Darnall M.J., Weil M.S. Il Sacro Bosco di Bomarzo: Its 16th-Century Literary and Antiquarian Context // Journal of Garden History. Vol. 4. № 1. January-March 1984
Bredekamp H. Vicino Orsini und der Heilige Wald in Bomarzo: Ein Fürst als Künstler und Anarchist. Bd. I-II. Worms, 1985
Бомарцо. Панорама города
Парк, находящийся в долине возле замка городка Бомарцо, создан по замыслу герцога Пьерфранческо Орсини (ок. 1513 - 1584), который стремился придать ему черты загадочного, заколдованного места, называл "Священным лесом" (Il Sacro Bosco) и "замком Атланта" -- волшебника из поэмы Лодовико Ариосто "Неистовый Роланд". Современная "торговая марка" этого памятника - "Парк чудовищ", Parco dei Mostri.
Бомарцо. План парка
Бомарцо. Вид на парк от замка Пьерфранческо Орсини
Парк расположен на нескольких террасах и украшен десятками скульптур, высеченных из скальных выступов. Намеком на его программу служит пятиметровая статуя гиганта, держащего за ноги другого каменного человека. Это фигура Роланда, впавшего в неистовство и разрывающего попавшегося ему на пути дровосека.
...А другой
Закарабкался на скалу и на отрог,
Чтобы выше утаиться от бешеного,
Но вотще --
Тот, нещадный,
Хвать подпрыгнувшего за обе ноги
И, насколько стало развода рук,
Разорвал его на две половины.
Пер. М.Л. Гаспарова
Среди гигантских скульптур Бомарцо -- распростертая женская фигура, черепаха с фигурой Славы, ползущая к пропасти, в которой видна разверстая пасть, беседки-маски с разинутыми ртами, самка дракона, дерущаяся со львицей (обе с детенышами), слон, хоботом поднимающий упавшего воина.
Павильон-маска. Рисунок Джованни Гуэрра. 1590-е
Бомарцо. Безумный Роланд
Проход на верхние террасы украшен фигурой трехголового Цербера, намекающей на адскую природу нижних частей парка; выше всего расположен храм классических форм, посвященный памяти супруги Орсини, Джулии, умершей в 1564 году. Пройдя весь "Священный лес", посетитель должен был вспомнить о любовном безумии Роланда и пережить противоборство любви земной и небесной.
Бомарцо. Цербер. Рисунок Джованни Гуэрра. 1590-е
Бомарцо. Цербер
Бомарцо. Храм
Бомарцо. Падающий дом
Парк Бомарцо богат философскими и литературными смыслами, которые постигаются через блуждание среди "чудовищ" по неровной почве (нестойкость обстановки усиливает зрелище наклонного, якобы падающего дома) раздумья над не поддающимися расшифровке сюжетами и чтение многочисленных стихотворных надписей. Одна из них приглашает пережить испуг от встречи с "пугающими" лицами и животныи:
VOI CHE PEL MONDO GITE ERRANDO VAGHI
DI VEDER MARAVIGLIE ALTE ET STUPENDE,
VENITE QUA, DOVE SON FACCE HORRENDE,
ELEFANTI, LEONI, ORSI, ORCHI ET DRAGHI
ВЫ, КТО ЗЕМЛИ ДОСТИГ ПРЕДЕЛОВ ОТДАЛЕННЫХ,
ДАБЫ ЕЕ ЧУДЕС ВЕЛИЧЬЮ ИЗУМИТЬСЯ,
СЮДА СТУПАЙТЕ, ГДЕ ПУГАЮТ ЛИЦА,
СЛОНЫ, МЕДВЕДИ, ЛЬВЫ, И ОРКИ, И ДРАКОНЫ
Павильон-маска, ставший символом Бомарцо, имеет вокруг входа-рта надпись: "Lasciate ogni pensiero o voi ch' intrate" ("Оставь раздумья всяк сюда входящий"), которая повторяет надпись на вратах Дантовского Ада, но с одной существенной заменой ("pensiero" -- "раздумье", "мысль" вместо "speranza", "надежда").
Бомарцо. Терраса Ваз и Слон
Бомарцо расположено в Этрурии, в непосредственной близости от виллы Плиния, этрусских городов и некрополей. Тему местных древностей представляют растущие из почвы капители с человеческими и звериными ликами, фигуры Гарпий, Этрусская гробница, высеченная из скалы и украшенная рельефными “иероглифами”, а также Площадь ваз. Вазы на высоких постаментах соединяют мотивы бренности и загробного молчания с темой ожившего памятника.
Бомарцо. Сфинкс
Бомарцо. Вазы и Гарпия
Одна из надписей придает вазе значение гермы или межевого столба, стерегущего покой места: “Notte e Giorno Noi Siami Vigili et Pronte a Guardar d'Ogni Iniuria Questa Fonte” (“Ночь и День мы здесь стоим на страже верной, источник можем охранить от всякой скверны”).
Желание удивить посетителя, соединение литературного и изобразительного элементов, ситуация недоуменного блуждания среди загадочных архитектурных и скульптурных форм характерны для садового искусства итальянского маньеризма. В Бомарцо идея садового сюрприза доведена до крайних пределов.
Бомарцо. Павильон-маска
Запущенный в течение столетий, превратившийся в настоящий лес, "парк чудовищ" всегда привлекал романтически настроенных любителей искусства. Интерес к нему оживился после визита Сальватора Дали в 1948 году. О Бомарцо снят фильм Микеланджело Антониони, написаны роман и даже опера.
Бомарцо. Слон и Вазы
Бомарцо. Анджелика
Бомарцо. Надпись: Вичино Орсино в 1570-м
Сейчас парк, его скульптуры, надписи и постройки музеефицированы и находятся в прекрасном состоянии. Сюда следует ехать на целый день (заказывайте место в ресторане заранее). Обратите особое внимание на пространственную планировку, взаимное расположение скульптур и путь символического восхождения от любви инфернальной к любви духовной.