Борис Соколов. Лотрек - крутецкий художник :)
Я шел на третьяковскую выставку Анри Тулуз-Лотрека с тяжелым чувством. Вспоминались жирные телеса, ждущие гостей в малиновом салоне, глумливый прищур сутенера, врачебный осмотр в "заведении", фигурка художника-шута. И строчки из своего недописанного стихотворения про Лотрека: Обезоруживая посетителя, авторы выставки выкладывают всю правду о жизни и смерти Лотрека на крупном, плакатном биографическом стенде. Один из залов тоже отдан фотографиям - стена с его моделями, другая со сценками из жизни художника. Напряжение постепенно спадает, и мы уже начинаем любить этого отважного клоуна. Кстати вокруг полно артистов и циркачей – Иветт Гильбер, играющая песенки-спектакли, Ша-Ю-Као, устало раскинувшая свои дюжие ноги во всю ширину листа. Не сразу понимаешь, что ты окружен литографиями. В залах всего два графических оригинала – один из ГМИИ, другой из швейцарского собрания Джанадда, которое и предоставило материал. Хочется сказать – не только материал, но и экспозиционный вкус. В боковом зале расположена еще одна фотоинсталляция – карлик Лотрек и гигант Тремолада в фойе новооткрытого Мулен Руж. В других залах Лотрек пробегает, как гофмановский Крейслер – вот, словно маленький лебедь, несется навстречу канкану труппы Эглантен, вот, скрючившись на стуле, рисует на бланке меню бурлескную сценку с крокодилом и голой парочкой, а вот весело плющит свое неказистое лицо на огромном карандашном плакате. Постепенно нас затягивает мир сюжетов. Их расположение по-карнавальному пестро. Бедная проститутка и абоненты театральной ложи, жокей над крупом ярящейся лошади и закопченый, довольный автомобилист, крутящий штурвал самобеглой коляски. К чести кураторов выставки, афиши не преобладают. Мы можем рассмотреть тихую и громкую жизнь парижского мира – умывание в комнате и прогулку на тележке, дешевый театр и дорогое варьете. И сквозь анекдот неизбежно проступает искусство. Крупные, значительные фигуры (замечательна "Умывающаяся женщина" 1896 года), беглая, извилистая пластика линий ведут нас вспять – к гладильщицам и балеринам Дега, к "марианнам" Домье, к "Свободе" Делакруа, к великой средиземной античности, которая до сих пор так ощутима в Альби, на родине Лотрека. Я вновь пожалел весомый радостный мир, мир налитых жизнью тел Майоля (и Лотрека!), который уничтожили, обратили в мир щепок-идей чопорные испанцы кубисты. На выставке хорошо подана тема литографии. Есть листы с вариантами и пробами, а танец рукавов Лой Фюллер дан в пяти цветовых решениях. Не менее доходчиво проведена смычка тогдашнего Парижа и сегодняшней Москвы. Посетители выставки прекрасно поняли демократизм альбийского изгоя. Книга отзывов полна рисунками ("я и Лотрек"), а реплики похожи на исповедь или болтовню с усопшим рок-кумиром: "Лотрек жив!", "Лотрека в президенты!", "Лой Фюллер! Форевер!", "А в прочем мне понравилось. Хотя моей девушке нет (она в этом больше понимает), обещаю в этом году жениться на ней. Сейчас пойдем обедать. – Замуж готова!!!!!!!!!". И теперь мне вспомнились совсем другие стихи – сонет Игоря Северянина о Зощенко: Конечно, Лотрек в Третьяковке – иноземный гость. Но именно эксклюзивность события плюс скромность художественного материала обеспечили такой яркий и необычный образ "Парижских удовольствий". Здесь жизнь - не сюжет, а содержание искусства, здесь она интересна нам не потому, что завидна, а потому, что естественна. И ясно виден парад, в котором вместе идут Иветт Гильбер, Сарагина, Асисяй, уводя нас в морское, южное, древнее детство.
|
||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |