www.gardenhistory.ru :
Проекты :Сады Серебряного века: Литература. Живопись. Архитектура (М., 2022) :
Борис Соколов. Сады в искусстве Серебряного века // Врубель
"Сады Серебряного века". Фрагмент будущей книги Глава 2. ОБРАЗ САДА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА XIX — НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Многие из собеседников и знакомых Врубеля отмечали сходство его манеры письма с чертами васнецовского стиля. Один из них, художественный критик П.Н.Ге, решился сказать, что Врубель — “художник вроде Васнецова”.
Интерес к садовой среде возник у Врубеля среди строительных лесов Владимирского собора. Он воспринимал травы и цветы Рая как символические формы, родственные кристаллам и сияющим лучам на его аллегорических панно. “Глаза” и “лилии” Васнецова стали для Врубеля отправной точкой в создании образа нездешнего мира. “Теперь я энергично занят эскизами к Владимирскому собору”, — пишет он сестре 7 июня 1887 года. —„Надгробный плач“ готов, „Воскресенье“ и „Вознесенье“ почти. Не думай, что это шаблоны, а не чистое творчество”. Н.А.Прахов рассказывает, что эскиз “Воскресения” (Киевский музей русского искусства) не был принят, поскольку стражников Врубель изобразил сидящими прямо на земле, не предусмотрев место для двери в подвал. Одного взгляда на эскиз достаточно, чтобы понять новизну композиции, несовместимую с росписями ни Владимирского, ни (заглядывая вперед) петербургского храма Воскресение Словущего. Христос стоит на фоне сияющего трехцветным контуром креста, в ногах его — кристаллические массы белых цветов. В нижнем ярусе композиции, где сидят согнувшиеся фигуры спящих стражников, перекрещены створки адских врат. Здесь соединены иконография “Воскресения” с иконографией “Христос во славе” и “Сошествие во Ад”; в этом метафорическом духовном Аду и находятся “сидящие на земле” фигуры, чьи скованные позы и могучие тела напоминают о неоплатонических образах Микеланджело. Центр верхней части композиции эскиза занимает фигура Христа, вырастающая из белых пелен и цветов. Центральную часть нижнего яруса, где Христос стоит на створках адских врат и изводит из Ада прародителей, заполняют сияющие кусты белых роз. Вместо фигуры Спасителя в темноте Ада возникает символ Рая.
Еще один пример композиции, решительно уклоняющейся от васнецовской традиции в трактовке Рая, — утраченный эскиз “Адам и Ева”, описание которого сделал Н.А.Прахов. “На серовато-зеленом холме, покрытом звездочками белых маргариток, росло, в центре картины, тоненькое деревцо с раскинутыми на обе стороны ветвями с крупными темно-зелеными листьями лимонного или апельсинового дерева. Под ним, на холме, лежали, прижавшись головами к тонкому стволу дерева, нагие фигуры Адама и Евы. Тела их рисовались почти симметрично, легким сиреневым силуэтом на фоне золотистой угасающей зари, заливающей ровным светом все небо. Как ни был я тогда еще мал, но помню хорошо, как остановился, изумленный, перед этим холстом, любуясь картиной и ее гармоническим колоритом. Тонкое деревцо на вершине холма напомнило чем-то итальянских художников-венецианцев”. Деревце с лимонными и апельсинными листьями, пустынные луга и маргаритки на закате — образ, не имеющий ничего общего ни с Книгой Бытия, ни со стилем Владимирского собора. “Адам и Ева”, написанные в верхнем ярусе храма М.В.Нестеровым, — это, в сущности, салонно-реалистический этюд лесных деревьев, на переднем плане которого видны кусты белых роз, а за ветвями прячутся патетические фигуры испуганных прародителей. Петров-Водкин в своей автобиографической повести передает слова всеобщего академического учителя П.П.