Семинар РГГУ "История культурного ландшафта" - ХРОНИКА // 2013 -2019 годы

Постоянно действующий научно-образовательный семинар РГГУ
«История культурного ландшафта»

Открыт 12 февраля 2013 года



Факультет истории искусства РГГУ (кафедра теории и истории искусства) с февраля 2013 года проводит постоянно действующий семинар «История культурного ландшафта» (руководитель – доктор искусствоведения, профессор Б.М. Соколов), привлекающий докладчиков и участников из научных и образовательных организаций Москвы, Санкт-Петербурга, регионов России и зарубежных стран. Работа семинара координирована с организацией ежегодных конференций «Ландшафтное искусство мира» (проводятся с 2011 года).



1. Как пишется садовая история?
18.02.2013, РГГУ


Садовое искусство и ландшафтная культура – богатый, но сложный предмет для историка, культуролога и философа. Ландшафтная история в наши дни переживает бурное развитие: проводятся международные конференции, создаются интереснейшие монографии разных жанров. На нашей встрече будут представлены четыре жанра: история национальной садовой культуры, история одной темы, история одной усадьбы, история одного парка. О том, как собирается и выстраивается материал по ландшафтной истории, как полевая и архивная работа превращается в книгу, рассказали наши коллеги:
- Мария Владимировна Нащокина (ведущий сотрудник НИИ истории и теории архитектуры и Института наследия, заместитель председателя Общества изучения русской усадьбы) – автор книг "Русские сады XVIII - первая половина XIX века" и "Русские сады. Вторая половина XIX - начало ХХ века".
- София Сергеевна Веселова (преподаватель Кафедры русского искусства Исторического факультета МГУ, ландшафтный архитектор и эксперт) – автор книги "Искусство озеленения интерьеров и создания зимних садов. От Древней Руси до эпохи модерна".
- Ольга Арсеньевна Дробнич (руководитель ООО "Парковая реставрация", ландшафтный архитектор и историк) – автор книги "Поречье. Страницы истории".
- Андрей Вадимович Городнянский (научный сотрудник музея-заповедника "Абрамцево", ландшафтный архитектор, историк, журналист) – автор книги "Абрамцевский альбом. Усадьба Абрамцево при Мамонтовых".


2. Голос флейты в храме Солнца
27.02.2013. РГГУ


В программе:

- Духовный путь и символическое пространство в опере Эммануэля Шиканедера и Вольфганга Амадея Моцарта "Волшебная флейта". Вступительное слово профессора РГГУ Бориса Михайловича Соколова
- Видеосеанс: фильм-опера "Волшебная флейта" / "Trollenflote" (1975, 2 ч. 13 мин). Режиссер Ингмар Бергман

Последняя опера Моцарта была встречена с радостью простой публикой и с недоумением – образованным обществом. Наивную сказку с египетским колоритом и немецкими диалогами считали неудачным либретто для гениальной музыки. И только посвященные в "духовное христианство" понимали глубину ее сюжета, а один из них – Иоганн Вольфганг Гёте – сожалел, что Моцарт не может написать музыку к его "Фаусту". Опера построена на простых противопоставлениях: флейта и колокольчики, Царица Ночи и солнечный страж Зарастро, рыцарь Тамино и обжора Папагено. Труден путь, который проходят ее герои. Встреча была посвящена пространству познания "Флейты" и его сценическим воплощениям (либретто, эскизы, видеофрагменты), урокам Просвещения, стремившегося поведать о своих тайнах "по секрету всему свету".


3. 400 лет Андре Ленотра
12.03.2013, РГГУ

Докладчики:
- Елена Анатольевна Ефимова (Кафедра истории зарубежного искусства Исторического факультета МГУ) "Творческии? путь Андре Ленотра"
- Алла Александровна Аронова (Кафедра всеобщеи? истории искусств Факультета истории искусства РГГУ) "Идеи Ленотра во Франции и России XVIII века".

12 марта 1613 года в семье королевского садовника родился Андре Ленотр – будущии? создатель Версаля, Проспекта Елисеи?ских полеи? и великого садового стиля. Опыт Ленотра, описанныи? в книге Антуана Дезалье д"Аржанвиля "Теория и практика садоводства" (1709), стал известен от Лондона до Пекина, а создатель ее иллюстрации?, Александр Леблон, воплотил новые принципы в садах Петербурга и Петергофа. Специально для нашего семинара Е.А. Ефимова и А.А. Аронова подготовили выступления о творческих поисках и "формуле сада" Ленотра. Темы обсуждения – Версаль и "Версали", наследие регулярного французского стиля в наши дни.


4. Сады на бумаге
26.03.2013, ООО «Парковая реставрация»

- "Времена года" в нидерландскои? графике XVII века: рассказ о будущеи? выставке. Научныи? сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Наталья Юрьевна Маркова
- Городские сады России в открытке конца XIX – начала ХХ века (из собрания автора) Преподаватель Каферы истории русского искусства Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ландшафтныи? педагог и эксперт София Сергеевна Веселова

Сады на бумаге – это и ботаническая иллюстрация, и художественные образы, и проектные материалы. Мы коснулись двух сторон этои? большои? темы. Наталья Юрьевна Маркова рассказала о богатеи?шем собрании видов природы, сезонов и садов из нидерландского собрания Отдела графики ГМИИ. София Сергеевна Веселова сделала доклад о русских садах в фотографическои? открытке предреволюционнои? эпохи, типах подобных изображении?, и показала "живые" открытки из своеи? обширнои? коллекции.


5. "Знаменитые виды" в "Манга Хокусая", или странствия в снах и картинках
09.04.2013


Докладчик: Евгений Семенович Штейнер, Центр японских исследований Университета Лондона / Высшая школа экономики, Москва.

"Манга Хокусая" - графические альбомы Хокусая (1760-1849), которые, как считается, повлияли на возникновение импрессионизма и комиксов манга в современной Японии - полны зарисовками пейзажей, садов и отдельных растений и цветов. Многие из них несут в себе символическое содержание, подчас сознательно зашифрованное художником, а кроме того, в совокупности страницы "Манга Хокусая" являют собой особого рода графический роман с нелинейной композицией и свободно-ассоциативным принципом наррации. В докладе делается акцент на эти принципы, раскрытые автором в процессе исследования "Манга", а также поясняется поэтика "знаменитых видов" (мэйсё) в японском традиционном искусстве


6. Усадьба Фонтхил. Рождение романтического парка
19.04.2013, РГГУ

Об удивительной усадьбе-"аббатстве" английского писателя Уильяма Бекфорда, созданной в момент перехода от эстетики Просвещения к творческим поискам романтизма, о процессе возникновения романтического парка Европы рассказал ведущий сотрудник НИИ истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российской Академии художеств, автор книги "Принцип Рая" Михаил Николаевич Соколов.


7. Третий день Творения в европейском искусстве XI-XIII веков. Истоки и вариации
28.05.2013, РГГУ

Библейский Третий день Творения – богатейший сюжет средневекой "натуралистики".
Он давал возможность показать сушу и растительность в больших циклах Сотворения мира и отдельных сценах. Многие композиции в романском и раннеготическом искусстве восходят к раннехристианским и даже дохристианским прототипам. О способах изображения этого сюжета (от аллегорической фигуры до почти ботанической штудии), о скрещении иконографических традиций, о том, существует ли прямая связь между памятниками V и XIII веков, и о том, каковы могут быть звенья связывающей их цепи, рассказала преподаватель Кафедры всеобщей истории искусств РГГУ, известный медиевист и путешественник Анна Владимировна Пожидаева


8. Царицынский научный вестник
26.06.2013, ГМЗ Царицыно


- Презентация сборника «Сады и парки в России: опыт, проблемы и перспективы» (2013) - встреча с коллективом авторов, вручение авторских экземпляров, распространение сборника по специальной цене
- экскурсия по мультимедийной выставке «XVIII век на экране: Екатерина II и Фридрих II»
- знакомство с образовательными программами в Оранжереях Царицына
Ведущий - заместитель директора музея по научной работе Ольга Владимировна Докучаева.


9. Парк Кусково: сегодня и завтра
29.06.2013, Кусково


Рассказ об осуществленных и перспективных этапах реставрации с проектами и планами в руках. Экскурсию провела руководитель реставрационных работ, директор ООО «Парковая реставрация» Ольга Арсеньевна Дробнич.

10. Розарий парка Сокольники: история и экспозиция
04.07.2013, Парк Сокольники

Экскурсия по замечательному научно-образовательному саду, лучшие розы которого сейчас находятся в полном цвету. Программу провела руководитель цветочного отдела ПКиО Сокольники Марина Михайловна Семенюк.


