Борис Соколов
Живой Кучук-Кой
Крымский шедевр "Голубой розы" требует спасения
подробно о Кучук-Кое
Жил в Петербурге удивительный человек - Яков Евгеньевич Жуковский. Двоюродный брат певицы Надежды Забела, первый владелец "Пана" Врубеля, он был свидетелем того, как художник у него в квартире на Фурштадтской улице наносит последние мазки золотой и серебряной красок на "Демона поверженного". Друг инженера Василия Сергеева, он согласился купить с ним пополам участок в Крыму, когда тот вынужден был покинуть Петербург из-за легочной болезни. Страстный любитель современного русского искусства, он привлек к созданию вилы сначала Виктора Замирайло и Евгения Лансере, а затем мастеров "Голубой розы". В 1907 - 14 годах Павел Кузнецов создал в Кучук-Кое завораживающий мир фресок и майолик, где колышутся ивы и море, а лестницы и скамьи прорастают цветочными узорами. Александр Матвеев населил парк задумчивыми скульптурами, созданными из местного светлого камня - над бассейном с кувшинками-нимфеями встала "Нимфея", лестницу у дома украсили статую сидящих мальчиков и девушек, спящими казались даже юноши, поддерживающие мостик. Петр Уткин за несколько лет создал живописный портрет Кучук-Коя, десятки картин и акварелей, по которым мы можем судить о бессмертной красоте дома и парка. От том, что Кучук-Кой стал "академией художеств Жуковского", приютом искусств и художников, напоминает "Ангел" Михаила Врубеля - майолика на скальной арке.
ФОТОГРАФИЯ ГЛАВНОГО ДОМА КУЧУК-КОЯ ПОСЛЕ ПОЖАРА 1987 ГОДА
ФОТОГРАФИЯ ГЛАВНОГО ДОМА КУЧУК-КОЯ, 2002 ГОД
ФОТОГРАФИИ КУЧУК-КОЯ. АПРЕЛЬ 2018 ГОДА
Напоминает - потому что музей, открытый здесь Жуковским в 1921 году, через два года был закрыт, в усадьбе разместился дом отдыха работников искусств, а затем пансионат "Криворожский горняк". Долгое время состояние ансамбля поддерживалось. Во время войны скульптуры Матвеева были разбиты, но ученики скульптора сделали копии и разместили их на прежних местах, а оригиналы как великую ценность принял на хранение Русский музей. Родственники Якова Евгеньевича Жуковского показывали мне множество фотографий парка 1970 - 1900-х годов. На них видно, что катастрофа началась в 1987 году, когда главный дом выгорел изнутри и был законсервирован без реставрации. Я был в Кучук-Кое в 2002 году, видел пустой постамент "Нимфеи" и лишь две еще не украденных скульптуры. Впрочем, одна из них, "Поэт", высечена в скальной стене и вывозу не подлежит. Вскоре участок был продан в частные руки, огорожен, изуродован двумя современными зданиями. В таком состоянии он находится и сегодня.
Но Кучук-Кой еще жив! Основные части великого парка сохранились в прежнем полуразрушенном виде. Главный дом, который стоит заколоченный досками уже тридцать два года. Лестница перед ним, которую Уткин писал в полдень и при лунном свете. Вторая лестница, окруженная кипарисами и уходящая в небо, которую в семье шутливо называли "лестницей Якова". Майоликовые пейзажи фасадов, о которых Кузнецов писал: "Желто-коричневое покрыть бронзой с переливами в перламутр, что в майолике выходит блестяще и горит от Солнца, дает блеск Солнца. Я думаю, что золото в синем и зеленом даст желаемое сочетание для Крымского вида". Это письмо вместе со многим другими документами хранится в отделе рукописей Русского музея.
С 27 апреля - по 25 августа 2019 года у всех есть возможность побывать в Кучук-Кое, которого нет. В музее-заповеднике "Царицыно" работает выставка "Сады Серебряного века". Центральное место на ней занимает зал реликвий Кучук-Коя - живопись и графика из четырех музеев, архив наследников Я. Е. Жуковского, две изувеченных, но сохранивших свою красоту статуи Матвеева, "Нимфея" и "Засыпающий мальчик". В 1910-е годы Василий Сергеев начертил на картоне цветник в форме цветка и составил план посадок. Этот цветник ожил - на выставке представлена его реконструкция в технике акварели и в световом круге на полу. Работа над выставкой шла долго и трудно, но когда я произносил слова "Кучук-Кой", все хранители отвечали "да". Низкий им поклон!
Сейчас стали очевидными важные факты.
§ Кучук-Кой так же бесценен для нашей памяти, так же нужен мировому искусству, как Абрамцево и Поленово. В мире существуют всего три садовых шедевра эпохи символизма - португальская Регалейра, испанский Парк Гюэль, крымский Кучук-Кой. Два их них процветают, третий - медленно гибнет.
Кучук-Кой все еще жив, основные части ансамбля сохранились.
§ Его судьба висит на волоске, она зависит от поведения собственников и разрушительного воздействия стихий, которое продолжается каждый миг.
§ Никто, кроме государства, не может осуществить восстановление памятника, его майолик и мозаик, фресок и рельефов, сада и пейзажа.
§ Выставка "Сады Серебряного века" показывает огромный материал, который станет основой для научной реставрации.
§ Нужно вести диалог. С собственниками, которые все равно не могут жить среди руин, с министерствами и общественностью. Только культурные, корректные, спокойные переговоры помогут делу.
§ От созвездия крымских усадеб, которым посвящены пронзительные страницы в книге подвижника нашей культуры Анны Абрамовны Галиченко "Старинные усадьбы Крыма", осталось лишь одна, которую можно превратить в "Музей крымской усадьбы". Это Кучук-Кой.
21 мая 2019 года в 15.00 в Царицыне состоится круглый стол "Усадьба Кучук-Кой: от руины к музею". Начинаем нашу общую работу. Живой Кучук-Кой!
#живойкучуккой #livekuchukkoy