В конце апреля 2009 года сменился директор одного из наиболее известных музеев России. Алексей Мстиславович Пентковский, срок контракта которого истекал в августе, был вызван в Министерство культуры РФ и получил предложение уйти с занимаемого поста.
Его четырехлетняя работа в музее-усадьбе вызвала множество вопросов и протестов со стороны музейных и реставрационных специалистов. Накал страстей усугублялся позицией директора, который не находил нужным объяснить общественности причины санитарных рубок, полузакрытого состояния абрамцевского дома.
Алексея Пентковского, специалиста по византийской и древнерусской культуре, пришедшего на административную работу в провинциальный музей, обвиняли во всех мыслимых и немыслимых грехах, припоминали учебу в иезуитском коллледже, "связи с Фондом Сороса" и тому подобные сатанические деяния. Реставратор Савелий Ямщиков объявил Пентковскому настоящую войну, результатом которой, видимо, и стало увольнение последнего.
Я встречался с А.М. Пентковским всего один раз. Тогда он произвел впечатление человека неуверенного в себе и не готового к публичному общению. Директор подробно рассказывал мне (человеку с улицы, пришедшему с просьбой о допуске студентов в храм) о вопросах, которые возникли по утвержденному проекту реставрации парка. Мои предложения обсуждать проблемы Абрамцева открыто и публично остались без ответа, также как и пожелание сотрудников о проведении мною лекций по садовой истории.
Мне кажется, что тяжелая ситуация в Абрамцеве - массовый уход кадровых сотрудников, спорадические вырубки в парке, безнадежно замороженная реставрация дома (Пентковский до последнего времени конфликтовал с прежней администрацией из-за неправильно начатых работ, при этом сам не предпринимая ничего нового) - сложилась по двум причинам. Человек без опыта административной работы пришел на должность и в систему, при которой все позитивное добывается и двигается "горлОм" - криком, шантажом, прорабским натиском. Не добившись результатов, он замкнулся в своих ученых занятиях и газетных обидах. С другой стороны, бывшие сотрудники Абрамцева со всей определенностью говорили мне о нетерпимости Пентковского к чужому мнению, о его желании видеть безропотное подчинение и исполнение его распоряжений, о репрессиях "в связи с распространением в средствах массовой информации недостоверных сведений о деятельности Музея-заповедника «Абрамцево», приводящих к формированию искажённого образа Музея-заповедника «Абрамцево»" (ниже приведены их газетные выступления, собранные на сайте ОИРУ).
На мой взгляд, реальных (не апокалиптических, как в некоторых статьях) претензий к А.М. Пентковскому может быть три.
1) Разгон коллектива, который и так тяжело пострадал в последние десятилетия. Мне лично не хватает добродушного чудака, "искусствоведа в рясе", бывшего заместителя директора по науке, который радел за дело и любил людей. Катастрофична ситуация с парковым отделом, с научными кадрами хранителей. Плюс отрицательная аура: ни один из прежних сотрудников возвращаться не собирается .
2) Неспособность провести реставрацию исторических зданий. До ее начала нужно было сделать самое трудное - построить остро необходимый депозитарий. Создание такого объекта - дело нелегкое даже для музеев Москвы, если вспомнить реконструкцию Третьяковской галереи.
3) Информационный вакуум, нежелание обсуждать проблемы и решения, привлекать научную и культурную общественность, общаться с коллегами. Думаю, этим неумением директор с самого начала подписал себе отсроченный приговор. Теперь срок исполнился.
Каковы итоги текущих событий? Ни с парком, ни с домом в Абрамцеве ничего ужасного не произошло, что бы ни утверждали оппоненты Пентковского. Новая дирекция имеет все возможности продолжить запланированные работы по реконструкции и поддержанию памятника.
А вот людей не вернуть...
По всей видимости, ныне директором ГМЗ "Абрамцево" сознательно назначили человека с опытом строительства объектов культуры - опытом, которого столь не хватало прежнему руководителю. Теперь можно ожидать возведени зданий для хранилища и научных отделов, разработки и осуществления проекта реставрации парка, сноса обветшавшего здания советской постройки, уродующего поляну перед главным домом. И, конечно, открытого информационного пространства в колыбели Серебряного века!
Борис Соколов, 14 мая 2009
-----------------------------------------------------------------------------------------
"В государственном литературно-художественном музее-заповеднике «Абрамцево» произошли серьезные кадровые изменения.
На прошлой неделе отстранен от занимаемой должности директор музея Алексей ПЕНТКОВСКИЙ. Его место заняла бывший начальник отдела строительства, реконструкции и реставрации объектов государственной собственности Министерства культуры Российской Федерации Елена ВОРОНИНА.
Как нам сообщили из конфиденциальных источников, в последнее время Росохранкультуру буквально засыпали жалобами на ненадлежащее исполнение обязанностей директором музея-заповедника Алексеем Пентковским. Однако на все эти жалобы директор находил один ответ: это происки врагов, мешающих ему работать. На Алексея Мстиславовича федеральное министерство возлагало большие надежды как на хозяйственника, который сможет привести в порядок главный усадебный дом музея-заповедника. Как говорят, в прошлом году на реставрацию особо охраняемого объекта исторического наследия даже выделялись целевые средства из федерального бюджета. Однако памятник культуры как стоял в безобразном виде, так и продолжает стоять. Видимо, терпению федеральных чиновников наступил конец, и директор был отстранен.
О сменившей Пентковского Елене Ворониной сотрудники музея отзываются с трепетным уважением. Она является высококлассным специалистом по реконструкции и реставрации объектов культурного наследия. И что немаловажно, несколько лет возглавляла профильный отдел в департаменте экономики и финансов Министерства культуры РФ. Так что деньги считать умеет и не позволит транжирить казенные средства не по назначению.
Как рассказывают сотрудники музея, пока Алексей Мстиславович продолжает ходить на работу. Видимо, он надеется остаться в музее в должности заместителя по научной работе."
http://www.novoezerkalo.ru/17_6_09.html
--------------------------------------------------------------------------------------------------
№35 за 2006 год (15.09.2006) Московские новости
Кто в "Абрамцеве" лишний
Веневцева Е.
После того, как в "МН" N33 было опубликовано письмо Михаила Швыдкого, в котором руководитель ФАКК высказал свое отношение к конфликту между прежним и нынешним руководством Музея-заповедника "Абрамцево", в редакцию пришло еще одно письмо - от бывшей заведующей лесопарковым отделом музея Елены Веневцевой.
"Уважаемый Михаил Ефимович!
Считаю своим долгом откликнуться на Ваше письмо в "МН", поскольку моя фамилия упоминается в нем трижды. В мае лесопарковый отдел был сокращен, и я после 30 лет работы вынуждена уйти из музея, хотя моя деятельность была вполне успешной, что отмечено грамотой Министерства культуры РФ за Вашей подписью. Работы по благоустройству парка профессионально проводились под моим руководством на основании проекта 1980 года, разработанного Валентиной Агальцовой. Последние два года я пыталась придать такую же профессиональную окраску многим распоряжениям Пентковского А.М. Я категорически возражала против того способа очистки прудов, который был им применен, назвав его варварским: это и послужило началом конфликта. Я возражала и против методов так называемой ландшафтной и санитарной рубки, когда высоко поднимались кроны елей, что могло привести к их гибели, не обрабатывались спилы, уничтожались развитые красиво цветущие кустарники, ремизы (группы кустарников, привлекающие певчих птиц для гнездования и питания) и т.д. Есть мои служебные записки с протестом, в частности, по поводу вырубки здоровых старовозрастных "номерных" деревьев. Новые подсадки почти не производятся. Кроме того, я возражала против уничтожения плодоносящего сада, восстановленного в 1983 году по проекту Агальцовой. Именно это и привело к тому, что лесопарковый отдел был сокращен, а вовсе не противостояние между новым и старым директором, поводов для которого, на мой взгляд, нет.
Главная причина массового увольнения сотрудников - руководство Пентковского А.М., неспособного организовать коллектив на решение сложных задач, его неграмотная работа с памятником мирового значения. По сути методы руководства прежнего директора Рыбакова (последних лет) и Пентковского схожи. Рыбаков был снят, в частности, потому, что его способ руководить тоже вызывал возражения сотрудников. Среди этих сотрудников были и я, и Митрофанова, и Гадаева, и Шахова, и др. Именно от них пытается избавиться сейчас Пентковский, так как мнение, отличное от его собственного, равносильно заявлению об уходе. Основной способ увольнения - это сокращение доплат. Сотрудники были вынуждены обратиться в Инспекцию по труду, которая зафиксировала нарушения Трудового законодательства. В музее огромная текучка, практически полностью обновился экскурсионный отдел, и в нем почти нет сотрудников с высшим гуманитарным образованием. Пентковского отличает неразборчивость в работе с кадрами: увольняются даже те, кто пришел уже при нем (с августа 2005-го по август 2006-го ушли 92 человека).