Чистякова о Васнецове и Врубеле. Они красноречиво говорят о различии творческих методов, обернувшееся, в конце концов, противостоянием художественных традиций: “Пришел ко мне, — рассказывал Чистяков, — Виктор Васнецов. Я перед ним карандаш положил и говорю: нарисуй! И вот уже по тому только, как посмотрел Виктор Михалыч на это дело, я уже понял: не дойти ему до „предмета“, весь он на „рассказе“ изольется, вроде как декорацией для него предмет служить будет... Врубель — этот совсем наоборот: этого анализ предметный так свербил, что покойный из всех вожжей выскакивал. Оглянется с лошади, а сани с живописью во-он где!.. Этого надо было задерживать, чтоб сквозь предмет не проскочил...” Как известно, Врубель страстно любил и изучал формы и характер цветов. Среди его этюдов — “портреты” садовых лилий, азалий, камелий, роз, ирисов, цветов бегонии, орхидей. Зарисовывал он и букеты полевых цветов, и кувшинки, и Иван-да-Марью, и полевой чертополох. Растительный, как и всякий другой мир, начинался для Врубеля с микроанализа, с установления законов формы малейшей клеточки, ячейки будущего изображения. Процесс врубелевского анализа описал все тот же Н.А.Прахов:
“Изучения природы, начиная с листка, от деталей, Врубель, однако, строго придерживался в своих работах начала киевского периода. По дороге в Кирилловскую церковь он рисовал какие-нибудь листья, тщательно отделывая все подробности. Начиная с того, что широко прокладывал общими планами в разную силу, каждый лист, начиная от самых темных мест, а потом — остро отточенным карандашом — подчеркивал его зубцы и жилки. Форму находил сразу, без затруднения, даже в том случае, если это были мелко вырезанные кленовые листья”.
“Наполнение краской” каждого объемного элемента формы (вместо “квадратик” следовало бы сказать “кубик”) и стало основой постепенно, как цветок, выраставшей структуры изображения. Второй частью работы был анализ фактуры и создание растительной среды, массы, стихии. Подобно тому, как в киевском ломбарде Врубель перебирал в руках искрящиеся массы драгоценных камней, он изучает стихию роз, азалий и чертополоха. Композитор Б.К.Яновский вспоминал:
Визуальный мир Врубеля состоит из объемно-графических структур, сливает в единое целое предметный мотив и аналитическую форму, “краску” и “квадратик”. Цветы, их граненые светоносные чаши и орнаментальные массы стали одним из вариантов этого изобразительного мира. Он то сокращается до нескольких цветков, то расширяется до всеобъемлющей среды. В иконе Богородицы с Младенцем, выполненной для Кирилловского иконостаса, художник помещает у трона канонические розы и лилии. Живые, иллюзорно четкие формы красных и белых цветов сплетаются в орнаментальную вязь.
В панно “Маргарита” из фаустовского цикла массы белых граненых цветов заполняют нижнюю часть полотна, стремясь вверх и создавая типичное для модерна впечатление растущей из цветов фигуры (вспомним Христа из киевского “Воскресения”). Таинственная жизнь растений стала изобразительной канвой картины “К ночи”. Хотя изображен не сад, а заросший луг, это произведение сыграло важную роль в развитии врубелевских образов сада. О возникновении его замысла свидетельствует Б.К.Яновский:
Далее Е.И.Ге пишет о создании композиции на огромном холсте. Она почувствовала ту внутреннюю логику, которая оправдывала странности формы Врубеля в глазах первых ценителей его искусства:
Взгляд Елены Ивановны ощущает изменение соотношений, масштабов. Большие яркие цветы, “маленькие” виды, “первобытная” зелень — черты, сближающие эти образы с аналитическими по основе и стихийными по впечатлению садовыми мирами Гаршина, Блока и Бальмонта. Затем Врубель приступает ко второй композиции.
Еще интереснее наблюдение над “стушеванностью” рисунка и колорита Врубеля. Его среда часто образует пространственный кокон, обнимающий своими выплесками и краями не только героев картины, но и зрителей. Так построено пространство в первом, наиболее известном варианте картины “Сирень”, написанном на хуторе летом 1900 года. Ее композиция сначала казалась традиционной: девушка в саду. Один из гостей хутора в то лето называет ее “Татьяна у куста сирени”. Однако постепенно название “Сирень” стало казаться единственно возможным. Бенуа даже говорил о ней как о синестетическом образе: “Удивительно смело задуманная „Сирень“, действительно точно передающая сладострастный, опьяняющий запах этих волшебных весенних цветов”. Мерцающие в темноте сиреневые кусты и ветви, подобно рдеющим головкам чертополоха в картине “К ночи”, обладают разной степенью реальности. Мы видим то грозди соцветий, то отдельные звездочки в сиреневой мгле, то размытые волны цветочных масс. Маленький кусочек неба с одной звездой придает “увеличенной” сиреневой куртине космический масштаб. Фигура смуглой темноглазой девушки погружена в эту ароматную сияющую мглу, ее левая рука ласкает сиреневые ветви. Движение правой, направленное к зрителю, и цветок сиреневых губ, словно плывущий отдельно от лица и фигуры, вместе с “лапами” сирени, опускающимися сверху, создают ощущение надвигающейся новой реальности, которая находится на грани слияния с миром зрителя или даже перешла эту грань.
Может показаться странным, что Врубель не удовлетворился картиной. На следующий год он берет огромный холст, портретирует ту же “девицу Татьяну” и надеется создать нечто гораздо более значительное. 4 сентября 1901 года утомленный художник пишет Н.А.Римскому-Корсакову:
Первоначальный эскиз изображает “уныло-задумчивую фигуру” (она напоминает вещих персонажей Васнецова) на фоне освещенной невидимым закатным солнцем желто-пурпурной водной глади. Ее покрывает ритмический узор из крупных темных листьев, над которыми поднимаются призрачные белые цветы — скорее всего, кувшинки. Справа — две голые ветви, заполняющие “заднюю” часть композиции. В окончательном варианте пейзаж совершенно иной. Перспектива становится очень низкой, солнце и закатные облачка изображены рядом с сиреневыми цветами, сами цветы напоминают крупные колокольчатые венчики магнолии или азалии, а воды и кувшинок больше нет. Ритмичный, равномерный и нежный узор водных бутонов Врубель заменяет громоздящимися и ломающимися вокруг героя утесами цветочной плоти. Очень точно почувствовал это уподобление Н.А.Прахов:
“Увеличение” сиреневых и белых цветов, превращение их в слоистые массы за спиной Демона создает не просто образ цветущих ветвей. На наших глазах начинается развоплощение, превращение лепестков, тычинок и листьев в светоносные грани, в дробляющийся сумерками “горный массив”, по которому блуждают пурпурные огоньки заката. Вместо пустыни или болота мы видим цветы “нездешнего” сада, небесного Рая для демонов, порожденного флоральными фантазиями художника.
От “впечатления горного массива” тянется нить к реальным горам “Демона поверженного”. В статье-некрологе Блока золото заката и “небывалые сине-лиловые горы” этой картины становятся символами творчества и смерти.
Эхо символического сада (то, что Брюсов в стихотворении на смерть Сапунова назвал “отблеском иной красоты”) широко отразилось в земных сюжетах Врубеля. Ползут и извиваются цветы на парчовой одежде “Мужчины в старинном костюме”, а “Портрет Н.И.Забелы на фоне обоев” (1904) можно было бы назвать “портретом на фоне ирисов”: цветочный декор стены кажется ритмическим узором из живых веточек, усыпанных бледно-голубыми цветами.
Летом того же года Врубель писал жене:
Речь шла об акварельном портрете “Н.И.Забела на фоне березок”. Полушутя Врубель указывает точное число этих деревьев и напоминает о соответствии костюма идее произведения. В нескольких туалетах, сшитых для Надежды Ивановны по его эскизам, в том числе “в платье стиля ампир”, присутствует образ цветка. Задолго до стильных силуэтов Бакста и Ламановой Врубель использует объемные формы сложного платья, чтобы обогатить ассоциативное восприятие женского образа. 2 декабря 1900 года Е.И.Ге записала впечатления от визита к сестре:
Через три года она любуется еще одним платьем-цветком в картине “После концерта”:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |