20-22 октября 2011 года в РГГУ состоялась международная научная конференция, посвященная истории садового искусства и культурного ландшафта. В ней участвовало более 40 историков искусства и культуры, хранителей музеев-усадеб, практикующих дизайнеров из пяти стран и пятнадцати регионов России.
Конференция была посвящена персонализированной истории ландшафтного искусства России, Европы и других регионов мира, личному вкладу садовых мастеров, архитекторов, меценатов в создание знаменитых ансамблей и художественных стилей, роли музейных работников, исследователей, педагогов, реставраторов, заказчиков в сохранении и воссоздании ландшафтного наследия.
В информационном письме о задачах конференции говорилось:
"Наша культура не может развиваться без чувства истории, переживания рукотворного ландшафта как художественного послания от людей прошедших эпох. Восприятие сада, усадьбы, парка связано с погружением в историю, и там, где этот процесс остановлен, ландшафт умирает. Задача конференции – сохранение памяти о предшественниках, о создателях и хранителях ландшафтов, творцах научных школ и светлых человеческих отношений".
Конференцию проводила кафедра Всеобщей истории искусств Факультета истории искусства РГГУ, имеющая пятнадцатилетний опыт в преподавании истории ландшафтного искусства для гуманитариев – лекции, семинары, единственный в Рунете тематический портал "Сады и время" (www.gardenhistory.ru). На открытии конференции выступил проректор РГГУ по научной работе Дмитрий Петрович Бак, который, в частности, сказал:
"...У Белы Ахмадулиной есть стихотворение, которое содержит рефрен "Я вышла в сад", повторяющийся неоднократно. И в конце этого стихотворения есть строка, которая этот рефрен как будто отменяет – "Я никуда не выходила". Думаю, этот круг смысла очень ясно говорит о месте, которое садово-парковая культура, ландшафтная культура занимает в европейской, и не только европейской цивилизации на протяжении многих столетий. Это место, где сходится материальное и духовное, навык выращивания растений и навык создания некой новой культурной среды, где происходят очень значимые события, где происходят очень важные встречи, где происходит что-то такое, что частично отменяет жизнь вне сада. ...В нынешнем году мы видим в программе очень разных докладчиков: мы видим исследователей, теоретиков, которые на протяжении многих лет изучают эту культуру, мы видим представителей очень крупных ландшафтных заповедников и музеев России, и, наконец, мы видим представителей тех организаций и компаний, которые занимаются реализацией культурных проектов. ...Встреча теоретиков, практиков и тех, кто работает в смежных областях, я думаю, очень продуктивна. Очень важно, чтобы диалог состоялся и чтобы конференция породила новое направление исследования садово-парковой и ландшафтной культуры и увенчалась конкретными результатами – чтобы новые проекты были инициированы именно в этом диалоге. ...Уверен, что результаты будут опубликованы, и что мы еще не раз встретимся с Вами в стенах РГГУ, чтобы продолжить эту вечную тему".
Декан Факультета истории искусств, директор Музейного центра РГГУ Ирина Викторовна Баканова отметила:
"В прошлом году мы говорили с Юрией Александровичем Ведениным, директором Института природного и культурного наследия, о том, что, к сожалению, культурным ландшафтом сейчас занимаются не слишком много. И Юрий Александрович говорил, что в нашем Университете междисциплинарность могла бы позволить и нашим музейным коллегам, и искусствоведам, и культурологам собраться собраться на едином культурном поле, вокруг этой темы. ...Хотелось бы подчеркнуть, что то, что на протяжении ряда лет вызревало на Кафедре истории искусств, наконец обретет свои рамки, рамки семинара, на который вы можете приходить не дожидаясь объявления очередной конференции на тему культурного ландшафта, в какой бы интерпретации мы ее ни предлагали. И мне кажется, что это очень важно – такое последовательное развитие научных усилий и нашей кафедры, и тех, кто так замечательно откликается на наши инициативы".
Заведующая Кафедрой всеобщей истории искусств Красимира Любеновна Лукичева остановилась на перспективах ландшафтной темы:
"Мы все очень надеемся, что сегодняшнее открытие положит начало длительной череде научных мероприятий – в виде конференций и постоянно действующих семинаров, потому что тема этого достойна, это одна из самых прекрасных тем, которые есть в гуманитарной сфере. Она сама по себе имеет глубокое гуманитарное содержание, находится на стыке таких наук, как история искусства и просто история, и многих других, и поэтому возникает столь интересное и насыщенное междисциплинарное поле. Очень радует, что уже сейчас на нашем форуме встретятся теоретики и практики. Думаю, что будет очень интересный обмен мнениями, все это получит достойное завершение в виде публикации выступлений и, самое главное, получит достойное продолжение в дальнейшем..."
Приятной неожиданностью при открытии конференции стал недостаток места в аудитории – так много было гостей, коллег, студентов. Плотным был и график выступлений – Оргкомитет принимал все заявки, поскольку общение специалистов разного профиля было нашей важнейшей целью. Регламент выступлений – до 30 минут на доклад и до 15 минут на сообщение – себя оправдал. К тому же он помог тем, кто делал заявку, сориентироваться в жанре будущего выступления. В нашей научной культуре рамки и форма доклада – больное место, но здесь никто (за исключением автора этого отчета) не сбивался на протяженный лекционный рассказ. Оправдала себя и "машина регламента" – программа по отсчету времени, запущенная на смартфоне и издававшая предупредительные звонки. Такое напоминание мешает гораздо меньше, и ориентирует гораздо лучше, чем призывы ведущего.
В течение трех дней состоялось 41 выступление (28 докладов и 13 сообщений). Диапазон возрастов и профессий был поистине широким! Хочется особенно отметить сообщение самого юного докладчика – Людмилы Лобачевой, аспирантки из Вятки, которая после конференции отправилась на знакомство с музеями и библиотеками Москвы. Мы объединили доклады в три тематических круга: "Эпохи и люди", "Культурные ландшафты" и "Традиции и современность". Первый был ближе к истории культуры, второй – к анализу памятника, третий – к теме памяти и преемственности.
20 октября, четверг
ЭПОХИ И ЛЮДИ
Соколов Борис Михайлович (РГГУ, Факультет истории искусства, кафедра Всеобщей истории искусств). "Сады моей души": образ создателя, владельца и посетителя в садовых ансамблях Европы и России (доклад)
Обзорный доклад касался ситуации и системы отображения личности в саду – демонстрация власти, вкуса, просвещенности у владельцев, творческий размах и стилистических поиски у авторов, вовлечение посетителя в садовую среду и побуждение к сопереживанию при помощи литературных, ландшафтных и живописных средств.
Лиманская Людмила Юрьевна (РГГУ, Факультет истории искусства, кафедра Всеобщей истории искусств). Образы древнего Рима в картографии XVI века (доклад)
Увлекательный исторический материал, на основе которого Людмила Юрьевна готовит большую монографию, – топографические представления людей Ренессанса о мире и его чудесах на примере Вечного города. В докладе было рассказано о взаимосвязях картографов, архитекторов и художников, видное место среди которых занимают Альберти и Рафаэль.
Карпенко Елена Константиновна (Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"). Сад божественной мудрости в трактате Бернара Палисси "Истинный рецепт" (1563) (доклад)
Историк философии по образованию, Елена Константиновна давно заинтересовалась "пишущим художником" XVI века – знаменитым французским керамистом Бернаром Палисси. Он известен не только своими фигурными блюдами, но и эзотерическим трактатом "Истинный рецепт". Трактат часто упоминается историками садов, потому что содержит подробное описание сада духовного посвящения, в котором видное место отведено гротам-"кабинетам". Е.К. Карпенко, которой принадлежит честь перевода текста Палисси на русский язык, сосредоточилась на программе и смысле того "обогащения", который автор обещал "всем людям Франции".
Корндорф Анна Сергеевна (Государственный институт искусствознания). От Дворца Солнца к Хрустальному дворцу: садовые оранжереи и возникновение стеклянной архитектуры (сообщение)
Специалист по старинному театру, Анна Сергеевна Корндорф готовит к изданию книгу, посвященную сценическим и садовым Храмам Солнца. Доклад является продолжением темы: в нем прослежен путь от оранжерей и их мистической роли – хранилища яблок Гесперид, до стеклянной архитектуры XIX столетия, окутанной символами и утопическими идеями.
Балашова Лада Сергеевна (Университет Эссекса, Великобритания). Политический символизм английского пейзажного парка эпохи Просвещения (доклад)
Дорогой гость, принадлежащий и к российской, и к британской научной школе – Лада Сергеевна приехала из Университета Эссекса, чтобы сделать детальный и очень насыщенный доклад о роли политических пристрастий в истории пейзажного стиля Англии XVIII века. Мне этот материал известен не по наслышке, однако такой интересной картины, построенной на конкретных образах пейзажных парков, и я не ожидал.
Кареева Наталия Дмитриевна (Государственный Русский музей). Сады Петра I – портрет монарха (доклад)
Сотрудник отдела Русского музея, связанного с изучением и реконструкцией Летнего сада, Наталья Дмитриевна Кареева предложила нам анализ садовых пристрастий Петра I, проследила череду его ландшафтных проектов, связав историю с реконструированными частями Летнего сада петровского времени.
Аронова Алла Александровна (РГГУ, Факультет истории искусства, кафедра Всеобщей истории искусств). Огненные сады Елизаветы Петровны (доклад)
Алла Александровна – известный специалист в области архитектурной истории XVIII века в России. На этот раз она показала часть своей работы о придворных фейерверках и их развитии (вернее, упрощении) во второй половине столетия. Доклад был насыщен историческими реалиями и вызвал ряд заинтересованных вопросов.
Веселова Александра Юрьевна (Институт русской литературы (Пушкинский Дом). А.Т. Болотов как теоретик и практик русского садово-паркового искусства (доклад)
Многие историки и литературоведы в нашей стране, включая поэта Александра Блока, так или иначе занимались литературным или садовым наследием Андрея Тимофеевича Болотова. Но только Александра Юрьевна решила довести до конца публикацию его текстов (предполагается издание дополнительной части его мемуаров) и проанализировать его ландшафтные идеи. В докладе была подытожена теоретическая сторона садовых сочинений и работ Болотова, разделены бытовые и творческие вопросы садоводства, которые в "Экономическом магазине" предстают в колоритной смеси.
Епаринова Екатерина Сергеевна (ГМЗ "Царское Село"). Цветочный ассортимент Царскосельских садов XVIII века (сообщение)
Екатерина Сергеевна, молодой сотрудник ландшафтного отдела ГМЗ "Царское Село", рассказала об исторических материалах, которые помогают представить себе цветочное украшение парка эпохи Екатерины II. Сосредоточившись на районе Камероновой галереи (Собственный и Фрейлинский садик), Е.С. Епаринова показала смену планировки и ассортимента растений. Интерес коллег вызвала информация о том, что эти участки засаживаются согласно реставрационному проекту 1956 года, воссоздающему состояние сада после окончательной перепланировки 1820-х годов. Сообщение интересно еще и потому, что описывает более раннюю ситуацию, которой в нынешнем Царском Селе мы не видим.
Кондакова Мария Дмитриевна ("Московский музей-усадьба Останкино"). Cад-театр и театр в саду в русском искусстве XVIII века (доклад)
Несмотря на известность Останкина и регулярные спектакли в его дворце-театре, исторические материалы и книги об этом музее-усадьбе давно не издавались. Мария Дмитриевна сделала подробный и содержательный доклад о садовых театрах и театральности в саду, вводя Останкинский ансамбль в широкий и увлекательный контекст русского Просвещения.
Федорова Валентина Владимировна (ГМЗ "Гатчина"). О влиянии на Гатчину впечатлений от посещения графом Северным Шантийи: новые материалы (сообщение).
В сообщении, посвященном европейским впечатлениям "графа и графини Северных" (Павла Петровича и Марии Федоровны), были еще раз прослежены и уточнены соответствия между ландшафтами Шантийи и Гатчины, показаны близкие архитектурные решения (остров Любви и павильон Венеры).
Баранов Дмитрий Алексеевич (ООО "Зеленая стрела", Санкт-Петербург). О развитии ландшафтного и культурно-исторического туризма в Санкт-Петербурге: опыт реализации авторского проекта "Зеленая стрела" (доклад)
В нашей стране ландшафтно-садовый туризм пока не слишком развит – поездки нескольких ландшафтных школ и немногочисленные предложения туристических фирм. Яркое исключение – работа Дмитрия Алексеевича Баранова и его коллег над программами путешествий и творческих встреч. Интересен опыт организации поездок с элементами игры, встреч с садовниками и владельцами замков, обмена опытом. На нашу конференцию Д.А. Баранов приехал всего один день по веской причине – через несколько дней в "Зеленой стреле" состоялись мастер-классы знаменитого ландшафтного архитектора из Англии Джона Брукса.
21 октября, пятница
Ефимов Михаил Витальевич, Мошник Юлия Игоревна (ГМЗ "Парк Монрепо"). Начало истории парка Монрепо: “Шарлоттенталь” Петра Ступишина (доклад)
Скальный парк "Морепо" – уникальный, но отдаленный памятник ланадшафтного искусства романтизма. Наши коллеги из научного отдела музея-заповедника в последние годы выпустили целых три книги, привлекющие к Монрепо внимание историков и посетителей. На этот раз темой была избрана история основания усадьбы – хозяйственные и художественные решения коменданта Выборга, первый план, постройки и виды парка.
Долгих Елена Владимировна (РГГУ, Факультет истории искусства, кафедра Всеобщей истории искусств). Пейзажи в русском гравированном стекле (доклад)
Елена Владимировна Долгих, крупнейший историк декоративно-прикладных искусств России, предложила неожиданную тему – сады и пейзажи в гравировках на стекле. И здесь оказала свое влияние эволюция вкусов и стилей, и здесь общие декоративные схемы перемежались яркими, содержательными образами.
Штиглиц Елена Олеговна (Государственный Русский музей). Карл Росси – великий "реформатор" садов (сообщение)
Ландшафтный архитектор всех садов Русского музея, человек, которому мы обязаны обновленным, сияющим красотой Михайловским садом, Елена Олеговна Штиглиц сделала доклад, обобщающий исследования садов и парков, чьи проекты созданы Карлом Ивановичем Росси. Историческая работа, ведущаяся практиком реставрации, всегда очень интересна, а в данном случае рассказ тесно связан с осуществленными и проектируемыми реставрационными работами.
Перфильева Людмила Александровна (Институт "Спецпроектреставрация"). "Английский сад" поэта-романтика П.А. Вяземского в Остафьеве (доклад)
Людмила Александровна, много лет совмещающая историко-реставрационную профессию с бескорыстной работой в Обществе изучения русской усадьбы, сделала доклад не только о вариантах исторической планировки "Русского Парнаса", но и об огромной проблеме, даже опасности, которая над ним нависла. Пользуясь возможностями "юбилейного" финансирования, администрация музея-заповедника всеми силами стремится построить в Остафьеве то, чего там никогда не было – павильоны, ландшафтные фантазии из планов первой половины XIX столетия. Обсуждение было бурным, и мы рассчитываем на его продолжение в ОИРУ и официальных инстанциях.
Пащинская Ирина Олеговна (ГМЗ "Петергоф"). Иллюминации в Нижнем парке Петергофа в первой половине XIX века. Заказчики, создатели, зрители (доклад).
Хранитель и соавтор проекта реставрации райского уголка Петергофа, Царицына и Ольгина островов, Ирина Олеговна Пащинская известна как вдумчивый, кропотливый историк ландшафтного искусства, причем не только России. Ее доклад подробно осветил тему праздничной среды в Петергофе эпох Александра I и Николая I. В это время, как сообщают многочисленные источники, место фейерверков в парках Петергофа заняли богатые иллюминации, имевшие свои правила и выразительные средства. Приведенные в докдаде мемуары и свидетельства произвели на слушателей сильный эффект присутствия.
Городнянский Андрей Вадимович (ГМЗ "Абрамцево"). Абрамцевские садовники: профессионалы и дилетанты (доклад).
Андрей Вадимович Городнянский, который несколько лет работал в архивах Абрамцева и Москвы, готовит к выпуску иллюстрированную книгу об истории парка в Абрамцеве. Он рассказал о личностях, которые создавали пейзаж знаменитой, но довольно скромной усадьбы Аксаковых-Мамонтовых – владельцах, жителях Абрамцева, садовниках и художниках.
Нащокина Мария Владимировна (НИИТИАГ). Творчество Георга Куфальдта (1853-1938) (доклад).
На научных чтениях бывают доклады, которые хочется назвать монографией – первое полное исследование исторической темы или творческой личности. Таким конспектом книги было выступление Марии Владимировны Нащокиной о забытом, но внесшем в огромный вклад в нашу ландшафтную культуру человеке. Георг Куфальд, приехавший в Россию из Германии, создал десятки садов и ландшафтных объектов, от всероссийских выставок до усадьбы Муромцево, от Царского парка в Дагомысе до Лесного кладбища в Риге. Доклад был выслушан с большим интересом и вызвал множество откликов.
Веселова София Сергеевна (Кафедра истории Отечественного искусства Исторического факультета МГУ). Садоводство Ф.Ф. Ноева и садовая культура в Москве конца XIX века (доклад)
София Сергеевна Веселова – искусствовед, преподающий в МГУ, и одновременно практикующий ландшафтник – готовит к защите диссертацию о зимних садах и оранжереях. На конференции она представила только что вышедшую книгу на эту тему. Но доклад ее был посвящен исторической, причем фигуре, для Москвы рубежа веков известнейшей и даже пресловутой. Федор Федорович Ноев не только держал образцовое садовое хозяйство на Мамоновой ("Ноевой") даче на Воробьевых горах, но и всеми средствами поднимал культуру декоративного садоводства в Москве и за ее пределами. В историческом очерке С.С. Веселовой было подробно рассказано о самом заметном общественном проекте Ноева – цветочной выставке в Москве 1886 года. Пышный цвет садовой темы в творчестве русских символистов был обеспечен высокотоварным производством мощных столичных фирм, ведущее место среди которых занимало "Садоводство Ф.Ф. Ноева". В завершение своего доклада София Сергеевна напомнила о красочном факте – когда Николаю Рябушинскому для банкета "Золотого Руна" понадобилось сорок тысяч ландышей в январе, их доставила фирма Федора Ноева.
Арбатская Юта Ярославна (Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник). Розы Николая Даниловича Костецкого (1873-1948) в Крыму и за его пределами (доклад)
Юта Ярославовна Арбатская, ныне хранитель Воронцовского парка, долгие годы связанная с Никитским ботаническим садом, открыла нам, как и Мария Владимировна Нащокина, целый мир забытой, но драгоценной творческой личности. Николай Костецкий, получивший отличное садоводческое образование, он с молодых лет состоял в революционных кружках, что кончилось для него запретом на образование и удивительными путешествиями от русской эмигрантской общины в Аргентине до окопов Первой Мировой войны под Реймсом. Его главным делом стало разведение и селекция роз, которое он начал в Ницце и продожил в Никитском саду. В период репрессий Костецкий скитался по Советскому Союзу, однако смог вернуться в свой главнй сад и работал там до послевоенного времени. Юта Арбатская и Константин Вихляев, настоящие охотники за историческими сортами роз, обнаружили сорта Костецкого, исчезнувшие на родине, в одном из немецких питомников и теперь надеются вернуть их в Крым.
Геташвили Нина Викторовна (Российская академия живописи, ваяния и зодчества). Порт Льигат – "ментальный пейзаж" Сальвадора Дали (доклад)
В понятие "культурный ландшафт" часто включают не только сады и возделанные территории, но и природные уголки, породившими ноые явления культуры и искусства. Об одном из таких уголков, трудно достижимых даже для путешественника по Испании, рассказала Нина Викторовна Геташвили. Льигат – пустынный берег со странными скалами и памятное место уединения – стал одной из отправных точек фантазий Сальвадора Дали. В докладе было рассказано о реальном пейзажи и истории этого места вместе с "ментальным пейзажем" Порта Льигат, как называл свои сюрреалистические образы сам Дали.
Забелина Елена Владимировна (МАРХИ). Сады на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году (доклад)
В истории европейского и русского авангарда парижская выставка 1925 года очень известна – там появились программные постройки Мельникова и Корбюзье. Молодой историк архитектуры, автор книги о современных садовых стилях Елена Владимировна Забелина сосредоточилась на садовых и оптико-ландшафтных экспериментах на этой экспозиции. Главным героем стал "Сад воды и света" Габриэля Гуэврикиана, стоящий между стилистикой ар-деко и поисками Делоне и Мондриана. Этот эфемерный объект произвел большое впечатление, и вслед за ним возник существующий и сегодня, уникальный по дизайну сад Виллы Ноай. В докладе были проанализованы исторические материалы и сделана заявка на дальнейшее исследование этой темы садов европейского авангарда.
КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ
Тарас Виктория Ярославовна (Институт этнографии Академии наук Украины, Львов). Монастырские сады Галиции Х - XIX вв.: история и ландшафтная культура (доклад)
Мы досадно мало знаем о ландашфтных исследованиях на Украине, имеющей в прошлом столь богатые садовые и историко-рестврационные традиции. Виктория Ярославовна Тарас представила материалы огромной и многолетней работы над историей и систематизацией сведений по монастырским садам Галиции, региона, традиционно связанного с жизнью католических орденов. В докладе исторические планы и описания были связаны с современным состоянием памятников. Доклад был подготовлен на основе большой монографии, изданной Институтом этнографии во Львове, и вызвал не только вопросы, но и отклики коллег, благодарных Виктории Ярославовне за столь большой труд.
Цветкова Елена Викторовна (Музей-заповедник "Щелыково"). Земля Островского. Щелыково и его владельцы (сообщение)
Сотрудник и активный пропагандист музея-заповедника "Щелыково" Елена Викторовна Цветкова не первый раз выступает на ландшафтных конференциях Москвы. Ее сообщение было посвящено создателям сада и парка, истории усадьбы через личности ее владельцев – семейства Кутузовых, а затем Островских.
Бороздина Анжелика Анатольевна (ООО "Тюменский дизайн-центр"). Тюменский Александровский Загородный сад (сообщение).
Анжелика Анатольевна – не только практикующий дизайнер, но и человек, неравнодушный к истории своего города. Ее тема – история и нынешняя судьба одного из главных городских парков Тюмени. Основание Загородного сада относится к 1838 году, а Александровским он назван в память визита в Тюмень цесаревича, впоследствии императора Александра II. Во второй половине XIX века там проводились выставки и праздники, позднее сад был запущен и вновь ожил во время расширения города в начале ХХ столетия. В сообщении были приведены сведения о торгах на благоустройство сада в предреволюцонные годы и о его "детском" бытовании в советское время. В настоящее время Загородный сад, который едва не погиб в результате прокладки магистралей, превратился в образец современного ландшафтного дизайна, но сохранил в своей планировке часть ландшафтного прошлого Тюмени.
Лобачева Людмила Александровна (ВятГУ, Гуманитарный факультет). Анатолий Павлович Юферев (1895-1974) и ландшафтная среда города Кирова 1930-1960 годов (сообщение)
Людмила Александровна рассказала о садовнике-энтузиасте Кирова предвоенных и послевоенных времен А.П. Юфереве, самым заметным произведением которого стала цветочная "Ваза мира" высотой девять метров (1952). Юферев был также известным в городе коллекционером, и в нашем зале оказался человек, который встречался с ним лично. Участники конференции пожелали юной исследовательнице успешного продолжения работы над ландшафтной историей Вятки-Кирова.
22 сентября, суббота
Кувшинская Ирина Владимировна (МГУ, Исторический факультет, Кафедра древних языков). Регулярный сад при католическом храме Немецкой слободы в Москве на рубеже XVII – XVIII веков (доклад)
Доклад Ирины Владимировны Кувшинской – яркий пример содружества разных профессий в воссоздании ландшафтной истории. Занимаясь историей преподавания древних языков в Москве, докладчица обнаружила ясный и подробный план сада при католической школе в Немецкой слободе петровского времени. Он был разделен на декоративную, хозяйственную и школьную части, имел перголу и регулярную планировку.
Абрамова Ирина Александровна (главный специалист ООО "Стройтехнология"). Старокирочный переулок в Москве: сады и время (сообщение)
В продолжение доклада И.В. Кувшинской Ирина Александровна сделала сообщение о топографии Кирочного переулка в петровское время, сообщила об архитектурных обследованиях этого уголка Москвы, сделанных в разное время, и о современном состоянии этой урбанизированной зоны.
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Голосова Елена Владимировна (ГБС РАН). Трансформация классического китайского сада в ХХ веке (доклад)
Известный ландшафтный архитектор, автор книги и лекционных курсов о садовом искусстве Дальнего Востока, Елена Владимировна Голосова остановилась на современном состоянии традиционных китайских садов. В своих многочисленных поездках по Китаю докладчица заметила новую и печальную тенденцию – с одной стороны, маленькие "философские" сады страдают от растущей экскурсионной нагрузки, с другой – их дополняют и украшают современными элементами ландшафтного дизайна, открытыми газонами, цветниками, бетонными вставками, яркими растениями, вертикальным озеленением, которое искажает облик классических памятников. На вопрос о том, где можно видеть нетронутые китайские сады классической традиции, Е.В. Голосова назвала всего одно место – Сад гармонии Лю-Юань в Шанхае.
Коновалова Нина Анатольевна (НИИТИАГ). Современные виды японских садов: трансформации и константы (доклад)
Нина Анатольевна Коновалова, специалист по новейшей архитектуре Японии, посвятила свой доклад малым городским садам. Поскольку в традиции сохраняется этика жизни в крошечном пространстве, сады около и внутри жилища также крайне малы. В докладе были приведены удивительные примеры пространственного решения интерьеров и садов, площадь которых не превышает нескольких квадратных метров.
Шидловская Евгения Вячеславовна (РО Фонд поддержки классической музыки). Бальбоа Парк в Сан-Диего: прошлое и настоящее (сообщение)
Бальбоа Парк – главная ландшафтная достопримечательность города Сан-Диего. По своей градостроительной роли он похож на Центральный парк в Нью-Йорке и Национальный парк в Вашингтоне – общественный парк, окруженный музеями. Но здесь мощную выразительную роль играет "колониальная" архитектура, напоминающая об испанской колонизации Нового Света. В докладе Евгении Вячеславовны Шидловской, прекрасно знакомой с этим памятником, была прослежена история парка, начавшаяся в 1915 году, дана характеристика его восемнадцати музеев, пейзажей и многочисленных ландшафтных аттракционов.
Дьякова Тамара Александровна (Воронежский государственный университет). Лэнд-арт: между искусством и рекламой (сообщение)
В нашей гуманитарной науке лэнд-артом почти не занимаются, оставляя эту актуальную форму искусства кураторам и художественным критикам. Тамара Александровна Дьякова, культуролог по специальности, сделала очень интересный обзор тем и идей лэнд-арта, включив в него самые разные явления западного и отечественного искусства.
Соколов Борис Михайлович (РГГУ, Факультет истории искусства, кафедра Всеобщей истории искусств). "Любовное борение во сне Полифила" (1499) – ренессансный архитектурно-ландшафтный трактат и перспективы его русского издания (сообщение)
Борис Михайлович Соколов выступил в качестве автора перевода из мистического романа о странствиях души ренессансного человека в поисках античной красоты и утраченной любви. Работа над созданием "русского Полифила" была начата в 1996 году, первый фрагмент опубликован в 2005-м, сообщение же было посвящено перспективам полного русского издания книги. С 2009 года к работе над этим шедевром итальянского книжого искусства присоединился Сергей Львович Егоров – энтузиаст изучения раннего книгопечатания и автор нового семейства шрифтов Neacademia, специально предназначенного для издания "русского Полифила". Были показаны русские шрифты, новые буквицы, образцы фигурного набора, воспроизводящие особенности великого оригинала.
Завьялова Надежда Иосифовна (НИИ культурного и природного наследия). Хранители отечественных историко-культурных ландшафтов новейшего времени (доклад)
Среди тех, кто сохраняет для нас сады, парки, просто красивые пейзажи России, много замечательных людей, посвятивших себя не всем заметному делу – реставрационным исследованиям, проектированию, экспертизе, обоснованию охранных зон. Надежда Иосифовна Завьялова, которая мужественно отстаивает от застройки, в частности, чудесный речной пейзаж в Архангельском, рассказала о самых замечательных и самоотверженных "хранителях древностей", об истории их работы, о спасенных красотах.
Дробнич Ольга Арсеньевна (ООО "Парковая реставрация"). Парковая экспедиция Всесоюзного объединения "Леспроект" (1970-2000-е годы): история, проекты, сотрудники (доклад)
Ольга Арсеньевна Дробнич известна всему миру ландшафтной реставрации благодаря ее общественной и профессиональной энергии. Она и ее сотрудники участвовали практически во всех проектах и работах по крупным памятникам от Шахматова до Кускова, а ее стремление объединять и просвещать коллег вылилось в цикл историко-ландшафтных путешествий, в которых довелось участвовать и автору этих строк. В докладе был сделан очерк истории ландшафтной реставрации времени ее расцвета, когда были открыты для посетителей самые известные музеи-усадьбы. Ольга Арсеньевна вспомнила замечательных людей, с которыми ей приходилось работать и встречаться, дала оценку современной ситуации с реставрацией и реконструкцией памятников ландшафтной культуры.
Филиппова Ольга Александровна (Государственный музей-заповедник "Царское Село"). Реставрация Александровского парка: прошлое, настоящее, будущее (доклад).
Ольга Александровна Филиппова, хранитель парков Царского Села, подробно рассказала о ситуации с Александровским парком, о ближайших и перспективынх планах его реставрации. Этот место, формально являющееся музейной территорией, до сих пор не оправилось от разрушений войны и постоянного варварского поведения его посетителей. В последние годы была сильно улучшена ситуация с территорией возле Александровского дворца, спасены от гибели Китайские мосты. Теперь речь идет об очистке и реставрации всей парковой территории, реконструкции горки Парнас. Однако полное приведение парка в "дореволюционное" состояние практически невозможно, а судьба руин Китайского театра остается вопросом будущего.
Ландышева Любовь Васильевна (Всероссийский выставочный центр). Ландшафтная культура и ландшафтная педагогика на ВДНХ-ВВЦ (доклад)
Отдел Любовь Васильевны Ландышевой – прямой наследник прежних, роскошных цветочных ландшафтов ВСХВ. В докладе сделан очерк истории этих ландшафтных работ и выставочных проектов за многие десятилетия, показаны многочисленные фотографии и проектные материалы. К сожалению, современная ситуация пока не внушает оптиизма, поскольку ландшафтные работы на ВВЦ сокращены, а будущие планы по развитию Выставки еще не определились.
Вихляев Константин Анатольевич (Литературное общество им.А.П.Чехова, Ялта), Арбатская Юта Ярославна (Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник). Всемирное движение за сохранение исторического наследия культуры розы (доклад)
Константин Анатольевич совместно с Ютой Ярославовной Арбатской подготовил поразительный отчет о поисках исторических сортов роз и людей, их сохраняющих. Докладчики, несмотря на все трудности, объехали практически весь мир, посещая питомники "старинных " и иных исторических роз на пяти континентах. Огромная польза и культурная роль этой работы была отмечена всеми участниками конференции.
Павлова Вера Александровна (МАРХИ, кафедра "Ландшафтная архитектура"). Ландшафтное проектирование в ХХ-ХХI вв. Достижения и утраты (по материалам учебных проектов кафедры "Ландшафтная архитектура") (доклад)
Мы часто удивляемся ландашфтным новостройкам в наших городах и местах рекреации. Вера Александровна Павлова имела смелость рассказать о проблемах, которые испытывают будущие ландшафтные архитектуры на стадии обучения и подготовки выпускных проектов. Начав с традиций образования, сложившихся в Архитектурном институте к 1960-м годам, докладчица сделала исторический обзор дипломных проектов, их типов и профессионального качества.
Игнатьева Мария Евгеньевна (Шведский Сельскохозяйственный университет, Упсала). Презентация книги "Сады Старого и Нового мира: путешествия ландшафтного архитектора" (сообщение)
Последним на нашей конференции было выступление Марии Евгеньевны Игнатьевой, приехавшей в Москву специально для презентации своей новой книги. Иллюстрированная монография "Сады Старого и Нового мира: путешествия ландшафтного архитектора" – результат путешествий и работы автора во многих странах и университетах мира, от Новой Зеландии до Швеции. Мария Евгеньевна рассказала о замысле книги, представляющей собой серию исторических очерков, показав яркие примеры разных ландшафтных культур. В книге особенно ценен личный опыт всемирного странствия профессионала – практика и историка.
Итогом конференции стало яркое, позитивное общение специалистов разных профессий, объединенных интересом к ландшафтному наследию.
Мы наметили следующие перспективы:
1)
в октябре 2012 года провести научную конференцию РГГУ "Ландшафтная культура мира: сады искусств". Круг тем – искусство в саду, сады и пейзажи в искусстве, ландшафтные художественные ансамбли. Анонс конференции будет распространен в начале 2012 года.
2) подготовить (сбор материалов до 1 февраля 2012 года) и издать
иллюстрированный сборник статей по итогам конференции в Издательском центре РГГУ (конец 2012-2013 год).
3) начать работу
семинара РГГУ "История культурного ландшафта" (1-2 раза в месяц, начало в декабре 2012 года). Тема первого заседания – "Сады и пейзажи Южной Италии (фотоотчет, фильм, обсуждение)". Анонсы будут рассылаться по электронной почте, размещаться на сайте РГГУ и портале "Сады и время".
До новых встреч!
Борис Соколов, 1 ноября 2011 года
Фотографии Пресс-центра РГГУ, Анны Лонской и Бориса Соколова