5. Вокзал Гарри Поттера. Вилла Чизик - царство архитектуры, птиц и белок

 

Чизик. Вид на дом из парка
Чизик. Вид на дом из парка

Четвертый наш день был посвящен двум пейзажным садам на западных окраинах Лондона. На утреннем пути к станции метро я решил показать коллегам пару архитектурных диковинок.

Лондон. Церковь Святого Панкратия......И ее кариатида
Лондон. Церковь Святого Панкратия......И ее кариатида

Одна из них – церковь Святого Панкратия, Сен-Панкрас, давший имя железнодорожному вокзалу. Это очень английский классицизм! Представьте себе Парфенон, с боков которого прибавлены портики и кариатиды Эрехтейона (я не шучу!), а из двускатной античной крыши вырастает что-то вроде афинского Памятника ветров, который на пути к вершине превращается в обычную для Лондона колокольню-сосульку...

Церковь Святого Панкратия - лондонский Эрехтейон...
Церковь Святого Панкратия - лондонский Эрехтейон...

В начале эпохи ампира, когда на континенте строились мощные шедевры - в Петербурге Казанский собор, в Москве Манеж, в Париже Триумфальная арка – английский архитектор Джон Инвуд не нашел ничего лучшего, как играть в кубики, кстати, очень дорогие: по стоимости это вторая церковь после Святого Павла. Здесь так видна ученическая, трогательная старательность людей, которые страстно хотят античной красоты, а ключа к ней по отдаленности культур не имеют.

 

Лондон. Вход в Британскую библиотеку и вокзал Сен Панкрас
Лондон. Вход в Британскую библиотеку и вокзал Сен Панкрас

Второй диковиной было нечто красное с башнями, затмевающее и небо, и притаившийся сзади вокзал Сен-Панкрас. Колоссальный готический фасад, слева заворачивающийся словно рогалик, чтобы быть виднее издалека, принадлежит старому вокзалу Сен-Панкрас. Компания Мидлэнд, получившая среди конкурсных проектов этот, созданный Джорджем Гиббертом Скоттом, решилась превзойти все вокзалы Лондона и построила здание, основную часть которого заняла роскошная гостиница, всего за несколько лет (1868-73). Скотт был одним из столпов архитектуры викторианской Англии, ищущей свой стиль в соединении всех стилей и эпох. Преобладала, конечно, родная готика, и это направление получило название "готического возрождения".

 

Гостиница вокзала Сен Панкрас - ни словом описать, ни в объектив уместить!
Гостиница вокзала Сен Панкрас - ни словом описать, ни в объектив уместить!

Архитектурная энциклопедия, развернувшаяся по фасаду Гранд Отеля, стоила полмиллиона фунтов, сумму по тем временам невероятную. Гостиница была великолепной и престижной (три служащих на одного постояльца) довольно короткое время, потом из-за близости шумного вокзала и дороговизне обслуживания пришла в упадок, была занята конторами и сегодня ждет своей участи. Но широкий викторианский размах, огромное целое из маленьких кусочков поражает и умиляет, подобно колоссальным садовым башням и храмам.

Лондон. Вокзал Кингс Кросс. Платформа 9 3/4Гарри Поттер и философский камень. Кадр из фильма
Лондон. Вокзал Кингс Кросс. Платформа 9 3/4Гарри Поттер и философский камень. Кадр из фильма

Мы садились в метро на вокзале Кингс Кросс - старом и красивом, но получившем новый коробчатый фасад. С этим местом связаны лондонские легенды. Уверяют, что между платформами 9 и 10 находится могила кельтской царицы Боудики, погибшей в бою с римлянами. Видимо, из-за этого мистического ореола писательница Джоан Роулинг поместила здесь видимую только для магов "платформу 9 3/4". Отправление Гарри Поттера в Хогвартс снималось на вокзале Кингс Кросс, а теперь на радость кинозрителям устроен и мемориал - табличка и погрузившаяся в кирпичную стену тележка.

Чизик. Цветочный парад у выхода из метро. Фото Елены Лапенко
Чизик. Цветочный парад у выхода из метро. Фото Елены Лапенко

Поезд метро медленно вывез нас в спокойные, благополучные пригороды на западе Лондона, через один из которых нам пришлось довольно долго идти пешком.

Налево - Чизик, направо - Бедфорд Парк. Фото Елены Лапенко
Налево - Чизик, направо - Бедфорд Парк. Фото Елены Лапенко

Улица крошечного городка с невысокой лентой коричневых домов, магазинчиками, цветочными посадками и скверами была симпатична, но нам хотелось поскорее в Чизик, первый – и по дате, и по факту посещения - пейзажный парк в нашей программе.

 

Лондон. Вывеска Дома Хогарта
Лондон. Вывеска Дома Хогарта

Лондон. Дом Хогарта
Лондон. Дом Хогарта

На пути вдоль шумного шоссе мы увидели кирпичный угол старого особняка и вывеску –"Дом Хогарта". Художник жил здесь, в поселке Чизик, многие годы, а в саду, на который мы глядели через решетку (неприемный день музея), клонилась к земле трехсотлетняя шелковица, бывшая взрослым экзотом еще во времена Уильяма Хогарта. Жаль, что вместо сельской дороги нам довелось идти вдоль огромного, хотя по-европейски малошумного, шоссе.

Чизик. Ворота в парк. Фото Елены Лапенко
Чизик. Ворота в парк. Фото Елены Лапенко

Чтобы отгородиться от шоссе и случайных посетителей "с улицы", парк виллы Чизик имеет боковой вход через старую, очень красивую липовую аллею с цветущими в траве дикими цикламенами.

 

Чизик. Мы и цикламены. Фото Елены Лапенко
Чизик. Мы и цикламены. Фото Елены Лапенко

Войдя в парк, мы прежде всего увидели кафе, двуногие посетители коего наслаждались ланчем, а четвероногие чинно ждали хозяев у собачьего подобия коновязи.

Чизик. Джентльменский клуб собак, ждущих хозяев возле кафе
Чизик. Джентльменский клуб собак, ждущих хозяев возле кафе

Ряд спокойных, разномастых собак, даже не воображающих лаять друг на друга – неплохой кусочек европейского общества. Мы начали знакомство с Чизиком от усадебного дома, а потом прошли вдоль канала.

Чизик. Главный дом и парадный двор
Чизик. Главный дом и парадный двор

Суть Чизика (так, а не "Чизвик", у англичан звучит топоним "Chiswick") – в архитектурном и садовом примере, образце для всеобщего подражания. Ричард Бойл, третий граф Бёрлингтон, в начале XVIII века был молодым энтузиастом великой итальянской классики. В своем "Большом путешествии" он страстно изучал постройки и проекты Андреа Палладио. Этот архитектор из Виченцы, много строивший для венецианских патрициев, уже в середине XVI столетия дал законченные, простые и бесконечно прекрасные формулы итальянской виллы.

 ВИЛЛА ЧИЗИК И ЕЕ ПРОТОТИПЫ

 

Вилла Ротонда. Архитектор Андреа ПалладиоВилла Чизик. Архитектор Ричард Бойл, 3-й граф Берлингтон. Фото Елены ЛапенкоВилла Рокка Пизани. Архитектор Винченцо Скамоцци
Вилла Ротонда. Архитектор Андреа ПалладиоВилла Чизик. Архитектор Ричард Бойл, 3-й граф Берлингтон. Фото Елены ЛапенкоВилла Рокка Пизани. Архитектор Винченцо Скамоцци

В историю архитектуры особенно прочно вошли две из этих формул – дом с флигелями, красиво соединенных колоннадами или лоджиями (вилла Барбаро), и торжественный дворец на постаменте, обозримый со всех сторон (виллы Мальконтента и Ротонда). Берлингтону особенно понравился последний тип. Историки считают, что прямым образцом для подражания послужила вилла Рокка Пизани, созданная около Виченцы архитектором Винченцо Скамоцци, современником Палладио.

 

Чизик. Модель главного дома
Чизик. Модель главного дома


Построенная по проекту лорда Берлингтона вилла Чизик – это квадратный в плане дом-дворец с куполом и белоснежными, как бы мраморными, стенами. Правда, купол покоится на странноватом восьмиграннике, напоминающем об "античном" коктейле церкви Святого Панкратия, а крыша уставлена столбиками обелисков, но для Англии начала эпохи Просвещения это сооружение было откровением.

 

Чизик. Кумиры Берлингтона - Андреа Палладио......И Иниго Джонс
Чизик. Кумиры Берлингтона - Андреа Палладио......И Иниго Джонс

Архитектурное посвящение этой частной и самодельной виллы подчеркнуто статуями по бокам от входа – Андреа Палладио и Иниго Джонс, английский архитектор-классицист, строитель дворца в Гринвиче и Банкетного зала на Уайтхолле.

Его интерьеры очень гармоничны, посвящены искусствам и немного напоминают центральные залы дворца в Павловске. Комнаты пустынны, изящны и собраны вокруг центрального восьмигранника - "Трибуны" в сложном и обдуманном порядке.

