Спасти Кучук-Кой: Крымская усадьба Серебряного века разрушается под вооруженной охраной

Крымская усадьба Серебряного века разрушается под вооруженной охраной

«Хранители Наследия» 20.06.2019

Материал на сайте "Хранители Наследия"

В столичном музее-заповеднике «Царицыно» до 25 августа 2019 года работает выставка «Сады Серебряного века». Центральное место на ней занимает зал реликвий усадьбы Новый Кучук-Кой - живопись и графика из четырех музеев, две изувеченных, но сохранивших свою красоту статуи «Нимфея» и «Засыпающий мальчик», реконструкция усадебного цветника в световом круге на полу, архивные документы.

К сожалению, оригинал – уникальная крымская усадьба – недоступен для осмотра и посещения туристами и экспертами. С начала ХХI века из Кучук-Коя поступают лишь печальные вести – о разрушениях и утратах. Мы публикуем сегодня свидетельства двух исследователей усадьбы, а также резолюцию экспертов – участников недавней научно-практической конференции, на которой обсуждалась судьба Кучук-Коя.

Мы надеемся, что данная публикация станет поводом для решительных действий Минкультуры России и органов исполнительной власти Республики Крым по спасению уникального памятника отечественной истории и культуры.


Шедевр «Голубой розы» требует спасения

Борис Соколов, доктор искусствоведения, профессор РГГУ, член правления Общества изучения русской усадьбы


Жил в Петербурге удивительный человек – Яков Евгеньевич Жуковский. Двоюродный брат певицы Надежды Забела, первый владелец «Пана» Врубеля, он был свидетелем того, как художник у него в квартире на Фурштадтской улице наносит последние мазки золотой и серебряной красок на «Демона поверженного». Друг инженера Василия Сергеева, он согласился купить с ним пополам участок в Крыму, когда тот вынужден был покинуть Петербург из-за легочной болезни. Страстный любитель современного русского искусства, он привлек к созданию своей виллы Новый Кучук-Кой сначала Виктора Замирайло и Евгения Лансере, а затем мастеров «Голубой розы». В 1907–1914 годах Павел Кузнецов создал в Новом Кучук-Кое завораживающий мир фресок и майолик, где колышутся ивы и море, а лестницы и скамьи прорастают цветочными узорами. Александр Матвеев населил парк задумчивыми скульптурами, созданными из местного светлого камня – над бассейном с кувшинками-нимфеями встала «Нимфея», лестницу у дома украсили статую сидящих мальчиков и девушек, спящими казались даже юноши, поддерживающие мостик. Петр Уткин за несколько лет создал живописный портрет Нового Кучук-Коя, десятки картин и акварелей, по которым мы можем судить о бессмертной красоте дома и парка. От том, что Новый Кучук-Кой стал «академией художеств Жуковского», приютом искусств и художников, напоминает «Ангел» Михаила Врубеля - майолика на скальной арке.

Напоминает – потому что музей, открытый здесь Жуковским в 1921 году, через два года был закрыт, в усадьбе разместился дом отдыха работников искусств, а затем пансионат «Криворожский горняк». Долгое время приемлемое состояние ансамбля поддерживалось. Во время войны статуи Матвеева были разбиты, но ученики скульптора сделали копии и разместили их на прежних местах, а оригиналы как великую ценность принял на хранение Русский музей. Родственники Якова Евгеньевича Жуковского показывали мне множество фотографий парка 1970–1990-х годов. На них видно, что катастрофа началась в 1987 году, когда главный дом выгорел изнутри и был законсервирован без реставрации. Я был в Новом Кучук-Кое в 2002 году, видел пустой постамент «Нимфеи» и лишь две еще не украденных скульптуры. Впрочем, одна из них, «Поэт», высечена в скальной стене и вывозу не подлежит. Вскоре участок был продан в частные руки, огорожен, изуродован двумя современными зданиями. В таком состоянии он находится и сегодня.

Но Новый Кучук-Кой еще жив! Главный дом, который стоит заколоченный досками уже тридцать два года. Лестница перед ним, которую Уткин писал в полдень и при лунном свете. Вторая лестница, окруженная кипарисами и уходящая в небо, которую в семье шутливо называли «лестницей Якова». Майоликовые пейзажи фасадов, о которых Кузнецов писал: «Желто-коричневое покрыть бронзой с переливами в перламутр, что в майолике выходит блестяще и горит от Солнца, дает блеск Солнца. Я думаю, что золото в синем и зеленом даст желаемое сочетание для Крымского вида». Это письмо вместе со многими другими документами хранится в отделе рукописей Русского музея.


Сейчас стали очевидными важные факты.

Новый Кучук-Кой так же бесценен для нашей памяти, так же нужен мировому искусству, как Абрамцево и Поленово. В мире существуют всего три садовых шедевра эпохи символизма – португальская Регалейра, испанский Парк Гюэль, крымский Кучук-Кой. Первые два процветают, третий – медленно гибнет.


Новый Кучук-Кой все еще жив, основные части ансамбля сохранились.

Его судьба висит на волоске, она зависит от поведения собственников и разрушительного воздействия стихий, которое продолжается каждый миг.


Никто, кроме государства, не может осуществить восстановление памятника, его майолик и мозаик, фресок и рельефов, сада и пейзажа.

Нужно вести диалог. С собственниками, которые все равно не могут жить среди руин, с министерствами и общественностью. Только культурные, корректные, спокойные переговоры помогут делу.

От созвездия усадеб осталась лишь одна, которую можно превратить в «Музей крымской усадьбы». Это Новый Кучук-Кой.

«Из сорока пунктов предмета охраны осталась треть»
Анастасия Соловьева, член Ассоциации искусствоведов, член Общественного движения «Архнадзор»


В 2000 году был поставлен первый в истории усадьбы забор, перекрыв восточную часть парка. В 2002 году почти вся территория имения «Новый Кучук-Кой» стала частной собственностью. Приблизительно с 2005 года в парке появились скульптуры-фальшивки.

С 2007 года доступ на всю территорию парка был уже крайне затруднен. В 2010 году за забором оказалась вся территория и даже бывшая погранзастава, находящаяся на северо-западе от имения. Доступ на территорию невозможен уже много лет.

В настоящее время усадьба «Новый Кучук-Кой» выглядит так. На территории объекта культурного наследия выстроено два высотных здания большой площади и огромный комплекс с бассейном. Вырублена большая часть парка, изменен ландшафт, уничтожен домик садовника, дом Я.Е. Жуковского находится в законсервированном виде. Местонахождение мраморных скульптур учеников А.Т. Матвеева неизвестно, вместо них в парке находятся уродливые поделки. В 1994 г. был установлен предмет охраны, состоящий из сорока пунктов. На сегодняшний день из них осталась одна треть, сосредоточенная на единственном сохранном объекте – лестнице Иакова. Вся территория обнесена семиметровым бетонным забором и охраняется вооруженными людьми.

Юридически территория памятника принадлежит двум разным фирмам: западная часть (Парковое шоссе, владение 12) – ООО «Инвестио», восточная часть (Парковое шоссе, владение 14а) – компании «Starvista Limited».

С 2017 г. по двум этим участкам идут суды. По западному участку принято решение о выкупе имущества для нужд Республики Крым. По восточному участку принято решение о признании за Республикой Крым в лице Совета министров Республики Крым права собственности на недвижимое имущество – комплексный памятник истории и культуры Новый Кучук-Кой. Это недвижимое имущество состоит из здания бассейна и гостевого дома, расположенных на территории комплексного памятника истории и культуры Новый Кучук-Кой. Суд признал их самовольными строениями и передал право собственности на них Республике Крым.

«Усадьба Новый Кучук-Кой: от руины к музею»
Резолюция научно-практической конференции «Сады ХХ века: от символа к реальности». 21 мая 2019 года

В рамках Всероссийской научно-практической конференции в ГМЗ «Царицыно» «Сады ХХ века: от символа к реальности» 21 мая 2019 года прошел круглый стол «Усадьба Новый Кучук-Кой: от руины к музею».

В последние десятилетия усадьба была частным владением. Охранные нормы не соблюдались: выстроены капитальные объекты, частично вырублен парк, уничтожены строения, неизвестно местонахождение скульптур из парка. Реставрационные работы не проводились. При всех утратах Новый Кучук-Кой остается памятником мирового значения, но находящимся под угрозой полного уничтожения и требующим немедленного привлечения внимания.


Участники конференции в составе:

Арбатская Ю.Я. (Алупка), специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия КРУ «АДПМЗ»;

Белонович Э.Н. (Саратов), «Усадьба В.Э. Борисова-Мусатова», филиал Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева;

Веселова С.С. (Москва), МГУ им. М.В. Ломоносова, МПГУ;

Давыдова О.С. (Москва), Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (НИИ РАХ);

Дробнич О.А. (Москва), ООО «Парковая реставрация»;

Жуковский П.В., Жуковская Т.Н. (Москва), потомки первого владельца имения Новый Кучук-Кой Я.Е. Жуковского;

Малахин В.А. (Москва), Мемориальная мастерская скульптора А.Т. Матвеева;

Нащокина М.В. (Москва), Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Общество изучения русской усадьбы;

Семенюк М. М. (Москва), ГАУК г. Москвы «ПКиО Сокольники»;

Соколов Б.М. (Москва), Российский государственный гуманитарный университет, ГМЗ «Царицыно», Общество изучения русской усадьбы, проект «Сады и время»;

Соловьева А.А. (Москва, Крым), член Ассоциации искусствоведов (АИС), член Общественного движения «Архнадзор»;

Сорокин И.В. (Саратов), член Ассоциации менеджеров культуры (АМК) и Ассоциации искусствоведов (АИС);

приняли резолюцию:

«1. Мы выражаем крайнюю озабоченность состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс «Дача Я.Е. Жуковского «Новый Кучук-Кой» в Республике Крым. Мы настаиваем на безотлагательном возвращении памятника в рамки охранного законодательства. Мы считаем, что сохранить художественное наследие, его облик и смысл, помочь его возрождению – неотложная общественная и государственная задача.

2. Мы требуем проведения государственной историко-культурной экспертизы усадьбы Новый Кучук-Кой с обязательной фиксацией всех предметов охраны, отмеченных в экспликации к постановлению Совета Министров Крыма № 39 от 14.02.1994. В том числе документального подтверждения отсутствия скульптур, выполненных в 1960-е гг. учениками А.Т. Матвеева: А.Н. Черницким, А.М. Игнатьевым, В.Г. Стамовым, Л.Ю. Эйдлиным, А.П. Тимченко.


3. Мы обращаемся к Министерству культуры РФ и Министерству культуры Республики Крым как уполномоченным органам в сфере охраны наследия с предложением создать в усадьбе Новый Кучук-Кой историко-художественный Музей крымской усадьбы, как филиал любого крупного музейного объединения в Республике Крым или РФ. Предпочтительные варианты: Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея.

4. Мы считаем статус памятника регионального значения незаслуженно заниженным. Усадьба Новый Кучук-Кой – уникальный садовый ансамбль русского символизма, мировой шедевр архитектурно-паркового искусства. Обращаемся к Министерству культуры РФ с предложением изменить категорию объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс «Дача Я.Е. Жуковского «Новый Кучук-Кой» (Республика Крым, городской округ Ялта, поселок Парковое, Парковое шоссе, владение 12 и владение 14а) на категорию объекта культурного наследия федерального значения и включить его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

5. Мы видим первоочередной задачей в части восстановления усадьбы Новый Кучук-Кой подготовку и проведение качественной научной реставрации. Основные части усадьбы сохранились, главный дом, переживший пожар в 1987 году, находится в законсервированном виде, «лестница Иакова» в целости. Выставка «Сады Серебряного века» демонстрирует огромный материал, существующий как в живописи, графике, скульптуре, так и в описаниях исследователей, воспоминаниях современников и в архиве потомков Я.Е. Жуковского. Этот материал станет основой для полноценной научной реставрации усадьбы.

6. Мы предлагаем на уровне государственных структур, Министерства иностранных дел, Министерства культуры РФ, сделать запрос в МИД Украины и Минкультуры Украины о судьбе скульптур, выполненных в 1960-е гг. учениками А.Т. Матвеева: А.Н. Черницким, А.М. Игнатьевым, В.Г. Стамовым, Л.Ю. Эйдлиным, А.П. Тимченко. Они находились в усадьбе «Новый Кучук-Кой» до 1995 года. В это время Республика Крым входила в состав Украины, и скульптуры, по-видимому, были вывезены с территории ОКН в Киев.

7. За пределами охранной зоны ОКН находится подлинная скульптура А.Т. Матвеева, вмонтированная в скалу, «Сидящий мальчик», выполненная в 1908 году в технике майолики. Она не входит в предмет охраны усадьбы и не является объектом культурного наследия, не имеет охранного статуса. Мы выражаем озабоченность сохранностью этого уникального и бесценного художественного памятника, чудом уцелевшего и во время войны, и в последние десятилетия. Считаем необходимым принять неотложные меры к приданию скульптуре охранного статуса.

8. Мы предлагаем считать реставрацию усадьбы Новый Кучук-Кой и создание в ней открытого музейного пространства примером для возрождения других усадеб Южного берега Крыма, находящихся под угрозой деградации и разрушения. Необходимо активизировать системную работу государственных органов в сфере охраны наследия на федеральном и региональном уровнях по выявлению многочисленных нарушений охранных обязательств ОКН на территории Республики Крым и возвращению достойного и истинного облика памятникам этого региона.

9. Мы призываем все СМИ, специализирующиеся на освещении культурных, исторических тем, вопросов сохранения наследия, художественных памятников, обратить внимание на сохранение и возрождение усадьбы Новый Кучук-Кой в частности и на проблемы исторического наследия Крыма в целом и посвятить этому ряд публикаций и программ».

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.