Александра Веселова. Затеи и украшения в Императорских садах (ГРМ, 30.05-3.06.08)

 

Затеи и украшения... ГРМ. 2
Затеи и украшения... ГРМ. 2

С точки зрения многочисленной публики, посетившей Михайловский сад в период с 30 мая по 3 июня 2008 года, выставку-конкурс «Затеи и украшения в Императорских (1) садах XVIII и XIX веков», которая проходила в рамках Международного фестиваля «Императорские Сады России» можно признать удавшейся.

 

Затеи и украшения... ГРМ. 1Затеи и украшения... ГРМ. 3
Затеи и украшения... ГРМ. 1Затеи и украшения... ГРМ. 3

Не обратив внимания на название и не вникая в его суть (2), люди, привлеченные сюжетами в новостях центральных телеканалов, шли на «праздник цветов» - такое выражение мелькнуло в случайно услышанном мною разговоре посетителей. Очередь на вход стояла во все первые четыре дня выставки, и даже в последний день, когда резко похолодало и пошел дождь, народу было столько, что приходилось подолгу ждать, чтобы сфотографировать какой-нибудь объект.

 

Затеи и украшения... ГРМ. 4
Затеи и украшения... ГРМ. 4

Ожидания этой обычной воскресной публики, с чадами и домочадцами, тоже вероятно вполне оправдались – было красиво. Картину портили только бело-красные ленты, натянутые между деревьями для ограждения выставочных объектов от зрителей (фото 1). Сотрудникам парка конечно виднее, как обращаться с посетителями, у них накоплен большой опыт, к несчастью во многом негативный, но с эстетической точки зрения, пусть уж лучше это была колючая проволока, но выкрашенная зеленой краской.

 
Затеи и украшения... ГРМ. 5
Затеи и украшения... ГРМ. 5
В остальном же выставка достижений ландшафтных дизайнерских бюро, а именно так и следовало бы называть это мероприятие, прошла успешно. Были представлены цветочные композиции (фото 2), в том числе образцы селекционного труда (фото 3), многочисленные произведения топиарного искусства (фото 4), садовая скульптура из искусственного мрамора (фото 5), керамика (фото 6) и все то, что можно приобрести и разместить у себя в саду, если позволяют размеры и средства. Уровень выставленных произведений был разный, но в целом достойный. Только к сожалению все это не имело никакого отношения к изначально задуманному проекту, по крайней мере, насколько о нем можно судить по информации, размещенной на официальном сайте организаторов.
Затеи и украшения... ГРМ. 6
Затеи и украшения... ГРМ. 6

 Во-первых, по их замыслу, конкурсные работы должны были, в соответствии с планировкой самого Михайловского сада, разделиться на две части: регулярную, со стороны Спаса на крови, и пейзажную, со стороны Садовой улицы. Но, например, самый большой и привлекательный для фотографирующейся публики топиарий (фото 7), типичный элемент французского сада, был размещен сразу у входа со стороны Садовой, а китайская композиция (фото 8) – наоборот, в «регулярной» части (3). Во-вторых, значительная часть работ, от керамических кошек (фото 9) и бронзовых луговых собачек (фото 10), до сложных композиций вроде «Старого дворика» (фото 11), вообще не имела отношения к садовым затеям прошлого, тем более императорским.

 

Затеи и украшения... ГРМ. 7Затеи и украшения... ГРМ. 10
Затеи и украшения... ГРМ. 7Затеи и украшения... ГРМ. 10

Затеи и украшения... ГРМ. 8Затеи и украшения... ГРМ. 9
Затеи и украшения... ГРМ. 8Затеи и украшения... ГРМ. 9

Таким образом, следует признать, что заявленное организаторами «…главное условие будущей выставки-конкурса — создание композиций в едином стиле на определенную заданную тему», - было выполнено отнюдь не всеми участниками выставки. Тем не менее, они прошли предварительный отбор и попали в экспозицию.

 

Затеи и украшения... ГРМ. 11Затеи и украшения... ГРМ. 12
Затеи и украшения... ГРМ. 11Затеи и украшения... ГРМ. 12

Другая часть конкурсантов выступила с самостоятельными и иногда сложными и интересными композициями, но и они уловили лишь общую тенденцию – что-то на тему садов прошлого. Поэтому цветочная композиция по мотивам русской живописи конца XIX века на усадебную тему (фото 12), неплохая и по замыслу, и по исполнению (и, что приятно, не являющаяся примитивной демонстрацией продукции фирмы-производителя, чем грешили многие экспонаты), также, к сожалению, совсем не вязалась с темой конкурса, хотя бы потому, что русская усадьба – это частная усадьба, а не императорская резиденция.

