www.gardenhistory.ru :
Наши маршруты :Сады и парки Англии - осеннее ландшафтное путешествие // 2-9 октября 2010 / Фотоочерки Бориса Соколова :
1. Лондон с небес и на земле. От Музея садоводства до Букингемского дворца
Наша программа начиналась ранним перелетом из Москвы (вылет около семи) и завершалась поздним возвращением (половина одиннадцатого, прибытие около шести утра). С одной стороны, это превратило неделю поездки в восемь дней, с другой – отяготило первый день нашей лондонской жизни.
Полностью загруженный Аэробус компании British Midlands (видимо, этот рейс удобен многим) стал нашим первым экскурсионным автобусом. После рассветных видов на призрачные снега и крошечные волны моря внезапно показались извивы большой реки и знакомые по карте контуры.
Да что там контуры! Сами здания – колесо обозрения, Святой Павел, Парламент, удлиненное темно-зеленое пятно Гайд Парка и Кенсингтона.
С нового захода еще ниже, еще ближе, купол собора, Тауэр и мост, потом Южный берег, извивы "террасных" домов-улиц и наконец посадка.
В аэропорту нас радостно встретила представительница фирмы Камелот-турс. Следуя за ней вместе с чемоданами, мы подтянулись к автобусной остановке. Мимо нас курсировали настоящие лондонские кэбы!
В ожидании автобуса беседовали, предвкушали впечатления. Наконец автобус подан, вещи загружены, и путь до гостиницы становится первой (второй после самолета) экскурсией. После развоза русских путешественников по маленьким гостиницам нас привезли в обещанный отель в центре города.
Royal National занимает целый квартал у Рассел Сквер, через квартал – вход в Британский музей, через пять кварталов – знаменитый Ковент Гарден. В общем, по центру можно и пешком. И как же это пригодилось нам перед отъездом в аэропорт, когда метро стало в очередной раз шалить, и пришлось экстренно шагать от другой линии!
После обычной сутолоки с чемоданами (заселение в два, а город не ждет) и часового перерыва на отдых собрались наши энтузиасты, около половины всей группы. Освоив вход и навигацию в метро, мы тут же встретились с первым сюрпризом – нужная станция на Южном берегу закрыта, придется идти от соседней. Благодаря капризам лондонского метро ландшафтники попали в спокойный район с типичным, уютным английским озеленением.
Это было словно прогулка в ботаническом саду: А это что? А это, наверное, рябина! Вот поглядите, как сажают! А вот на заборе!.. Фуксия высотой два метра? Словом, на Южном берегу Темзы состоялось вхождение в ландшафтный мир Англии.
А еще мы были озадачены странным зрелищем – корабль ехал на колесах по дороге. Он оказался экскурсионной амфибией, которая завернула за угол и невозмутимо поплыла по Темзе.
Добравшись до набережной сквозь туман и накрапывающий дождь, мы устремились к церковной башне на углу Дворца архиепископа в заречном районе Ламбет. Эта церковь к 1970-м годам пришла в упадок и была отдана под размещение Музея садовой истории (Museum of Garden History). Несколько лет назад, возможно, в поисках популярности, его переименовали в Садовый музей (Garden Museum).
Музей скромнейший – несколько интересных витрин и садовых артефактов наверху, выставки и цветочная продажа внизу. Вместо буклетов раздают печатные листы бумаги, однако есть листовка и на русском. Старинные газонокосилки, машинки для калибровки и упаковки семян, фотографии знаменитых садовников и примечательных клумб.
Неожиданностью для меня стала картина с символами общества Вольных садовников (Free Gardeners). Оказывается, в позапрошлом веке оно насчитывало сотни членов. Символы на картине - библейские и очень похожи на "ковры" Вольных каменщиков. Видимо, и организации были схожи...
Даже витражи оказались вариациями на садовую тему, и в них была вписана монограмма JT – Джон Трейдскант. Но об этом чуть ниже.
