* ВИЛЛА ГАМБЕРАЙЯ в Сеттиньяно // Италия / Тоскана

Вилла Гамберайя. Вид с террасы перед домомVilla Gamberaia
Местонахождение: Возле города Сеттиньяно
Эпоха: Барокко с элементами стиля Возрождения (начало XVII в.), изменения XVIII-ХХ веков
Доступность: Сады: 9.00 -18.00, вход платный; посещение интерьеров по предварительной договоренности
Проезд: 2 км от Сеттиньяно, 7 км от Флоренции
Контакты:
Официальный сайт (итал., англ., рус.; галерея, панорамы): www.villagamberaia.it

 

Вилла Гамберайя. Вид на Флоренцию
Вилла Гамберайя. Вид на Флоренцию


Со склона холма Сеттиньяно открываются невероятной красоты виды на Флоренцию и долину реки Арно. Здесь в начале семнадцатого века знатный флорентиец Заноби Лапи построил загородную виллу. Она включает в себя все типичные черты старого итальянского сада: регулярный партер, фонтаны, секретный и цитрусовые сады, лес, зеленое пространство лужайки и нимфеум. Террасы, прорезая сад, создают особую изолированность его участков. Но все они располагаются вдоль двух продольных осей и это придает цельность композиции и углубляет перспективы. Небольшой сад не создает ощущения перегруженности. Входящего на виллу обсаженная кипарисами дорога, одна из осей сада, ведет от ворот прямо к дому, но отнюдь не к его главному входу.

Это одна из первых загадок Гамберайя. Если, подойдя к вилле, повернешь направо, то выйдешь на открытое пространство перед ней, с которого открывается захватывающий вид на Флоренцию. Вниз уходит по склону холма оливковая роща. Для Тосканы нет ничего типичнее этих невысоких деревьев, растущих на зеленой траве ее мягких склонов. С эпохи римлян растут они у вилл на этих холмах.

Но и на террасе не найдешь главного входа в здание. Начинаешь явственно ощущать его закрытость и возникает легкое ощущение колдовства.
Обойдя виллу, со стороны противоположной входу в усадьбу, выходишь в регулярный сад с водяными партерами. В прямоугольных неглубоких бассейнах с зеленоватой тосканской водой, как в зеркале отражаются подстриженные кусты туи и можжевельника. Их темная зелень оттеняет цвет воды в бассейнах. На центральной оси, между четырех водяных зеркал располагается фонтан. Приближенный к зданию, расположенный не по центру сада он зрительно увеличивает его глубину. Этот эффект подчеркнут и элипсовидной формой бассейна у торжественной аркады из кипарисов. Аркада ограничивает водяной партер и арках ее темной зелени проглядывает голубая дымка тосканских холмов. Но и отсюда нельзя войти в дом.

Вилла Гамберайя. Водный партер
Вилла Гамберайя. Водный партер

Широкая зеленая дорога протянулась вдоль партера и дальше, на всю длину сада. Это его вторая главная ось. На юге она подходит к бельведеру, огражденному балюстрадой с одинокой фигурой серого камня. Гигантская сосна затеняет своей длинной хвоей вид на долину Арно. Отсюда не видно современной Флоренции и оживает память об этрусках и римлянах, о том, что на склонах этих холмов разворачивалось действие «Фьезоланских нимф» Джованни Бокаччо и кажется, что изысканная идиллия XIV века продолжается в наши дни.

Вилла Гамберайя. Зеленая дорога у водного партера
Вилла Гамберайя. Зеленая дорога у водного партера

Идущая мимо дома зеленая дорога шире, чем у бельведера и именно поэтому бельведер зрительно удален от той части сада, где, наконец, можно войти в дом. Между домом и высокой каменной стеной, которая здесь ограничивает мягкий газон дороги, проложена узкая дорожка. Она соединяет парадный вход в дом и секретный сад, и визуально, через вестибюль, внутренний двор и салон дома выходит на террассу с видом на Флоренцию. Дом находится на оси этого широко раскрытого вида и секретного сада, gabinetto rustico. Контрастность этих пространств придает дому, соединяющему их, особое значение.

Вилла Гамберайя. Секретный сад
Вилла Гамберайя. Секретный сад

Высокие стены замыкают небольшое пространство секретного сада. Ритм статуй и бюстов сезонов года напоминает о ритме жизни в чередовании времен года. Декоративность отделки раковинами и пемзой, ниши, скульптура, сложные лестницы с двух сторон, цветы, фонтан-шутиха придают этому небольшому объему (именно объему из-за его глубины) богатство впечатлений и праздничную эротическую затейливость.

Вилла Гамберайя. В секретном саду
Вилла Гамберайя. В секретном саду

По лестницам вы поднимаетесь выше. На верхней террасе расположились множество благоухающих свежим запахом лимонных деревьев в больших глиняных кадках. Они – один из символов Тосканы. Без лимонов невозможно представить ни один сад в этих местах. От северных ветров этот участок сада защищен старинным лимонарием, а по периметру окружен цветочными клумбами. За лимонарием – роща, лесок, bosco. Они привычны рядом с итальянскими виллами, в них всегда находили спасительную тень и прохладу жарким летом. Они – наследники священных рощ, где обитали боги древних.

Вилла Гамберайя. Зеленая дорога, в глубине нимфеум
Вилла Гамберайя. Зеленая дорога, в глубине нимфеум

Пройдя через рощу, опять выходишь на зеленую дорогу. Отсюда попадаешь в замыкающий ее нимфеум, полный меланхолии и тайны. Солнечное пространство зеленой дороги погружается в тень этого места, столь контрастного балюстраде на другом ее краю. Круг нимфеума ограничен невысокой стеной, декорированной пемзой, раковинами и барельефами. За ней – невысокий склон с вытянувшимися ввысь тонкими и темными кипарисами. Напротив входа - монументальная ниша с фигурой совершенно сатанинского вида. Смысл и значение этого круга уже не расшифрует никто и это сообщает ему особое очарование.

Вилла Гамберайя. Грот нимфеума
Вилла Гамберайя. Грот нимфеума

Тайна окутывает эту виллу. Неизвестно имя ее создателя. Очень мало известно о ее владельцах. В восемнадцатом веке поместье принадлежало Марчези Каппони. В 1896 году владелицей виллы стала княгиня Гика. Она поселилась здесь со своей компаньонкой Флоренс Блуд. Именно эти женщины преобразовали партер де бродери с южной стороны дома в прекрасный водный партер. Это было самое большое изменение в этом саду за всю историю его существования. Две женщины, жившие здесь более тридцати лет, усиливали таинственную атмосферу виллы и придавали ей особую изысканность.

Вилла Гамберайя. Цветочные партеры лимонного сада
Вилла Гамберайя. Цветочные партеры лимонного сада

Княгиня, урожденная Екатерина Петровна Кешко, была дочерью полковника русской армии П.И Кешко и молдавской княгини П.Н. Стурдза. Прадед княгини был господарем Молдавии, сестра Наталья – королевой Сербии. Мужа княгини, румынского князя, никто никогда не видел на вилле Гамберайя. Княгиня очень много занималась садом, прекрасно чувствуя его. Она, не изменяя форму партеров де бродери перед южным фасадом виллы, совершенно изменила их характер. На месте клумб появились бассейны, окаймленные вечнозеленным самшитом и рабаткой с ирисами, лилиями, олеандрами, штамбовыми и вьющимися розами, поднимающимися по подпорам. В южной части сада, там где прежде был кроличий остров был создан бассейн с водными растениям. Закрытый аркадой кипарисов, он выглядит зеленый театром. Тщательное сравнение планов и изображений сделанных на протяжении четырех столетий показывает замечательную целостность основного пространственного решения. Княгиня Гика прекрасно понимала все элементы старинного сада, знала его старые планы и сохраняла его исторический облик. Собственно, сад стал известен любителям садового искусства именно тогда, когда здесь поселилась княгиня. У нее была репутация надменной, отчужденной и загадочной особы. Маркиза Ирис Ориго, которая видела этот сад ребенком, сопровождая на прогулке свою мать, позже вспоминала, что у нее было страстное желание увидеть княгиню, которая, теряя свою потрясающую красоту, вела все более замкнутый образ жизни. В этом саду, который она называет одном из прекраснейшем и самом романтическом, девочка мечтала увидеть княгиню, прогуливающейся по кипарисовой аллее или принимающей ванну в одном из водных бассейнов среди цветом, но единственное, что она заметила – тень фигуры под вуалью, мелькнувшую в одном из верхних окон дома.

Вилла Гамберайя. Оливковая роща
Вилла Гамберайя. Оливковая роща

Начало XX века было временем первой волны огромного интереса к садовому искусству в европейской культуре двадцатого века. Виллу княгини Гика посещали поэты и романисты, дипломаты и философы, художественные критики и историки. Видимо, связующим звеном между княгиней с ее замкнутым образом жизни и этими людьми была ее компаньонка, мисс Блуд. Она была тесно связана с членами английской колонии во Фьезоле и Сеттиньяно, где проходила бурная художественная и интеллектуальная жизнь. Б. Беренсон, знаменитый американский историк искусств, описывал княгиню как даму, которая была наполнена любовью к себе и своему творению, саду виллы Гамберайя. Он определял ее сад как прекраснейший из всех. Интересуясь этим садом, виллу посещали итальянский поэт, писатель, драматург Д’Амбруциио и английская писательница Ли Вернон. Ее ученица, Эдит Уортон, классик американской литературы, признанный ландшафтный архитектор и дизайнер интерьеров, в своей книге о садах Италии писала о вилле Гамберайя: «Дом открыт солнцу и воздуху, в саду изобилие воды, неподалеку от дома можно найти густую тень, столь приятную жарким летом, прогулки по дорожкам дают возможность насладится разнообразными видами, всевозможными эффектами, созданных умелым использованием разных уровней сада. Особого восхищения заслуживает, конечно, широта и простота композиции». Писательница Гетруда Стайн и ее брат Лео были гостями мисс Блуд. Гостем из России стал С.М. Волконский, знаток театра, писатель и мемуарист.

Дж. Росс, историк и писательница отмечала удивительную деликатность тех работ, которые вела владелица в саду, сохраняя первоначальную его прелесть с бесконечным терпением и вкусом. Эвелин Марч Филиппс, автор книги о садах Италии, отмечая вклад в создание сада Флоренс Блуд, писала, что двое артистов были очень бережны, чтобы не зайти слишком далеко во вносимых изменениях. И в то же время хозяйки «не боялись показать, что мир идет вперед и сегодня возможно добавление красоты даже к самым прекрасным произведениям прошлого».

 

Вилла Гамберайя была одним из любимых садов Д. Джеликоу, выдающегося ландшафтного архитектора и дизайнера XX века. В его неоднократно переиздаваемой книге «Итальянские сады Ренессанса», которая стала учебником для ландшафтных архитекторов и классическим образцом изучения садов, он писал, что уникальным образом и с максимальными эффектами сад виллы соединяет в себе характерные черты формального устройства осей и разнообразие отдельных частей, он наполнен контрастными тонами цветов и меняющихся настроений. Cложный и наполненный аллюзиями, сад виллы Гамберайя выражает почти все грани человеческой мысли, писал о нем Д.Джеликоу.
Наверное, нет случайности в том, что именно на вилле Гамберайя в 1910 году, в семье садовника родился один из самых выдающихся ландшафтных архитекторов XX века Пьетро Порчинаи.

Уже в 1920-х годах посещение виллы стало обязательным для всех тех, кто изучал ландшафтную архитектуру и или просто интересовался искусством садов. Но тяжелые обстоятельства заставили княгиню продать виллу в 1925 году. Следующей владелицей стала Матильда Ледярд, баронесса фон Кеттелер, дочь американского железнодорожного магната и жена немецкого дипломата. Знаменитому цветочному саду вокруг водных партеров княгини Гики баронесса фон Кеттлер предпочла монохромные, вечнозеленые посадки из самшита, кипарисов и тиса, сформированных по правилам топиарного искусства. Незадолго до начала второй мировой войны баронесса вернулась в США, оставив виллу на попечение слуг. В августе 1844 года, когда немцы покидали Флоренцию, дом сгорел.
Современная история виллы Гамберайя началась в послевоенный период, когда Марчелло Марки, известный промышленник, приобрел виллу в 1954 и потратил несколько лет на реставрацию дома и сада. В наши дни его зять и наследник Луиджи Залум продолжает кропотливые и постоянные работы по его сохранению.

Вилла Гамберайя. Вид на Оливковые рощи
Вилла Гамберайя. Вид на Оливковые рощи

Знаток итальянских садов, автор одного из самых известных трудов по садовому искусству «Сады Италии» (1961) Дж.Массон называет виллу Гамберайя наиболее типичным из всех тосканских садов, которые ей довелось увидеть. Она сравнивает водный партер с усыпанным цветами персидским ковром с изображением райского сада, покрывающим пол садовой комнаты. Разные оттенки зеленого – подстриженных кустов вечнозеленого самшита, кипарисов и тиса обрамляют мерцающие пространства воды, ограниченные серым камнем и окаймленные цветами. Терракотовые вазы с цветами и лимонными деревьями создают вертикальные акценты, отражаясь в воде бассейнов. Дж. Массон пишет, что этот сад прекрасен в любое время года, но прекраснее всего он туманным апрельским днем. Именно в такой апрельский день и сделаны эти снимки виллы Гамберайя.


Использованы материалы книги Villa Gamberaia: Sources and Interpretations. By Patricia Osmond. Published by Taylor & Francis, 2002. 

Ирина Пащинская, 9 июня 2009

© Ирина Пащинская. Текст и фотографии. 2009

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.