www.gardenhistory.ru :
Наши маршруты :Сады и парки Англии - осеннее ландшафтное путешествие // 2-9 октября 2010 / Фотоочерки Бориса Соколова :
13. Пейзажной тропой Стоурхеда (2) - ...к звездам
В современном языке словом "пантеон" чаще обозначают собрание почитаемых имен, а не подобие древнеримского храма. Павильон Генри Хоара был и тем, и другим. Приземистый, сросшийся с берегом Пантеон отапливался и мог служить местом для отдыха и пикника. Однако его формы настолько величественны, почти суровы, а статуи внутри так связаны с философским настроением парка, что мысль об отдыхе забывается.
Вблизи мы видим мощный портик Пантеона, колонны которого заключены в архитектурную раму, и статуи по бокам от входа – Вакх и Венера. Божества эти напоминают о радости и любви, темах, обычных для любого увеселительного парка. Но не для такого торжественного, как Стоурхед! Внутрь храма в этот день не пускали, но я бывал там раньше и расскажу о виденном.
Там, в ротонде цвета красной охры, стоят семь статуй: в центре величественный Геракл, а по бокам Флора, богиня садов, императрица Ливия Августа, покровительница Вергилия, автора "Энеиды", богиня охоты и природы Диана, охотник Мелеагр, египетская богиня Изида – и святая Сусанна! Античные образы не вызывают вопросов, однако знатоки мифологии припомнят, что Геракла в древности считали "водителем душ", как и Гермеса (помните в Стоу – "к Елисейским ведет полям"). А Сусанна – имя глубоко личное, так звали и умершую жену, и одну из дочерей "Хоара Великолепного". Коллекция богов здесь превращена в повод для раздумий и воспоминаний.
Пантеон стоит на половине кругового пути, напротив Храма Флоры. Вид сквозь его колонны чудесный – храм, мост, крест, холмы озеро и деревья. Остается пожалеть лишь о том, что за деревьями не видно деревни Стоуртон, которая была включена в эту картину ее создателями.
Дальше нужно идти в угол парка, к дамбе и мосту между главным и нижним водоемами. Там виды закрытые – деревья и вода, зато потом мы видим Пантеон уже целиком и наискосок.
Здесь больше всего фотографов и восхищенных слов. Пятясь в поисках кадра, я заметил женщину, прицеливающуюся на Пантеон и красную крону клена. Поспешил отойти, но она сказала на местном наречии: "Нет-нет, побудьте здесь, такая красная куртка!". Может быть, ее снимок и вправду был удачным?..
Любуясь видами Храма Флоры и Пантеона, гуляющие внезапно замечают у склона тенистого холма кривые ступени, ведущие вверх через мрачные скальные арки. Это еще один образец философской прогулки, продолжающей впечатления, полученные в Гроте.
Пожав плечами и пройдя дальше по берегу, мы вскоре попадаем туда, откуда пришли – к Бристольскому кресту. А выбрав трудный путь, задыхаясь на крутой извилистой лестнице, мы поднимаемся на вершину склона – и там нас ждет Храм Солнца. Старательно скрытый от косого взгляда снизу, он парит над парком, и вход в него надо заслужить.
В усадебном доме можно видеть художественный талисман Генри Хоара - картину Никола Пуссена "Выбор Геркулеса". Он стоит между фигурами Доблести и Наслаждения, каждая из которых зовет его на свой путь. Так и мы бессознательно выбираем между приятной прогулкой и крутым подъемом, а выбрав второе, испытываем восторг от виденного наверху.
В Храме заканчивается реставрация, поэтому в следующий раз можно будет увидеть свод с сияющим ликом Аполлона.
Но уже сегодня мы видели весь парк как на ладони, изумительные дальние перспективы, двойной грот возле Храма Флоры, незаметный с берега.
А точно над ним, над пышными кронами деревьев – вершину Обелиска. Один солнечный символ виден от другого, и только от него.
И Кобэм, и Хоар, как выясняется, были масонами, но мистические мотивы изобилуют в Стоурхеде и отсутствуют в Стоу. Почему? Да потому, что все зависит от человека, его характера и устремлений. И так удивительно видеть тайные и глубокие смыслы не в тиши занавешенных комнат или непонятных манускриптах, а при ярком свете Солнца, глядя от Храма Солнца на символический луч Солнца.
Интересно и то, что попасть к Храму Аполлона можно только идя предписанным маршрутом, против часовой стрелке. Вторая дорожка не имеет ступеней и стремительно спускается вниз, забраться по ней на холм почти невозможно.
И обе эти дорожки создатель парка тщательно укрыл в лесной гуще. Через тернии к звездам!
И вот мы снова у Палладиевского моста. Как много времени и впечатлений за нашими плечами, а ведь озерный парк кажется небольшим и легко обозримым. Много-много последних взглядов на сияющий под низким, почти вечерним солнцем Пантеон, мост, готический светлый крест, на облака и воду. И путь назад – мимо таверны, во дворе которой отдыхают десятки садовых паломников, к выходу и автобусу. Нужно торопиться, еще целый час ехать на запад, к Хестеркомбу!
Поджидая коллег, потерявших себя в невероятной красоте, я подумал о том, почему Стоурхед в наши дни стал известнее, чем Стоу. Во-первых Стоу вредит его статус парка при школе – временные помещения, отсутствие мест для отдыха в парке. Во-вторых, Стоу – это колоссальный пейзаж, целый мир, в котором нетрудно утратить маршрут, разорвать тонкую нить повествования.
Есть еще одно различие между Стоу и Стоурхедом. Первый из парков к ХХ веку совершенно зарос экзотами и сорным лесом, и его расчищали радикально. Теперь это зеленые холмы и долины эпохи Просвещения, среди которых хорошо видны купы деревьев и цепи павильонов.
Стоурхед остался "викторианским" дендропарком, тактично освобожденным от чрезмерных зарослей. Фотографии столетней давности показывают - ситуация изменилась существенно, но виды сравнимы.
У нас есть уникальный документ - план парка, составленный шведским королевским садовником Фредриком Магнусом Пипером. На нем хорошо видно то богатство перекрещивающихся видовых перспектив, которое встречает нас и сегодня.
Великолепные деревья из Индии и Японии, буйно цветущие весной рододендроны буквально вросли в пейзаж Стоурхеда, и без них его невозможно представить.
Стоурхед – огромная картина, внутри которой мы постоянно находимся. В этом его великая историческая роль и художественная ценность. Наверное, это самый зрелищный, самый эмоционально насыщенный английский парк эпохи Просвещения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |