использования региональных памятников истории и возможности их искажения развернулась общая заинтересованная дискуссия.

Татьяна Юрьевна Пластова (МГАХИ имени В.И. Сурикова; "Сад как поэтическая доминанта бытия в творчестве А. Пластова") завершила программу конференции докладом о жизни и родном селе своего знаменитого родственника Аркадия Александровича Пластова. Материал поразил всех своей неожиданностью и свежестью – не многие знают, что Пластов был глубоко культурным человеком, помнящим о своем происхождении и черпающим вдохновение в собственном саду. Кроме того, была представлена целая панорама великолепных этюдов и картин мастера, которые посетители музеев Москвы и Петербурга никогда не видели. Дискуссией о Пластове и сохранении культурных корней русского искусства закрылась последняя сессия конференции.

На II Международной научной конференции Ландшафтная культура мира: сады искусств
На II Международной научной конференции Ландшафтная культура мира: сады искусств

После коллективного обсуждения возможных тем форума будущего года было принято решение провести III Международную научную конференцию РГГУ "Ландшафтное искусство мира: диалог культур", посвященную взаимоотношениям эпох, стилистических традиций и различных видов искусства, в середине октября 2013 года.

Выступление Галины Викторовны Волковой на открытии выставки Россия и Германия: два века садовых встреч. 24.10.2012
Выступление Галины Викторовны Волковой на открытии выставки Россия и Германия: два века садовых встреч. 24.10.2012


В дни выставки открылась фотовыставка Музейного центра РГГУ "Россия и Германия: два века садовых встреч. Фотографии Б. Соколова" (24.10-10.11.12). Экспозиция, приуроченная к Году России в Германии и Германии в России, состояла из 30 планшетов с парами фотографий, сопоставляющих садовые ансамбли и формы двух стран. Каждый планшет сопровождала подробная экспликация, рассказывающая об истории и взаимных влияниях ландшафтных культур России и Германии.

Выступление Красимиры Любеновны Лукичевой на открытии выставки Россия и Германия: два века садовых встреч в Музейном центре РГГУ
Выступление Красимиры Любеновны Лукичевой на открытии выставки Россия и Германия: два века садовых встреч в Музейном центре РГГУ

 

Выступление Бориса Михайловича Соколова на открытии выставки Россия и Германия: два века садовых встреч в Музейном центре РГГУВыставка Россия и Германия: два века садовых встреч. Материалы о саде Этюп
Выступление Бориса Михайловича Соколова на открытии выставки Россия и Германия: два века садовых встреч в Музейном центре РГГУВыставка Россия и Германия: два века садовых встреч. Материалы о саде Этюп


8 ноября 2012 года были проведены авторские экскурсии для студентов и преподавателей РГГУ, коллективов Клуба "Сады и время" и Общества изучения русской усадьбы.

Экскурсия Б.М. Соколова на выставке Россия и Германия: два века садовых встреч в Музейном центре РГГУ, 08.11.2012
Экскурсия Б.М. Соколова на выставке Россия и Германия: два века садовых встреч в Музейном центре РГГУ, 08.11.2012

На выставке Россия и Германия: два века садовых встреч в Музейном центре РГГУ, 08.11.2012
На выставке Россия и Германия: два века садовых встреч в Музейном центре РГГУ, 08.11.2012

Из книги отзывов на выставку Россия и Германия: два века садовых встреч в Музейном центре РГГУ
Из книги отзывов на выставку Россия и Германия: два века садовых встреч в Музейном центре РГГУ

В дни работы выставки в Москву приехал один из ее героев - многолетний хранитель замков и дворцов Пруссии, большой друг России профессор Буркхард Гёрес. Ему была вручен его портрет, экспонировавшийся на выставке.

Раздел Хранители на выставке Россия и Германия: два века садовых встреч в Музейном центре РГГУ
Раздел Хранители на выставке Россия и Германия: два века садовых встреч в Музейном центре РГГУ

И,О. Пащинская и Б. Гёрес на конференции в Потсдаме. Фотография с выставки Россия и Германия: два века садовых встреч
И,О. Пащинская и Б. Гёрес на конференции в Потсдаме. Фотография с выставки Россия и Германия: два века садовых встреч

Василиса Пахомова-Гёрес и Буркхардт Гёрес в Москве. 08.11.2012
Василиса Пахомова-Гёрес и Буркхардт Гёрес в Москве. 08.11.2012

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.