Книги* Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств Три тома в архивах (.rar), скачиваются по прямой ссылке с сайта Народ.ру. Первый и третий тома - jpeg, второй - pdf. Том первый Том второй Том третий
* Публий Овидий Назон. Метаморфозы в пятнадцати книгах Текст с предисловием, примечаниями и нумерацией строк (doc, 2 Мб, пригоден для копирования и цитирования) (ссылка для скачивания) Книга серии "Библиотека античной литературы" с иллюстрациями Пабло Пикассо (djvu, 6 Мб) (ссылка для скачивания). Латинский текст - P. Ovidius Naso Metamorphoseon libri XV (онлайн)
* Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции
Книга, дающая связное изложение всей системы греческой мифологии, рассказов о богах и героях, ставших сюжетами античной драмы и искусства Нового времени. Автор этой книги - Николай Альбертович Кун (1877-1940), энтузиаст изучения античной культуры, профессор Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского (ныне РГГУ). Книга впервые издана в 1922 года под названием «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях»; в последующих изданиях (включая и это) острые моменты мифов (рождение Афродиты) смягчены: "учитывая возможность чтения данного произведения школьниками, редакция внесла некоторые частные изменения в изложение отдельных мифических эпизодов" (предисловие к изданию 1955 года). Книга с иллюстрациями (pdf, 6 Мб) (ссылка для скачивания)
* Филострат (Старший и Младший). Картины. Каллистрат. Статуи. Примечания, перевод и ввведение С.П. Кондратьева. М.: ИЗОГИЗ, 1936 От великой античной живописи до нас дошли только фрагменты римских мозаик и фресок. Восполняет этот пробел литературный жанр "картин" - изысканное описание сюжета, предметов и настроения воображемого произведения искусства. Филострат Старший - греческий софист, живший при римском императорском дворе III века, и его внук, Филострат Младший, дали чудесные образцы таких словесных картин, а живший позже Калликрат развил этот прием в описаниях скульптур. Книги Филостратов были известны в Византии, а художники Возрождения открыли их и для искусства Нового Ввремени. Есть совпадения между описаниями Филостратов и вдохновленными ими произведениями искусства ("Триумф Галатеи" Рафаэля, фрески Джулио Романо). Каллистрат оставил нам описание знаменитой в древности "Вакханки" Скопаса. Кроме того, "Картины" сохранили сам дух утраченной античной живописи. Хорошо говорит об этом переводчик книги С.П. Кондратьев: "Читая филостратовы „Картины", ясно чувствуешь, как это чувствовал и Гёте, что эти картины были, быть может, не в одной галерее, быть может, не в одно время, но они были как возможности греческой живописи". Книга с иллюстрациями (djvu, 2 Мб) (ссылка для скачивания)
* Витрувий. Десять книг об архитектуре.
Главным источником об архитектуре и строительном искусстве античности для всех стран и художественных направлений в Европе стали "Десять книг об искусстве строить" Марка Витрувия Поллиона. Военный инженер и архитектор, работавший при Цезаре и посвятивший свой труд Августу, написал простой и ясный трактат о своем ремесле, начиная с воспитания архитектора и заканчивая инженерными устройствами для войны и мира. Учение о планировке местности, пропорциях храма, сообразных пропорциям человеческого тела, сведения об ордерах и тектонике, об устройстве общественных зданий - храмов, терм, палестр, театров - оказались бесценным материалом для культуры Возрождения. На чтении Витрувия основаны трактаты Альберти, Палладио и Филарете, вся система классической архитектуры XV-XXI веков, а идея совершенного человека-микрокосма вызвала у Леонардо желание написать свою книгу - свидетельством замысла стал знаменитый рисунок "Человек по Витрувию". Самыми важными для искусства и его истории являются книги 1, 3 и 4 -6: КНИГА ПЕРВАЯ Книга в издании 1936 года (pdf, 35 Мб)
* Грубе Г.-Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. Полезный иллюстрированный каталог форм и стилей стран Европы от готики до ХХ века, составленный специалистами из Восточнолй Германии. Его особенности - подробные таблицы и схемы, преобладание памятников Германии и соседних стран. Книга состоит из двух частей - первая посвящена эпохам и стилям, вторая - различным деталям и формам архитектуры, показанным также в исторической последовательности. СОДЕРЖАНИЕ Изменения архитектурных форм 5 Книга со всеми иллюстрациями (pdf, 20 Мб)
* Бидерманн Г. Энциклопедия символов. Книга с иллюстрациями (djvu, 18 Мб)
* Символы и Емблемата указом и благоповедении Его Освященного Величества, Высокодержавнейшего и Пресветлейшего Императора Московского, Государя Царя, и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России, и иных Многих Держав и Государств и Земель Восточных, Западных и Северных самодержца, и Высочайшего монарха напечатаны. [Амстердам, типография Генриха Ветстейна, 1705]. Заглавный лист на латинском языке, 281, [10] стр., гравированные: фронтиспис, 840 эмблем в тексте. Европеизация русской культры при Петре I начиналась с нового языка поведения, символов и общественных ритуалов. Одной из знаменательных вех в этом процессе было издание огромной книги эмблем и символов, предназначенной для воспитания в образованных кругах начатков аллегорического мышления. Европейскими символами и эмблемами пропитана вся культура петровской эпохи, от имен кораблей до фонтанов Летнего сада. "Символы и эмблемата", напечатанные для экономии времени в Голландии, содержат 840 схематических гравюр и краткое их толкование на девяти языках, включая русский (Алмаз, разбиваемый молотами. - "Всегда не сокрушаем"). О книге, бывшей окном в "аллегорическую Европу", вспомнили в эпоху Екатерины II, когда вышло ее второе дополненное издание. Символы и эмблемата (pdf, 26 Мб) История книги "Символы и эмблемата" (doc, 1 Мб)
* Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990 Книга в издании 1990 года (pdf, 17 Мб)
* Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Оглавление Книга с иллюстрациями (pdf, 26 Мб)
* Джорджо ВАЗАРИ. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Джорджо Вазари (1511-1574) - один из интереснейших деятелей итальянского искусства эпохи маньеризма. Помимо работы в живописи, архитектуре и аллегорических проектах, он много лет создавал книгу биографий, которая стала первым памятником европейского искусствознания. Значение этой книги для нас огромно. Во-первых, Вазари собрал сотни свидетельств и описал множество замыслов художников Ренессанса, в том числе и не сохранившихся. Во-вторых, он выстроил жизнеописания в порядке, отвечающем идее эволюции, развития средств искусства и совершенствования "манеры". В-третьих, именно благодаря Вазари мы называем всплеск творчества, пришедшийся на XV и начало XVI веков, "Возрождением". Художник создал живущую и доныне концепцию европейского искусства - идеал в античности, упадок и медленный подъем в "среднем веке", возрождение и совершенствование великой античной манеры в ближайшие времена. И наконец, в книге Вазари сохранены живые черты, характеры, высказывания и приключения художников, которых мы воспринимаем как живых и близких людей, несмотря на расстояние во времени и пространстве. Полный вариант книги (pdf, 208 Мб)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |