Борис Соколов. Кто хочет видеть рай – в Софийку поезжай!

 

Софиевка.Фонтан Змея
Софиевка.Фонтан Змея


Великие парки эпохи Просвещения ждали путешественников в садовых державах тогдашней Европы – английский Стоу, французский Эрменонвиль, немецкий Вёрлиц, российское Царское Село. Желающему посетить парки эпохи романтизма маршрут построить куда труднее. К началу XIX столетия пейзажный стиль Англии мельчает, в революционной Франции сносят старинные дворцы и дворянские головы, в России Александра I стараются устраивать дворцы и парки "как при бабушке". Тем временем романтическая эпоха делает из вельмож и императоров пылких фантазеров, творцов утопий, скрытых в дальних и не всегда приветливых уголках земли. Николай I начинает покрывать райскими садами голые побережья Крыма, наместник Новороссии Михаил Воронцов создает пейзажный парк на козьих откосах Алупки, отставной президент Академии наук Людвиг Генрих Николаи превращает залив среди финских гранитных утесов в скальный парк Монрепо.

Софиевка.Панорама Нижнего озера
Софиевка.Панорама Нижнего озера

Вокруг прежнего садового Эдема теперь бушует великий и грозный мир природы, домашний уют становится драгоценным и хрупким рядом с шумными водопадами, темными ущельями, бескрайними просторами моря. Романтический парк возникает по внезапному душевному порыву, по мановению творческой руки. Именно так был создан самый совершенный садовый ансамбль Украины – Софиевка, Зуфьювка, Царицын сад.


Софиевка.Долина ГигантовСофиевка.Гранитная ваза на Нижнем озереСофиевка.Долина Гигантов и мостик над Нижним озером
Софиевка.Долина ГигантовСофиевка.Гранитная ваза на Нижнем озереСофиевка.Долина Гигантов и мостик над Нижним озером

Софиевка обязана своим рождением польской ландшафтной традиции. Ее создатели – знатная и богатая, но непокойная и несчастливая семейная пара Потоцких. Граф Станислав Щенсны (он же Феликс, то есть "счастливый") Потоцкий еще с 1780-х годов запутался в политических хитросплетениях между родной Польшей и имперской Россией. Во время раздела страны при Екатерине II он перешел на российскую сторону, став врагом для множества поляков. Его семейная история напоминает душераздирающие приключения героев повести де Лакло "Опасные связи". Первую из жен графа погубили его родители, вскоре сами сошедшие в могилу, вторая оказалась препятствием на пути к новой любви, а третья стала смертельным даром, доведшим его до преждевременной смерти. Став владельцем миллионов десятин и десятков тысяч душ в двадцатилетнем возрасте, Потоцкий соединил в себе пылкость, властность и талант творца-импровизатора.

Софиевка.Источник Иппокрены
Софиевка.Источник Иппокрены

Знакомясь с окрестностями городка Умань, затерянного в степной Черкащине, он обнаружил лесистый овраг. Автор "Путеводителя по Софиевке", рассказывает о происхождении "чуда Украины": "Однажды, проезжая по окрестностям со своей прекрасной молодой супругой, он заметил множество гуляющих, направляющихся в долину Каменки, к источнику, дающему городу воду". Увидев красоты "этого уединенного места", Потоцкий "захотел устроить сюрприз для графини, собираясь в долгое заграничное путешествие". Через несколько лет открытие парка состоялось, "и прекрасная графиня не могла нахвалиться и налюбоваться тем, что открылось перед ее глазами".


Софиевка.Источник ИппокреныСофиевка.Каскад на Елисейских полях
Софиевка.Источник ИппокреныСофиевка.Каскад на Елисейских полях

Усадьба становится местом приложения грандиозных сил и средств, проявлением вкусов и предпочтений хозяина. Умный путешественник Федор Глинка особо отмечает заимствование лучших садовых идей: "Граф любил рассматривать книги с изображениями садов и различными украшениями оных. При всяком разе, когда находил что ни есть прекрасное: храм, беседку или мраморное изваяние, тот час подписывал под оным по Польски: do Sophiuwky, то есть, в Софиевский сад".

Софиевка.Грот Фетиды
Софиевка.Грот Фетиды

Личность "прекрасной графини" еще более романтична: в ней соединились все парадоксы, все романтические краски европейского авантюризма. Гречанка турецкого происхождения, воспитанная чередой восхищенных послов, вельмож и королей, Софья представляется скорее переходящим призом, чем самостоятельной личностью. Предание о начале Софиевки утверждает, что Станислав создал парк тайно и показал его в качестве сюрприза. В действительности парк устраивался быстро, но не мгновенно (1796-1802), и согласно пожеланиям обоих владельцев. Софья, соперничающая с дворами польских вельмож и французских королей, считала его символом личного престижа. Она писала Станиславу из Аркадии, знаменитого пейзажного парка Радзивиллов: "Аркадия очень напоминает мне Крым; ты знаешь, что в этом краю при твоих возможностях можно было бы через два года иметь такую же, если не более прекрасную, Аркадию... Правда, мой милый друг, у нас будет сельцо в Крыму?".

Софиевка.Критский лабиринтСофиевка.Партер у Оранжереи
Софиевка.Критский лабиринтСофиевка.Партер у Оранжереи

Вместо воспетого поэтами Крыма античная идиллия была устроена в дикой лощине, исторический ореол которой создавали заново, с чистого листа. Первый из сюрпризов Софиевки – богатейший рельеф и изобилие вод среди страдающего от сухости края (в городе Умань воду до сих подают лишь несколько часов в день). Польский путешественник писал: "Издали ничто не предвещало, что впереди прячется страна чудес. ...Этот парк – истинная неожиданность, напоминающая те восточные повести, в которых перед королевичем, потерявшимся в пустыне, вдруг предстает зачарованный замок". Второй сюрприз – скалы и валуны ледникового периода, которые стали строительным материалом ландшафта. Его архитектор, военный инженер Людвиг Метцель, сначала предложил поступить по правилам эпохи Просвещения - разбить гигантский пейзажный парк, соперничающий по величине с королевскими владениями. Однако Потоцкие решили по-другому – образ парка построен на контрастах гранитных круч и мягких лощин, серого камня и буйной зелени, кромешной тьмы и лучезарного света, классической ясности и романтической тайны.

Софиевка.Паром
Софиевка.Паром

Главное достижение создателей парка – пространственный узел из скал и потоков, который стал ядром Софиевки. Центральное пространство определяется гладью двух озер – Верхнего (оно же "Сладкое море") и Нижнего. Их соединяет множество извивающихся ручьев, несколько каскадов, огромный двухуровневый водопад и удивительная подземная река. Водопад дает резкий вертикальный просвет, соединяющий оранжерею-дворец с нижней частью парка. Каскады и ручьи текут по пологим лужайкам, которые завершаются нагромождением огромных камней – долиной Гигантов. Откосы долин и берега озер оформлены скальными террасами и гротами, в которых дикость камня преобладает над архитектурной точностью форм. Романтик Глинка точно определил цели Потоцких и Метцеля: "Великий художник, совершавший сии исполинския предприятия, за все труды свои, кажется, желал одной награды, чтобы зрители почитали собрание сих чудес творением самой природы, а не рук человеческих".


Софиевка.Сладкое мореСофиевка.Фонтан Три слезы
Софиевка.Сладкое мореСофиевка.Фонтан Три слезы

В Софиевке собрано много ценных и редких видов деревьев, есть эффектные цветочные клумбы. Однако не они составляют секрет ее притягательности. Грубые скалы, словно бы сами сложившиеся в стены, гроты и острова, шум падающих вод и невольно возникающие мысли о древних, античных мифах породили множество романтических образов. Каскад с тремя струями – "Три слезы" – был посвящен памяти умерших детей Потоцких, скопление валунов на поляне именовали Критским лабиринтом, пологий спуск с водопадом получил название Темпейской долины, в каскадном гроте под водной завесой стоит статуя морской нимфы Фетиды.

Софиевка.Лебедь у Амстердамского шлюзаСофиевка.Подземная река СтиксСофиевка.Устье подземной реки Стикс
Софиевка.Лебедь у Амстердамского шлюзаСофиевка.Подземная река СтиксСофиевка.Устье подземной реки Стикс

Ярчайшим впечатлением для посетителей становится путешествие на лодке по подземной реке Стикс. В сумраке и безмолвии, напоминающем о загробном мире, замолкают даже веселящиеся дети. Еще одно волшебное переживание для любителя садовых тайн – посещение Зеркала Дианы. Это закрытый скальный грот, косые своды которого завершаются узкой щелью. Свет из нее падает на источник синеватой холодной воды, безмолвно клубящийся в каменном бассейне.

 

Софиевка. Зеркало Дианы
Софиевка. Зеркало Дианы

Во мраке Львиного грота, названного так из-за рычания падающих вод, выбита надпись, сочиненная Потоцким:

                               Двойным стихом велю в волшебных сих местах
                               Несчастию уйти, а счастью возрастать.

Пожелание, которое напоминает о "счастливом" имени автора, не сбылось в судьбе его семейства. После кончины графа в 1805 году Софья безуспешно пыталась продать имение Александру I, а вслед за событиями польского восстания 1831 года, в которых был замешан сын Потоцких Александр, Софиевка была конфискована и стала государственным имуществом. Николай I, с огромным вниманием относившийся к пейзажному садоводству, подарил супруге знаменитый парк, который с тех пор получил полуофициальное название "Царицына сада".

Софиевка. Львиный грот
Софиевка. Львиный грот

Скромное существование степной Софиевки длилось вплоть до ее превращения в культурно-природный заповедник, точнее, в дендропарк Академии наук, в 1955 году. Своим великолепным состоянием ансамбль, принимающий в летние дни до ста туристских автобусов, обязан прежде всего реставратору-ландшафтнику Ивану Александровичу Косаревскому и нынешнему директору Ивану Семеновичу Косенко. Благосостояние Софиевки столь велико, что после окончания реставрационных работ на исторической территории вокруг нее начали создавать новые пейзажные сады.

Софиевка.Фазанник
Софиевка.Фазанник

Слава великого парка росла по мере создания его романтического образа. В 1815 году поэма "Софиевка" польского автора Станислава Трембецкого издана во французском переводе, а в 1846 году одесский учитель Федор Темери выпустил - также на французском - огромный "Путеводитель по Софиевке", где сравнивает парк с чудесами "обоих полушарий" — Парнаса и Темпейской долины в Греции, водопадов Рейна, Нила и Ниагары. Посетителю предлагается воображаемое всемирное путешествие, романтическое воспарение духа: "Но, скажут мне, красоты вашего чуда есть не более чем пигмеи рядом с великанами, созданными природой; ибо как иначе сравнить ваш каскад в Софиевке с гигантскими потоками, которые стремительно падают в бездну и которые наполняют душу чувством ужаса и восхищения перед Творцом? ...Конечно, я должен с этим согласиться. Однако духу нравятся сии связи между малым и великим".

Монрепо. Мыс Конец СветаСофиевка. Нижнее озероАлупка. Терраса Воронцовского дворца
Монрепо. Мыс Конец СветаСофиевка. Нижнее озероАлупка. Терраса Воронцовского дворца

Поэт пушкинской эпохи Иван Михайлович Долгорукий подчеркивал отсутствие в Софиевке мелочных затей ушедшей эпохи Просвещения: "Приметьте, что вы не нашли в этом саду искуственных стогов сена, костров [то есть поленниц, березовых павильонов], Китайских и Индейских домиков, хижин, поддельных развалин, которыми наполнены сады наших вельмож и которыя обманчивая роскошь, чтоб лучше ослепить чернь, ищущую одного только пустаго блеска, украшает мишурою, ракушками, стеклами и подобными безделками. Нет, здесь все прямо великолепно. Творец пролил воду на землю, и бросил в нее страшныя камни; природа и время составили из них горы; После, гораздо после, пришел художник и разставил свои работы". Он восхищается именно тем, что делает Софиевку памятником мирового наследия - большим стилем парка, его суровой простотой, каменными уступами, животворящими потоками вод. "Войдешь, — и не вышел бы вечно: все прекрасно, превосходно, божественно. Везде виден гений вкуса. О! что может быть равно во вселенной с Софиевкой? Один Эдем, естьли он есть и на небе".

Поэт, получивший свои впечатления в далеком 1810 году, обращается к любителям садов с призывом, который жив и сегодня: "Оранжерей таких, как в Умани у Потоцкаго, много в России; Софийки другой нет в мире; она стоит этой пословицы:

                                             Кто хочет видеть рай,
                                             В Софийку поезжай
".

 

Софиевка.Партер у Оранжереи
Софиевка.Партер у Оранжереи

Вестник цветовода, № 12, 2009. С. 36-39
© Б.М. Соколов. 2009 г.

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2019. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.