3. Мокрое счастье Сиссингхерста

 

Сиссингхерст. Перспектива у круглой площадки
Сиссингхерст. Перспектива у круглой площадки

Первоначально я хотел устроить знакомство с английским ландшафтным достижением начала ХХ века – городами-садами Летчворт и Уэлвин, с заездом в Гринвич. Однако после изучения вопроса стало ясно, что впечатления, тем более для профессионалов, в других, садовых уголках Англии будут богаче. И я направил улыбающегося латиноамериканского водителя на юго-восток от Лондона, в графство Кент, к знаменитому саду Сиссингхерст.

 

Дорога в Сиссингхерст среди свисающих зеленых ветвей. Фото Елены ЛапенкоЦерковь и погост на подъезде к Сиссингхерсту. Фото Елены Лапенко
Дорога в Сиссингхерст среди свисающих зеленых ветвей. Фото Елены ЛапенкоЦерковь и погост на подъезде к Сиссингхерсту. Фото Елены Лапенко

Дорога здесь чрезвычайно живописна, с дальними видами и зелеными тоннелями. Всех особенно прельстило встретившееся на подъезде к саду старое кладбище с мшистыми плитами на зеленом газоне посреди крошечного поселка. Погружение в страну через ее пейзаж началось.

 

Сиссингхерст. Вид с Башни на главный дом, ферму и прекрасный пейзажный парк при подъезде к усадьбе
Сиссингхерст. Вид с Башни на главный дом, ферму и прекрасный пейзажный парк при подъезде к усадьбе

Извилистая старая дорога между низких каменных изгородей открыла нам пейзажный склон с высокой кирпичной башней о двух остриях. Облачившись в припасенные плащи и местные пледы, мы вошли в сад, устроенный вокруг старинной башни. Пледы были простыми, теплыми и очень подходили к обстановке – потом мы накупили их в качестве сувениров.

Сиссингхерст. У входа в усадьбу. Через тюдоровскую арку видна Башня
Сиссингхерст. У входа в усадьбу. Через тюдоровскую арку видна Башня


Поместье управляется Национальным Попечительским Советом (The National Trust) и находится в прекрасном состоянии. Еще в эпоху Просвещения усадьба стала местом для творчества и самовыражения ее владельца. Такова история Стоу и Стоурхеда, которые мы посетили позже. В связи с Сиссингхерстом мне вспоминается еще одно старинное поместье, ставшее одним из первых и красивейших пейзажных парков Северной Англии. Его владелец, Генри Хауард, решил укрепить свою родовитость (в ней у современников были сомнения), необычным способом. Он окружил территорию усадьбы высокой стеной с башнями и назвал ее Замок Хауард (Castle Howard). Нечто подобное сделали уже в ХХ веке владельцы Сиссингхерста, дипломат Гарольд Николсон и поэтесса Вита Сэквил-Вест.

Вита Сэквил-Вест. 1913Гаролд Николсон. 1920-е
Вита Сэквил-Вест. 1913Гаролд Николсон. 1920-е


Вита (Виктория) была представительницей древнего английского рода и выросла в обожаемом ею поместье Нол Хаус, неподалеку от нашего сада. По старинному условию имение могло передаваться только по мужской линии, и оно досталось не прямой наследнице, а ее дяде.

 

Виолетт Трефуси. 1920-еФ. де Ласло. Портрет Виты Сэквил-Вест. 1913Вирджиния Вулф. 1902
Виолетт Трефуси. 1920-еФ. де Ласло. Портрет Виты Сэквил-Вест. 1913Вирджиния Вулф. 1902

Эффектная женщина эмансипированного века, она была известна своим знойным происхождением (ее бабушкой была испанская танцовщица, чья биография стала одним из бестселлеров Виты), писательской плодовитостью и романтическими взаимоотношениями с современниками и современницами.

Кадры из фильма Орландо (1992). В главной роли - Тильда Свинтон
Кадры из фильма Орландо (1992). В главной роли - Тильда Свинтон

Одна из них, знаменитая писательница Вирджиния Вулф, посвятила Вите Сэквил-Вест роман "Орландо" (1928) – в отличие от романов и стихов Виты, он переведен на русский язык, а в 1992 году кинорежиссер Салли Поттер сняла по нему красивый фильм. В 1913 году Вита вышла замуж за дипломата Николсона и вместе с ним провела много времени в Иране и других странах Ближнего Востока. Возвратившись в Англию, они приобрели старинное поместье Сиссингхерст, когда-то принадлежавшее предкам Виты.

 

Сиссингхерст. Фото Елены Лапенко
Сиссингхерст. Фото Елены Лапенко

От былого дома и башни остались руины, и именно они стали сердцем ансамбля. Официальное название места – Сады Замка Сиссингхёрст (Sissinghurst Castle Gardens) напоминает об истории "Замка Хауард". В 1930-е годы супруги превратили это заброшенное место в современный сад, множеством нитей связанный с английскими и европейскими культурными традициями.

Сиссингхерст. Вид из Розового садаСиссингхерст. Арка Розового сада. Фото Елены Лапенко
Сиссингхерст. Вид из Розового садаСиссингхерст. Арка Розового сада. Фото Елены Лапенко


К этому времени всей Британии был известен творческий тандем, создающий новые, обладающие яркой индивидуальностью усадьбы. Видный архитектор Эдвин Латченс проектировал дом и планировку сада, а страстная любительница декоративных садов Гертруда Джекилл наполняла эти формы своими цветниками. Мы еще побываем в созданном ими саду имения Хестеркомб.

 

Сиссингхерст. Вита Сэквил-Вест у своей Башни. 1948 Сиссингхерст. Арка в арку - вид от дома на БашнюСиссингхерст. Даша у памятной доски рядом со входом на Башню. Фото Елены Лапенко
Сиссингхерст. Вита Сэквил-Вест у своей Башни. 1948 Сиссингхерст. Арка в арку - вид от дома на БашнюСиссингхерст. Даша у памятной доски рядом со входом на Башню. Фото Елены Лапенко

Высокопоставленные владельцы Сиссингхерста были друзьями и последователями этих мастеров. Гаролду Николсону, не получившему архитектурного образования, принадлежит честь создания плана и общего замысла садов (их в Сиссингхерсте несколько), а Вита Сэквил-Вест создала цветные, плодовые, орешниковые, скульптурные сцены, достойные лучших работ упомянутых профессионалов. Виту и раньше увлекали садовые темы, ей принадлежат поэмы "Земля" и "Сад". После Второй мировой войны она вела рубрику "В вашем саду" в газете "Обсервер" и стала одной из основательниц садовой секции Национального Попечительского Совета.

 

Мы в Сиссингхерсте. Фото Елены Лапенко
Мы в Сиссингхерсте. Фото Елены Лапенко

Историки говорят, что в Сиссингхерсте сочетаются мужское и женское начала – обдуманный план, вертикали, развитие впечатлений с одной стороны, и сложный, полный оттенков растительный мир с другой.

Сады Сиссингхерста расположены на территории, близкой к квадрату и напоминающей о размерах и форме укрепленного замка. Однако здесь всего одна преграда и один высотный акцент. Путь от фермы с белыми конусами труб-флюгеров лежит к длинному старинному дому красного кирпича, который перегораживает нам дорогу, но позволяет увидеть зеленую перспективу через проездную арку.

 

Сиссингхерст. Вид на дом от Башни
Сиссингхерст. Вид на дом от Башни

Этот дом, омытый дождями и увитый растениями, хочется назвать коттеджем, но это не крестьянское жилье, а величественная каменная резиденция, типичная для средневековой Англии. Так же выглядит и родной дом Виты – Нол Хаус, но здесь, в Сиссингхерсте, здание стало частью садовой среды. Жилой была правая половина дома, а всю левую занимает "Длинная библиотека".

Сиссингхерст. Цветник у домаСиссингхерст. Лиловый бордюр и золотящийся Плодовый сад
Сиссингхерст. Цветник у домаСиссингхерст. Лиловый бордюр и золотящийся Плодовый сад


Перед домом маленький садик, с обратной стороны – множество лиан и растений на окнах, а по периметру внутреннего дворика – "Лиловый бордюр" из древовидной фуксии и других растений синих и фиолетовых тонов.

 

Сиссингхерст. Вид из Башни на домСиссингхерст. Вид на БашнюСиссингхерст. Вид из Башни на Тисовую дорожку и Плодовый сад
Сиссингхерст. Вид из Башни на домСиссингхерст. Вид на БашнюСиссингхерст. Вид из Башни на Тисовую дорожку и Плодовый сад

Оказавшись внутри арки, мы замерли от восхищения: за ней открылась великолепная двурогая башня и перед ней – мудрость создателей! – чистый, ровный зеленый газон, на котором, как стражи у ворот, росли четыре островерхих тиса. Преодолев стену и пелену вьющихся стеблей, мы оказываемся на открытом участке, где средневековый донжон виден как на ладони. Пространство за ним перекрыто темно-зеленой тисовой шпалерой – в этой стене один широкий видовой проем и несколько малых, работающих на эффект боковых садиков.

Сиссингхерст. Окна Башни и надпись VITA
Сиссингхерст. Окна Башни и надпись VITA

Сиссингхерст. Библиотека Виты в Башне
Сиссингхерст. Библиотека Виты в Башне

Сиссингхерст. Вита в библиотеке на Башне. 1948Сиссингхерст. Найджел Николсон в кресле своей матери. 1986
Сиссингхерст. Вита в библиотеке на Башне. 1948Сиссингхерст. Найджел Николсон в кресле своей матери. 1986


Чтобы осмотреться и получить цельное представление об имении, все взобрались на башню "из слоновой кости" – комфортные широкие ступени, окна со стеклянной посудой красного и синего цветов, чудесный кабинет-библиотека в верхнем этаже и керамические буквы VITA на откосе окна.

 

Сады Сиссингхерста. Схема Бориса Соколова
Сады Сиссингхерста. Схема Бориса Соколова

С площадки легко обозримы и сады, и окрестные пейзажные дали. Видно четкое разделение на маленькие регулярные и чуть большие пейзажные участки, чередование квадратов, кругов и коридоров. Видно и желание авторов отодвинуть садики к периферии участка, словно бы расположить их вдоль стен и рвов несуществующего замка.

ВИДЫ СИССИНГХЕРСТА - ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ

 

Виды Сиссингхерста. 1. Парк, дом, газон перед Башней. Фото Елены Лапенко
Виды Сиссингхерста. 1. Парк, дом, газон перед Башней. Фото Елены Лапенко

Виды Сиссингхерста. 2. Ферма, Дом священника, Лиловый бордюр
Виды Сиссингхерста. 2. Ферма, Дом священника, Лиловый бордюр

Виды Сиссингхерста. 3. Белый сад, Лодочный дом, Беседка, Плодовый сад
Виды Сиссингхерста. 3. Белый сад, Лодочный дом, Беседка, Плодовый сад

Виды Сиссингхерста. 4. Тисовая аллея, Плодовый сад, Ров
Виды Сиссингхерста. 4. Тисовая аллея, Плодовый сад, Ров

Виды Сиссингхерста. 5. Плодовый сад, справа Сухой ров, Стена азалий и Коттедж
Виды Сиссингхерста. 5. Плодовый сад, справа Сухой ров, Стена азалий и Коттедж

Виды Сиссингхерста. 6. Орешник, Коттедж, Розовый сад
Виды Сиссингхерста. 6. Орешник, Коттедж, Розовый сад

Виды Сиссингхерста. 7. Розовый сад
Виды Сиссингхерста. 7. Розовый сад

В пасмурном Сиссингхерсте мы не видели ни лебедей, ни белок, однако на флюгер прилетели поприветствовать нас два крупных бодрых скворца.

Сиссингхерст. Скворцы на флюгере
Сиссингхерст. Скворцы на флюгере


Спустившись с небес, мы начали путешествие по часовой стрелке слева от входа. Здесь стена с окнами и решетчатыми калитками скрывает два "тайных" сада. Один из них, светлый и открытый, был назван "Делос". О греческом острове и классике напоминает небольшой античный алтарь.

 

Сиссингхерст. Тайная дорожка в тайные сады
Сиссингхерст. Тайная дорожка в тайные сады

Рядом крошечный, утонувший в зелени дом священника и седой от старости деревянный колодец. По траве разметались розовые язычки осенних безвременников. Античная тема продолжается: открытая лоджия с колоннами названа Эрехтеум в подражание афинскому храму.

 

Сиссингхерст. Сад у Дома священникаСиссингхерст. Вид из Белого сада в сад Эрехтеум
Сиссингхерст. Сад у Дома священникаСиссингхерст. Вид из Белого сада в сад Эрехтеум

Прелестен уголок с терракотовой вазой у зеленой стены – к нему можно пройти, но лучший вид открывается через решетку. А узкий проход в шпалере открывает прямоугольные ячейки и центральный навес Белого сада – самого знаменитого среди садоводов мира участка в Сиссингхерсте.

 

Сиссингхерст. Центральная беседка Белого сада
Сиссингхерст. Центральная беседка Белого сада

Белый сад создан Витой по новым принципам, введенным в садоводство Гертрудой Джекилл. Она учила, как подбирать растения в цветовые ленты и квадраты, напоминающие "вышитые партеры" барокко, но растущие объемными, естественными кущами. Хозяева Сиссингхерста хорошо понимали, что скопище разнородных стеблей и кустарников не будет выглядеть красиво. Поэтому Гарольд создал очень четкую основу для буйства белых и розовых тонов. Это средневековый план - квадрат из четырех квадратов, но разделенный на два участка.

 

Сиссингхерст. Белый сад
Сиссингхерст. Белый сад

Периферийный состоит из узких полос, ограниченных низенькими шпалерами, в центре навес под конической крышей. И конечно, сквозь четыре прохода открываются четыре разных вида, а на пересечении дорожек стоит легкая беседка, увитая белыми плетистыми розами, и ваза на постаменте.

Сиссингхерст. Геометрические фигуры в Белом садуСиссингхерст. Хризантемы Белого сада на фоне Башни
Сиссингхерст. Геометрические фигуры в Белом садуСиссингхерст. Хризантемы Белого сада на фоне Башни

В центре малых садов-четвертинок смешные и симпатичные кубики и шары из самшита – крупные точки на большом чертеже геометра. Дух средневековья уходит, когда видишь во вторую, открытую половину Белого сада.

 

Сиссингхерст. Белый сад. Вид с Башни
Сиссингхерст. Белый сад. Вид с Башни

Здесь кронам деревьев, пышному росту кустов отведено гораздо больше места. В сезон здесь сменяет друг друга цветение самых разных растений, от маков до глициний. И даже в октябре цвели высокие осенние хризантемы, похожие и на астры, и на ромашки.

 

Сиссингхерст. Безвременники в Плодовом садуСиссингхерст. Внутри Тисовой аллеиСиссингхерст. Грибы на лужайке Плодового сада. Фото Елены Лапенко
Сиссингхерст. Безвременники в Плодовом садуСиссингхерст. Внутри Тисовой аллеиСиссингхерст. Грибы на лужайке Плодового сада. Фото Елены Лапенко

Секрет большого сада – в разделении его частей и связывании их видами и подходами. В Сиссингхерсте уже в послевоенное время решили прорезать глухую шпалеру, отделяющую Белый сад от Плодового. Узкий вид эффектен еще и потому, что из тесного закрытого пространства выводит нас в широкий пейзаж.

 

Сиссингхерст. Лодочный домСиссингхерст. Вид на Ров от Лодочного дома
Сиссингхерст. Лодочный домСиссингхерст. Вид на Ров от Лодочного дома

В левом, периферийном углу этого пейзажа приютилась хижина с крышей на толстых столбах - Лодочный дом. Это садовый сюрприз! Войдя под навес, обнаруживаешь, что стоишь над тихим каналом, который берет начало из-под хижины и огибает сад. Его русло настолько ниже уровня почвы, а кустарники по берегу растут так густо, что из центра участка вода не видна. Естественно, хочется идти по дорожке вдоль воды, мимо плодовых деревьев, разбросанных с пейзажной живописностью, к следующей видовой точке.

