Книги

* Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств

Книга об основных эпохах зарубежного и российского искусства до начала ХХ века, написанная замечательным искусствоведом и литератором Ниной Александровной Дмитриевой (1917-2003). Отличительная черта книги - простота и художественная выразительность. Это первое и наиболее полное иллюстрированное издание (редактор третьего тома - Б.М. Соколов).

Три тома в архивах (.rar), скачиваются по прямой ссылке с сайта Народ.ру. Первый и третий тома - jpeg, второй - pdf.

Том первый     Том второй     Том третий

 

* Публий Овидий Назон. Метаморфозы в пятнадцати книгах

Прекрасная книга римского поэта, современника императора Августа, в которой искусно сплетены мифы, связанные с "телами, превращенными в новые формы" ("In nova fert animus mutatas dicere formas corpora"). Поэма, полная красочных образов и изысканных стихов, стала главным источником античных сюжетов для европейских и русских художников самых разных эпох. Перевод выполнен поэтом Серебряного века Сергеем Шервинским.

Текст с предисловием, примечаниями и нумерацией строк (doc, 2 Мб, пригоден для копирования и цитирования) (ссылка для скачивания)

Книга серии "Библиотека античной литературы" с иллюстрациями Пабло Пикассо (djvu, 6 Мб) (ссылка для скачивания).

Латинский текст - P. Ovidius Naso Metamorphoseon libri XV (онлайн)

 

* Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции

Николай Альбертович Кун (1877-1940)
Николай Альбертович Кун (1877-1940)

Книга, дающая связное изложение всей системы греческой мифологии, рассказов о богах и героях, ставших сюжетами античной драмы и искусства Нового времени. Автор этой книги - Николай Альбертович Кун (1877-1940), энтузиаст изучения античной культуры, профессор Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского (ныне РГГУ). Книга впервые издана в 1922 года под названием «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях»; в последующих изданиях (включая и это) острые моменты мифов (рождение Афродиты) смягчены: "учитывая возможность чтения данного произведения школьниками, редакция внесла некоторые частные изменения в изложение отдельных мифических эпизодов" (предисловие к изданию 1955 года).

Книга с иллюстрациями (pdf, 6 Мб) (ссылка для скачивания)

 

* Филострат (Старший и Младший). Картины. Каллистрат. Статуи. Примечания, перевод и ввведение С.П. Кондратьева. М.: ИЗОГИЗ, 1936

От великой античной живописи до нас дошли только фрагменты римских мозаик и фресок. Восполняет этот пробел литературный жанр "картин" - изысканное описание сюжета, предметов и настроения воображемого произведения искусства. Филострат Старший - греческий софист, живший при римском императорском дворе III века, и его внук, Филострат Младший, дали чудесные образцы таких словесных картин, а живший позже Калликрат развил этот прием в описаниях скульптур. Книги Филостратов были известны в Византии, а художники Возрождения открыли их и для искусства Нового Ввремени. Есть совпадения между описаниями Филостратов и вдохновленными ими произведениями искусства ("Триумф Галатеи" Рафаэля, фрески Джулио Романо). Каллистрат оставил нам описание знаменитой в древности "Вакханки" Скопаса. Кроме того, "Картины" сохранили сам дух утраченной античной живописи. Хорошо говорит об этом переводчик книги С.П. Кондратьев: "Читая филостратовы „Картины", ясно чувствуешь, как это чувствовал и Гёте, что эти картины были, быть может, не в одной галерее, быть может, не в одно время, но они были как возможности греческой живописи".

Книга с иллюстрациями (djvu, 2 Мб) (ссылка для скачивания)

 

* Витрувий. Десять книг об архитектуре.
Перевод Ф. А. Петровского. М., Изд-во Всес. Академии архитектуры, 1936

Человек по Витрувию. Гравюра из итальянского издания (1521)Леонардо да Винчи. Человек по Витрувию.
Человек по Витрувию. Гравюра из итальянского издания (1521)Леонардо да Винчи. Человек по Витрувию.

Архимедова ванна. Гравюра из немецкого издания книги ВитрувияВитрувий и император Август. Гравюра XVIII в.
Архимедова ванна. Гравюра из немецкого издания книги ВитрувияВитрувий и император Август. Гравюра XVIII в.

Главным источником об архитектуре и строительном искусстве античности для всех стран и художественных направлений в Европе стали "Десять книг об искусстве строить" Марка Витрувия Поллиона. Военный инженер и архитектор, работавший при Цезаре и посвятивший свой труд Августу, написал простой и ясный трактат о своем ремесле, начиная с воспитания архитектора и заканчивая инженерными устройствами для войны и мира.

Учение о планировке местности, пропорциях храма, сообразных пропорциям человеческого тела, сведения об ордерах и тектонике, об устройстве общественных зданий - храмов, терм, палестр, театров - оказались бесценным материалом для культуры Возрождения. На чтении Витрувия основаны трактаты Альберти, Палладио и Филарете, вся система классической архитектуры XV-XXI веков, а идея совершенного человека-микрокосма вызвала у Леонардо желание написать свою книгу - свидетельством замысла стал знаменитый рисунок "Человек по Витрувию".

Самыми важными для искусства и его истории являются книги 1, 3 и 4 -6:

КНИГА ПЕРВАЯ
Вступление - Стр.19
Глава I. Образование архитектора - Стр.20
Глава II. Основные положения архитектуры - Стр.25
Глава III. Отделы архитектуры - Стр.28
Глава IV. Местоположение города - Стр.28
Глава V. Городские стены - Стр.32
Глава VI. Внутреннее расположение города. Ветры и их направление - Стр.34
Глава VII. Расположение общественных зданий - Стр.38


КНИГА ТРЕТЬЯ
Вступление - Стр.63
Глава I. О соразмерности в храмах и в человеческом теле - Стр.65
Глава II. Классификация храмов - Стр.67
Глава III. Пять видов храмов - Стр.68
Глава IV. Фундаменты - Стр.71
Глава V. Пропорции базы, капителей и антаблемента в ионийском ордере - Стр.73

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
Вступление - Стр.77
Глава I. Происхождение трех ордеров и пропорции коринфской капители - Стр.77
Глава II. Украшения различных ордеров - Стр.80
Глава III. Пропорции дорийских храмов - Стр.82
Глава IV. Целла и предхрамье - Стр.85
Глава V. Ориентировка храма - Стр.86
Глава VI. Двери храмов - Стр.86
Глава VII. Тускские храмы - Стр.88
Глава VIII. Круглые и другие виды храмов - Стр.89
Глава IX. Алтари - Стр.90

КНИГА ПЯТАЯ
Вступление - Стр.91
Глава I. Форум и базилика - Стр.92
Глава II. Казначейство, тюрьма и курия - Стр.94
Глава III. Театр, выбор места для него и его акустика - Стр.95
Глава IV. Гармония - Стр.96
Глава V. Расположение голосников в театре - Стр.99
Глава VI. План. театра - Стр.101
Глава VII. Греческие театры - Стр.103
Глава VIII. Акустика театра - Стр.104
Глава IX. Портики и аллеи - Стр.104
Глава X. Бани - Стр.106
Глава XI. Палестра - Стр.108
Глава XII. Гавани, волнорезы и верфи - Стр.109

КНИГА ШЕСТАЯ
Вступление - Стр.113
Глава I. Расположение здания согласно климатическим условиям - Стр.115
Глава II. Соразмерность домов в зависимости от их местоположения - Стр.118
Глава III. Пропорции главных помещений - Стр.110
Глава IV. Правильное расположение помещений - Стр.122
Глава V. Расположение домов сообразно потребностям хозяев - Стр.123
Глава VI. Сельские постройки - Стр.124
Глава VII. Греческий дом - Стр.125
Глава VIII. Фундаменты - Стр.127

 Книга в издании 1936 года (pdf, 35 Мб)

 

* Грубе Г.-Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам.
Пер. с нем. М.В. Алешечкиной. М.: Стройиздат, 2003

Перевод книги: G.-R. Grube, А. Kutschmar. Bauformen von der Romanik bis zur Gegenwart. Berlin: Verlag für Bauwesen, 1986.

Полезный иллюстрированный каталог форм и стилей стран Европы от готики до ХХ века, составленный специалистами из Восточнолй Германии. Его особенности - подробные таблицы и схемы, преобладание памятников Германии и соседних стран. Книга состоит из двух частей - первая посвящена эпохам и стилям, вторая - различным деталям и формам архитектуры, показанным также в исторической последовательности.

СОДЕРЖАНИЕ

Изменения архитектурных форм 5
Обзор истории немецкой архитектуры 6
От античности до средневековья 6
Романский период 7
Готика 8
Ренессанс 9
Барокко 10
Классицизм 11
Историзм 12
Развитие архитектуры после 1917 г. 13
Архитектурный объект и его характерные детали 14
Архитектурный объект 14
Крыши 30
Купола 40
Башни 48
Мосты 58
Наружные лестницы и террасы 64
Фонтаны и памятники 70
Фасады и их характерные детали 78
Порталы 102
Эркеры и лоджии 112
Окна 118
Архитектурные орнаменты 130
Скульптура в архитектуре 142
Интерьер и его убранство 152
Интерьеры 152
Опоры 164
Двери 172
Внутренние лестницы 182
Камины и печи 190
Убранство интерьеров 198
Культовые помещения 210
Список литературы 214

Книга со всеми иллюстрациями (pdf, 20 Мб)

 

* Бидерманн Г. Энциклопедия символов.
Пер с немецкого. М.: Республика,1996.

Перевод очень хорошего энциклопедического словаря мюнхенского издательства "Дрёмер Кнаур" (Biedermann Hans Knaurs Lexikon der Symbole. Muenchen: Knaur, 1989). Словарь достоверен и чрезвычайно практичен - нем есть краткие толкования имен (Александр, Баубо), существ (Бабочка) и предметов (Балдахин), а также символических фигур (Мандорла) и систем взглядов (Масонские символы, Медицина). В книге множество схематических рисунков и схем, помогающих ее задаче - дать краткие и исторические полноценные справки, нужные каждому гуманитарию. Перевод осуществлен коллективом специалистов и заслуживает отдельной похвалы.

Книга с иллюстрациями (djvu, 18 Мб)

 

* Символы и Емблемата указом и благоповедении Его Освященного Величества, Высокодержавнейшего и Пресветлейшего Императора Московского, Государя Царя, и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России, и иных Многих Держав и Государств и Земель Восточных, Западных и Северных самодержца, и Высочайшего монарха напечатаны. [Амстердам, типография Генриха Ветстейна, 1705]. Заглавный лист на латинском языке, 281, [10] стр., гравированные: фронтиспис, 840 эмблем в тексте.

Европеизация русской культры при Петре I начиналась с нового языка поведения, символов и общественных ритуалов. Одной из знаменательных вех в этом процессе было издание огромной книги эмблем и символов, предназначенной для воспитания в образованных кругах начатков аллегорического мышления. Европейскими символами и эмблемами пропитана вся культура петровской эпохи, от имен кораблей до фонтанов Летнего сада. "Символы и эмблемата", напечатанные для экономии времени в Голландии, содержат 840 схематических гравюр и краткое их толкование на девяти языках, включая русский (Алмаз, разбиваемый молотами. - "Всегда не сокрушаем"). О книге, бывшей окном в "аллегорическую  Европу", вспомнили в эпоху Екатерины II, когда вышло ее второе дополненное издание.

Символы и эмблемата (pdf, 26 Мб)

История книги "Символы и эмблемата" (doc, 1 Мб) 

 

* Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990

Книга петербургского искусствоведа Сергея Михаловича Даниэля представляет собой изложение истории художественного вИдения, данное в наглядной и интересной форме. Рассказ начинается с истории восприятия (Глава 1 "Родословная зрителя"), продолжается анализом картины (Глава 2 "Язык живописи") и завершается размышлениями о взаимосвязи зрителя и произведения (Глава 3 "Войти... в картину"). Книга написана умно и просто, в ней дано множество ссылок на литературу и источники, заслуживающие прочтения, приводится множество иллюстраций и схем.

Книга в издании 1990 года (pdf, 17 Мб)

 

* Даниэль С.М. Картина классической эпохи.
Проблема композиции в западноевропейской живописи 17 века. СПб.: Искусство, 1986

Яркое, увлекательное исследование петербургского историка искусства Сергея Михайловича Даниэля посвящено структуре, способам построения и воздействия "картины с большой буквы". Это европейская живопись эпохи расцвета трех великих стилей - барокко, классицизма и голландского протореализма. Автор сосредоточивается на законах композиции, подробно их разбирает и, что особенно ценно, сопровождает рассказ множеством композиционных схем. Эта книга - очень ценное и полезное введение в творческую лабораторию великих живописцев XVII века, среди которых Караваджо, Пуссен и Рембрандт.

Оглавление
От автора 5
Введение. Композиция как категория искусствознания 10
Глава I
От средних веков к Новому времени: понятие композиции 16
Глава II
Идея Синтеза 22
Глава III
Идея Порядка 40
Глава IV
Пространство, время, движение 59
Глава V
«Театральность», или репрезентативность. Изобразительная риторика 98
Глава VI
Проблема зрителя 126
Глава VII
Живопись как форма мышления 147
Заключение 169

Книга с иллюстрациями (pdf, 26 Мб)

 

* Джорджо ВАЗАРИ. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.

Джорджо Вазари (1511-1574) - один из интереснейших деятелей итальянского искусства эпохи маньеризма. Помимо работы в живописи, архитектуре и аллегорических проектах, он много лет создавал книгу биографий, которая стала первым памятником европейского искусствознания. Значение этой книги для нас огромно. Во-первых, Вазари собрал сотни свидетельств и описал множество замыслов художников Ренессанса, в том числе и не сохранившихся. Во-вторых, он выстроил жизнеописания в порядке, отвечающем идее эволюции, развития средств искусства и совершенствования "манеры". В-третьих, именно благодаря Вазари мы называем всплеск творчества, пришедшийся на XV и начало XVI веков, "Возрождением". Художник создал живущую и доныне концепцию европейского искусства - идеал в античности, упадок и медленный подъем в "среднем веке", возрождение и совершенствование великой античной манеры в ближайшие времена. И наконец, в книге Вазари сохранены живые черты, характеры, высказывания и приключения художников, которых мы воспринимаем как живых и близких людей, несмотря на расстояние во времени и пространстве. 

Полный вариант книги (pdf, 208 Мб)

 

 

 

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.