Затеи и украшения... ГРМ. 13
Затеи и украшения... ГРМ. 13

А попытка символически представить «век нынешний и век минувший» во взаимном зеркальном отражении (фото 13), увы, напоминала лишь не самый удачный фильм Карена Шахназарова «Сны», в котором графине Призоровой снятся сны о том, что она живет в двадцатом веке, после чего героиня, под изумленными взглядами светской публики, появляется на балу в мини-юбке.

 

Затеи и украшения... ГРМ. 14Затеи и украшения... ГРМ. 16Затеи и украшения... ГРМ. 17
Затеи и украшения... ГРМ. 14Затеи и украшения... ГРМ. 16Затеи и украшения... ГРМ. 17

В результате, наиболее соответствующими заявленной теме оказались те экспонаты, которые прямо воспроизвели объекты, предложенные в «Пояснениях к концепции» конкурса в качестве примера: аптекарский огород, хотя и очень маленький (фото 14), лабиринт, зеленые шахматы (фото 15), солнечные часы, зеленая гостиная (фото 16) и экспозиция в зоне «Пастораль», где были размещены почти все указанные в «Пояснениях» элементы: колодец, «сельский инвентарь», фигуры животных и т.д. (фото 17) Эти же композиции, по понятным причинам, оказались и самыми неинтересными, а возведенная на месте детской площадки «потешная крепость» с фанерными гвардейцами – вообще ниже всякой критики.

 

Затеи и украшения... ГРМ. 15
Затеи и украшения... ГРМ. 15

Едва ли не единственным экспонатом, выполненным с учетом хоть какой-то исторической основы, оказался «Парадный партер» (фото 18) – согласно аннотации, рисунок партера был «выполнен по архивному чертежу сада «Шарлоттенбург», Берлин, Германия (1740 г.)» (неконкретные указания на то, что «подобные затеи встречались во многих садах», а также несколько одинаковых простейших клумб «по мотивам проекта А. Регеля» (фото 19) историческими я признать не могу).

Затеи и украшения... ГРМ. 18
Затеи и украшения... ГРМ. 18

В итоге с сожалением приходится признать, что конкурс не просто не удался, а по сути не состоялся - не случайно информация о его победителях (если они вообще были названы) не размещена на сайте. Организаторы виноваты здесь лишь отчасти, и главным образом в том, что переоценили возможности и способности тех, кого приглашали к сотрудничеству. Тех самых «дизайнеров-декораторов, ботаников, архитекторов, искусствоведов, садовников», которые в лучшем случае оказались готовы работать с собственными ассоциациями, но, как выяснилось, совсем не умеют и не желают работать с историческим материалом.

 

Затеи и украшения... ГРМ. 19Затеи и украшения... ГРМ. 19а
Затеи и украшения... ГРМ. 19Затеи и украшения... ГРМ. 19а

Кураторам выставки, предусмотревшим даже возможность переизбытка заявок, видимо оказалось не из кого выбирать, и многие посетители обращали внимание на незаполненность больших пространств. И если выраженная организаторами надежда на то, что задуманное ими мероприятие «привлечет в сады Русского музея многочисленных зрителей и специалистов» оправдалась, то заявленная ими же цель: «Воссоздание исторической памяти, формирование общественного исторического сознания, основанного на понимании сопричастности к истории российской и петербургской культуры», - не могла быть достигнута. Потому что нельзя формировать у публики то, чем не владеешь сам, а представление об исторической памяти и историческом прошлом у участников выставки оказалось примерно такое же, как и о «бесконечном потенциале Русского сада» (фото 20) - блестящей дешевке, крашеном золотом булыжнике, загадочном своей сомнительной ценностью.

Затеи и украшения... ГРМ. 20
Затеи и украшения... ГРМ. 20


1. Так, с прописной буквы, в названиях темы конкурса и далее фестиваля, указанных на сайте.
2. Впрочем, на сайте есть неточности, которые, возможно, ввели в заблуждение и некоторых участников: в «Положении о конкурсе» указано название не конкурса («Затеи и украшения в Императорских садах XVIII – XIX веков»), а всего фестиваля («Императорские Сады России»). Это путаница распространилась и на другие средства массовой информации, и даже в объявлениях на входе в Михайловский сад и Русский музей были указаны разные названия мероприятия.
3. Утверждение, что пейзажный сад зародился в Китае и Японии (см. «Концепцию»), кажется по меньшей мере спорным, но и регулярными китайские сады назвать никак нельзя.

 

Затеи и украшения... ГРМ. 20а
Затеи и украшения... ГРМ. 20а

 

Читайте также отчет о конкурсе на "Ландшафтном форуме СПБ", обсуждение его итогов на Форуме сайта САДЫ И ВРЕМЯ.

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.