Чизик. Главный дом. Синий бархатный залЧизик. Главный дом. Центральный салон, или ТрибунаЧизик. Главный дом. Камин в Синем бархатном зале
Чизик. Главный дом. Синий бархатный залЧизик. Главный дом. Центральный салон, или ТрибунаЧизик. Главный дом. Камин в Синем бархатном зале

Чизик. Главный дом. Салон с коллекцией картин
Чизик. Главный дом. Салон с коллекцией картин

Очень хороши и просторные полуподвалы, и Летний Салон - классический флигелек, прибавленный в дому позже.

Чизик. Главный дом. Кабинет Берлингтона. Здесь он хранил чертежи Палладио
Чизик. Главный дом. Кабинет Берлингтона. Здесь он хранил чертежи Палладио

Отсюда сначала по Англии, а потом и по всему свету распространилась страсть строить "по Палладио" – в духе его лаконичных, выразительных, украшенных статуями дворцов, а иногда прямо претворять в жизнь его проекты. Так на свет появились четыре воплощения одного и того не построенного при жизни Палладио моста (в том числе в Стоу и Царском Селе), а все классические мосты в пейзажную эпоху получили право именоваться "палладиевскими".

Чизик. Оформление потолка в главном домеЧизик. Переход между главным и летним домамиЧизик. Скульптуры в летнем доме
Чизик. Оформление потолка в главном домеЧизик. Переход между главным и летним домамиЧизик. Скульптуры в летнем доме

Чизик. Винный подвал под Трибуной главного дома
Чизик. Винный подвал под Трибуной главного дома

Чизик важен не только как источник палладианства. В Италии лорд Берлингтон познакомился с английским живописцем Уильямом Кентом, а убедившись в его оформительских (дизайнерских, говоря современным языком) талантах, предложил создавать проекты "естественных" садов.

 

Портрет Уильяма КентаЖан Рок. План сада и изображение построек в Чизике. 1736Портрет 3-го герцога Берлингтона
Портрет Уильяма КентаЖан Рок. План сада и изображение построек в Чизике. 1736Портрет 3-го герцога Берлингтона

Парк Чизика – едва ли не первый "английский сад" на свете, и уж точно самый старый из сохранившихся. Кент изменил и дополнил регулярную структуру парка (от виллы идет осевая дорога, "по-версальски" разделяющаяся на три) извивами дорожек и дальними, "дикими" сценами. К сожалению, молодой парк можно видеть только на изображениях 1730-х годов. Сегодня он представляет собой компромисс между прежней планировкой и ботаническими зарослями викторианского века.

Чизик. Молодой парк на картинах, хранящихся в главном доме
Чизик. Молодой парк на картинах, хранящихся в главном доме

Целью Берлингтона и Кента было воссоздать не формы, а дух итальянского парка. Это великолепно получилось в двух местах.

 

Чизик. Классическая скульптура перед главным домом
Чизик. Классическая скульптура перед главным домом

Первое открывается взгляду сразу – это площадка перед домом, где широкий партер окружен мраморными сфинксами, а коллекция статуй расположена в выемке-экседре, при виде которой мне вспомнились экседры ХХ века в Сиссингхерсте.

 

Чизик. Парковый фасад главного дома
Чизик. Парковый фасад главного дома

Чизик. Лев на границе между Экседрой и главной алеей парка
Чизик. Лев на границе между Экседрой и главной алеей парка

Второй итальянский уголок расположен возле канала, идущего слева от оси парка и параллельно ей. Посреди зеленой воронки устроен круглый пруд, а между ним и берегом канала стоит игрушечный купольный храмик. Он легок и игрив, его трудно сравнивать с монументальными пейзажными объектами, встретившимися в наших странствиях - Храмом древней добродетели в Стоу, Пантеоном в Стоурхеде. Но происходят они именно от этой игрушечки...

Чизик. Храм-Ротонда
Чизик. Храм-Ротонда

Обычно итальянский и бутафорский характер пейзажа подчеркивают кадки с апельсиновыми деревцами, но сейчас храмик был на реставрации.

Еще во время первого посещения Чизик представился мне парком, посвященным Архитектуре – так же, как Трианон посвящен любви, а Павловск памяти. В начале канала расположен "дикий" грот, в середине – палладиевский мост.

Чизик. Архитектурные фрагменты - украшение парка
Чизик. Архитектурные фрагменты - украшение парка

Прямые дорожки оканчиваются у "образцов стиля" – ниш и проемов, представляющих собой часть несуществующего здания, а выше всего вздымается колонна дорического ордера с частью балки и карниза.

 

Чизик. Ворота Иниго Джонса
Чизик. Ворота Иниго Джонса

Один из современников Берлингтона, лорд Херви, сравнил его античный дом с брелоком: "он слишком мал, чтобы в нем жить, и слишком велик, чтобы подвесить к часам". Вновь я вспомнил об этих словах у красивых белых ворот, стоящих прямо в гуще парка. "Ворота Иниго Джонса" некогда украшали Бофорт Хаус, имение Томаса Мора в Гринвиче. Когда дом сломали, его новый владелец, Ханс Слоан, знаменитый врач и основатель Британского музея, подарил ворота своему другу Берлингтону. Трогательна не только история с дарением фрагмента архитектуры (мы увидим нечто похожее в Стоурхеде), но и то, что в своем историческом путешествии мы встретились с двумя основателями одного музея – Трейдскантами и Слоаном. 

Чизик. Грот в начале канала и таблица с проектом Уильяма Кента
Чизик. Грот в начале канала и таблица с проектом Уильяма Кента

Прогулка по удаленной от дворца стороне канала оставляет много впечатлений.

Около дома открываются красивые виды на фоне зеленого склона. Но чем дальше мы шли, тем меньше вспоминали о Берлингтоне и тем более Кенте.

Чизик. Пересечение прямой и извилистой дорожек
Чизик. Пересечение прямой и извилистой дорожек

Канал отгорожен решеткой, знакомой нам по Сент-Джеймсу, и также представляет собой птичий зоопарк в ботаническом саду.

 

Чизик. Палладиев мост и птичий мир около него
Чизик. Палладиев мост и птичий мир около него

Заросли великолепных, разноцветных и разнообъемных растений почти полностью закрыли прежние простые лужайки.

Чизик. Птичье царство - гуси, лебеди, утки и цапля. Фото Елены Лапенко
Чизик. Птичье царство - гуси, лебеди, утки и цапля. Фото Елены Лапенко

Расположенная дальше красивая оранжерея с коллекцией камелий посадки 1810-х годов уводит нас в иную эпоху. Нельзя сказать, что все это полностью затмевает картину "кентовского" Чизика, но увидеть ее сквозь наслоения пышной природы не так уж просто.

Чизик. Оранжерея камелий и полукруглый сад возле нее
Чизик. Оранжерея камелий и полукруглый сад возле нее

Прежде наслоений было куда больше – в конце XVIII века наследники превратили округлый храм искусств в дворец с флигелями, превратили обелиски, маскирующие печные трубы, в обычные кирпичные дымоходы, а заросли экзотических растений полностью поглотили первоначальный план сада. Интенсивная реставрация началась после Второй Мировой войны – были сломаны флигели и трубы, вновь открыто трехлучие аллей, начата реставрация драгоценных интерьеров. С 1984 года управление усадьбой стало двойным – парк принадлежит местному совету, а дворец – "Английскому наследию" (The English Heritage), государственной организации, во многом соперничающей с Национальным Попечительским Советом. Коллеги мне говорили, что государственный вариант работает не так хорошо, как частный.

 

Чизик. Возле оранжереи к нам пришла белка
Чизик. Возле оранжереи к нам пришла белка

Действительно, во дворце я обнаружил всего двух музейных работников – заикающегося кассира и мрачного охранника с рацией. Правила нас раздосадовали своей совковостью – внутри фотографировать нельзя (ну это как кому...), в продаже один буклет, знакомый мне с начала 1990-х годов, на стенах висит целое собрание роскошных картин с изображением парка - и не продается ни одной репродукции! Думаю, Попечительский Совет создал бы здесь более плотное культурное пространство.

Чизик. Старая катальпа между главным домом и каналом
Чизик. Старая катальпа между главным домом и каналом


Тем не менее, муниципальный парк и государственный дворец Чизика прекрасны, сохранны и открыты для всех (вход в парк бесплатный). Некоторые из нас здесь и остались, другие же, перекусывая на ходу (дорога каждая минута!), стремительно отправились в обратный путь, ибо "близок локоток, да не укусишь" – путь до близкого Кью через ту же линию метро.

Чизик. Задумчивые сфинксы - стражи классического покоя
Чизик. Задумчивые сфинксы - стражи классического покоя

В памяти мелькали белая вилла, бежевые гуси, серебристые белки, солидные сфинксы, роскошный Итальянский сад перед Оранжереей, мост над каналом.

 

Лебедь в Чизике. Фото Елены Лапенко
Лебедь в Чизике. Фото Елены Лапенко

И еще – на Грот можно подняться по недавно сделанной дорожке с пологим ступенями. А для тех, кто по ступеням ходить не может, справа сделана покрытая травой аккуратная насыпь...

Чизик. Путь на Грот - лестница и зеленый пандус
Чизик. Путь на Грот - лестница и зеленый пандус
 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2019. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.