|
Раушем. Дом и небо над склоном холма |
День шестой был посвящен эпохе Просвещения, и только ей! Мне очень хотелось, чтобы наши коллеги прониклись поэзией и архитектурой "чистого", зеленого пейзажа. В начале XVIII века Дезалье д"Аржанвиль, теоретик французского регулярного парка, называл правильный, лишенный хозяйственных функций сад "садом чистоты", в котором ищут " прежде всего правильности, порядка, и того, что должно радовать взгляд, как то партеры, боскеты, булингрины, украшенные портиками, зеленые кабинеты, фигуры, лестницы, фонтаны и каскады" (перевод Б. Соколова).
|
Раушем. Вид из усадебного двора на луга и пейзажный парк. Фото Елены Лапенко |
Чистота английского пейзажного парка – совсем другая. Здесь уходили от партеров к лужайкам, от боскетов к рощам, от фонтанов и каскадов – к ручьям и озерам. На радость ландшафтных паломников, две выдающихся работы Уильяма Кента находятся в получасе езды друг от друга, к тому же недалеко от Лондона и Оксфорда. Вдобавок один из них является ранним ансамблем, умещенным на небольшой территории, а другой – грандиозным, самым знаменитым парком эпохи, где работа Кента стала главным звеном в исторической цепи преобразований.
| |
Росистый, солнечный Раушем. Фото Елены Лапенко | |
Утро было прекрасное – светлое, обрызганное росой и каплями ночного дождя. Дорога пролегала между невысокими холмами мимо пейзажных лугов и коров. Во двор усадебного дома мы въехали за пять минут до открытия. Там уже стоял высокий старый человек в коричневом сельском пиджаке – владелец имения, прямой потомок создателя парка Чарлз Котрелл Дормер. Я писал ему и по поводу приезда, и по поводу двух наших девочек-школьниц, ибо, как упомянуто выше, к детям там почему-то относятся настороженно. Кроме нас, владельца и коров, вокруг вообще никого не было. Восторженные любители садов высыпали из автобуса и стали восхищаться утренним лугом, старыми деревьями и пейзажным видами около дома. Восхищаться под дружное хрумкание – около входа стояла корзина с крупными зелеными яблоками и надписью: "Не стесняйтесь".
|
Раушем. Усадебный дом, двор с огороженным садом и наш автобус |
Я тем временем рассказал об истории Раушема. Прежде всего – это дом и усадьба одной семьи. Поместье в начале XVII века купил Роберт Дормер, и великолепный, типично английский дом до сих пор сохраняет интерьеры этого столетия. Удивительно приятны и уютны его выступы и застекленные эркеры. Жаль, что туда посетителей обычно не приглашают.
|
Раушем. Парковый фасад дома |
Внук основателя, полковник Роберт Дормер Котрелл, жил в начале нового столетия и, стало быть, пейзажного стиля. В 1719 году он пригласил известного ландшафтного архитектора Чарлза Бриджмена для устройства сада. Участок здесь не очень большой, зато от дома местность круто ниспадает к тихой извилистой речке Червелл, а левее этот склон смягчен небольшой лощиной. Бриджмен, по-видимому, заложил систему дорожек и видов, и к 1730-м годам сад по новой моде, казалось, был готов.
|
Раушем. Усадебный дом, видовой партер и стена Ах-ах |
Но после смерти Роберта его брат Джеймс решил, что сад слишком регулярен и не отвечает времени. Тогда он делает главный для истории Раушема шаг – приглашает Уильяма Кента. Мы знаем парк уже в его переработке. Он же украсил дом крепостными зубцами – намеком на модную тогда неоготику.
|
Раушем. Планировка парка. Снимок со спутника. Схема Б. Соколова |
За четыре года Кент превратил угловатый участок земли, смотрящий на соседские поля, в райский уголок с античными мотивами.
|
Раушем. Терраса Пренесте - истинно итальянский акцент парка |
| |
Раушем. Вид на террасу Пренесте от Долины Венеры | Раушем. Внутри террасы Пренесте - прекрасная античная галерея |
Слева от дома над склоном стоит терраса Пренесте – напоминание о бывшей славе древнеримского города с его некогда знаменитым террасным храмом.
|
Раушем. Вид от террасы Пренесте на угол парка с Долиной Венеры, посадки рододендронов и излучину речки Червелл |
От террасы вид плавно разворачивается к полям и изгибу реки, так что пространственные впечатления здесь великолепны. Роскошные виды на террасу открываются из густых зеленых аллей по обе ее стороны.
|
Раушем. Партер со скульптурой и беседками, переходящий в зеленый склон |
| |
Раушем. Беседка, герма и дрожка к террасе Пренесте | Раушем. Лев, терзающий лошадь. Скульптура главного партера |
Оба партера снабжены красиво расположенными, хотя и чудноватыми по сюжету скульптурами – "Умирающий раб" и лев, терзающий лошадь. За Пренесте обнаружился такой же чудной храмик – сплющенный квадрат в плане с конусом вместо купола, а дальше – гроты Долины Венеры. Однако первые и едва ли не главные впечатления Кент припас для тех, кто стоит прямо за домом.
|
Раушем. Главный дом, росистый партер и сад за зеленой стеной |
Во-первых, "утопленный" партер, восхитительный даже в октябре – утром на нем было алмазное покрывало из сверкающих капель. Во-вторых, продолжение вида на чужих землях, которое Кент называл "одолженным видом" ("borrowed landscape").
|
Раушем. География видов и Достопримечательностей. Снимок со спутника. Схема Б. Соколова |
|
Раушем. Вид на долину речки Червелл, поля и Достопримечательности Уильяма Кента |
Граница имения проходит прямо под холмом, по реке, но художник уговорил соседей на необычное решение этой проблемы. Он построил за ближайшим соседским полем Готическую мельницу – скромное здание из местного серого камня с небольшими готическими арками. А выше и правее, ровно на границе холма и неба, Кент поставил Готическую арку – каменную стену, словно оставшуюся от древнего аббатства. Нужно ли говорить, что обе, как их величал художник, "достопримечательности", были декоративными, а арка до сих пор мешает вспахивать поле?
|
Раушем. Достопримечательности Уильяма Кента: Готическая мельница слева внизу и Готическая арка справа вверху |
|
Раушем. Вид на долину речки Червелл, поля и Достопримечательности. Рисунок Уильяма Кента |
| |
Раушем. Достопримечательности: Готическая мельница | Раушем. Достопримечательности: Готическая арка и угол Готической мельницы |
Но от дома генерала Дормера они смотрятся именно так, как хотел автор этой пейзажной картины – создают пропорции и архитектурное оформление для местности, уподобленной картинам Пуссена или Лоррена. Использование архитектуры здесь чисто живописное – постройка есть мазок на холсте, а не объем для осмотра во время прогулок.
К счастью, солнце засияло еще ярче, и все убедились в существовании "достопримечательностей". Обратив внимание на детали – по краям зеленых кулис с обеих сторон партера вставлены зеленые полуротонды беседок – мы спустились в гущу деревьев.
| |
Раушем. Скульптура и видовые просветы в парке | |
Очень темная зелень расступилась и открыла нам красивую косую дорожку и море рододендронов. Их посадки были настолько плотными, толстые листья настолько сияющими, что и без цветов залюбуешься.
|
Раушем. Лебеди и травы на речке Червелл |
Через пару десятков метров мы оказались под террасой, и зеленый склон привел нас вниз, к реке, заросшему причалу и лебедям. Вергилию (то есть мне) это было очень на руку – отвлекло общее внимание от не полностью еще раскрывшейся Долины Венеры.
|
Раушем. Ручеек вытекает из-под земли... |
Мы повернули налево, вновь поднялись на холм и увидели чарующую водную дорожку. Представьте себе, что посреди обычной дорожки из-под земли выходит каменный желобок шириной в две ладони, и крошечный ручеек идет одним путем с вами!
|
...струится вдоль дорожки... |
| |
...впадает в восьмигранный водоем... | |
Он извивался вместе с дорожкой, а на площадке возле небольшого грота влился в большой восьмигранный бассейн. Вода была совсем тихой, толща ее чуть синеватой, и волшебство продолжалось.
|
...с гротом и зелеными рядами рододендронов... |
| |
...с голубой, холодной и прозрачной водой... | ...и уходит к пруду в Долину Венеры |
Вытекая из бассейна, водная дорожка сделала еще несколько изгибов и привела нас к широкой долине, увенчанной гротом со статуей обнаженной богини.
|
Раушем. Пруд и верхний грот в Долине Венеры |
Вот теперь все увидели Долину Венеры! Ручей исчез в широком пруду, также восьмигранном, поросшем водными растениями, а мы в восторге смотрели то вверх, то вниз. Даже мне, видевшему Раушем, стало как-то щекотно от радости.
|
Раушем. Пруд и Грот Венеры |
Долина Венеры и есть ложбина в склоне холма, которую я упомянул в начале рассказа. Кент выгладил этот пологий склон, сделав его прекрасным лугом – или, если угодно, газоном.
|
Раушем. Вид от пруда в Долине Венеры. Нижний грот скрыт под дерном, зато видны дальние пейзажи |
Но в верхней и средней частях он вскрыл зеленый откос, устроив античные гроты, которые словно уходят глубоко под землю. Потрясающая красоты сцены рождается из этого сочетания – идеальный английский пейзаж и вырастающий из него итальянский каскад.
|
Уильям Кент. Долина Венеры в Раушеме |
|
Раушем. Долина Венеры. Фото Б. Соколова. 1996 |
|
Раушем. Долина Венеры. Фото Б. Соколова. 2010 |
Художник (которого здесь правильнее назвать инженером) нашел применение и для высоко расположенного большого пруда. Он замечательно смотрится от статуи Венеры (снизу вид на него благоразумно скрыт), а воды питали фонтаны, струи которые высоким веером били из гротов. Не знаю, было ли это зрелище воплощено, однако на рисунке Кента все выглядит именно так.
|
Раушем. Грот Венеры стерегут шипящие лебеди |
Великий вид, из-за которого историки назвали Раушем "поэтическим пейзажным парком", дополнен античными статуями, обрамляющими и дополняющими сцену. Грот стерегут лебеди Венеры с причудливо изогнутыми шеями, у Пренесте расположен "театр" из трех расположенных полукругом скульптур, а около одной из них – чудесный, очень живописный просвет в сторону Долины.
|
Раушем. Световой тоннель между Театром и Долиной Венеры |
Ослепительно синее небо и яркие сложные облака, какие бывают только после сильных дождей, делали впечатление просто экстатическим. Как бы ни был велик Стоу, утренний Раушем поразил нас еще сильнее.
| |
Раушем. Грот Венеры | Раушем. Грот Венеры. Эпитафия оттерхаунду Рингвуду |
Настало время еще раз подойти к статуе Венеры и взглянуть ей под ноги. Там, в замке свода, красуется здоровенная мраморная плита с длиннейшей надписью. Присмотримся: "Под Камнем Сим лежат Останки Рингвуда, Оттерхаунда исключительного Ума..." – и далее четыре шутливых четверостишия в память этой лохматой и, наверное, очень любимой в семье собаки, жившей во времена генерала Коттрел Дормера. Это один из ранних примеров внимания людей Просвещения к "меньшим братьям" и склонности к легкому кощунству. Пришедшая из Англии мода проявилась и у нас – вспомним надгробия левреток Екатерины II возле царскосельской Пирамиды, а позже – кладбище собак возле дворца в Гатчине. Ну а то, что мы увидели у ног Венеры – это милый, неуклюжий сельский мир, мир, в котором для собак и голубей строили иногда целые дворцы, причем порой в античном стиле.
|
Раушем. Вид с нижней галереи террасы Пренесте |
Вскоре парк опустел. Я еще раз прошел по долине Венеры, вдоль водной дорожки, полюбовался террасой Пренесте с вазами и зеленью в косом, бьющем снопами, солнечном свете, и убедился, насколько красивее соседские поля смотрятся сквозь ее круглые арки.
| |
Раушем. Вход в огороженный сад | |
В зарослях кустов обнаружилась пара герм, выглянули зубчатые верхи дома, в очертаниях стриженой шпалеры проявилась ажурная железная калитка – стало ясно, куда делась группа.
| |
Раушем. Огороженный сад | |
|
Раушем. Шпалерная яблоня в огороженном саду |
В прошлый приезд я не обратил внимания на огороженный стеной сад. Просто сад, а не пейзажный парк. Но какой!
|
Раушем. Огороженный сад. Центральная пергола с фонтаном |
Геометрические клумбы с водопадом осенних цветов, шпалерные яблони с румяными плодами, полосы газона, оттеняющие густоту кустов и трав, зеленая аркада и фонтанчик в центре сада, старинный каменный проем в следующий сад, полный солнечных и сиреневых хризантем. Да, это был второй, незнакомый мне Раушем!
Но не последний. Оказалось, что я не был и под цветочным садом. Спустившись по тропинке в зеленой тьме деревьев, мы увидели стену, ограничивающую усадьбу. Такая граница обычно производит неприятное впечатление, отменяет иллюзию бескрайнего пространства.
|
Раушем. Ограда парка и скамья, направляющая внимение посетителя в его центр |
В Раушеме у стены установлена скамья, обращенная в сторону парка. Сидя на ней, можно наслаждаться мирным, неспешным течением реки и вглядываться в сторону невидимой отсюда Долины Венеры.
| |
Раушем. В тени деревьев притаились храмики забавных форм | |
Бредя вдоль речки, мы встретили еще один храмик "домашних" форм, а затем оказались у подножия откоса и увидели партер снизу.
|
Раушем. Дорожка, идущая под главным партером вдоль речки Червелл... |
|
...и потрясающий вид снизу вверх |
Был виден зубчатый верх дома и лев, терзающий лошадь, но главным в сцене были облака, их перистый фон, летящие паровые клубы, подсвеченные солнцем с двух сторон.
|
Раушем. Пренесте тоже выглядит иначе при взгляде с нижней дорожки |
Вновь пройдя мимо Пренесте и поднявшись на нее, мы вышли к низкой, утопленной в землю каменной стенке, ограждающий парк. С внешней стороны ров завершался зеленым откосом. Знаменитая стена "ах-ах", незаметная для гуляющих, но непреодолимая для овец и коров.
|
Раушем. Розарий, плодовый сад и шпалерные деревья на стенах голубятни |
И снова вернулись в сад за стеной, где нас ждало новое потрясение. Ближе к дому обнаружился регулярный садик, в центре которого высилась прекрасная старая круглая башня - голубятня с конической крышей.
Садик благоухал, розы самых разных цветов и оттенков были обрамлены стриженым самшитом, а на изумрудных газонах росли платаны и раскидистые старые яблони. Сразу вспомнился Сиссингхерст...
|
Раушем. Вход в огороженный сад. Фото Елены Лапенко |