Борис Соколов. Доклады, выставки, публикации // Список

Борис Михайлович Соколов
www.gardenhistory.ru
gardenhistory @ gmail.com

CV на русском: https://disk.yandex.ru/i/V7uXlaxXkI7A8w

CV in English: https://disk.yandex.ru/i/dS6l4NSPE0CydQ

доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории искусства Факультета истории искусства, член правления Общества изучения русской усадьбы, автор и координатор образовательного проекта "Сады и время: 5000 лет ландшафтного искусства" - www.gardenhistory.ru. 188 публикаций (12 зарубежных), 5 фотовыставок, 22 исследовательских гранта (19 зарубежных), организатор 12 научных конференций.
Сфера интересов – междисциплинарная история искусств, проблемы искусства Европы и России XIX – ХХ веков, творчество В.В. Кандинского, трансформации массовой культуры в XVII – ХХI веках, история ландшафтного искусства Европы, России, США и стран Востока, ландшафтные путешествия и экскурсии, организация научной школы и практической научной деятельности, пейзажная и архитектурная фотография, переводы исторических текстов.


МОНОГРАФИИ И СБОРНИКИ


1.Художественный язык русского лубка, М., Издательский центр РГГУ, 1999. 264 с. Монография
2.Мир народной картинки. Материалы научной конференции "Випперовские чтения – 1997". М.: Прогресс-Традиция, 1999. 398 с. Составление и научная редакция
3.Тема руин в культуре и искусстве. Царицынский научный вестник. Вып. 6. М., 2003. 100 с. Составление и научная редакция
4.Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля: Царицынский научный вестник. Вып.7-8. М., Пробел, 2005, 416 c. Составление и научная редакция
5.Сады и парки. История садов в России: опыт, проблемы, перспективы. Из истории Царицынского парка. Москва: Пробел-2000, 2013. 306 с. Составление и научная редакция
6.Василий Кандинский: Эпоха Великой Духовности. Живопись. Поэзия. Театр. Личность. М: БуксМарт, 2016. 536 с. Монография, издана при поддержке РГНФ
7. Василий Кандинский. Звуки. М: Кучково поле, 2016. Составление, переводы с нем., послесловие
8.Пейзажный парк в Европе и России: от Просвещения к романтизму. М.: Кучково поле, 2017. 300 с. Автор-составитель, научная редакция, натурная фотосъемка
9.Пейзажный парк: три века истории. Сборник научных статей: Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». М., 2017. 224 с. Составление и научная редакция.
10. Сады XX века: символ и реальность. Сборник статей. Науч. ред и сост. Б. М. Соколов. — М.: ГМЗ «Царицыно», 2019. — 280 с. ISBN 978-5-901053-74-4. Составление и научная редакция.
11.Сады Серебряного века. Литература. Живопись. Архитектура / сост. и науч. редакция, натурная фотосъемка Б.М. Соколова. – М.: БуксМАрт, 2022. – 656 с.: ил. 441.

СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ ТЕКСТОВ


1.“Игра с лубком”. Художественная система русской народной гравюры и городской праздничный фольклор” // “Вопросы искусствознания” 4/1994. С. 151-168
2.“Не для почитания образов святых, но для пригожства...”. Икона, “фряжские листы” и ранняя русская ксилография // Герменевтика древнерусской литературы, 7, М., 1994. С. 468-477
3.“Забывшее весь мир аллилуйя...”. Образ Москвы и тема города в творчестве Кандинского 1900-1910-х годов // Вопросы искусствознания, 1-2/1995. С. 431-447
4.“Баба Яга деревяна нога едет с каркарладилом дратитися”: Слово в лубке как символ “письменной” культуры // Живая старина, № 3, 1995. С. 52-55
5.Поэтический альбом В.В. Кандинского “Звуки” и роль книжной формы в создании абстрактного искусства // Книга в пространстве культуры. Тезисы научной конференции. М., 1995. С. 59-62
6.“Великая Эпоха Духовности” и черты христианского апокрифа в эстетической теории В. Кандинского” // “Сотворение мира и начало истории в апокрифической и фольклорной традиции (на материале славянских и еврейских текстов). Тезисы докладов”, М., 1995. С.63-66
7.Остранение и третья культура // Вестник гуманитарной науки, № 1/1996. С. 39-44
8.Картина В. Кандинского “Пестрая жизнь” и мессианизм в русском искусстве начала ХХ-го века // Библия в культуре и искусстве (Випперовские чтения - 1995), М., 1996. С. 217-250
9.Русский Апокалипсис Василия Кандинского // Наше наследие, № 37 (1996). С. 97-108
10.Кандинский В.В. “Куда идет “новое” искусство”: Тексты 1910-1920-х гг. Вступительная статья, подготовка текстов, переводы и комментарии // Наше наследие, № 37 (1996). С. 80-96
11.Кандинский и русская сказка // Живая старина, 1996, № 2. С. 7-11
12.Русская эсхатология в живописи и поэзии В.В. Кандинского 1900-1910-х годов // Терентьевский сборник, 1996. С. 133-150
13.“Кандинский. Звуки. Издание Салона Издебского. 1911”. История и замысел неосуществленного поэтического альбома // Литературное обозрение, № 4/1996. С. 3-41
14.В. Кандинский. “Медленно исчезающее в зеленой траве...”: Стихи. Публикация и перевод с немецкого // Новый мир, № 1/1997. С. 214-218
15.Русская смеховая культура в отражениях народного лубка // Традиционные формы досуга: История и современность, Выпуск 7, М., 1996. С. 159-167
16.Тема “духовного города” в творчестве В. В. Кандинского 1900-1910-х годов // Город и искусство: Субъекты социокультурного диалога, М., 1997. С. 230-241
17.Русский лубок как литературный жанр // Новое литературное обозрение, № 22 (1996). С. 177-201
18.Борьба за лубок в XIX-м веке // Живая старина, №1/1997. С. 13-17
19.“Контрапункт Великого Завтра” и поэтический альбом В.В. Кандинского “Звуки” // Вопросы искусствознания, X (1/1997). С. 397-411
20.“Страх в глубине и предчувствий пороги...”: В. В. Кандинский и теория пророческого искусства // Wiener Slawistischer Almanach, 38 (1996). С. 75-96
21.Синий всадник у подножия Монсальвата: Вагнеровская тема у Кандинского в 1900-1910-х годах // Вопросы искусствознания, XI (2/1997). С. 185-197
22.“Бессмысленно, пестро и даже смешно...”. Цвет как художественное средство русской народной гравюры // Лотмановский сборник 2, М., 1997. С. 39-45
23.Остранение как художественное средство русского народного искусства // Примитив в изобразительном искусстве. Материалы научной конференции ГТГ. 1995, М., 1997. С. 83-98
24.Лубок как художественная система // Вопросы искусствознания XII, (1/1998), c. 342-355
25.Темы Аполлона и Геракла в садовом искусстве // Искусствознание 2/1998. С. 344-358
26.Кандинский – коллекционер русского лубка // Многогранный мир Кандинского, М., 1998. С. 50-71
27.Кандинский как маргинальный художник // Традиции в контексте русской культуры, Череповец, 1997. С. 129-137
28.Контуры “Эпохи Великой Духовности” по литературным текстам В. Кандинского // Новый журнал (Нью-Йорк) 213 (1998). С. 184-204
29.Тезисы о лубке // Живая старина, № 1/1999. С. 27-29
30.В.В. Кандинский. О понимании искусства: Стихотворения и статьи 1910-1920-х годов. Вступительная статья, подготовка текста, перевод и примечания // Знамя, № 2/1999. С. 101-122
31.Zum Stand der russischen Bilderbogenforschung // Arbeitskreis Bild-Druck-Papier: Tagungsband Chemnitz 1997, Bd. 1, Мюнстер, 1999. S. 45-53
32.Лубок как художественная система // Мир народной картинки. Материалы научной конференции "Випперовские чтения – 1997". М., 1999. С. 9-35
33.Объединение "Синий всадник" и народная картинка // Мир народной картинки. Материалы научной конференции "Випперовские чтения – 1997". М., 1999. С. 345-363
34.Поэтический альбом В. В. Кандинского “Звуки”/”Klänge” и проблема культурного двуязычия // Россия и Германия (Випперовские чтения 1996-го года), М., 2000. с. 208-242
35.Язык садовых руин // Arbor mundi / Мировое древо, № 7/2000. С. 73-106
36.Поэзия Мурнау // Наше наследие, № 56, 2000. С. 129-136
37.Перевод и подготовка текстов В.В. Кандинского: "Композиция 4", "Композиция 6", "Картина с белым краем", "Маленькие радости", "Кельнская лекция", "Ступени" // Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. М., Гилея, 2000, Том 1
38.Тема руин у Львова: между Просвещением и романтизмом // Гений вкуса. Тверь, Тверской государственный университет, 2001. С. 135-149
39.Альбом Графа Северного, или Сады Павла I // Наше наследие, № 57, 2001. С. 2-23 (фотосъемка автора)
40.Главы "Живопись итальянского Возрождения", "Города искусства", "Сады и парки", "Садовый алфавит" // Искусство: Большая детская энциклопедия. М., Российское энциклопедическое товарищество, 2001. С. 11-76, 445-542 (фото автора)
41.Садово-парковое искусство // Русское искусство: Иллюстрированная энциклопедия. М., Трилистник, 2001. С. 449-452 (фото автора)
42.Садово-парковое искусство // Иллюстрированный словарь русского искусства. М., Белый город, 2001. С. 407-410 (фото автора)
43.Британская теория пейзажного садоводства и ее место в культуре русского Просвещения // Философский век: Альманах. Выпуск 20. Россия и Британия в эпоху Просвещения. Ч. 2. СПб., 2002. С. 193-213
44.Г. Семирадский и судьба античной темы в русском искусстве конца XIX – начала ХХ-го веков // Творча постать Г. Семирадського у контексті вітчизняної та свiтовой культури. Харьков, 2002. С. 128-136
45.Vasilii Kandinsky and the Theater of Crisis // Experiment (Лос Анджелес), 8, 2002. С. 33-40
46.Мир садов, или Живая книга // Новый Мир искусства” № 6/2002. С. 8-10 (фото автора)
47.Жребий Баженова [рецензия на сборник “В.И. Баженов” серии "Мир художника"] // Наше наследие, № 63-64, 2002. С. 202-203
48.Зеркало России [старинные географические карты из собрания А.Л. Кусакина] // Наше наследие, № 63-64, 2002. С. 34-41
49.Кандинский в Париже: одиночество авангарда // Новый Мир искусства, № 3/2003. С. 24-26
50.Бумажное эхо Японской войны [о выставке лубков, посвященных русско-японской войне] // Новый Мир искусства, № 3/2003. С. 30-31
51.Сады: зеленое каприччо // GEO, № 8/2003. С. 113-121 (фото автора)
52.Успеть до Метрополиса! // Новый Мир искусства, № 4/2003. С. 14-15 (фото автора)
53.Виртуальность – утопия XXI-го века? // Новый Мир искусства, № 5/2003. С. 6-9
54.Мессианские мотивы в творчестве В.В. Кандинского 1900-1920-х годов (живопись, поэзия, театр) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения, М., 2003, 58 с.
55.180 Jahre russische Bilderbogenforschung // Arbeitskreis Bild-Druck-Papier: Tagungsband Bassano 2001. Bd. 6. Muenster, 2003. S. 113-120
56.Английская теория пейзажного парка в XVIII-м столетии и ее русская интерпретация // Искусствознание, 1/2004. С. 157-190
57.Руина как граница культурных миров // Тема руин в культуре и искусстве. Царицынский научный вестник. Вып. 6. М., 2003. С. 7-38 (фото автора)
58.Сатурн и воробей: Судьба и время в европейской садовой скульптуре // Новый Мир искусства, № 4/2004. С. 3-7 (фото автора)
59.Новый Кучук-Кой: "Академия художеств" Якова Евгеньевича Жуковского // Собрание, № 2/2004. С. 96-113 (фото автора)
60.Мистический Кандинский: К истории фантастических интерпретаций // Собрание, № 1/2005. С. 40-51
61.Kandinsky and Messianic Theatre of the Russian Avant-garde // компакт-диск "Violett Seminar", Kunsthogskolen Bergen; интернет-ресурс http://webster.khib.no/studenter/Violett/index.htm
62.Серебряный призрак Большого балета: Фотографии Саши Мановцевой в галерее “М’Арс // Новый Мир искусства, № 2/2005. С. 56-57
63.Музыкальная светопись Борисова-Мусатова // Новый Мир искусства, № 4/2005. С. 5-7
64.“Чистосердечный читатель, рассказ о снах Полифила выслушай...”: Архитектура, эрудиция и неоплатонизм в романе Франческо Колонны // Искусствознание, 2/2005. С. 414-418
65.Ф. Колонна. Любовное борение во сне Полифила [Главы XXI-XXIV. Путешествие на остров Киферу], пер. с итал. и комментарии // Искусствознание, 2/2005. С. 418-472
66.Прощай, великая руина! [о проекте реконструкции Большого дворца в Царицыне] // Новый Мир искусства, № 5/2005. С. 71-74 (фото автора)
67.Черные рисунки Павла Третьякова [Выставка ГТГ “Рисунок в собрании П.М. Третьякова”] // Новый Мир искусства, № 5/2005. С. 83
68.Каменный сад русского модерна // Наше наследие, 75-76/2005. С. 150-165 (фото автора)
69.Садовое пространство: Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география. Вып. 2. М., 2005. С. 360-363
70.Трудный Баженов и пленительный Львов: О типологии творческой личности // Собрание, № 1/2006. С. 16-25 (фото автора)
71.Томас Вейтли и рождение английской теории пейзажного парка // Искусствознание, 1/2006. С. 136-143 (фото автора)
72. Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями. Пер. с англ. и коммент. // Искусствознание, 1/2006. С. 136-185
73.Образ сада в русском искусстве конца XIX – начала ХХ-го века (глава из книги "Сады Серебряного века: Литература. Живопись. Архитектура") // Искусствознание, 2/2006. С. 177-245
74.Садовая литература Европы и России: типология, поэтика, культурный диалог // Литература в диалоге культур – 4. Материалы международной научной конференции. 21-23 сентября 2006 г., Ростов-на-Дону. Ростов-на-Дону, 2006. С. 320-326
75.Томас Вейтли и Екатерина II: у истоков Царскосельской плантомании // Плантомания. Российский вариант. Материалы XII-й Царскосельской научной конференции. СПб., 2006. С. 384-406 (фото автора)
76.Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве. Фрагменты. Пер. с англ. и вступ. статья // Гуманитарная география. Вып. 3. М., 2006. С. 251-269
77.История садово-паркового искусства. Программа курса // Гуманитарная география. Вып. 3. М., 2006. С. 486-508
78.Проект научно-образовательного центра "Культурное пространство сада". Концепция и основные направления работы // Гуманитарная география. Вып. 3. М., 2006. С. 509-523
79.Монрепо на романтической карте мира // Наше наследие, 79-80/2005. С. 22-35 (фото автора)
80.Фотосудьба Александра Родченко // Новый Мир искусства, № 6/2006. С. 16-22
81.Нацпроект “Верю! // Новый Мир искусства, № 1/2007. С. 16-17 (фото автора)
82.Терновый венец Иванова // Новый Мир искусства, № 1/2007. С. 34-35
83.Краткая история мечты о Париже [рец. на кн.: М. Герман. В поисках Парижа или вечное возвращение] // Новый Мир искусства, № 1/2007. С. 69
84.Прогулка по Эрменонвилю: от садовой идиллии Просвещения к пейзажной философии романтизма // Искусствознание, 1-2/2007. С. 343-351 (фото автора)
85.Рене-Луи де Жирарден. О сочинении пейзажей или о средствах украсить природу вокруг своего жилища, сочетая приятное с полезным. [Глава XV]. Пер. с франц. // Искусствознание, 1-2/2007. С. 352-354
86.Прогулка, или Путеводитель по садам Эрменонвиля. Пер. с франц. и коммент. // Искусствознание, 1-2/2007. С. 355-390
87.Сады в искусстве: прекрасный сон или реальное чудо // Новый Мир искусства, № 2/2007. С. 35-36
88.Бархатная провокация Пьера и Жиля // Новый Мир искусства, № 2/2007. С. 42-44
89.Восточное крыло Александра Волкова // Новый Мир искусства, № 2/2007. С. 56-57
90."Все Олимпы липовы, окромя Чукокколы!" [рецензия на новое издание альманаха "Чукоккала"] // Новый Мир искусства, №2/2007. С. 65-66
91.Херматене, или Краткая история садовых эрмитажей // Эрмитаж. № 7, лето 2007. С. 54-59 (фото автора)
92.Асимметричный ответ [о выставке "Три столетия американского искусства" в ГМИИ имени А.С. Пушкина] // Новый Мир искусства, № 4/2007. С. 2-5 (фото автора)
93.ХХ-й век на Крымском валу: конец истории? // Новый Мир искусства, № 4/2007. С. 6-9 (фото автора)
94.“В сей келье меланхолии приют...”: Из истории садовых эрмитажей // Искусствознание, 1-2/2007. С. 17-45 (фото автора)
95.Russische und Preußische Gärten zwischen Aufklärung und Romantik - Beziehungen und Parallelen // Preußische Gärten in Europa: 300 Jahre Gartengeschichte. Leipzig: Edition Leipzig, 2007. S. 84-89 (фото автора)
96.Russian and Prussian Gardens between Enlightenment and Romanticism – Relations and Parallels // Prussian Gardens in Europe: 300 Years of Garden History. Leipzig: Edition Leipzig P. 84-89 (фото автора)
97.Новый Ангеларий и все-все-все // Новый Мир искусства, № 5/2007. С. 11-13
98.Дина Ходжаева: метресса в хан-атласе // Новый Мир искусства, № 5/2007. С. 68-69
99.Садовая Библия Серебряного века [рец. на переиздание кн.: Курбатов В.Я. Сады и парки] // Новый Мир искусства, № 5/2007. С. 73-74
100.“Правило из котораго великия можно вывести красоты!”: Вновь найденный экземпляр “Теории садового искусства” К.К.Л. Хиршфельда с заметками и рисунками Н.А. Львова // Из века Екатерины Великой: путешествия и путешественники. Материалы XIII-й Царскосельской конференции. СПб., 2007. С. 454-478
101.Юбилей без трех медведей [выставка И. Шишкина в ГТГ] // Новый Мир искусства, № 6/2007. С. 18-21
102.Шелковый путь: от неолита до дефиле [выставка “Шелковый путь” в ГИМ] // Новый Мир искусства, № 6/2007. С. 112-113 (фото автора)
103.Новый ГМИИ: история или симфония? [о новой экспозиции западноевропейского искусства] // Новый Мир искусства, № 1/2008. С. 54-57
104.Музей рисунков Анатолия Бакушинского [выставка ГТГ “Вдохновленный рисунком”] // Новый Мир искусства, № 1/2008. С. 64-66
105.“Лотрек – крутецкий художник” // Новый Мир искусства, № 2/2008. С. 21-22
106.Золотое Руно: от Врубеля к Малевичу // Новый Мир искусства, № 2/2008. С. 52-54
107.Садовая история в России: рождение новой науки // Новый Мир искусства, № 2/2008. С. 69-71
108.Вынесенный мозг, или Неведение Пригова // Новый Мир искусства, № 3/2008. С. 6-9
109.Художник в дороге, или Критерий и пустота // Новый Мир искусства, № 4/2008. С. 12-13
110.В тени русской акварели // Новый Мир искусства, № 4/2008. С. 38-42
111.Астрахань: Эпоха Великой Духовности // Новый Мир искусства, № 4/2008. С. 53-54
112.Детский сад Александра Бенуа // Вестник цветовода, 12/2008. С. 20-21
113.“Цветы без запаха” Василия Кандинского: недописанная страница русского литературного авангарда” // Искусствознание, 3/2008. С. 260-288
114.Новая жизнь старого сада, или Отдых восставших масс // Новый Мир искусства, № 5/2008. С. 22-25
115.Кусково: Шереметевское настроение // Новый Мир искусства, № 5/2008. С. 31-32
116.Коврик в небеса [о выставке “Рядом: цветная полоса в искусстве”] // Новый Мир искусства, № 5/2008. С. 60-61
117.Итальянский дебют русского пейзажа // Новый Мир искусства, № 5/2008. С. 74
118.Журавли и березы: Два сада садовника Чехова // Вестник цветовода, 21/2008. С. 42-44
119.Еще одна Россия 1839 года, или Маленький Антикюстин [рец на кн.: Хесс Э. Русский дневник] // Новый Мир искусства, № 6/2008. С. 45-46
120.Солнечное окно Уильяма Тернера // Новый Мир искусства, № 6/2008. С. 50-51
121.Le theatre de Kandinsky et le symbolisme russe // Le dialogue des arts dans le symbolisme russe. Dossier dirige par Jean-Claude Marcade. Lausanne, 2008. P. 234-252
122.Русская Пруссия, или Рождение романтического сада // Наше наследие, 87-88/2008. С. 56-71 (фото автора)
123.“Куриозник” Баженов и “артист” Львов: два типа творческой личности в культуре русского Просвещения // Курьез в искусстве и искусство курьеза. Материалы XIV Царскосельской научной конференции. СПб., 2008. С. 377-392
124.Магистратура пера [выставка ГТГ “Маэстрия пера”] // Новый Мир искусства, № 1/2009. С. 30-32
125.Монрепо на карте романтической эпохи // Монрепо: альманах. Выборг, 2010. С. 8-50 (фото автора).
126."Любовное борение во сне Полифила" – ренессансный архитектурный трактат и его место в культуре Европы и России // Россия-Италия. Общие ценности: Сборник научных статей XVII Царскосельской конференции. СПб., 2011. С. 471-484
127.Софиевка Потоцких в описаниях XIX века: рождение романтического образа // Россия – Польша. Два аспекта европейской культуры. Сборник научных статей XVII Царскосельской конференции. СПб., 2012. С. 538-552
128.Федор Темери. Путеводитель по Софиевке (1846). Приложения. Пер. с франц. // Россия – Польша. Два аспекта европейской культуры. Сборник научных статей XVII Царскосельской конференции. СПб., 2012. С. 552-559
129.Теория беспредметного искусства у В.В. Кандинского в 1920 – 1930-х годах. От социального пророчества к художественному мессианизму // Искусствознание 3-4/12. С. 171-191
130.Городской сад: историческое наследие и культурные перспективы // Сад в городе: миф и реальность. Сборник материалов междисциплинарного семинара. Псков: Псковский государственный университет, 2012. С. 9-20
131.“Цветы без запаха” Василия Кандинского: недописанная страница русского литературного авангарда” // Материалы международной научной конференции "Возвращение авангарда" (1-4 июля 2004 г., Одесса). Одесса: Изд. Центр Deluxe, 2012. С. 68-90
132.История садов в России: опыт, проблемы, перспективы. Из истории Царицынского парка. Сост. и научная редакция Б.М. Соколова. М.: Пробел-2000, 2013. 340 с.