Действительно, страницы "МН" и кабинеты Росохранкультуры не являются местом обсуждения директорских взаимоотношений. Но комиссия Росохранкультуры, приезжавшая по письму поэта и публициста Юрия Кублановского, которого тревожит ситуация в "Абрамцеве", подтвердила его опасения и мою правоту, выдав предписание о приостановке работ, которые проводил Пентковский. Оно, однако, было выполнено не сразу: комиссия была 31 мая, а в июне газета "Вперед" писала о том, что на территории парка идут большие работы. Кроме того, "завис" вопрос с водоемами (Верхний, Пололкин, Нижний пруды), которым, возможно, нанесен непоправимый ущерб. Это вопрос для экологической прокуратуры.
То, что сделано сейчас в Главном доме, вряд ли можно назвать грамотной консервацией. Дом снаружи прикрыт сеткой, бревна обнажены - во многих местах нет обшивки, к которой бревна привыкли за десятилетия. Дом разделен на две части: одна (рабочая) отапливается, другая нет, что вряд ли полезно для старого сооружения. Проект реставрации не обсуждался даже на заседании малого ученого совета, не говоря уже о большом. Прежде такое обсуждение было обязательным. Комплексной программы развития музея на бумаге тоже нет, и что это такое, сотрудники не знают. Именно отсутствие программы и является, на мой взгляд, основной причиной конфликта. Многие работы делаются спонтанно, сгоряча, их бросают, начинают другие, поэтому количество мусора, о котором постоянно говорит "чистильщик" Пентковский, только увеличивается.
И наконец, почему, уважаемый Михаил Ефимович, мы должны видеть "отреставрированный усадебный дом, Абрамцевский парк и долину речки Вори такими, какими они изображены на знаменитых пейзажах художников начала ХХ века, а не 1870-1880-х гг., когда существовал мамонтовский кружок и шла плодотворная творческая жизнь? Чем знаменит "белый дом" - тем, что он построен в 1938 году как лечебный корпус для санатория, когда музея не было? Почему не упоминается о том, что необходимо отреставрировать действительно знаменитую абрамцевскую церковь, открывшую целую эпоху в русской архитектуре? В Вашем письме меняются приоритеты - "Абрамцево" из выдающегося памятника русской усадебной культуры, одного из самых ярких в мире по коллективным формам и результатам деятельности, становится "местом работы художников ХХ века", хотя их творчество, безусловно, очень ценно.
Позиция же Пентковского А.М., как защитника музейных территорий, на самом деле лишь прикрытие музейных проблем, в решении которых ему не удалось продвинуться в течение уже более двух лет. А своей деятельностью он лишь усугубил кризис.
С уважением,
бывшая заведующая лесопарковым отделом
Музея-заповедника "Абрамцево" Е. Веневцева".
[www.mn.ru]
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Беда в Абрамцеве
--------------------------------------------------------------------------------
Гуманитарной катастрофой назвали то, что происходит сегодня в музее-усадьбе «Абрамцево», его сотрудники в своём письме в «Литературную газету» (№30–31).
Назначенный два года назад директором А. Пентковский, по их мнению, не только не справился с работой, но, будучи сам дилетантом в музейном деле, принялся «выдавливать» несогласных с ним профессиональных сотрудников. За время его директорства ушли около 30 научных сотрудников.
«Абрамцево» деградирует на глазах. Долг каждого из нас – попытаться спасти священное гнездо семейства Аксаковых… Голос абрамцевской научной интеллигенции должен быть услышан как нашей общественностью, так и теми, кто считает, что А. Пентковский справляется со своей работой», – считает лауреат Литературной премии Александра Солженицына поэт Юрий Кублановский.
Даже в годы революционной смуты, пожарищ Гражданской войны наш выдающийся философ отец Павел Флоренский верил, что потомки «будут холить и беречь каждое брёвнышко абрамцевского дома, каждую картину, каждое предание в Абрамцеве. Абрамцево… прежде всего есть духовная идея, которая не уничтожаема».
Неужели мы, те самые потомки, дадим уничтожить то, что не должно быть уничтожено ни при каких обстоятельствах, ни при каких правительствах?
Усугубляющееся из месяца в месяц неблагополучное состояние Музея-усадьбы «Абрамцево», её парка, водоёмов и музейных помещений общеизвестно. Однако опубликованное в «Литературной газете» письмо абрамцевских научных сотрудников фокусирует драматизм ситуации ещё больше. Каким образом такое ответственное и тонкое дело, как руководство музеем, было доверено дилетанту, два года бесконтрольно хозяйничающему в легендарной усадьбе? Кто его туда посадил «на царство»?
А главное – почему на письмо музейных профессионалов так и не было получено аргументированного ответа от федеральных властей, ведающих культурой? Неужели правда, что чиновник чиновнику глаз не выклюет, и Федеральное агентство по культуре таким образом прикрывает своего назначенца, вместо того чтобы оперативно и мужественно исправить допущенную ошибку и на конкурсной основе найти для Абрамцева достойного специалиста-директора? А пока А. Пентковский продолжает вытеснять из музея последних квалифицированных работников…
Абрамцево – наше культурное национальное достояние, и его судьба нуждается в безотлагательном исправлении сложившейся ситуации.
Д.В. САРАБЬЯНОВ, академик РАН, П.Ф. НИКОНОВ, народный художник России
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Реакция директора музея «Абрамцево» А.М. Пентковского на публикацию в «Литературной газете» за 26 июля – 1 августа письма сотрудников была незамедлительной. Сотрудники Е.Н. Митрофанова и В.А. Шахова приказом ‹ 69 от 31 июля выведены из состава малого учёного совета и Фондово-закупочной комиссии с формулировкой «в связи с распространением в средствах массовой информации недостоверных сведений о деятельности Музея-заповедника «Абрамцево», приводящих к формированию искажённого образа Музея-заповедника «Абрамцево». Хотя Е.Н. Митрофанова – единственный в музее кандидат искусствоведения.
Между тем факты, приведённые в письме, фактически подтверждены комиссией Росохранкультуры, решением которой было «приостановлено несанкционированное благоустройство парка до завершения подготовки и представления в кратчайший срок в Росохранкультуру для согласования научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ».
Но наказания несогласных с политикой директора музея продолжались. Всем подписавшим письмо в «Литературную газету» были снижены надбавки к зарплате. Сделано в нарушение трудового законодательства, и поэтому сотрудники были вынуждены обратиться в Государственную инспекцию по труду города Сергиев Посад.
В настоящее время Пентковский А.М. пытается фактически расформировать экспозиционно-выставочный отдел музея. Делается это следующим образом: сотрудникам в устной форме предлагают написать заявление о переходе в другой отдел. Или писать заявление об увольнении по собственному желанию. Или прямо угрожают подвести под увольнение по статье. В результате Е.В. Гадаева уже написала заявление об уходе.
Очень сложно идёт подготовка коллективного договора. В июле был избран новый профком, поскольку все члены прежнего состава ушли из музея. Новые члены профкома, составом которого директор оказался чрезвычайно недоволен, начали свою работу с подготовки материалов для заключения коллективного договора и стали собирать необходимую документацию. Выяснилось, что даже устав музея, который по правилам должен висеть на виду у всех, получить невозможно, увидеть его можно только с разрешения директора. В настоящее время господин Пентковский занимается тем, что уговаривает членов профсоюзной организации выйти из её состава в добровольно-принудительном порядке. Переговоры по обсуждению текста коллективного договора директор поручил вести своему заместителю, однако и тот вскоре ушёл «по собственному желанию».
В целом создаётся полное ощущение, что на нашей отдельно взятой заповедной территории вообще не действуют законы Российской Федерации.
Сотрудники Музея-заповедника «Абрамцево» МИТРОФАНОВА Е.Н., ГАДАЕВА Е.В., МАЛАШИНА Н.В., ШАХОВА В.А.
ЛГ, №34-35, 2006
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
СБЕРЕЧЬ КАЖДОЕ БРЕВНЫШКО!
ИЗ ВСЕХ ВИДОВ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ В АБРАМЦЕВО ПРИЗНАЮТ ОДИН: ВЫКОРЧЕВЫВАТЬ
В последнее время мне столь часто приходится выступать против всякого рода варваров, уничтожающих бесценные творения живописи и архитектуры, что невольно приходит в голову мысль: а не создать ли в МЧС специальное подразделение, которое помогало бы реставраторам и музейным работникам противостоять этому цунами?
Не снимая с себя ни малой доли ответственности за те обвинения, что были выдвинуты мною против нынешнего директора музея-усадьбы "Абрамцево" А.Пентковского, считаю необходимым предоставить слово людям, чья жизнь самым тесным образом связана с аксаковско-мамонтовским гнездом.
"Два года назад в нашем музее сменилось руководство, директором "Абрамцево" стал Пентковский Александр Мстиславович. Многие из нас обрадовались приходу энергичного человека. Но мы считаем, что ныне вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. С особой яростью он взялся за парк, безжалостно выкорчевывая все, что не соответствует его туманной концепции музея "европейского уровня"... Целенаправленно уничтожаются подрост и подлесок. Нарушается главный принцип пейзажного парка - его естественность... В течение уже почти двух лет идет только вырубка, не посажено ни одного дерева... В прошлом году варварски осушен и очищен без предварительных исследований Верхний пруд - элемент парковой композиции XVIII века, в результате чего он зарос болотной растительностью. В мае перекачали воду из так называемого пополкина(?) пруда, тоже исторического. Теперь на его месте котлован... В плачевном состоянии русло реки Вори, поскольку по инициативе Пентковского понизили уровень плотины...
Недавно в музее работала комиссия Росохранкультуры, которая вынесла решение о приостановлении работ в парке. Однако уже на следующий день по приказу директора вырубили несколько яблонь...
Кроме проблем парка, есть и много других: в плачевном состоянии находится главный усадебный дом, ухудшилось состояние церкви Спаса Нерукотворного, уникального памятника, выполненного по проекту В.М. Васнецова... В музее сложилось катастрофическое положение с кадрами. За это время ушло около тридцати научных сотрудников. А директор только повторяет: "Незаменимых нет!"
Под этим письмом стоят подписи одиннадцати сотрудников "Абрамцево", верно служивших ему в течение многих десятилетий.
А вот что говорит известный поэт, лауреат Солженицынской премии Юрий Кублановский, прочными корнями связанный с "Абрамцево".
- "Последствия хозяйничания в музее-усадьбе "Абрамцево" "доктора восточных наук" А.Пентковского считаю катастрофическими. Изуродованы ландшафты, гниют памятники архитектуры, в массовом порядке вытесняются заслуженные сотрудники. "Абрамцево" деградирует на глазах. Долг каждого из нас - попытаться спасти священное гнездо семейства Аксаковых... По-видимому, в чиновных кругах у Пентковского - умело поддерживаемый им имидж просвещенного европейца (он учился в Риме), который борется с российской косностью. Но голос абрамцевской интеллигенции должен быть услышан!
Еще цитата. В своем обращении "Беда в Абрамцеве" крупный ученый, искусствовед с мировым именем академик Дмитрий Сарабьянов и народный художник России Павел Никонов пишут: "Каким образом такое ответственное и тонкое дело, как руководство музея, было доверено дилетанту, два года бесконтрольного хозяйствующему в легендарной усадьбе? Кто его туда посадил?... Неужели правда, что чиновник чиновнику глаз не выклюет, и Федеральное агентство по культуре и кинематографии, вместо того, чтобы оперативно и мужественно исправить ошибку, прикрывает своего назначенца?".
Руководитель ФАККа Михаил Швыдкой ответил на сигналы SOS, подаваемые из гибнущего музея-усадьбы, в одной из газет. Хладнокровно попросил никого не беспокоиться, поскольку ситуация, по его мнению, совсем даже не тревожная, а директор Пентковский - единственный специалист, способный вывести музей из кризиса. "...Мы все вместе поставим точку в решении проблем "Абрамцева" только тогда, когда откроем отреставрированный усадебный дом, увидим парки и долину Вори, какими они изображены на знаменитых пейзажах, откроем "белый дом" с экспозицией великолепных работ художников, работавших в "Абрамцево", - пишет чиновник. И так далее - в духе "Все хорошо, прекрасная маркиза!"
В 1917 году Павел Флоренский писал А.С. Мамонтовой: "Я верю, нигилизм докажет свое ничтожество... И тогда будут холить и беречь каждое бревнышко аксаковского дома. Самое худшее, если бы Абрамцево уничтожить физически, но и тогда, несмотря на великое преступление, если будет жива идея Абрамцева, не все погибло".
Нам же сегодня в сложившейся ситуации ни в коем случае нельзя опускать руки. Иначе мы обречем усадьбу "Абрамцево" на тяжелую болезнь, сделаем горький "подарок" к приближающемуся 200-летию великого Гоголя, для которого аксаковский дом был столь же близок, как родительское имение, Царское Село, римская обитель и все места, где создавал он свои шедевры.
Ямщиков Савва
Trud.ru № 171 за 16.09.2006: весь номер
[www.trud.ru]
http://oiru.archeologia.ru/phorum/read.php?17,5430