13. Пейзажной тропой Стоурхеда (2) - ...к звездам

 

Стоурхед. Пантеон
Стоурхед. Пантеон

В современном языке словом "пантеон" чаще обозначают собрание почитаемых имен, а не подобие древнеримского храма. Павильон Генри Хоара был и тем, и другим. Приземистый, сросшийся с берегом Пантеон отапливался и мог служить местом для отдыха и пикника. Однако его формы настолько величественны, почти суровы, а статуи внутри так связаны с философским настроением парка, что мысль об отдыхе забывается.

Стоурхед. Вид на Пантеон с прогулочной дорожкиСтоурхед. Вид через колонны Пантеона
Стоурхед. Вид на Пантеон с прогулочной дорожкиСтоурхед. Вид через колонны Пантеона

Вблизи мы видим мощный портик Пантеона, колонны которого заключены в архитектурную раму, и статуи по бокам от входа – Вакх и Венера. Божества эти напоминают о радости и любви, темах, обычных для любого увеселительного парка. Но не для такого торжественного, как Стоурхед! Внутрь храма в этот день не пускали, но я бывал там раньше и расскажу о виденном.

Стоурхед. Статуи Пантеона. 1994
Стоурхед. Статуи Пантеона. 1994

Там, в ротонде цвета красной охры, стоят семь статуй: в центре величественный Геракл, а по бокам Флора, богиня садов, императрица Ливия Августа, покровительница Вергилия, автора "Энеиды", богиня охоты и природы Диана, охотник Мелеагр, египетская богиня Изида – и святая Сусанна! Античные образы не вызывают вопросов, однако знатоки мифологии припомнят, что Геракла в древности считали "водителем душ", как и Гермеса (помните в Стоу – "к Елисейским ведет полям"). А Сусанна – имя глубоко личное, так звали и умершую жену, и одну из дочерей "Хоара Великолепного". Коллекция богов здесь превращена в повод для раздумий и воспоминаний.

Стоурхед. Вид от Пантеонана Храм Форы, украшенный рельефом озерных берегов
Стоурхед. Вид от Пантеонана Храм Форы, украшенный рельефом озерных берегов

Пантеон стоит на половине кругового пути, напротив Храма Флоры. Вид сквозь его колонны чудесный – храм, мост, крест, холмы озеро и деревья. Остается пожалеть лишь о том, что за деревьями не видно деревни Стоуртон, которая была включена в эту картину ее создателями.

Стоурхед. Пантеон и мост между верхним и нижним озерами
Стоурхед. Пантеон и мост между верхним и нижним озерами

Дальше нужно идти в угол парка, к дамбе и мосту между главным и нижним водоемами. Там виды закрытые – деревья и вода, зато потом мы видим Пантеон уже целиком и наискосок.

Стоурхед. Безумно красивый вид на нижнее озеро. Фото Елены Лапенко
Стоурхед. Безумно красивый вид на нижнее озеро. Фото Елены Лапенко

Здесь больше всего фотографов и восхищенных слов. Пятясь в поисках кадра, я заметил женщину, прицеливающуюся на Пантеон и красную крону клена. Поспешил отойти, но она сказала на местном наречии: "Нет-нет, побудьте здесь, такая красная куртка!". Может быть, ее снимок и вправду был удачным?..

Стоурхед. Грозные скалы на пути к Храму Солнца. Фото Елены Лапенко
Стоурхед. Грозные скалы на пути к Храму Солнца. Фото Елены Лапенко

Любуясь видами Храма Флоры и Пантеона, гуляющие внезапно замечают у склона тенистого холма кривые ступени, ведущие вверх через мрачные скальные арки. Это еще один образец философской прогулки, продолжающей впечатления, полученные в Гроте.

Стоурхед. Мрачные скалы отталкивают легкомысленных посетителей. Вход на лестницу - слева
Стоурхед. Мрачные скалы отталкивают легкомысленных посетителей. Вход на лестницу - слева

Пожав плечами и пройдя дальше по берегу, мы вскоре попадаем туда, откуда пришли – к Бристольскому кресту. А выбрав трудный путь, задыхаясь на крутой извилистой лестнице, мы поднимаемся на вершину склона – и там нас ждет Храм Солнца. Старательно скрытый от косого взгляда снизу, он парит над парком, и вход в него надо заслужить.

Стоурхед. На полпути к Храму
Стоурхед. На полпути к Храму


В усадебном доме можно видеть художественный талисман Генри Хоара - картину Никола Пуссена "Выбор Геркулеса". Он стоит между фигурами Доблести и Наслаждения, каждая из которых зовет его на свой путь. Так и мы бессознательно выбираем между приятной прогулкой и крутым подъемом, а выбрав второе, испытываем восторг от виденного наверху.

Стоурхед. Через мрак......к свету!
Стоурхед. Через мрак......к свету!

В Храме заканчивается реставрация, поэтому в следующий раз можно будет увидеть свод с сияющим ликом Аполлона.

Стоурхед. Храм Солнца. Скульптура на фасаде и стенд, посвященный реставрации свода
Стоурхед. Храм Солнца. Скульптура на фасаде и стенд, посвященный реставрации свода

Стоурхед. Виды от Храма Солнца не только прекрасны, но и полны смысла...
Стоурхед. Виды от Храма Солнца не только прекрасны, но и полны смысла...

Но уже сегодня мы видели весь парк как на ладони, изумительные дальние перспективы, двойной грот возле Храма Флоры, незаметный с берега.

Стоурхед. Видовые перспективы соединяют Храм Солнца с Пантеоном......И Обелиском - лучом Солнца
Стоурхед. Видовые перспективы соединяют Храм Солнца с Пантеоном......И Обелиском - лучом Солнца

А точно над ним, над пышными кронами деревьев – вершину Обелиска. Один солнечный символ виден от другого, и только от него.

В последние годы много говорят о мистике Просвещения, о тайных масонских смыслах архитектуры и садов XVIII столетия. Мне эти разговоры кажутся досужими. В вольные каменщики записывались тогда почти все высокопоставленные и мыслящие люди, но лишь на нескольких масонские идеи и образы оказали сильное влияние, заметное в их творчестве. Среди них Моцарт, написавший много сумрачной музыки для масонских ритуалов и сказку-оперу "Волшебная флейта", и архитектор Баженов, искавший воплощения мистического Храма в своих постройках.

Стоурхед. Вид на Храм Солнца от Храма Флоры
Стоурхед. Вид на Храм Солнца от Храма Флоры

И Кобэм, и Хоар, как выясняется, были масонами, но мистические мотивы изобилуют в Стоурхеде и отсутствуют в Стоу. Почему? Да потому, что все зависит от человека, его характера и устремлений. И так удивительно видеть тайные и глубокие смыслы не в тиши занавешенных комнат или непонятных манускриптах, а при ярком свете Солнца, глядя от Храма Солнца на символический луч Солнца.

Стоурхед. И рядом с Храмом Солнца - стихи Поупа: ...Художник рощ твоих, работ твоих герой
Стоурхед. И рядом с Храмом Солнца - стихи Поупа: ...Художник рощ твоих, работ твоих герой


Интересно и то, что попасть к Храму Аполлона можно только идя предписанным маршрутом, против часовой стрелке. Вторая дорожка не имеет ступеней и стремительно спускается вниз, забраться по ней на холм почти невозможно.

Стоурхед. Дорога ОТ Храма Солнца - взобраться по ней наверх было бы очень трудно
Стоурхед. Дорога ОТ Храма Солнца - взобраться по ней наверх было бы очень трудно

И обе эти дорожки создатель парка тщательно укрыл в лесной гуще. Через тернии к звездам!

Стоурхед. Круг замкнулся: мы вновь у Палладиевского моста
Стоурхед. Круг замкнулся: мы вновь у Палладиевского моста

И вот мы снова у Палладиевского моста. Как много времени и впечатлений за нашими плечами, а ведь озерный парк кажется небольшим и легко обозримым. Много-много последних взглядов на сияющий под низким, почти вечерним солнцем Пантеон, мост, готический светлый крест, на облака и воду. И путь назад – мимо таверны, во дворе которой отдыхают десятки садовых паломников, к выходу и автобусу. Нужно торопиться, еще целый час ехать на запад, к Хестеркомбу!

Стоурхед. На скамье с англичанином. Фото Елены Лапенко
Стоурхед. На скамье с англичанином. Фото Елены Лапенко

Поджидая коллег, потерявших себя в невероятной красоте, я подумал о том, почему Стоурхед в наши дни стал известнее, чем Стоу. Во-первых Стоу вредит его статус парка при школе – временные помещения, отсутствие мест для отдыха в парке. Во-вторых, Стоу – это колоссальный пейзаж, целый мир, в котором нетрудно утратить маршрут, разорвать тонкую нить повествования.

Стоурхед. Особое впечатление производят большие деревья, нависающие над склонами. Фото Елены Лапенко
Стоурхед. Особое впечатление производят большие деревья, нависающие над склонами. Фото Елены Лапенко

Есть еще одно различие между Стоу и Стоурхедом. Первый из парков к ХХ веку совершенно зарос экзотами и сорным лесом, и его расчищали радикально. Теперь это зеленые холмы и долины эпохи Просвещения, среди которых хорошо видны купы деревьев и цепи павильонов.

Стоурхед. Обнаженные корни не страдают, если по ним не ходить
Стоурхед. Обнаженные корни не страдают, если по ним не ходить

Рододендроны - викторианская слава Стоурхеда. Фото конца XIX века
Рододендроны - викторианская слава Стоурхеда. Фото конца XIX века

Стоурхед остался "викторианским" дендропарком, тактично освобожденным от чрезмерных зарослей. Фотографии столетней давности показывают - ситуация изменилась существенно, но виды сравнимы.

Пейзаж и растительность Стоурхеда. Конец XIX века
Пейзаж и растительность Стоурхеда. Конец XIX века

Пейзаж и растительность Стоурхеда. 2010
Пейзаж и растительность Стоурхеда. 2010

У нас есть уникальный документ - план парка, составленный шведским королевским садовником Фредриком Магнусом Пипером. На нем хорошо видно то богатство перекрещивающихся видовых перспектив, которое встречает нас и сегодня.

Фредрик Магнус Пипер. План Стоурхеда с вистами, отмеченными штриховыми линиями. 1779
Фредрик Магнус Пипер. План Стоурхеда с вистами, отмеченными штриховыми линиями. 1779

Великолепные деревья из Индии и Японии, буйно цветущие весной рододендроны буквально вросли в пейзаж Стоурхеда, и без них его невозможно представить.

Осенние краски Стоурхеда. Фото Елены Лапенко
Осенние краски Стоурхеда. Фото Елены Лапенко


Стоурхед – огромная картина, внутри которой мы постоянно находимся. В этом его великая историческая роль и художественная ценность. Наверное, это самый зрелищный, самый эмоционально насыщенный английский парк эпохи Просвещения.


Стоурхед. Вид на нижне озеро. Фото Елены Лапенко
Стоурхед. Вид на нижне озеро. Фото Елены Лапенко

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.