 

Сиссингхерст. Угол Рва и беседка Найджела Николсона
Сиссингхерст. Угол Рва и беседка Найджела Николсона

На углу сада стоит простая белая беседка, поставленная в память о Гарольде его сыновьями. Здесь плотные заросли расступаются и дают возможность полюбоваться окрестными полями и холмами – единственный, но эффектный выход сада в открытый мир.

Сиссингхерст. Конец Рва с водой и начало Сухого рва - оно обозначено ступенями, справа Стена азалий
Сиссингхерст. Конец Рва с водой и начало Сухого рва - оно обозначено ступенями, справа Стена азалий


Канал огибает сад с дальней стороны и затем внезапно исчезает. С третьей стороны сада, где должно продолжаться его русло, мы сделали несколько шагов вниз по ступенькам и оказались у каменной стены.

 

Сиссингхерст. Мы обходим стену...
Сиссингхерст. Мы обходим стену...

Сиссингхерст. ...И видим Сухой ров со Стеной азалий
Сиссингхерст. ...И видим Сухой ров со Стеной азалий

Ограда создает иллюзию границы, завершения путешествия. Снова возникает тема закрытого средневекового сада. Тем неожиданнее продолжение пути, новые впечатления: за стеной устроен длинный узкий газон. Этот "Сухой ров" порадовал меня даже больше, чем свисающие со стены растения и вид на статую за каналом.

 

Сиссингхерст. Сад трав
Сиссингхерст. Сад трав

Используя небольшое пространство и развивая тему огороженного сада, его создатели трансформировали водную границу в каменную и травяную. Эта часть усадьбы мне показалась самой изощренной и волшебной.

Сиссингхерст. Великолепная вымостка в Саду трав. Фото Елены ЛапенкоСиссингхерст. Грядка мяты в Саду трав
Сиссингхерст. Великолепная вымостка в Саду трав. Фото Елены ЛапенкоСиссингхерст. Грядка мяты в Саду трав

Во-первых, здесь сочетаются длинные и квадратные садики. Сад ароматических трав – еще один акцент из Средних веков. А в нем – еще один акцент, на этот раз мавританский. В центре садика стоит ваза на четырех львиных фигурах – Львиный двор Альгамбры в миниатюре. Прелестна каменная скамейка, как будто забытая на сотни лет и превратившаяся в грядку мяты. Рядом с садиком расползлись по траве мелкие кудрявые кустики, но это не сорняки, а специально созданный Тимьяновый газон.

 

Сиссингхерст. Кирпич и плиты в саду Коттеджа. Фото Елены Лапенко
Сиссингхерст. Кирпич и плиты в саду Коттеджа. Фото Елены Лапенко

И дополняет ощущение сложной, деликатно выстроенной среды вымостка каменными плитами – они то квадратные, то мозаичные, а в садике трав составлены узкими торцами, образуя концентрическое красное солнце! Как мы убедились позже, этот прием очень похож на работу с камнем Эдвина Латченса в Хестеркомбе и мог быть заимствован у него.

Сиссингхерст. Вид на Сухой ров от Сада травСиссингхерст. Вид на Сухой ров от Липовой аллеи
Сиссингхерст. Вид на Сухой ров от Сада травСиссингхерст. Вид на Сухой ров от Липовой аллеи


Во-вторых, по "Сухому рву" не ходят, это видовая ось между водным партером и регулярным Садом у коттеджа. У стены коллекция азалий, у коттеджа шпалерные кулисы, в конце висты статуя, поэтому впечатления здесь богатые. Они становятся еще богаче при взгляде сюда с обратной стороны, через шпалерные кулисы Розового сада.

Сиссингхерст. Лещина, папоротники и скульптура в Орешнике
Сиссингхерст. Лещина, папоротники и скульптура в Орешнике

В третьих, тончайшей работой хозяев стала полоса орешника, идущая от "Альгамбры" к коттеджу по границе территории. Это не просто кусты, а настоящий кинконкс (французское quinconx - рассадка в шахматном порядке), вместо травы – идущие по диагонали цепочки из ромбиков, заполненных мощными папоротниками, а через косые просветы между лещинами видны дали и еще одна античная скульптура.

Сиссингхерст. ОрешникСиссингхерст. пейзажный вид сквозь Орешник. Фото Елены ЛапенкоСиссингхерст. Орешник
Сиссингхерст. ОрешникСиссингхерст. пейзажный вид сквозь Орешник. Фото Елены ЛапенкоСиссингхерст. Орешник

Такой зыбкой грани между волей искусства и буйством природы я, пожалуй, не видел нигде.

 

Сиссингхерст. Липовая аллея и сад у Коттеджа. Фото Елены Лапенко
Сиссингхерст. Липовая аллея и сад у Коттеджа. Фото Елены Лапенко

За этим почти  что лесным участком следует жесткая и четкая перспектива Липовой аллеи, стриженые деревья которой выводят к полукруглой нише. Все, эта дорога окончена, повернитесь направо!

 

Сиссингхерст. Вид на Башню от Коттеджа
Сиссингхерст. Вид на Башню от Коттеджа

Неожиданно мы оказываемся вновь недалеко от башни, прикрытой стеной азалий. Справа в кустах мы видели домик викария, здесь же обнаруживаем массивный, заметный Коттедж – настоящий сельский дом, служивший хозяевам своего рода эрмитажем.

 

Сиссингхерст. Сад у Коттеджа. Фото Елены Лапенко
Сиссингхерст. Сад у Коттеджа. Фото Елены Лапенко

Около него не скромный "коттеджный садик", а роскошный круг с высокой четверкой стриженых тисов. Цветы и травы заполняют это парадное, но закрытое пространство.

 

Сиссингхерст. Розовый сад. Вид с Башни
Сиссингхерст. Розовый сад. Вид с Башни

Кривая дорожка из "диких" плит аккуратно выводит нас в следующую зеленую комнату. Под небольшим углу к Сухому рву расположен Розовый сад, и его центральная круглая площадка дает замечательный "обратный вид" на газон и стену азалий. Здесь мягкое, но решительное завершение пути – экседра, полукруглая ниша в конце сада.

Сиссингхерст. Экседра - конец Розового сада
Сиссингхерст. Экседра - конец Розового сада

Сиссингхерст. Розовый сад. Вид на центральный круг
Сиссингхерст. Розовый сад. Вид на центральный круг


Правильный ли путь мы выбрали по садам Сиссингхерста? Видимо, да, раз в финале нас поджидали целых три экседры – в конце Липовой аллеи, Сухого рва и Розового сада. У стены азалий, где-то рядом с выходом к башне, приютился Утопленный сад, но мы не успели его увидеть – стали сгущаться сумерки, сотрудница музея начала терпеливый обход в поисках заблудившихся, истекло и время, назначенное для визита.

 

Сиссингхерст. Тюдоровская арка старинного амбара
Сиссингхерст. Тюдоровская арка старинного амбара

Напоследок мы полюбовались еще на одну арку – в здании амбара, с широкими видами на райские долины Кента. Кстати, округлые готические арки, выложенные из белого камня по кирпичному проему, в Англии считают типично тюдоровскими, относящимися к веку Генриха VIII и Елизаветы I. Мы встретили подобные и в последний день путешествия, в висячих садах Кенсингтона.


У Сиссингхерста есть еще один секрет, который настолько очевиден, что многими воспринимается как естественный фон. Это великолепно выстриженный газон, служащий основой для всех садовых сцен и картин. "Английский" газон – не только ровная стриженная поверхность. В садах Сиссингхерста стригут полосами, причем каждую неделю повторяют один и тот же рисунок, один и тот же путь. Двор перед башней стригут диагональными полосками, скрывающими неправильную форму этого пространства, а сами полосы – двойной ширины, которая увеличивает масштаб сцены.

 

Сиссингхерст. Лиловый бордюр и диагональные линии стрижки газона
Сиссингхерст. Лиловый бордюр и диагональные линии стрижки газона

В буклете приведены слова садовника Филиппа Нортона, который работает с газонами в наши дни: "Вы не замечаете газонов, когда они выглядят великолепно. Если они хорошо смотрятся, хорошо выглядит и все остальное. Они создают раму. И сад не будет работать без них. Сиссингхерст – это именно четко определенные линии. Они подчеркивают воздушность всего остального. Утратив эту грань, вы потеряете весь эффект".

Вита Сэквил-Вест перед Башней. 1958
Вита Сэквил-Вест перед Башней. 1958


Небольшой и удаленный от Лондона сад в Сиссингхерсте сыграл большую роль в истории садоводства нашего времени. Уже через семь лет после начала работ владельцы открыли его для посетителей. Летом 1949 года Вита писала мужу, что задуманный ими Белый сад и весь Сиссингхерст "должны великолепно выглядеть к Британской ярмарке или фестивалю 1951 года, где будут толпы иностранных посетителей, и многие приедут на автомобилях".

 Помимо богатого ландшафтного опыта, любители садов уносили с собой образ сада искусств, которым живут творческие люди. Трогательно, что на устройство Стены азалий над Сухим рвом пошла премия, полученная Витой за поэму "Сад". А Белый сада Вита задумывала как "сумеречный": "Я не могу не надеяться, что бледная как призрак сова тихо пролетит сквозь бледный сад следующим летом, в сумерках, сквозь сад, что я сажаю ныне под первыми хлопьями снега".

 

Найджел Николсон. 1973
Найджел Николсон. 1973

И еще одного творческого человека нельзя не вспомнить в связи с сегодняшней счастливой судьбой Сиссингхерста. Имение было завещано младшему сыну, Найджелу Николсону. Военный и дипломат, он сделался архивистом и редактором мемуаров ради сохранения истории своей семьи. Уже к концу жизни Виты было очевидно, что содержание усадьбы ведет к финансовому краху. Найджел уговорил Национальный Попечительский Совет принять Сиссингхерст в собственность, сам же написал множество посвященных родителям и родному краю статей и книг, одна из которых, "Портрет брака" (1972), стала международным бестселлером.

 

Сиссингхерст. Беседка и памятная надпись, посвященная Гаролду Николсону. Фото Елены Лапенко
Сиссингхерст. Беседка и памятная надпись, посвященная Гаролду Николсону. Фото Елены Лапенко

История Виты и Гарольда привлекла первые тысячи посетителей в их сад, а увидев его красоты, люди советовали приехать и своим знакомым. В 1966 году посетителей было 26 000, в 1991 – почти двести тысяч! Сад стонал от такой нагрузки, поэтому часы работы и рекламу пришлось ограничить. Теперь сюда приезжает около 180000 человек в год, и нагрузка на ландшафт компенсируется огромным доходом, позволяющим за ним ухаживать. Совсем недавно рядом с парком начали воссоздавать ферму, продукция которой поступит в кафе (там принимают сто тысяч посетителей в год) и магазин Сиссингхерста – это повсеместная политика Национального Попечительского Совета. А памятью о Найджеле стала белая беседочка, которая стоит на углу канала и в которой он писал свои книги.

Дом возле кладбища. Фото Елены Лапенко
Дом возле кладбища. Фото Елены Лапенко


Быстро сгущались сумерки. В Гринвич мы не попали, но мало кто об этом сожалел. Зато по единодушной просьбе коллег автобус причалил у той самой церкви со старинным зеленым кладбищем, что мы заметили по дороге в Сиссингхерст.

 

Странная сосна на кладбище. Фото Елены Лапенко
Странная сосна на кладбище. Фото Елены Лапенко

За церковью мы обнаружили стройную сосну, в середине ствола у которой росла густая щетка чужеродных ветвей. Ощущение было не из приятных, вспомнилось "дерево мертвых" из фильма Бёртона "Сонная лощина".

 

Церковь на закатеСкорбь проходит, любовь вечна
Церковь на закатеСкорбь проходит, любовь вечна

Но главным был прекрасный и спокойный сумеречный пейзаж. Простые, по-настоящему старые плиты, утопающие в траве, простая квадратная башня серой, такой типичной сельской церкви, задумчивые надписи ("Скорбь проходит, любовь вечна") – все это на закате стало подсвечиваться прожекторами, к вящему удовольствию наших фотографов. Словом, день удался!


 

Флюгер в Сиссингхерсте. Фото Елены Лапенко
Флюгер в Сиссингхерсте. Фото Елены Лапенко

  

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2019. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.