11. Царское Село: рождение пеи?зажного парка
01.11.2013, РГГУ


Царское Село называют городом пяти парков. Екатерининскии?, Александровскии?, Отдельныи?, Баболовскии? и Фермерскии?, у каждого из них своя история и атмосфера. Самыи? яркии? образ Царского Села – пеи?зажи и памятники Екатерининского парка. О предыстории и этапах его создания, о садовниках Екатерины II, о документах и загадках "полнощного Элизиума",?о своеи? работе над книгои? о Царскосельских парках рассказала старшии? научныи? сотрудник ГМЗ "Царское Село" Ирина Григорьевна Степаненко



12. Земля и космос в средневековой миниатюре Европы
20.11.2-13, РГГУ


Космологическая миниатюра средневековой Европы - неисчерпаемый мир идей и форм. О его особенностях и типологии, о своей книге "Вселенная Средневековья. Космос, звезды, планеты и подлунный мир в иллюстрациях из западноевропейских рукописей VIII–XVI веков" рассказал кандидат искусствоведения Андрей Владиленович Пильгун.


13. Символическая архитектура Ренессанса: книга, храм, ландшафт
12.12.2013, РГГУ

Архитектура Нового времени рождалась не только на строительных площадках, но и в трактатах, романах и альбомах XV века. Именно в эту эпоху фантазии и идеальные формы переходили из книги в жизнь, из мира античных богов в мир реальных людеи?. Творческие усилия зодчих были сосредоточены на трактатах (Филарете, Колонна), необычных храмах (Храм Малатесты в Римини) и прекрасных пеи?зажах. Доклад сопровождают фотографии уникальных книг, руин, построек и садов, сделанные автором в экспедициях 2010-13 годов. О символике архитектуры и ее развитии, о влиянии фантазии? Ренессанса на архитекторов последующих эпох рассказал доктор искусствоведения, профессор кафедры Всеобщеи? истории искусств РГГУ, автор перевода романа «Любовное борение во сне Полифила» Борис Михайлович Соколов.


14. Новая жизнь старой садовой книги
26.12.2013, ООО «Парковая реставрация»


Новое в садовом искусстве – это хорошо забытое старое. Сейчас, после столетнего перерыва, к нам возвращается «Изящное садоводство» Арнольда Регеля (1896) и «Комнатное цветоводство» Макса Гесдёрфера (1898), «Цветочный сад» Константина Епанчина и «Сады и парки» Андре Лефевра (1871). О возрождении исторической садовой литературы, о ее восприятии в наши дни рассказала куратор серии «Классика» издательства «Фитон+», кандидат искусствоведения, преподаватель Кафедры истории русского искусства Исторического факультета МГУ София Сергеевна Веселова.


15. Сады и парки Ирана: истоки стиля
23.01.2014, РГГУ

Иран является одним из мировых центров зарождения садово-паркового искусства. К сожалению, в пустынной стране при обилии политических катаклизмов и частых переносах резиденций многие знаменитые парки не сохранились. Важны уже сады царских резиденций VI-V вв. до н.э. – Пасаргад и Персеполя. Обильно представлены сады эпохи Сефивидов XVI-XVII вв.  - как в произведениях искусства, так и в столичных памятниках Исфагана. Важным садово-парковым центром XVII-XIX вв. является Шираз – «город поэтов и роз». Позднесредневековые парки связаны с дворцовыми комплексами, могилами знаменитых поэтов. Сегодня сад есть во многих дворах крупных городов. Схема иранского сада, состав растений и роль водного пространства весьма оригинальны.  Доклад доктора ист. наук, профессора каф. истории и теории культуры РГГУ Сергея Александровича Яценко сопровождался фотографиями, сделанными автором в 2004-2008 гг. 

16. Сады Ирана: расцвет стиля
04.03.2014, РГГУ


Продолжение темы – история садов и парков XVII – XIX столетий, когда ландшафтное искусство страны достигло своего расцвета. Возникают и расширяются садовые ансамбли в Исфагане, Ширазе, Кашане и Йезде, в Тегеране и Аббасабаде. В эту эпоху традиция иранского сада становится мировым культурным наследием, известным в Европе и России. Доклад сопровождали фотографии, сделанные автором в экспедициях 2004-2008 годов.  Об устройстве иранского сада и его растениях, о прошлом и настоящем ландшафтной культуры Ирана рассказал доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ Сергей Александрович Яценко


17. Садовая терапия: от истоков до наших дней
24.03.2014, ООО «Парковая реставрация»


Образ сада как лекарства от душевных и физических недугов всегда присутствовал в человеческой культуре. Возделывание сада ассоциировалось с нравственным очищением и душевным преображением, что не раз нашло отражение в произведениях искусства. Мы увидели фрагменты такого произведения - кинофильма «Тайный сад» (1993) по повести Френсис Бернетт. Доклад сопровождали фотографии, планы, проекты врачующих садов разных эпох и жанров. Темой встречи была не только история садовой терапии, но и рассказ о современных терапевтических садах, в создании которых принимала участие автор доклада - ландшафтный дизайнер, директор Благотворительного фонда садовой терапии "Сад в городе» (www.sadvgorode.ru) Катерина Николаевна Никитина.


18. Сады Женевского озера: искусство ландшафтной среды
04.04.2014, РГГУ


Одно из самых величественных и живописных озер Европы, которое часто назвают внутренним морем, украшено ожерельем прекрасных садов. Набережная-сад Монтре, ботанические сады Женевы и Лозанны, город-сад Ивуар и еще парки, цветники, сады на почти двух сотнях километров берега. Доклад сопровождали фотографии, сделанные автором в экспедиции 2013 года. Об ландшафтном мире Женевского озера рассказала преподаватель Государственного специализированного института искусств, фотограф и путешественник Алина Гелиевна Емельянникова.


19. Архитектурная модель: машина пространства и времени
03.06.2014, ООО «Парковая реставрация»

Архитектурные и ландшафтные модели многолики - миниатюрные постройки и дворики из древних гробниц, средневековые паломнические реликвии, «храмы из пробки», которые привозили из Италии в XVIII столетии. В будущее устремлены модели архитекторов, в прошлое обращены модели археологов и искусствоведов. Реконструкция дворца, сада, ландшафта - это машина пространства и времени, мощное средство познания и чувственного контакта с произведением архитектурного искусства. Мы начинаем цикл встреч, посвященных моделям и реконструкциям, их художественной, культурной, познавательной роли.
Докладчики:
- Борис Михайлович Соколов (РГГУ). Модель, архитектура, ландшафт – пластический образ эпохи (современный опыт, видеореконструкции)
- Анна Николаевна Шукурова (НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств). Презентация книги "Архитектурные модели. Очерки истории и мастерства"
- Дмитрий Алексеевич Карелин (МАРХИ). Компьютерные исторические ландшафты: от идеи к реальности (теория, проблемы, собственные реконструкции)


20. Романтический парк Монрепо: 250 лет истории
30.10.2014, РГГУ


На окраине Выборга находится удивительная и уникальная усадьба – романтический скальный парк Монрепо, созданный учителем Павла I, президентом Академии наук Людвигом Генрихом Николаи. Колонна Трех императоров, Источник Сильмии, статуя Вяйнемяйнена и знаменитый Остров мертвых – все уголки этого пейзажа имеют свое настроение и свое повествование. В преддверии долгожданной реставрации ансамбля Монрепо о его истории, сегодняшнем и завтрашнем дне рассказали авторы исследований и книг о парке - Юлия Игоревна Мошник, заведующая Научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ "Парк Монрепо", Михаил Витальевич Ефимов, старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ "Парк Монрепо"


21. Вилла Барбариго в Вальзанцибио: сад как метафора духовного пути
10.12.2014, РГГУ


Вилла Барбариго Пизани Ардемани - наиболее сложный по символике ансамбль области Венето. В XVII столетии она была превращена в парк, олицетворяющий путь человека к совершенству и покаянию. Автор программы, кардинал Грегорио Барбариго, создал здесь пространство аллегорий, с лабиринтом жизни, мрачной статуей Времени, сгибающегося под тяжестью кубоктаэдра, и фонтаном радуги. Программа этого «обетного парка» позволяет наглядно осмыслить диалог традиционной средневековой веры и нового культа «Природы-матери» в эпоху барокко. Христианская религия, античные мифы и натурфилософские медитации раннего Нового времени составляют здесь причудливое соседство, прослеживая которое, можно придти к выводам, полезным и для изучения парков русского Просвещения. Об истории и символике виллы рассказал ведущий сотрудник НИИ истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российской Академии художеств, автор книги "Принцип Рая" Михаил Николаевич Соколов.

22. Quadriga mundi: колесница года и круговращение месяцев в искусстве Средних веков
25.12.2014, РГГУ


«Что есть год? – Колесница мира. Кто ее везет? – Ночь и день, холод и жар. Кто ее возницы? – Солнце и Луна. Сколько у них дворцов? – Двенадцать». Эти строки из беседы ученого Алкуина с юношей Пипином, сыном императора Карла Великого, определяют содержание доклада, посвященного теме круговращения времен года в искусстве разных эпох. В преддверии Нового года, следуя за «Колесницей мира», мы обратились к теме календарного цикла и трудов каждого из месяцев в средневековых миниатюрах и гравюре эпохи барокко. Об истории и символике средневековых календарей рассказала преподаватель Исторического факультата МГУ, переводчик "Золотой легенды" Якова Ворагинского Ирина Владимировна Кувшинская.


23. Rosa Mundi: путеводитель по алхимическому саду
22.01.2015, РГГУ

«Это приятный и благоухающий сад философов, который дарит пленительный аромат белых и красных роз, что является завершением всей работы философов». Описание из "Молитвенника" Джорджа Рипли – один из многочисленных образов алхимического сада. Придя из трактатов о Великом Делании, он воплотился в литературных произведениях, кинематографе и в реальных садах. Мы познакомились с герметической темой сада-микрокосма, услышали музыкальную фугу из трактата Михаэля Майера "Убегающая Аталанта", посмотрели видео о французском "Саде алхимика" и фрагмент из фильма Даррена Аранофски "Источник". Об истории и символике Сада философов рассказал преподаватель ВГИК, специалист по истории алхимии Сергей Маратович Телегин.

24. Экологическое проектирование в ландшафтной среде
24.02.2015, РГГУ


В семинаре приняли участие коллеги из Франции - Мэтью Гонтье, ландшафтный архитектор, преподаватель Национальной высшей ландшафтной школы Версаль/Марсель), Иван Занчевский, архитектор, художник. Авторы много лет работают вместе над проектами во Франции и других странах мира, в том числе, в России, являются постоянными участниками фестиваля «Архстояние».


25. Земные цветы небесного сада. Встреча на выставке
16.04.2015, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

На весенней выставке Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства представлены самые разные предметы русского прикладного искусства – от ситцевой набойки до изысканной вазы модерна, от лаковой шкатулки до ажурной шали. Объединяет их вечная тема – букет цветов, который не так прост, как иногда кажется. Изначальный смысл цветочного декора связан с символами прекрасного цветущего луга и иного, лучшего мира. В каждом изображенном цветке живет частица этого символа. Мы прошли по залам выставки в поисках того небесного сада, отголоском которого стали цветы, живущие в земных предметах, увидели разные способы оформления вещей цветочными мотивами, их бытование в разных стилях и вариациях творческой фантазии. Участники встречи получили возможность по-новому взглянуть на свой домашний музей цветочного декора – жостовские подносы, гжельский фаянс, старинные коробочки и веера. Встречу провел профессор Российского государственного гуманитарного университета, автор сайта "Сады и время" (www.gardenhistory.ru) Борис Михайлович Соколов.


26. В моем отечестве да будет вкус Палладиев
20.06.2015, ГМЗ Царицыно


В ГМЗ "Царицыно" и Музее архитектуры открыта выставка, которая шла к нам более десяти лет и до Москвы была показана в венецианском музее Коррер. Палладио и Россия – словосочетание, наполняющееся конкретным смыслом при изучении проектов Казакова и Кваренги, Жолтовского и Щусева, пейзажей Борисова-Мусатова и Кандинского, представленных в экспозиции. Впервые показаны оригиналы иллюстраций к переводу книги Андреа Палладио, выполненному Николаем Александровичем Львовым. Именно он, создатель усадеб Введенское и Знаменское-Раек, написал: "В моем отечестве да будет вкус Палладиев!" Встречу провели заместитель директора по научной работе ГМЗ "Царицыно" Ольга Владимировна Докучаева и профессор Российского государственного гуманитарного университета Борис Михайлович Соколов.


27. Воображаемый Китай
16.01.2016, ГМЗ "Царицыно"

Выставка "Воображаемый Восток. Китай по-русски" посвящена не Китаю, а образу Китая в русской культуре - от коллекций редкостей и печных изразцов до проектов Шехтеля и Нарбута. Разнообразное и полнокровное искусство XVIII - ХХ веков представлено в сочном и эффектном оформлении художника выставки Юлии Наполовой. Встречу провела куратор выставки, научный сотрудник музея-заповедника "Царицыно" Ольга Александровна Соснина.


28. Гений места в пейзажных парках Британии и России: Александр Поуп, Томас Вейтли и Екатерина II
25.01.2016, Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

В докладе на широком историческом материале показывается история создания "английского" пейзажного стиля, начинавшаяся в круге английских интеллектуалов и землевладельцев, куда входили творец палладианского герцог Бёрлингтон, "садовый художник" Уильям Кент и поэт Александр Поуп. Среди их созданий - первые в мире пейзажные парки в Чизике и Раушеме, грандиозный ансамбль Стоу и "Послание" Поупа со знаменитыми словами "Consult the Genius of the place in all" - "Пусть гений места даст тебе совет". Теория английского стиля, которая приобрела популярность благодаря книге Томаса Вейтли "Замечания о современном садоводстве" (1770), и образцовый парк в Стоу были главными источниками вдохновения для Екатерины II во время создания пейзажного мира Царского Села. О судьбе задуманного императрицей, но так и не изданного перевода книги Вейтли, о новой сенсационной публикации - альбоме английских пейзажных гравюр из личного собрания Екатерины (ГМЗ "Царское Село"), а также о трех будущих проектах - полном издании трактата Вейтли, монографии "Пейзажный стиль в садовом искусстве Европы и России XVIII – XIX веков" и выставке "Пейзажный парк в Европе и России" (ГМЗ "Царицыно, 2017 год) рассказал профессор Российского государственного гуманитарного университета, член Правления Общества изучения русской усадьбы Борис Михайлович Соколов.

29. Увеселительные сады Серебряного века
26.02.2016, РГГУ


"По вечерам над ресторанами // Горячий воздух дик и глух…". Герой стихотворения Блока встретился с Незнакомкой в увеселительной местности Озерки, под Петербургом, 24 апреля 1906 года. А что такое – увеселительная местность, парк, сад, как они были устроены, кто, кого и чем привлекал в "летние эдемы" больших городов? Расцвет увеселительных садов в России приходится на 1890-1910-е годы, эпоху буржуазных вкусов и идеалистических порывов, наивной экзотики и художественных свершений. Галерея садовых антрепренеров, художников, артистов простирается от "московского американца" Федора Федоровича Томаса до архитектора и декоратора Франца Осиповича Шехтеля. Под шелухой диковинных вывесок – ""Альгамбра", "Помпей", "Летний Фарс", "Кинь-Грусть", "Фоли-Бержер" - скрывались и коммерческие страсти, и дебюты будущих звезд, а в горячечной атмосфере кафе-шантанов возникали образы Блока, Сомова, Сапунова и Судейкина. Об устройстве увеселительных садов Санкт-Петербурга и Москвы, об их владельцах, артистах и посетителях рассказала специалист в области рекреационной культуры России конца XIX - начала ХХ века, преподаватель Высшей школы экономики, аспирант Исторического факультета МГУ Светлана Александровна Рябова

30. Русская усадьба в фотографиях 1860 - 1920-х годов
15.04.2016, Государственный Исторический музей

В Государственном Историческом музее прошла замечательная выставка под названием «"Глазами памяти". Образ русской усадьбы в фотографии. 1860–1920-е». На ней представлено 170 работ из собрания Исторического музея, дополненные фотографиями Мультимедиа Арт Музея и Музея архитектуры имени А.В. Щусева. В этих фотоснимках оживают дворцы, парки и образы усадебной жизни Остафьева, Архангельского, Ильинского, Поречья, Марфина и многих других дворянских и купеческих гнезд России. Сюжеты разнообразны: архитектура, жанровые сценки (пикники, катание на лодке, пешие прогулки), портреты слуг и гостей, личные комнаты, уголки парка и окрестностей. О произведениях и мастерах русской усадебной фотографии, о замысле  и подготовке выставки рассказала ее куратор, старший научный сотрудник Государственного Исторического музея Анастасия Олеговна Васильченко.


31. Влахернское-Кузьминки. Искусство пейзажного парка
01.06.2017, Музей русской усадебной культуры, усадьба Кузьминки

Музей русской усадебной культуры провел презентацию летней мультимедийной выставки, посвященной садовому искусству и архитектурно-парковому ансамблю Кузьминки (30.05 -10.09). Усадьба, созданная по проекту Доменико Жилярди, была одной из достопримечательностей ближнего Подмосковья. Белоснежные постройки в стиле ампир отражались в зеркальных прудах, за главным домом стояла Колоннада, сквозь которую сияло небо, над протоками стояли каменные и чугунные мостики. В 1930-е годы ансамбль Кузьминок понес тяжелые утраты - было уничтожено чугунное убранство парка, разрушены почти все малые постройки. Музей русской усадьбы предожил более внимательно посмотреть на былую красоту этой усадьбы, сопоставляя ее с другими шедеврами паркового искусства Европы и России, обсудить перспективы возрождения этого великого ансамбля.
На выставке представлено более семидесяти фотографий Бориса Соколова (РГГУ / ГМЗ "Царицыно" / проект "Сады и время"), которые отражают весь спектр садового искусства разных эпох - от Версаля до Живерни, от Боболи до Стоурхеда, от Павловска до Кузьминок. В зале реконструированы малые формы Кузьминского парка, показана топография усадьбы, запечатленная в видовых сценах Иоганна Рауха, демонстрируется видеофильм о лучших образцах садового искусства. Экскурсию провел куратор и автор выставки Борис Михайлович Соколов.

32. "Английский" парк в Европе и России
24.06.2017, ГМЗ Царицыно

Новый стиль садоводства, который называли "пейзажным" и "живописным", возник в Англии в начале XVIII столетия и распространился по всему миру. "Английский парк" - прекрасный пейзаж, в который включены дом и сад, пастбища, поля и огороды, павильоны и дальние виды. Так устроены парки Стоу и Эрменонвиля, Верлица и Павловска, Остафьева и Кузьминок. На выставке ГМЗ "Царицыно" под названием "Садовый спектакль: Искусство пейзажного парка в Европе и России" представлены 350 экспонатов по истории садового искусства Англии, Западной Европы и России из 20 музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Мы познакомились с изображениями английских усадеб из собрания Екатерины II, с французскими и немецкими вариантами "английского стиля", с российскими ансамблями, созданными британскими садовниками - от Царского Села до Царицына. Мы увидим  видеофильмы по пейзажам Стоу и Царского Села, пройдем сквозь перспективную галерею с изображениями парка в Богородицке, прочтем автографы Екатерины II, Фридриха Вильгельма IV, Александра I и Николая Львова. Экскурсию провел Борис Михайлович Соколов, куратор выставки, профессор РГГУ, автор проекта "Сады и время" (www.gardenhistory.ru).


33. Аристарх Лентулов: пейзаж цветовых звуков
28.06.2017, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Аристарх Васильевич Лентулов (1882 - 1943), один из мастеров объединения "Бубновый валет", стоял у истоков московского авангарда. Авангарда яркого, озорного, даже лихого - но при этом сложного, богатого и полного творческих сил. Лентулова помнят как автора огромных живописных панно с видами Москвы. Однако его система была основана на глубоком анализе формы, на тщательном изучении Сезанна и кубизма. А потом он отправится в собственный мир, где звуки плывут по воздуху словно цветные шары, где у собак и женщин загадочные золотые глаза, где силуэт храма отслаивается от самого храма и плывет в космическом небе. После революции Лентулов уходит от больших, но неподвижных картин к картинам живым и объемным - в театр. Выставка"Мистерия-буфф Аристарха Лентулова" в музее имени Бахрушина собрала и театральные, и живописные, и графические работы художника. Экскурсию провел Борис Михайлович Соколов, профессор РГГУ, автор книги "Василий Кандинский. Эпоха Великой Духовности".

34. "Сады и время" - 10 лет проекту
16.02.2018, РГГУ

12 февраля 2008 года начал свою работу интернет-портал "Сады и время: 5000 лет ландшафтного искусства" (www.gardenhistory.ru), созданный профессором РГГУ Б. М. Соколовым и его коллегами. За десять лет работы проекта проведено более двадцати экспедиций, десять научных конференций, тридцать четыре встречи семинара "История культурного ландшафта", прочитаны курсы лекций в РГГУ, МАРХИ, ГНИМА, проходит серия выставок в музее-заповеднике "Царицыно". Встречу открыл доклад Б. М. Соколова "Сады ХХ и XXI века - между прошлым и будущим", в котором анализируется "история современности" ландшафтного искусства, затем были подведены итоги десятилетней работы и обсуждены планы на будущее.


36. Воображаемые миры на реальных картах: история «рая на земле»
21.03.2018, РГГУ


В начале истории рая - «страна счастливой охоты», Элизиум и сады Гесперид, Валгалла и Эдем. Затем возникли народные рассказы о земле всеобщего изобилия с молочными реками и кисельными берегами, о царстве пресвитера Иоанна, социальные трактаты Томаса Мора и Франсуа Фурье. Рай на земле многие пытались найти: одни, как святой Брендан, Марко Поло, Афанасий Никитин, Христофор Колумб, Жак Картье, отправлялись в реальное путешествие, другие – как безымянный автор фаблио «Страна Кокань», немецкий миннезингер Ганс Сакс, Франсуа Рабле – сочиняли литературные фантазии на темы «земли обетованной». Ученые создавали карты, на которых можно было найти Рай и Ад, воображаемые острова и страны. О преемственности представлений о «мире ином» от античности до Нового времени, о поиске и картографии рая на земле рассказывала кандидат географических наук Елизавета Викторовна Мирошникова


37. Танцы с природой от Заратустры до паркура
27.03.2018


В начале ХХ века новый танец противопоставил себя балету как движение «свободное» и «естественное». Вдохновляясь поэтическими высказываниями Ницше о пляске на зеленых лугах, Айседора Дункан, Рудольф Лабан и их последователи проповедовали раскрепощение тела, создавали школы и колонии, в которых танец на природе был образом жизни и новой религией. Идею близости к природе возродили не только современные танцовщики - они проявляются в практике паркура и танца site-specific. Среди тем доклада - «месса Солнцу» Р. Лабана, «планетарный танец» А. Халприн, перформансы Т. Браун, работы М. Нагайчук (Москва) и Е. Жариновой (Екатеринбург). Об истории и современном потенциале танцев с природой рассказала кандидат психологических наук, сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, автор книг «Свободное движение и пластический танец в России» (2012) и «Шестое чувство авангарда: танец, движение и кинестезия в жизни поэтов и художников» (2014, 2016) Ирина Евгеньевна Сироткина


38. Цветы в зеркале искусства
30.06.2018, ГМЗ Царицыно

Кураторская экскурсия по выставке «Ускользающая красота. Цветы и их образы в декоративном искусстве». Экспозиция уникальна - в оранжерее подобраны растения и их художественные образы, и они меняются в соответствии с временем цветения. Экскурсию ведет куратор выставки Светлана Васильевна Поликарпова.

Выставка «Ускользающая красота. Цветы и их образы в декоративном искусстве» на сайте ГМЗ "Царицыно":
http://tsaritsyno-museum.ru/events/exhibitions/p/uskolzayushhaya-krasota-tsvety-i-ih-obrazy-v-dekorativnom-iskusstve/

39. Страна Синей птицы
18.11.18, МХАТ имени А. М. Горького


В 1908 году в Московском Художественном театре состоялась мировая премьера пьесы Мориса Метерлинка "Синяя птица". Впоследствии автор писал Станиславскому: "Моя жена, восхищенная всем виденным, со слезами восторга рассказала мне о несравненном и гениальном чуде, которое Вы сумели создать из моей скромной поэмы. Я знал, что я обязан Вам многим, но не знал, что обязан Вам всем". Под сказочную музыку Ильи Саца герои попадали в Страну воспоминаний и Царство ночи, в Сады блаженства и Царство будущего. Пейзажи "Синей птицы" были созданы Владимиром Егоровым, замечательным мастером символической сценографии. Семинар прошел во время и после спектакля "Синяя птица", которому исполняется 110 лет. Мы сравнили сценическое прочтение с эскизами Егорова, обсудим феномен "символизма для детей" и способы построения символистского театрального мира. Встречу провел профессор РГГУ Б. М. Соколов.


40. Парк в Богородицке: от замысла к воплощению
19.01.2019, Государственный Исторический музей
 

В Государственном Историческом музее состоялась уникальная выставка "Монумент садов Богородицких". Впервые, после сложной реставрации, были представлены все листы альбома с видами парка, дворца и храма в Богородицке, выполненные Андреем Тимофеевичем Болотовым и его сыном Павлом. Ансамбль создан архитектором Иваном Старовым и ученым-энциклопедистом Болотовым как резиденция князя Алексея Бобринского, но вскоре был покинут, и после долгого забвения возрождается в наши дни. Болотов создавал это парк в ранний период русского пейзажного стиля, и в нем сочетаются черты рококо и "натуральной" системы. Болотов хотел использовать новейшие идеи европейских садоводов, и постарался создать многообразие видов, памятников и построек. Путь от замысла к воплощению и от проекта к альбомным зарисовкам - тема нашей встречи, которая прошла в выставочных залах музея. Ее вели профессор РГГУ, автор проекта "Сады и время" (www.gardenhistory.ru) Борис Михайлович Соколов и куратор выставки, старший научный сотрудник ГИМ Евгений Александрович Лукьянов.

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.