133."Правило из котораго великия можно вывести красоты": вновь найденный экземпляр "Теории садового искусства" К.К.Л. Хиршфельда с заметками и рисунками Н.А. Львова // Н.А. Львов. Жизнь и творчество. Ч. IV. Сборник статей. Вышний Волочек: "Ирида-прос", 2013. С. 212-234
134.Пейзажная "плантомания" в Англии и России эпохи Просвещения // Императорские сады России. Шестой международный фестиваль. Каталог. Санкт-Петербург: ГРМ, 2013. С. 24-48
135.Gaerten des Silbernen Zeitalters: Kuenstlerisches Leben und kuenstlerisches Umfeld an der Wende zum 20. Jahrhunderts // Die Gartenkunst 1/2013, S. 63-82
136.Духовный путь героя и автора в романе Франческо Колонны "Любовное борение во сне Полифила" (Венеция, 1499) Часть I // Искусствознание 3-4/13. С. 199-223 (фотографии автора)
137.Франческо Колонна. Любовное борение во сне Полифила. Введение и Глава 6. Перевод с латин. и итал. // Искусствознание 3-4/13. С. 224-235
138.Литература в саду: от вилл Древнего Рима до парков постмодернизма // Деятельность литературного музея в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2014. С. 360-370
139.Ренессансный роман-трактат Франческо Колонны "Любовное борение во сне Полифила" (Венеция, 1499) в контексте европейской культуры // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2014, № 2. С. 101-114 (фотографии автора)
140.Духовный путь героя и автора в романе Франческо Колонны "Любовное борение во сне Полифила" (Венеция, 1499) Часть II // Искусствознание 1-2/14. С. 151-179 (фотографии автора)
141.Франческо Колонна. Любовное борение во сне Полифила. Глава 8. Перевод с итал. // Искусствознание 1-2/14. С. 180-192
142.Klimawandel und Bedienungen fuer Pflanzen. Berichte aus Russland // Historische Gaerten im Klimawandel. Empfelungen zur Bewarung. Hrsg. Direktion Stiftung Preussische Schloesser and Gaerten [Сборник материалов конференции]. Leipzig: Edition Leipzig, 2014, S. 100-101 (фотографии автора)
143.Лев московского модерна. Три книги об архитекторе Кекушеве // Academia: архитектура и строительство, 2014, № 1. С. 114-117
144.«Работа дивная, подобно Стоу»: История образцового пейзажного парка и его место в садовом искусстве Просвещения // Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2015. Тезисы докладов VI международной конференции. СПб., 2015. С. 162-163
145.Рождение философского сада: тема лабиринта в романе Франческо Колонны «Любовное борение во сне Полифила» (Венеция, 1499) // Русская усадьба. Сборник 20. Спб., 2015. С. 313-321
146. Книга Томаса Вейтли о британских садах эпохи Просвещения: завершить проект Екатерины Великой // Россия - Великобритания. Пять веков культурных связей. Материалы VI международного Петровского конгресса. СПб., 2015. С. 589-599
147. Соколов Б.М. "Англо-китайские сады" европейского Просвещения: от политического мифа к поэтическому пейзажу // Образ Поднебесной: взгляд из Европы. Сборник статей XXI Царскосельской научной конференции. СПб., 2015. С.
148. "Работа дивная, подобно Стоу": история образцового пейзажного парка и его место в садовом искусстве Просвещения // Актуальные проблемы теории и истории искусства. VI. Сборник научных статей. СПб., НП-Принт, 2016. С. 492-499
149. Трактат Горация Уолпола «История современного вкуса в садоводстве» (1770) и рождение концепции национального садового стиля" // 7-я Международная конференция "Актуальные проблемы теории и истории искусства". Тезисы докладов. СПб., 2016. С. 163-165
150. Thomas Whately, Catherine the Great and the Brownian Tradition in Russia // Garden History (London), 44, supplement 1 (Autumn 2016), pp. 140-149
151. "Маркиз Эрменонвиля": Рене-Луи де Жирарден и его роль в распространении английского пейзажного стиля. Приложения: К. Хиршфельд о различии садов Англии и Франции; Ж. Тьебо де Берно. Замечания о Рене Жирардене // Россия - Франция: alliance культур. Сборник статей XXII Царскосельской научной конференции. Т. 2. СПб., 2016. С. 258-270
152. КАНДИНСКИЙ - ТЕОРЕТИК ИСКУССТВА, МИФОТВОРЕЦ И МОРАЛИСТ СТИХОТВОРЕНИЯ И СТАТЬИ 1910-1920-Х ГОДОВ // Библиотечное дело, 2016, 16, с. 17-22
153.ОТ САДА ЮЛИИ К ДЖУНГЛЯМ ВИРГИНИИ: ТЕМА ВОЗВРАТА К ПРИРОДЕ В САДОВОМ ИСКУССТВЕ ЕВРОПЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И РОМАНТИЗМА // ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ИСТОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ИСТОЧНИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ. Материалы ХХХ международной научной конференции. Москва, 25-26 апреля 2017 г. М.: РГГУ, 2017. С. 55-57.
154. «Художник рощ твоих». Три века пейзажного парка // Пейзажный парк в Европе и России: от Просвещения к романтизму. М.: Кучково поле, 2017. С. 18-43
155.Екатерина II и теория пейзажного садоводства // Пейзажный парк в Европе и России: от Просвещения к романтизму. М.: Кучково поле, 2017. С. 104-113.
156.«Между красотой и величественностью»: теория пейзажного стиля в Европе на переходе от Просвещения к романтизму // Пейзажный парк: три века истории. Сборник научных статей: Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». М., 2017. С. 10-24.
157.Ландшафтные формы Чарльза Дженкса: о взаимодействии лэнд-арта и ландшафтной архитектуры // Пейзажный парк: три века истории. Сборник научных статей: Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». М., 2017. С. 217-223.
158. "Как странно слиты сад и твердь": Образ сада в художественной системе русского символизма // Модерн в России. Накануне перемен. Материалы XXIII Царскосельской конференции. СПб, 2017. С. 640-654.
159. Книга Франческо де Вьери «О чудесных устройствах в Пратолино» (1578): от философского трактата к садовому путеводителю // Вестник РГГУ. 2017, N 4. Ч. 1. С. 74-79.
160. Франческо де Вьери. О чудесных устройствах в Пратолино (1578). Перевод с итал. // Вестник РГГУ. 2017, N 4. Ч. 1. С. 80-83.
161.Парки Людовика XIV и Петра I в интепретации Александра Бенуа - Россия и Франция: культурный диалог в панораме эпох. Сборник статей. Спб., Европейский дом, 2018. 584 с. С. 316-324
162.Наследие Андре Ленотра и французское путешествие Петра I - Европейские маршруты Петра Великого. Сборник статей. Спб., Европейский дом, 2018. 464 с. С. 223-232
163.История садового искусства: от античных описаний до ландшафтной культуры ХХ века - Искусствознание: наука, опыт, просвещение. Сборник статей. Москва, Гос. институт искусствознания. 596 с. С 260-272.
164.Символизм, экспрессионизм и абстракция в поэзии В.В. Кандинского - Судьбы абстрактного импрессионизма: К 100-летию со дня рождения Ги де Монлора. Сборник статей. М., РГГУ, 2018. 443 с. С. 277-289
165.«И большое молчание – громкая речь»: музыкальные средства в поэтической системе В.В. Кандинского - Три века поисков и достижений. Отечественное искусство XVIII–XX веков. Тезисы докладов научной конференции. М., Буксмарт, 2018. 64 с. С. 6.
166.Историческая рекреация в музеях-усадьбах: от Шантийи до Гатчины - МУЗЕЙНАЯ ЖИЗНЬ ДВОРЦОВЫХ САДОВ И ПАРКОВ. Материалы международной научной конференции. Гатчина, ГМЗ "Гатчина", 2018. 459 с. С. 309-313
167.«Для всех и навсегда». Опыт музейного использования садов и ландшафтов Национального Попечительского совета Англии. 1895–2018 - «Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат». Сборник статей XXIV Царскосельской международной научной конференции. Спб., Серебряный век, 2018. 746 с. С. 592-603
168.Трактат Горация Уолпола «История современного вкуса в садоводстве» (1770) и рождение концепции национального садового стиля // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 89–100.
169.Усадьба Замок Ховард в Йоркшире: от сада памяти к героическому пейзажу // VIII Международная научная конференция "Актуальные проблемы теории и истории искусства". Тезисы докладов. Спб., 2018. С. 820-822
170.Античные мотивы в описаниях усадьбы Уильяма Шенстона Лизоус: от аллегории к характеру // Даниловские чтения. Сб. 1. М., Новое литературное обозрение, 2018. 360 с. С. 130-142
171.Вейтли Т. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями (1770). Описание Лизоус. Пер с англ. Б. М. Соколова // Даниловские чтения. Сб. 1. М., Новое литературное обозрение, 2018. 360 с. С. 142-148
172. Соколов Б.М. От Врат Ада к Новому Кучук-Кою: традиции О. Родена в парковом ансамбле А.Т. Матвеева // Искусство Евразии. – 2018. – №3(10). – С. 161-171. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.014. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1135734/26/
173. Kandinsky’s theater of the word: from “Sounds” to “Violet” // Revista do Laboratório de Dramaturgia – LADI – University of Brazilia – Vol. 9, Ano 3. 2018. P. 91-93
174. Алхимический сад в романе Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила» // Носорог, 11, 2019. С. 35-42
175. Ф. Колонна. Гипнэротомахия Полифила. Главы 7-8. Перевод с итал. // Носорог, 11, 2019. С. 43-64
176. Сады эпохи символизма: композиция, программа, образы // Сады и парки: энциклопедия стиля. Материалы XXV Царскосельской научной конференции Ч. 2. СПб., 2019. С. 259-272.
177. "А ничего - тоже много». Космогонические мотивы в поэзии В. В. Кандинского // Три века поисков и достижений. Отечественное искусство XVIII - XX веков. Сб. статей. М.: БуксМАрт, 2020. С. 12-15.
178. От садового искусства Просвещения к ландшафтной культуре XIX столетия: Джон Лаудон и Герман фон Пюклер-Мускау // Художественная культура. 1, 2020. С. 100-126.
179. Усадьба Замок Ховард в Йоркшире: от сада памяти к героическому пейзажу // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 10. Спб., 2021. С. 120-128.
180. Усадьба Бленем в Оксфордшире: мемориал победы Мальборо и памятник ландшафтного искусства // Триумф победы в зеркале искусства.Сборник научных статей XXVI Царскосельской конференции. СПб., 2020. С. 580-590.
181. Надпись на Колонне Победы в усадьбе Бленем, составленная Генри Сент-Джоном, виконтом Болингброком (1730-е). Перевод с английского и публикация // Триумф победы в зеркале искусства. Сборник научных статей XXVI Царскосельской конференции. СПб., 2020. С. 591-596.
182. «Тайный сад» в Марракеше // Проблемы экологической истории / истории окружающей среды. Сборник статей. Вып. 2. М., 2020. С. 567-573.
183. Первый сад. Древнейшие формы ландшафтного искусства в контексте истории и историографии XVIII–XX веков // Актуальные проблемы истории искусства.: тезисы докладов международной конференции. СПб., 2020. С. 79-80.
184. Петр I в парке Херренхаузен: историческая встреча и историческая память // Россия и Германия в эпоху Петра Великого. Исторические и культурные связи. СПб., 2020. С. 354-361.
185. «Мир искусства» и мир садового искусства: от образа к истории // Связь времен. История искусства в контексте символизма. Т. 3. М., 2021. С. 452-482.
186. Исторические сады в фильме Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» // Атрибуция предмета: интуиция, опыт, документ. Сборник научных статей XXVI Царскосельской конференции. СПб., 2021. С. 802-811.
187. Ранняя история садовых сюрпризов: водные устройства виллы Пратолино в описании Франческо де Вьери (1587) // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 27. СПб., 2021. С. 7-15.
188.Поэтика гнева и страха в итальянской садовой скульптуре XVI века // Бестиарий ненависти. Коллективная монография. Тула, 2021. С. 43-54.
189.Соколов Б.М. Свет, цвет и тьма в романе Ф. Колонны «Гипнэротомахия Полифила» // Образная память и средства художественной выразительности в истории искусства. Сборник статей. М: РГГУ, 2022.  С. 94-110.
190.Сады Серебряного века. Литература. Живопись. Архитектура. М.: БуксМАрт, 2022. – 656 с. Автор-составитель, научная редакция, натурная фотосъемка
191. «Храм современной добродетели». Философия в пространстве сада эпохи Просвещения // Философия вне Академии в эпоху Просвещения: Коллективная монография / Под ред. Т. В. Артемьевой, М. И. Микешина. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей; Издательство «Политехника Сервис», 2022. С. 78-100. Глава в коллективной монографии
192.Boris Sokolov. Oroszországi barokk kertek európai kontextusban: korszakok és személyiségek / Russian Baroque gardens in the European context: epochs and personalities // „M?csényi Mihály” Kertm?vészeti és Kerttörténeti Nemzetközi M?hely és KonferenciasorozatEszterháza II. Konferencia 2021. szeptember 30. - október 1. // „Mihály M?csényi” Garden Art And Garden History International Workshop And Conference Series Eszterháza II. Conference 1. October - 30. September 2021. Baroque Garden Art. Budapest: MK, 2022. P. 118-131
193. От райского сада к духовному городу. Роль литературных образов в формировании архитектуры экспрессионизма // Человек в архитектуре экспрессионизма. Коллективная монография. СПб.: Алетейя, 2022. С. 498-527. Глава в коллективной монографии:
194. Пауль Шеербарт и Бруно Таут: от стеклянного Храма к городу-саду // Человек в архитектуре экспрессионизма. Коллективная монография. СПб.: Алетейя, 2022. С. 528-555. Глава в коллективной монографии
195.Памятники Древним и Современным добродетелям в Стоу: у истоков моральной усадебной архитектуры. // Русская усадьба. Вып. 28. М: Коло, 2022. С. 149-158
196.Бентон Сили. Описание садов виконта Кобэма в Стоу (1744). Елисейские поля. Перевод с англ. и латин. // Русская усадьба. Вып. 28. М: Коло, 2022. С. 158-162
197. The “Old English garden” and the search of a new style in theoretical treatises of the late 19 - early 20th centuries // Пространство культуры, 2023, 1. С. 22-26
198. «Старый английский сад» и поиски нового стиля в теоретических трактатах конца XIX – начала XX века. // Пространство культуры, 2023, 1. С. 27-31
199. Historical Gardens in Cinema: Location, Transformation, Image. Nauka Televidenya—The Art and Science of Television, 18 (4), 45–72. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.4-43-102
200. Исторический сад в кинематографе: натура, трансформация, образ // Наука телевидения. 2022. 18 (4). С. 73–102. DOI: https:// doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.4-45-102

ВЫСТАВКИ

2002 "Мир садовых руин", персональная фотовыставка, Оперный дом ГМЗ "Царицыно".
2002 "Сады истории: Фотографии и тексты Бориса Соколова", персональная выставка, Выставочный зал РГГУ.
2006 "Монрепо на романтической карте мира", персональная фотовыставка, ГМЗ

2007 "Сады Пера Гюнта: Пейзажи Норвегии в фотографиях Бориса Соколова", Музейный центр РГГУ.
2012 "Россия и Германия: Два века садовых встреч. Фотографии Бориса Соколова", Музейный центр РГГУ.
2017 "Садовый спектакль: Искусство пейзажного парка в Европе и России" (куратор, фотографии, видео), Музей-заповедник Царицыно
2017 "Влахернское-Кузьминки. Искусство пейзажного парка" (фотографии, видео, тексты), Музей русской усадебной культуры, Кузьминки
2019 "Сады Серебряного века" (куратор, фотографии, видео), Музей-заповедник Царицыно
2024 "Зеленые дворцы. Пять веков регулярного парка" (куратор, фотографии, видео), Музей-заповедник Царицыно

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.