Самое интересное скрывается в церковном дворе. Это старинное кладбище, превращенное в регулярный садик средневековых форм. Одно из надгробий поражает своими барельефами – пейзаж с путниками и змеями, семиглавый двухвостый дракон (в путеводителе – василиск), глядящий на человеческий череп...
Перед нами надгробие двух великих ботаников и чудаков, живших во времена Елизаветы I и Шекспира. Именно оно стало поводом для помещения Музея в Ламбете. Имя обоих, отца и сына - Джон Традескант (Трейдскант). Трейдскант-старший (около 1570 – 1638) в качестве садовника высокопоставленных особ, а потом и по собственным интересам ездил в поисках растений и редкостей по многим странам. Он побывал в Алжире, Леванте, северной России (Корелы), участвовал в осаде Ла-Рошели, после убийства герцога Букингемского, садовником которого он был, работал в королевском имении Отлендс. Вместе с сыном в своем находившемся рядом доме, который называл "Ковчегом", устроил первый публичный музей в Англии - Museum Tradescantianum. Впоследствии курьезы из этого музея перешли к знатоку древностей Элиасу Эшмолу и легли в основу Музея Эшмола в Оксфорде.
Трейдскант-младший (1608 – 1662) бывал в американской колонии Виригиния, откуда привез в Англию важнейшие декоративные растения – магнолию, тюльпановое дерево, флоксы и астры. Музей основан недалеко от их Ковчега и посвящен истории британского садоводства – инструменты, проекты, виды, садоводство в искусстве.
Двор церкви превращен в подобие средневекового садика. Диковинные изображения на надгробии Трейдскантов – плод фантазии позднейших времен, когда старинный памятник был заменен новым. Но главным монументом семье стала традесканция (Tradescantia), род тропических растений, названный в честь Джона Трейдсканта Старшего.
Рядом жил и здесь похоронен капитан Уильям Блай, герой одной из авантюрных морских историй XVIII века. В 1787 году куратор Королевских садов Кью Джозеф Бэнкс предложил вывезти саженцы хлебного дерева (опять растительная тема!) с Таити на острова Вест-Индии, чтобы обеспечить тамошних рабов дешевой пищей. Суровый капитан Блай на специально переоборудованном корабле "Баунти" взял растительный груз, но до Ямайки не добрался. Команда прожила на "Отаити" (старинное название острова у европейцев, бывшее синонимом рая на земле) пять месяцев, и отбывать в плавание уже не очень хотела. Сам капитан писал, что даже офицеры "поддались неотразимому соблазну отдохнуть посреди такого изобилия на красивейшем в мире острове, где им не нужно было работать, и где прелесть безделья была большей, чем можно себе вообразить". В пути, недалеко от архипелага Тонга, команда взбунтовалась, и Блай вместе с другими офицерами был высажен на лодке в открытом море.
За сорок семь дней они прошли на этой скорлупке почти семь тысяч километров, добравшись до Фиджи, затем Блай вернулся в Англию и сообщил Адмиралтейству о происшедшем. Несмотря на поимку большинства мятежников специальной экспедицией, часть из них осталась на уединенном острове Питкерн навсегда, а Уильям Блай закончил свою жизнь в 1817 году в чине вице-адмирала и экс-губернатора Нового Южного Уэльса.
Эта история с продолжением (на острове разыгралась целая трагедия с женскими бунтами, самогоном и стрельбой, и во главе колонии остался всего один моряк с английского корабля) стала известной благодаря классическому фильму "Мятеж на "Баунти"" (1936) с Чарлзом Лаутоном и Кларком Гейблом в главных ролях, а название аукнулось в массовом сознании (два американских римейка фильма с Брандо и Гибсоном и ...кокосовый батончик "Баунти – райское наслаждение").
Что касается хлебных деревьев, их с успехом завезла на Карибы следующая английская экспедиция. Сдержанная надпись на белом высоком надгробии упоминает перевозку деревьев как заслугу Блая.
Садик очень мил, и несмотря на его скромность, пышен. Мне особенно запомнилась скамья, окруженная цветущими "поручнями" и спинкой", и начинающая вызревать гроздь бананов в углу.
Скромный Музей стал отправной точкой профессионального ландшафтного путешествия. Главные впечатления, ради которых я и пригласил десант высадиться не в самом центре города, ждали нас дальше.
Выйдя на набережную, которая доступна для пешеходов по всей протяженности Лондона и украшена роскошными фонарными торшерами с парой дельфинов, мы увидели мглистый и романтический силуэт Парламента. Это лучший вид на Вестминстерский дворец – площадь перед ним тесная – и его можно увидеть на картинах Тернера и Моне. "Готичнее готики" – образцовая стилизация под старину викторианских гениев Чарлза Бэрри и Огастаса Пьюджина. Образ квадратной готической башни повторяется в устоях Моста Тауэр.
Возле Вестминстерского моста начался городской шум, открылось колесо обозрения, высокопарно называемое "Лондонским глазом", появились сувенирные киоски, и мы, как по команде, начали фотографироваться. Вхождение в Лондон состоялось.
Под легкой пеленой мороси мы прошли между Парламентом и его современным новым корпусом, довольно тактично предъявляющим миру свои толстые коричневые бока и декоративные трубы и вышли на первую в нашем путешествии Вестминстерскую площадь. Как почти все площади Англии, она не раскрывает дальних, широких видов, а половину ее занимает сквер с высокими густыми деревьями. Это скорее открытое место, на которое выходят Парламент, Аббатство и соседние кварталы.
Ежась от зарядившего дождя, прошли мимо колючих украшений Вестминстерского дворца и чудесных полетных форм Аббатства и завернули в его великолепный двор. Высокие корпуса, потрясающий зеленый ковер и пять или шесть исполинских платанов какого-то эпического размера и благородства. Несильный дождь располагал к спокойному созерцанию. Вынырнув на улицу, скользя по мокрым переулкам, неожиданно окунулись в первый из череды королевских парков – Сент-Джеймс, и утонули в нем.
Когда-то Сент-Джеймс соединял и в то же время разделял три дворца – Вестминстерский, Букингемский и Сент-Джеймский. В эпоху подражания Версалю там даже был устроен прямой канал по проекту Ленотра. Сегодня это пышный пейзажный парк в самом-самом центре Лондона, одну из сторон его образует прямой как стрела церемониальный проспект – Мэлл.
Это образцовый английский парк для общественного гуляния – старинная пейзажная планировка, отдельные деревья-великаны, стройные платановые аллеи, обширные газоны, коллекция экзотических растений и пышные, изобретательно устроенные цветники. Места для людей в его просторах не так много – железные оградки отделяют нас от всевозможных пернатых обитателей. Если у Вас есть чем покормить белку – ждите, что их соберется четыре или пять.
Наши путешественники упивались каждым уголком. Для меня самыми интересными были цветники с выраженным вертикальным строением, напоминающие об архитектурных формах, и изощренные комбинации оттенков и форм зелени.
Впрочем, "зелень" – название здесь не очень удачное. Красная, желтая, синеватая растительная плоть, а у земли – черные травы, из которых мы смогли узнать только базилик. Последним ударом по чувствам была высоко художественная клумба-волна, прикрывавшая... общественный туалет.
Начинало смеркаться, мы вышли на Мэлл, взглянули на строгий фасад Букингемского дворца, памятник королеве Виктории, перешли к углу бескрайнего Гайд Парка и поспешили в метро.
Последнее впечатление дня: объемные, выпуклые клумбы на площади, границы которых были вырезаны в газоне и уходили прямо в черную землю. Они были крупными, сомасштабными площади, памятнику и дворцу
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |