История садово-паркового искусства / Составитель Б.М. Соколов. Часть 1

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Кафедра всеобщей истории искусств



ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА


Программа курса
для специальности
№ 020900 - Искусствоведение






МОСКВА 2008



--------------------------------------------------------


ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

Программа курса

Составитель
доктор искусствоведения Б.М. Соколов





Программа утверждена на заседании Кафедры всеобщей истории искусств, готовится к печати






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Лекционный курс "История садово-паркового искусства" входит в цикл общепрофессиональных дисциплин студентов Факультета истории искусства, обучающихся по специальности "Искусствоведение".
Предмет курса — история дворцово-парковых, усадебных, садовых и ландшафтных ансамблей, а также садовых стилей, место сада в истории культуры, его роль в синтезе искусств от древности до наших дней, влияние достижений садового искусства на культурные ландшафты разных стран и на развитие визуального восприятия.

Цели курса:
1) профессиональные — формирование комплекса знаний, навыков восприятия и интерпретации в области садово-паркового искусства, его теории, истории и выдающихся памятников,
2) образовательные — введение в искусствоведческое образование элементов междисциплинарного подхода; формирование умения анализировать комплексные историко-художественные и историко-культурные памятники; использование материала и стратегий иных гуманитарных наук (история, литературоведение, музыковедение, география, культурология) в комплексном искусствоведческом исследовании.

Задачи курса:

1) дополнение искусствоведческого образования важной и недостаточно изученной областью истории искусств — историей садов, их создания, преобразования и охраны,
2) выработка профессиональных стратегий работы с художественным материалом — описание, сравнение и интерпретация памятников садового, паркового и пейзажного искусства, выявление типологии и специфики этих памятников,
3) выработка умения ориентироваться в эпохах и стилях садово-паркового искусства, выявлять их особенности, связывать историю садового творчества со всеобщей историей искусства,
4) комплексное восприятие садового и пейзажного ансамбля, в том числе его программы и семантики, понимание идейного, исторического и культурного контекста садово-паркового искусства,
5) знакомство с методологией и историческим развитием языка искусствоведческого описания на примере работ отечественных и зарубежных историков садово-паркового искусства,
6) расширение методологической базы профессии — введение в нее элементов социальной истории, культурной географии, экологического мышления,
7) создание возможностей для дальнейшего образования и специализации в области истории садов и культурного ландшафта, для работы в музеях-усадьбах, исследовательских и экспертных организациях, связанных с изучением, реставрацией и использованием памятников садово-паркового искусства.

Курс истории садово-паркового искусства, предназначенный для искусствоведов, в отечественной вузовской практике создается впервые. В его основе лежит опыт отечественных и зарубежных исследований, а также научная и экспедиционная работа автора. Новизна материала, почти полное отсутствие учебной литературы и трудности заочного знакомства с памятниками садово-паркового искусства определяют особые методы работы, подачи материала и форм учебного контроля.
В изложении материала соединены типологический и исторический принципы. Первая, типологическая часть курса — "Садовый алфавит" — дает разъяснение важнейших понятий и терминов, иллюстрированное примерами и мультимедийными презентациями. Вторая, историческая часть курса рассказывает об основных эпохах садово-паркового искусства. В рамках каждой эпохи (французский регулярный парк XVII века, парк эпохи романтизма в России) рассматриваются историко-культурные основы нового стиля, теория и практика садового творчества, анализируются важнейшие памятники, суммируются художественные достижения и перспективы.
Комплексный подход к изучению материала реализуется на нескольких уровнях:
1) В процессе обучения студенты работают над воссозданием контекста произведений садово-паркового искусства, знакомятся с вариантами интерпретации программ и содержания памятников, учатся находить в них воплощение идей их создателей. Курс дает материал для социологической интерпретации изобразительного искусства и архитектуры. Проводится сопоставление регулярного и пейзажного парков, государственной и частной усадьбы, городской и усадебной среды обитания, анализируется роль социальных притязаний владельца в программе его парка.
2) Материал курса позволяет расширить представление о стиле и творческом потенциале ряда этапов истории искусства, прежде всего искусства Древнего Рима, европейского Возрождения, маньеризма, барокко и классицизма, сентиментализма, романтизма, а также русского искусства петровской, елизаветинской и екатерининской эпох, периодов историзма и модерна, 1930 — 1950-х годов. Значительное место уделено проблеме архитектурного эксперимента в свободном от условностей пространстве парка.
3) В изложение материала вводятся элементы знаний, расширяющих познавательный и исследовательский кругозор студентов: истории музыки и театра, истории повседневности, исторической ботаники, культурной географии и экологии. Комплексный характер садового искусства раскрывается и актуализируется на примерах жизни в усадьбе (Версаль, Павловск), реставрации и реконструкции садовых ансамблей (Хет Лоо, Вилландри).
4) Курс построен на принципах компаративизма: в нем последовательно сравниваются памятники-образцы и их творческие интерпретации (Версаль — Кусково, Стоу — Царское Село, Царское Село — Дроттнингхольм, Павловск — Монрепо), сопоставляется теория и практика садовых стилей. Материал, связанный с важнейшими ансамблями, вводится в "Садовом алфавите", а затем расширяется и закрепляется при изучении исторической части курса.
Специфика материала курса — архитектурно-пространственного искусства организации ландшафта — обусловливает особенности аудиторных занятий и их дополнение другими формами учебной работы:
1) Особенностью курса является широкое использование мультимедийных презентаций, созданных автором, а также экранных материалов (видеофильмы, телепрограммы). Образ сада создается в его пространственном восприятии, поэтому каждый памятник представлен рядом слайдов, схем и исторических изображений, показывающих разные его участки, архитектурные сооружения и виды.
2) При изучении садово-паркового искусства России актуализируются знания и впечатления, полученные студентами во время прохождения летней практики (древнерусские города, культурный ландшафт разных регионов России, памятники Санкт-Петербурга, Москвы и их окрестностей). Факультативно проводятся занятия-экскурсии в садовых ансамблях Москвы и Подмосковья. В семинарах используется опыт поездок студентов, которые выступают с докладами и собственными фотоматериалами. Творческие задания с использованием зарубежного или сравнительного материала активизируют работу студентов с литературой на иностранных языках.
3) В курсе широко используются исторические тексты — трактаты, учебники, путеводители, журнальные статьи, посвященные теории садового искусства либо фиксирующие садовую культуру своей эпохи. Многие теоретические труды в области садового искусства (Т. Вейтли, У. Чемберс, Р.-Л. де Жирарден, Э. Хауард, А.Т. Болотов) не утратили своего значения и служат эффективным средством вовлечения аудитории в проблемы и творческую атмосферу эпохи. Для семинарских занятий предлагается подготовка переводов, которые затем используются в учебной работе ("Версальский лабиринт" Шарля Перро, "Воспоминания" Луизы д'Оберкирх).
4) В курсе рассматриваются и обсуждаются тексты и концепции историков садового искусства 1910-2000 годов (В.Я. Курбатова, К. Хасси, Дж.Д. Ханта, Р. Паулсона, Дж. Акермана, Э. Видлера, Д.С. Лихачева, И.И. Свириды). Кроме того, активно используются литературные произведения, оказавшие влияние на развитие садового стиля либо отразившие его достижения ("Письма" Плиния Младшего, "Любовное борение во сне Полифила" Ф. Колонны, "Приключения Телемаха" Фенелона, "Юлия, или Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виргиния" Б. де Сен-Пьера, "Сады" Ж. Делиля, "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина). Студенты учатся искать дополнительные смыслы литературного произведения, сопоставлять образы сада, возникающие в теории, романах, поэзии одной эпохи.
Материал и проблемы данного курса связаны с циклом истории мирового искусства, истории литературы и театра, с курсами по теории и методологии искусствознания, с музеологическими и реставрационными дисциплинами. Эти взаимосвязи используются для повторения и обогащения ранее пройденного материала, для расширения познавательных и исследовательских интересов студенческой аудитории.
Изучение истории садово-паркового искусства проводится в ограниченных рамках семестрового курса. Основное содержание курса — европейская садовая традиция от античности до современности и садовая культура России XVII — ХХ веков; в курс включены также краткие разделы о садовом и пейзажном искусстве древнего и средневекового Востока, которые необходимы для понимания культурных взаимосвязей и влияний.
В процессе изучения курса студент должен получить теоретические знания о концепциях садово-паркового искусства античности, средних веков, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма, Просвещения, романтизма, XIX и ХХ веков, об основных терминах садово-парковой архитектуры, о способах организации садового пространства, создания и восприятия программы и семантики сада. Студент должен иметь представление о месте садово-паркового искусства в развитии "больших" художественных стилей, о системе культурных взаимодействий и трансформации образцовых форм в парках XVI-XIX веков, о способах создания садового ансамбля и о синтезе искусств в пространстве сада. Студент должен получить исторические знания — о культурных явлениях, лежавших в основе развития садового искусства, о важнейших памятниках этого искусства в Европе и России, о социально-культурных и эстетических причинах смены эпох и стилей. Студент должен понимать и уметь описывать особенности садово-парковых ансамблей разных стилистических эпох, анализировать структуру и планировку парка, семантику садовых построек и пространственных зон, давать квалифицированную оценку художественного качества ансамбля.
Основные методы изучения материала — аудиторные занятия с применением мультимедийных презентаций (лекции и семинары), просмотры и обсуждение видеофильмов, изучение и анализ исторических текстов, выполнение творческих заданий (переводы, графические схемы, презентации) и их обсуждение. Факультативно проводятся выездные занятия в музеях-усадьбах Москвы и Московской области. В учебной работе большую роль играет актуализация имеющихся знаний (лекционные курсы, практики, самостоятельные поездки студентов), их дополнение новой информацией об истории садовых стилей, эстетике и теории садового искусства, о создателях и владельцах парков.
Основные формы учебной работы — мультимедийная лекция, видеоурок с последующим обсуждением и тестированием знаний, семинар, творческое задание с последующим выступлением на семинаре. Дополнительной формой являются экскурсии по музеям-усадьбам Москвы и Подмосковья.
Объем курса составляет 32 лекционных часа.
Предусмотрены такие формы контроля, как тестирование в ходе лекционных занятий, доклады, подготовка рефератов (по темам, взятым из рекомендательного списка либо предложенным самим студентом), итоговая контрольная работа.



ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САДОВ

Сад как вид искусства. Сад и культурный ландшафт: сходство и различие. Художественный образ — основа садового искусства. Составные части сада: планировка и пространственное решение, постройки и сооружения, зеленая архитектура, скульптура, надписи. Программа сада и ее значение для восприятия памятника.
Путешествие по саду. Типы садов: итальянский, французский, голландский, английский. Мифология и поэзия сада. Теория "гения места" (Ф. Петрарка, А. Поуп) и ее значение в истории садового искусства.
Основные термины и понятия садового искусства. Садовый алфавит: Аллегория, Ах-ах, Боскет, Виды, Газон, Графика, Галереи и подземные ходы, География и путешествия, Грот, Деревня, Животные, Каскад, Лабиринт, Мосты, Озера и острова, Оранжерея, Освещение, Павильоны, Памятник, Партер, Руины, Садовая мебель, Скульптура, Сюрпризы, Служебные постройки, Театры, Фонтаны, Цветы, Эрмитаж.
Литература и периодика по истории садов. Ресурсы Интернет. Историография вопроса. Проблемы методологии: позитивизм, семиотика и структурализм, социальная история, постмодернистские методы в истории садов и культурного ландшафта. Сад в поэзии, музыке, кинематографе. Сад как комплексный предмет гуманитарных и естественных дисциплин: географии, ботаники, экологии, истории культуры, литературы, музыки, театра, архитектуры, изобразительных и прикладных искусств. Образ сада, его реконструкция и восприятие. Судьба садов. Реставрация и охрана садов в разных странах.

ТЕМА 2
САДЫ ДРЕВНЕГО МИРА

Первые сведения о садах. Огороженное культурное пространство — исходный образ сада (Garten, garden, jardin, zahrada, "огород"). Утилитарные сады и культурный ландшафт по данным археологии. Эдем и тема райского сада.
Садовое искусство Двуречья. Шумерские и вавилонские плодовые сады. "Сады Семирамиды". Египет: сад и жилище. Типы египетских садов. Сады царицы Хатшепсут. Реконструкции и модели загородных садов. Осирис и мифология сада. Сады Древнего Ирана. "Парадиз": огороженный сад-зверинец. Священные рощи.
Место сада в культуре и пейзажном искусстве Древней Греции. Locus amoenus ("прекрасное место") — мифологический, художественный и ландшафтный образ в культуре античности. Сады у Гомера и Гесиода. Типы греческих садов: роща, плодовый сад, сад искусств и наук (Ликей, Академия). Типы садовых сооружений: героон, грот, фонтан.
Рим: городская цивилизация и возникновение виллы. Римские источники о садах: Катон, Варрон, Плиний Младший. Архитектура загородного жилища у Витрувия. Описание вилл Плиния Младшего и их значение для истории европейского сада. Структура и планировка римской виллы. "Золотой дом" Нерона. Вилла Мецената. Вилла Адриана в Тибуре. Сады Помпей и Геркуланума. Новшества римского садового искусства. Рождение садовой программы и семантики (сад-мир), ансамбля искусств, виллы — жилища-сада. Эстетизация садового пейзажа и рождение пейзажного искусства (ars topiaria). Зеленая архитектура, искусство фигурной стрижки ("топиарий"), использование местности и ее настроения в образе сада. Технические достижения древнеримского садового искусства: гроты, фонтаны, типы садовых павильонов и храмов, садовая мебель. Искусство жизни в саду, его место в развитии европейской культуры.


ТЕМА 3
САДЫ ВОСТОКА

Сады средневекового Ирана. Сад в Коране и мусульманская мифология рая. Марко Поло о "рае" Старца Горы. Изображения сада в мусульманском прикладном искусстве. Крестообразный сад с водными протоками — чарбаг. Типы садов: дворцовый, горный, плодовый, водный. Сооружения и планировка мусульманского сада. Садовые растения, их место в художественном восприятии сада. Сад и культурный пейзаж: оазис, роща, городская улица, кладбище, мемориальный участок.
Могольские сады. Тадж Махал. Сады Турции и Леванта. Мавританские сады. Испания: Альказар, Генералифе, Альгамбра.
Сады Китая. Дао и эстетика пейзажа. Литература о садах и садовом искусстве. Природные и искусственные элементы сада. Камни и скальные структуры. Рельеф и водная система сада. Цветы и деревья. Городские, монастырские, загродные сады и парки. Планировка загородных резиденций. Павильоны, мосты, архитектурные соружения в пейзаже. Сад и живопись. Сад и поэзия. Китайский вклад в теорию и практику садоводства. Образ китайского сада в европейской культуре XVII — XVIII веков.
Сады Японии. Эстетика и поэзия сада. Структура и элементы пейзажного сада. Храмовые, монастырские, загородные и городские сады. Медитация в саду. Сады Дайтокудзи и Рёандзи. Сад и чайная церемония. "Японские" сады в западной и российской культуре.


ТЕМА 4
САДЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Литература и источники о средневековых садах: Сидоний Аполлинарий, Валафрид Страбон, Пьетро Крешенци. Сады и садовые трактаты в Византии. Наследие античности в восприятии садового пространства. Образ Рая в садовом пространстве Средневековья.
Сады Западной Европы. Типы садов: монастырские, замковые, ботанические, лекарственные. "Медицинский" сад в Салерно (1330) и развитие ботанических знаний. Сад в монастырском дворе (клуатре), его метафизические и ландшафтные функции. Планировка садов Сент-Галленского аббатства. "Замкнутый сад" (Hortus conclusus) и образ Богоматери. Идеальный образ "духовного сада" в средневековом искусстве. Мифология и поэзия сада. "Сад мудрости" — литературный сборник нравоучительной тематики ("Луг духовный"). "Роман о Розе" Гийома де Лорриса и Жана де Мена. "Эрек и Энида" Кретьена де Труа, "Кентерберийские рассказы" Джеффри Чосера, "Декамерон" и повести Джованни Бокаччо. Элементы средневекового сада: деревья, клумбы, газоны, постройки, трельяжи, ограды. Черты реального сада в изображениях XIV-XV веков. Сад и идеальный пейзаж в искусстве Северного Возрождения: Ван Эйк, Босх, Фуке. Сад в книжной миниатюре XIV-XVI веков. Аббатство Фонтевро: реконструкция садов эпохи Карла Великого.


ТЕМА 5
САДЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ И МАНЬЕРИЗМА

Возрождение античного чувства природы в Италии XV века. Франческо Петрарка о саде и вилле. Вилла в архитектурной теории Леона Баттиста Альберти и Антонио Филарете. Роман Франческо Колонна "Любовное борение во сне Полифила" (1499): мифология и структура идеального ренессансного сада. Раскрытие культурного пространства виллы, включение в него окружающего пейзажа. Слияние естественной и искусственной природы. Виллы Медичи (Кастелло, Карреджи, Фьезоле) и их место в культуре Возрождения. Формирование схемы "итальянского" парка: осевое расположение на склоне, господство главного дома, ступенчатый партер, сложная водная система. Скульптура, террасы и гроты. Изображения вилл Медичи на картинах Джусто Утенса.
Террасные сады Бельведера в Ватикане (Браманте) и развитие композиции дворцового сада. Вилла Мадама: подражание образцам Плиния и новое чувство пейзажа. Форма театра (вилла Мадама) и амфитеатра (Боболи) в садовом пространстве итальянского Возрождения. Сады ренессансного Рима. Роль античной скульптуры в программе сада. Сад Содерини на вершине Мавзолея Адриана.
Виллы Андреа Палладио: симметрия, чистота стиля, разнообразие планировок. Принципы Палладио: трехчастный фасад главного дома, ордерные формы, связь с пейзажем. Виллы Барбаро и Ротонда.
Художественные принципы маньеризма: трансформация классического наследия, соединение природных стихий и искусств, индивидуальная выразительность произведения искусства. Роль маньеризма в развитии садового стиля. "Третья природа" и ее место между искусственной и естественной. Новые художественные средства: необработанный камень, раковины, сталактиты, атектоническая архитектура, сюрпризы. Сады Боболи во Флоренции, трансформация вилл Медичи в Карреджи и Пратолино. Грот в саду маньеризма: философская пещера и искусственная руина. Фонтаны эпохи маньеризма: механика, иллюзия, соединение разных искусств. Вилла д'Эсте в Тиволи: политические аллюзии, типы фонтанов, скульптура, связь с историей места. Вилла Ланте в Баньяйе: космогоническая программа, тема Потопа, использование водных потоков и зеркал. Водная система Пратолино: аллегории, сюрпризы, мифология места (статуя Апеннина — олицетворение горных вершин и недр). Вилла Фарнезе в Капрароле: дворец и "секретный сад". Парк Бомарцо: "священный лес" каменных скульптур. Программа и топография Бомарцо: "Неистовый Роланд" Ариосто, любовь земная и небесная. Надписи и семантические зоны Бомарцо. Этрусская тема (сфинкс, Гробница) в Бомарцо — прецедент историзма в садовом искусстве Европы.
Типология европейского сада XVI — первой половины XVII вв.: открытые и закрытые пространственные границы, хозяйственные и художественно оформленные части, фонтаны, гроты, террасы. "Узловой" сад. Лабиринты и их программы. Архитектурно-садовая графика Ханса Фредемана де Фриза — собрание идей для садов маньеризма и барокко.
Сад Возрождения во Франции. "Красивейшие постройки Франции" Андруэ дю Серсо как источник по истории садового искусства. Гроты Бернара Палисси и маньеристическая концепция сада. Королевский сад Тюильри. Сады замков Шенонсо, Блуа, Фонтенбло.
Сады и королевские резиденции Испании XVI-XVII веков. Эскориал: монастырская среда и возвращение к средневековым принципам садового устройства. Французское влияние в садовых ансамблях XVII-XVIII веков: Ла Гранха.
Сад Возрождения в Германии, Нидерландах, странах Северной Европы: соединение черт Возрождения и маньеризма. Мистические элементы садовых программ. "Хортус Палатинус" в Гейдельберге: образ разумного миропорядка. Ураниборг в Орезундском проливе: астрономический сад Тихо Браге. Сад Возрождения в Британии. Литературные и изобразительные источники. Образ сада и природы у Шекспира. Человек в саду и созерцание природы — постоянные темы английской культуры.
Ранние ботанические сады: Пиза, Лейден. Современная реконструкция "Сада Клузия" в Лейдене. Программа и семантика ботанического сада: образ рая, образ земного мира, чудеса природы, живая лаборатория. Поиск и распространение новых садовых видов. "Охота за растениями" в XVI и XVII столетиях. Экзотические растения и стили в европейском саду.


ТЕМА 6
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ САДЫ XVII ВЕКА

Сады барокко в Италии: продолжение традиций XVI века. Виллы Альдобрандини и Мондрагоне во Фраскати: переход от маньеризма к барокко. Озерная вилла Изола Белла — образ сада-корабля, террасный парк, горные виды. Сады и виллы римского барокко: политические программы, античные аллюзии, увеличение архитектурно-пространственных масштабов. Луиджи Ванвителли и неаполитанская королевская резиденция Казерта. Фонтаны Италии XVII века — часть садовой и городской среды.
Проблема стиля в европейских садах XVII — первой половины XVIII века. Сады Германии: элементы северного маньеризма, итальянского барокко, французского классицизма. Нимфенбург в Мюнхене, Шветцинген, Цвингер в Дрездене. Сад в Вюрцбурге: раскрытие и развитие пространства средневековой крепости.
Сады Франции XVII века. Регулярный парк в художественной системе классицизма. Роль пейзажной живописи, антикизирующего героического "вида", творчества Пуссена и Лоррена. Истоки и идеология регулярной садовой и городской планировки. Роль итальянских террасных садов в формировании нового садового стиля. Планировка сада в Сен-Жермен-ан-Ле. Идеальный город Ришелье: драматургия пространства и идеология власти. Ранние работы Андре Ленотра. Реконструкция сада Тюильри: укрупнение масштаба, усиление динамики, создание новых пространственных переживаний. Начало "стиля Ленотра" — замок Во-ле-Виконт. Версаль — образцовый ансамбль французского классицизма. Топография и политическая программа дворца и парка. Версальская схема: осевая симметрия, трезубец дорог, партер и боскеты, крестообразные водные пути. Боскеты, фонтаны, статуи и сады Версаля. Версальский Лабиринт: образец аллегорического садового пространства. Фарфоровый Трианон: рождение китайской экзотики и образа иного садового мира. Особенности регулярной планировки: симметрия, поднимающиеся и опускающиеся террасы, широкий горизонт, эспланады и боскеты, осевой канал, пропорции и масштаб ансамбля. Ленотр и сады Франции эпохи классицизма: Марли, Шантийи, Сен-Клу, Люксембургский сад.
Сады Голландии и Фландрии XVII века. Особенности голландского сада: ограждающая стена с насыпью, малый масштаб, клумбы-цветники, соединение черт барокко и классицизма. Сады эпохи Уильяма III и их взаимосвязи с английской садовой культурой. Королевская резиденция Хет Лоо. Частные виллы и городские сады. Голландский сад в изобразительном и прикладном искусстве. Голландская пейзажная живопись — образец культурного пейзажа (landskip) и объект подражания в Англии XVIII столетия. Сады и виллы Фландрии: элементы северного регулярного и южного барочного стилей. Городские сады Фландрии (сады Плантена и Рубенса в Антверпене). Образ сада и окружающего его пейзажа в живописи Рубенса и его школы.
Сады Англии в XVII веке: средневековые, барочные, классицистические элементы. Влияние французского регулярного стиля. Замкнутые сады и открытые парковые пространства Хемптон Корта. Каскадный парк в Чатсуорте.
Барочные сады Северной Европы. Регулярные парки замков Дании (Фредриксборг, Фреденсборг). Никодемус Тессин Старший и регулярный парк в Швеции: Дроттнингхольм, Розишберг, Ульриксдаль.
Элементы регулярного парка XVII века. Узорные и "вышитые" партеры, рабатки, цветники. Движущаяся и падающая вода. Аллегорическая жизнь скульптуры. Топиарий — искусство фигурной стрижки. Формирование системы открытых (партеры, каналы) и закрытых (боскеты, садовые кабинеты) пространственных зон. Тема путешествия и культурного перехода ("китайские" части парка). Политическая основа садовых программ и ее художественное воплощение. Барочные черты регулярного парка "французского" типа: стихийные силы и их гармонизация (боскет Энкелада в Версале), высокая "дворцовая" точка полного обзора, драматургия сменяющихся пространств, бесконечность дальних видов.


ТЕМА 7
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК В БРИТАНИИ

Культура английского Просвещения и формирование пейзажного стиля. Литературно-эстетическая теория конца XVII — начала XVIII века о новом восприятии мира и сада. Идея "естественной" природы у Томаса Аддисона, Шефтсбери, Джона Милтона, Джеймса Томсона. Полемические примеры из жизни иных культур (Франция, Китай). Термин "Шараваджи" ("прекрасное") и концепция китайского сада — "отражения великого в малом". Интерес к итальянской вилле и жизни в усадьбе. "Украшенная ферма" в сочинениях Стивена Свитцера и ее социальная программа. Огораживание, усадебное строительство и архитектурные вкусы крупного дворянства эпохи Просвещения. Частная усадьба и любительская архитектура. Язык пейзажного парка. Томас Вейтли о двух видах создания настроения: эмблематическом и выразительном. Элементы пейзажного парка: асимметрия, волнообразные линии, газон-луг, стена растительности, отдельные деревья. Готический стиль: национальное наследие и антиклассические тенденции. Руина в пейзажном парке.
Рождение философского сада. Туикенем Александра Поупа и чувство "естественности". Хтоническая программа Грота. Лорд Бёрлингтон и английское палладианство. Чизик: интеллектуальная архитектура садовых построек. Раушем: ранний пейзажный парк Уильяма Кента. Организация дальних видов. Долина Венеры и поэтическая выразительность парка.
Частная резиденция первой половины XVIII века. Бленем: политическая программа и планировочные эксперименты. Джон Ванбру: архитектура и парк. Спор с создателями Версальского ансамбля. Перепланировка Ланселота Брауна (1760-е) и судьба ранних резиденций. Замок Хауард: от репрезентативности к сложной организации пейзажа. Смена архитекторов и проблема стиля. Тема древности рода — образ сада-замка, Пирамида, посвященная памяти предков. Мавзолей в парке Хауард. Похороны в собственном саду — растворение в природе, натурфилософское завершение жизни в усадьбе.
Стоу: усадьба-образец "английского" парка. Этапы его создания: укрепленный замок (Чарльз Бриждмен), начало свободной планировки (Джон Ванбру), пейзажная трансформация (Уильям Кент), "чистый" пейзаж (Ланселот Браун). Павильоны и их аллегорические посвящения (Пещера Дидоны, Храм Любви, Сонный альков). Четыре зоны парка. Зона Храма Венеры: тема любви. Элизиум: тема добродетелей и памяти. Хоквел Филдз: тема древних доблестей. Греческая долина: тема военной славы. Политическая и сатирическая садовая архитектура. Искусство пейзажной планировки: смягчение регулярных частей парка, разграничение зон, плавные или внезапные переходы между ними, организация многочисленных видовых осей и планов, уменьшение роли павильонов и надписей за счет повышения выразительных качеств парковой среды. Греческая долина Уильяма Кента — путь к "чистому" пейзажу. Стоу в садовой литературе: путеводители, гравюры, описания. Влияние Стоу на садовое искусство европейского Просвещения. Парк Вест Виком: просвещенное любительство Френсиса Дэшвуда, усадьба — отражение личности хозяина.
Частная резиденция второй половины XVIII века. Стоурхед Генри Хоара: тема обретения родового гнезда. Обособление парка и его сращивание с пейзажем. Образы Овидия и Пуссена, соединенные с образом "старой доброй Англии". Эзотерические мотивы: нисхождение в Грот и подъем к Храму Солнца. Башня короля Альфреда: национальная тема и семантизация окружающего пейзажа. Пейзажный ансамбль Джона Вуда в городе Бат. Королевский Полумесяц: синтез городской и природной среды. Пейнсхилл: малая пейзажная усадьба, использующая элементы "большого" стиля. Клермонт: малый парк, соединяющий разновременные стили (Амфитеатр) и разнохарактерные постройки (Бельведер, Грот). Своеобразие усадебных парков Шотландии и Ирландии.
Роль литературной и эстетической теории в развитии английского садового искусства второй половины XVIII века. Уильям Шенстон и имение Лизоус. Лизоус как литературный образ и пример идеального сада ("Письма о красотах..." Джозефа Хили). Зрелая теория пейзажного парка — книга Томаса Вейтли "Замечания о современном садоводстве" (1770). Теория "характеров" Вейтли — психологическое и ассоциативное восприятие культурного пейзажа. Уход от повествовательных и аллегорических средств в организации садового пейзажа, работа над семантикой и настроением садовой сцены. Руина как философский объект. Медитация, погружение в духовную атмосферу пейзажа, художественно-философское переживание пейзажа. Пейзажи настроений у Вейтли: утренние, дневные и вечерние садовые сцены, сады для весны и зимы. Живописная концепция пейзажа: рельеф, вода, освещение, постройки, аллюзии как равноправные элементы садовой сцены. Влияние теории Вейтли в Англии и Франции и других странах Европы.
Ланселот Браун и поздняя стадия садового искусства английского Просвещения. Переход от пейзажного парка к "естественному" пейзажу, к скрытому искусству его гармонизации. Концепция драматического садового пейзажа в "Трактате о восточном садоводстве" Уильяма Чемберса (1772). Китайская тема в теории Чемберса: "прекрасные неправильности" природы; "приятные", "ужасающие" и "чарущие" сцены, дающие контраст впечатлений. Архитектурное, повествовательное и ассоциативное наполнение садовой сцены у Чемберса — полемика с "чистым" пейзажем Брауна. Предромантическая фантазия — основа теории Чемберса; ее неприятие английской садовой культурой и развитие в других странах Европы ("англо-китайский сад"). Архитектурно-садовый ансамбль Чемберса — Королевские сады Кью. Растительный мир английского парка XVIII века: "чистый" зеленый пейзаж и "колониальный" парк с многообразием экзотических растений.
Предромантические усадьбы Англии: усиление роли литературных программ, драматизация пейзажа. Усадьба-монастырь "Аббатство Фонтхилл" Уильяма Бекфорда — образец нового вкуса. Разрушение ансамбля Фонтхилла — финальный этап создания образа. Имение Хораса Уолпола Стробери Хилл: псевдоготическая усадьба "готического" романиста. Уход садовой теории в обсуждение отвлеченных эстетических категорий ("живописное", "возвышенное"). Упрощение и типизация средств садового искусства в творчестве Хамфри Рептона. "Красные книги" Рептона — варианты возможных парковых видов. Разделение теории и практики — признаки кризиса садового искусств Просвещения. Поиск диких красот природы и переход к романтической эстетике пейзажа. "История современного вкуса в садоводстве" Уолпола — подведение итогов пейзажного творчества Англии XVIII столетия.


ТЕМА 8
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК ВО ФРАНЦИИ

Первичный уровень усвоения принципов создания пейзажного парка — "англо-китайский сад". Альбомы Ле Ружа — образцы и готовые схемы пейзажных садов. Литературно-эстетическое своеобразие пейзажного мышления французского Просвещения. Жан-Жак Руссо и его теория естественной красоты. Суровые красоты швейцарской природы и "секретный" сад, посвященный сокровенной жизни птиц ("Юлия" Руссо) — образцы нового понимания красоты пейзажа. Книга Рене-Луи де Жирардена "О составлении пейзажей": от естественной природы к дикому пейзажу. Эрменонвиль: философский парк и его программа. Усвоение английских традиций: трансформация памятников Стоу в имении Меревиль. Сельская тема в усадьбе — влияние искусства рококо. Сад и пейзаж в живописи второй половины XVIII века: Буше, Фрагонар, Ватто. Пейзажная трансформация Шантийи: парк, "деревня", сад Сильвии, Остров Любви. Юбер Робер и реконструкция Версальского парка. Большой и Малый Трианоны: новый тип королевской резиденции. Ферма и Деревня в Версале. Молочня и Хижина в Рамбуйе: от рококо к неоклассицизму.
Экзотизм и мистические мотивы во французской усадьбе: китайская тема в Багателе, грот-руина в Фоли Сен-Жемс, пагода в Шантелу. Парк Монсо — театральный принцип соединения разнородных видов и исторических эпох. Утопические проекты и постройки в садовом и сельском пейзаже: Клод Никола Леду, Этьен Луи Булле, Жак Лекё, Александр Теодор Броньяр. Проект королевских солеварен в Шо (Леду): символические формы, пафос промышленности, взаимопроникновение города и природы. Дезер де Ретц: образцовая усадьба французского Просвещения. Теория "живописного" парка — "Опыт о садах" Клода-Анри Ватле (1774), "Теория садов" архитектора Жана-Мари Мореля (1776). Поэма Жака Делиля "Сады" (1782) — обобщение достижений пейзажного искусства Европы. Возникновение садовой эстетики и художественной критики: путешествия и записки Шарля-Жозефа де Линя.


ТЕМА 9
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК В ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ

Особенности немецкого садового искусства эпохи Просвещения: пережитки маньеризма и "версальского" классицизма, вторичное усвоение художественных новшеств, метафизическая окраска садовых программ. Путь от барокко к сентиментализму: смягчение регулярных схем и планировок, обогащение выразительных средств, развитие литературных и политических программ. Горный парк Вильхельмсхойэ в Касселе: от барочного ансамбля, построенного на политической программе, к пейзажному миру Просвещения (замок Лёвенбург, гробница Петрарки, китайская деревня). Баварские резиденции Нимфенбург и Шляйсхайм: трансформация и пейзажная переработка версальской схемы. Павильоны Нимфенбурга: Амалиенбург, Пагоденбург, Скит Магдалины. Соединение черт барокко, рококо, сентиментализма и экзотизма в садовых ансамблях Германии.
Философия Просвещения в немецкой культуре. Роман Гёте "Избирательное сродство" и его садовое творчество. Парк в Веймаре: литературная программа, античные темы, фантазийная архитектура. Вёрлиц: виртуозное развитие тем и образов английского парка. Особенности вёрлицкого ансамбля: преображенные архитектурные цитаты, водная система, соединение церкви и синагоги, Лабиринт, садовая могила. Вёрлиц — часть культурного пейзажа ("садового царства") княжества Анхальт-Дессау. Эрмитаж, имение байройтской маркграфини Вильгельмины: соединение барочных, мистических и просвещенческих мотивов. Сад камней Санпарей — воображаемый сад (скальная гряда, семантически обозначенная как остров Цирцеи, место действия романа Фенелона "Приключения Телемаха"). Парки Фридриха II в Потсдаме: масштабный ансамбль, соединяющий черты рококо (дворец Сан-Суси), классицизма (Новый дворец) и будущего романтизма (Руиненбург), философские мотивы (конфуцианская программа Чайного дома, могила императора возле дворца). Аллегория и метафора в скульптуре Сан-Суси. Саксонские парки эпохи Просвещения: Цвингер, Пильниц, Морицбург. Китайский мир в парке Пильниц. Морицбург: замок эпохи Просвещения в "естественном" пейзаже. Тема идеального города: Карлсруэ, Английский парк в Мюнхене. Дворец Бельведер и частные усадьбы Вены. Павлиний остров на Шпре: поздняя резиденция эпохи сентиментализма.
"Теория садового искусства" К.К.Л. Хиршфельда: обобщение садовой истории и теории. Влияние книги Хиршфельда в Западной Европе и в России.


ТЕМА 10
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК НА ОКРАИНАХ ЕВРОПЫ

Проблема маргинальности и творческие возможности окраинных культур Европы. Заимствование элементов и схем сада, их переработка. Местный пейзаж и климат. Сентименталистский парк и классицистическая архитектура.
Рококо в Италии. Ансамбль виллы Вальмарана в Виченце. Пейзажная реконструкция итальянского парка: Английский сад в Казерте, Пратолино. Версальская тема в Австро-Венгрии: Эстерхаза.
Швеция: сады Просвещения в эпоху Густава III. Роль Луи Жака Депре и Фредерика Магнуса Пипера в создании шведского пейзажного парка. Три этапа развития ансамбля Дроттнингхольма: регулярный парк, Китайский дворец и его окружение, пейзажный парк эпохи Густава III. Хага: "чистый" пейзаж и предромантические проекты (башня, дворец-музей). Угасание пейзажного творчества после смерти Густава.
Польша: быстрое развитие пейзажного стиля, большая роль архитектурных цитат и литературно-политических программ. Патриотическая и масонская темы в Пулавах. Французское влияние: руссоизм, связь с Делилем, подражание садовым ансамблям французского классицизма и Просвещения (Аркадия). Лазенки, Повонзки, Ланьцут — зрелые ансамбли польского Просвещения. Частные усадьбы пейзажной эпохи. Садовые темы в польской литературе и искусстве.


ТЕМА 11
САДЫ РОССИИ: ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДО ЭПОХИ БАРОККО

Истоки и особенности садовой и пейзажной культуры России. Священные рощи древних славян (Перынь). Топография поселений и формирование культурного пейзажа. Княжеские сады Киева и Владимира. "Вертоград заключенный" и его символика в литературе и искусстве. Райский сад в древнерусском искусстве. Монастырские сады. Городской сад XVI — XVII вв.: огород, плодовый, цветочный. Сады Кремля и Белого города. Планировка, архитектура и семантика загородных царских усадеб (Вяземы, Остров, Коломенское). Влияние западноевропейской садовой культуры во второй половине XVII века (Измайлово).
Организация садовой среды в петровскую эпоху. Европейские путешествия Петра I и поиск садового стиля. Итальянские, французские и голландские элементы в императорских резиденциях первой половины XVIII в. Интерес садовой среде и культурному пейзажу Северной Европы (Монплезир, Малый дворец в Стрельне). Летний сад в Петербурге: использование итальянских и французских планировочных схем, создание "европейской" рекреационной среды, введение новых эстетических норм. Лабиринт Летнего сада — школа аллегорического мышления. Большой дворец в Стрельне — итало-французская планировочная схема и поэзия приморского парка. Петергоф эпохи Петра I — уникальный памятник садово-паркового, архитектурного и аллегорического искусства. Итальянские черты Петергофа — Большой каскад и Грот, аллеи фонтанов, террасное строение парка. Французские черты Петергофа — "ленотровский" масштаб, использование планировочных элементов Версаля и Марли, "вышитые" партеры, ряды аллегорических статуй. Североевропейские черты Петергофа — планировка Сада Венеры, водный дворец Марли, Монплезир, цветники голландского типа, водные и скульптурные сюрпризы. Фонтаны Петергофа. Сложение современного ансамбля Петергофа. Архитектурно-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века: Усадьба Меншикова на Мясницкой, сад Николаса Бидло на Яузе, Анненгоф. Подмосковные усадьбы эпохи барокко: Дубровицы, Глинки, Подмоклово.
Архитектурно-парковые ансамбли Ф.Б. Растрелли. Парки Прибалтики эпохи барокко: Кадриорг, Рундале, Елгава. Царское Село в елизаветинскую эпоху: осевая планировка, центральная и периферийные пространственные зоны, динамичные виды. Постройки Царского Села — Екатерининский дворец, Эрмитаж, Монбижу, Грот.


ТЕМА 12
ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК В РОССИИ

Екатерина II и смена художественной ориентации. Классицизм и пейзажный ("английский") парк — основы садового творчества в России 1760 — 1800-х годов. Усвоение английской и французской пейзажной теории. Интерес императрицы к трудам Т. Вейтли и У. Чемберса, описаниям парка Стоу. Учеба садовых мастеров в Англии, приглашение британских архитекторов и садовников. "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина: сентименталистское восприятие садового искусства Европы.
Ораниенбаум: рококо, классицизм и китайская тема. Первые опыты пейзажного садоводства в Ораниенбауме. Ринальди, Камерон и первый этап создания екатерининских резиденций. Реконструкция Царского Села: пейзажная планировка центральной части, Холодные бани и Камеронова галерея, Большое озеро, его павильоны, постройки и виды. Заимствованные мотивы (колонна, мост, памятники Стоу) и их переработка. Китайская тема в Царском Селе. Военные памятники парка: Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Руина, Орловские ворота. Политическая программа Царского Села. Город София и "греческий проект" Екатерины II. Утопизм Просвещения и образ сада-мира в Царском Селе. Памятники и надписи. Монументализация архитектурных ансамблей Царского Села — Александровский дворец и парк, Зубовский корпус, Камеронов пандус. Работы Дж. Кваренги в Царском Селе.
Архитектурно-садовые ансамбли екатерининской эпохи в Москве. Ходынские празднества и Петровский путевой дворец. Новые резиденции — Екатерининский дворец на Яузе, Царицыно. Программа, планировка и стилистика Царицына. Предромантические черты в царицынских проектах В.И. Баженова. Создание образа на основе переработки разнородных элементов (древнерусские, античные, готические "английские", восточные), введение символики в архитектурный декор. Утопические черты царицынского ансамбля. Создание и развитие парка в Царицыне.
Александрова дача: сад, основанный на педагогической аллегории ("Сказка о царевиче Хлоре"). Роль архитектуры и планировки парка в раскрытии его программы.
Архитектурно-парковые ансамбли И.Е. Старова: Богородицк, Бобрики, Никольское-Гагарино. Усадебное творчество Н.А. Львова: Никольское-Черенчицы, Знаменское-Раек, Введенское, проект сада Безбородко на Яузе. Роль фантазии и европейских образцов в "диких" постройках и аллегорических проектах Львова. Русское палладианство и его особенности.
Европейское путешествие и садовые образцы Павла Петровича и Марии Федоровны. Первоначальный ансамбль Гатчины и его переработка при Павле. Работа В. Бренны в Гатчине. Соединение военной тематики построек и сентименталистской парковой среды. Реконструкция гатчинского парка и приближение его к "ленотровскому", имперскому масштабу (Сильвия, Большой канал, остров Венеры и другие черты, подражающие парку Шантийи). Черты просвещенческого утопизма в Гатчине: тема идеального города (Ингербург), Приорат на Черном озере. Работы Н.А. Львова в Гатчине.
Павловский парк: путь от сентиментализма к романтизму. Создание парковых зон, обладающих эмоциональной и ассоциативной выразительностью (долина Славянки, Старая и Новая Сильвии, Красная долина, Семейная роща). Работа Ч. Камерона, В. Бренны и П. Гонзага в Павловске. Роль Марии Федоровны в завершении ансамбля. Формирование павловского культурного пейзажа. Парк Белая береза — высшая точка "естественного" садового стиля. Тема Элизиума и сложение литературного образа Павловска. "Письма о саде в Павловске" А.И. Шторха (1804) — первый русский садовый путеводитель.
Сельская усадьба и садовая среда екатерининской эпохи. Особенности пейзажного творчества в России: соединение утилитарности и художественных черт, анонимность крепостных архитекторов, вторичность художественных влияний, камерность и "наивный" характер многих усадебных ансамблей. Дворцово-парковые ансамбли Петербурга: Таврический дворец и сад, ансамбль Смольного и Александровского институтов, дворцы Шереметева, Разумовского, Бобринских, Юсупова на Фонтанке. Петербурские кладбища. Усадьбы под Петербургом: дача Безбородко, Тайцы, Приютино. Архитектурно-парковый пейзаж "Петергофской перспективы". Архитектурно-парковые ансамбли Москвы: Пашков дом, дом Тутолмина, дом Демидова, Голицынская больница. Подмосковные усадьбы: Кусково и Останкино, Яропольцы, Абрамцево, Братцево. Кусково: "московский Версаль", его планировка, постройки, зоны. Праздники в Кускове. Ансамбль Архангельского: соединение черт раннего и позднего классицизма. Дворец-музей в Архангельском (художественное собрание, библиотека, садовая скульптура).
Частная усадьба эпохи Просвещения и социально-утопические мотивы. Н.И. Новиков и программа Авдотьина. Сады аллегорических построек и надписей: Надеждино А.Б. Куракина, Саввинское И.В. Лопухина. Сад текстов и сад настроений в русском усадебном искусстве. Рождение садовой теории. А.Т. Болотов — путь от переводов и подражания к самостоятельному творчеству. Болотов в Богородицке и Дворянинове. Теория "русского сада" и национально-романтические поиски на рубеже столетий.
Екатерининская эпоха — золотой век провинциальной усадьбы. Социальные и культурные типы усадеб — увеселительная, хозяйственная, мелкопоместная, крестьянская. Художественные эксперименты в усадьбе: Быково, Алмазово, Виноградово, Красное. Художественная и пейзажная среда среднепоместной усадьбы: Михайловское, Тригорское, Хмелита, Суворово-Кончанское. Конные заводы, сельскохозяйственные производства и их взаимоотношения с усадебным пейзажем. Формирование усадебной культуры и садовой среды, ее включение в культурную географию и в национальный образ России.


ТЕМА 13
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ САДЫ XIX — XX ВЕКОВ

Романтизм и проблема "естественного" пейзажа. Аллегорические ансамбли и мегаломания проектов эпохи Французской революции. Борьба с замкнутой (средневековой) и абсолютистской (регулярной) садовой средой. Развитие концепции Руссо: от садового искусства к созерцанию величия природы. Романтический парк как образ освобожденной природы. Образы дальних стран и культур в парках XIX века. Романы Р. де Шатобриана и Ж.А. Бернардена де Сен-Пьера — литературная основа для экспрессивных и экзотических садовых образов. Драматизация выразительных средств парка: руины, хижины, скалы, водопады и озера, лесные и луговые участки, перепады рельефа. Причудливые постройки как знак индивидуальности создателя парка. Развитие псевдоготики, использование иных исторических стилей. Формирование образа заброшенной усадьбы и таинственного парка в литературе и искусстве романтизма.
Возникновение энциклопедической и справочной литературы, предназначенной для самостоятельного создания и усовершенствования садов. "Энциклопедия садоводства" (1822) Дж. Лаудона — учебник художественного и хозяйственного обустройства усадьбы. Возникновение садовых журналов и сборников образцовых проектов ("Собрание идей..." Й. Громана). Исчезновение социально-культурных основ для создания новых крупных ансамблей. Стандартизация садовых проектов, утрата стиля и образа парка.
Историзм в садовом искусстве второй половины XIX века. Университетский городок (кампусы Оксфорда и Кембриджа) — образец пейзажной городской среды. Викторианский садовый стиль в Великобритании. Спор о "национальном" английском саде. Камерный характер и вторичность викторианских ансамблей, повышенное внимание к отдельным элементам сада (цветочные растения, топиарий, оранжереи). Реконструкция старинных английских садов в духе историзма. Возникновение обществ и журналов, посвященных национальной садовой культуре ("Сельская жизнь").
Пейзажная архитектура немецкого романтизма. Мускау: пейзажный парк XIX в. Граф фон Пюклер-Мускау: теория пейзажного парка эпохи раннего романтизма. Парковые и пейзажные ансамбли К. Ф. Шинкеля в античном духе: Шарлоттенхоф в Потсдаме, Валгалла под Регенсбургом. Готические проекты Шинкеля: Кройцберг в Берлине, Капелла в Петергофе. Садовая и пейзажная культура позднего немецкого романтизма. Баварские замки Людвига II: гипертрофированный образ национального средневековья. Линдерхоф — парк, посвященный мифологическим образам Рихарда Вагнера (хижина Хундинга, Грот Венеры). Замок Нойшванштайн — мечта о средневековой рыцарской культуре и образцовый романтический пейзаж.
Романтизм и историзм во французском садовом искусстве XIX века. Перепланировка Парижа по проекту Османа и создание городской садовой среды. Пейзажное творчество Ж. Альфана. Бут-Шомон — романтический общественный парк на месте старых каменоломен. Пейзажный парк Монсури и Университетский городок на юге Парижа. Превращение усадеб в прогулочные и развлекательные территории (сад Тиволи, Фоли Сен-Жемс, Монсо, Булонский лес). Расширение и эклектическая реконструкция Ботанического сада в Париже. Интерес художников середины XIX столетия к историческим пейзажам ("Барбизонская школа" и лес Фонтенбло). Начало исторических реконструкций. Анри и Ашиль Дюшень и реставрация Версальского парка.
Садовая и усадебная культура Северной Америки. Использование европейского опыта — путешествия Томаса Джефферсона, ориентация на английское палладианство, увеличение масштаба усадьбы и включение ее в жизнь имения. Крупная хозяйственная усадьба: главный дом и сад, дворовые постройки, пейзажные виды, изолированная жизнь рабов. Монтичелло Т. Джефферсона, Маунт Вернон Дж. Вашингтона. Университетские городки: английский образец (Корнелл) и индивидуальное ландшафтное творчество (Джорджтаун, проект Т. Джефферсона). Мемориальный архитектурно-парковый ансамбль в центре Вашингтона. Дж. Олмстедт и теория общественного пейзажного парка. Сентрал Парк в Нью-Йорке.
Усадебный пейзаж и социалистическая утопия. "Красный дом" У. Морриса и образ сельской жизни в его творчестве. Сад и коммуна. Попытки осуществления садовой утопии в Европе и Америке: "Новая гармония" Р. Оуэна, фаланстеры, фамилистеры, общины американских сектантов. "Сад художника" — развитие традиции создания индивидуальных садовых миров. Сад в Живерни и его роль в искусстве К. Моне. Художник и культурный пейзаж: дом Ф. Марка в Кохеле, "период Мурнау" у В.В. Кандинского. Колонии художников (Ворпсведе).
Типы садов и парков, возникшие или получившие новое развитие в XIX веке. Сосуществование исторических (регулярных, пейзажных) и современных зон в усадебных и общественных парках. Художественно-промышленные выставки: от архитектурной бутафории к пейзажу будущего. Кладбище-парк: Пер-Лашез. Ботанический и зоологический сад. "Детский сад" Ф. Фребеля и его идеология. Общественный парк: Гайд-парк, Люксембургский сад. "Дикий сад" У. Робинсона: гармонизированные элементы дикой природы, скрытая работа садовника, декоративные цвета и фактуры растений. Исторические фантазии в садовом искусстве конца XIX — начала ХХ века. "Сад Шекспира" в Булонском лесу — собрание растений, упоминаемых в его пьесах. Сады замка Вилландри — фантазия на тему средневековых и ренессансных садов, обогащенная символикой форм (сады Любви). Вилландри и проблема символизма в садовом искусстве.
Садовое искусство и стиль модерн. А. Гауди и парк Гюэль в Барселоне: от архаической стилизации к новому образу. Символизм, экспрессионизм и "пейзаж будущего": ансамбли Вены, Гетеанум в Дорнахе, утопические проекты группы "Стеклянная цепь", Башня Эйнштейна в Потсдаме. Органическое начало в постройках, предназначенных для пейзажного расселения (Г. Финстерлин).
Социальные и культурные новшества в садовом и пейзажном искусстве первой трети ХХ века. Кризис городского расселения и поиски новых решений. "Города сады будущего" Э. Хауарда: утопический манифест идей дезурбанизма. Города-сады в Англии и их судьба. Влияние идей Хауарда на сложение культурного пейзажа в ХХ веке. Функционализм и пейзаж. Виллы и городские проекты Ле Корбюзье. Новая столица — образ идеального городского пейзажа (Чандигарх, Бразилиа). Виллы и загородные дома Ф. Л. Райта (Фэллингуотер). Ар деко в садовом искусстве Франции 1920 — 1930-х годов. "Охрана родины" и формирование "национального" пейзажа в Германии 1930-х годов. Тоталитарный пейзаж (новый план Берлина А. Шпеера, Международная выставка в Риме). Стирание границ между городской и пригородной застройкой. "Садовые домики" в Германии: упрощение идеи города-деревни. Сады мегаполиса: висячие, комнатные, балконные. Озеленение и его связь с образом сада-рая. "Парк развлечений" — собрание культурно-исторических ландшафтных цитат (копия Нойшванштайна в парке Диснейленд). Роль парка развлечений в пейзажном мышлении современного горожанина. Скульптурные парки, их пространство и стиль. Фрогнер-парк в Осло: "круг жизни" с скульптурных композициях Густава Вигеланда. Исторические музейные пейзажи (деревня неолита, средневековое поселение). Музей под открытым небом. Культурный пейзаж как предмет охраны ("Национальный трест" в Англии, проекты ЮНЕСКО).
Постмодернизм и садовый пейзаж: переосмысление традиции. Художественные сады второй половины ХХ века ("Маленькая Спарта" Яна Гамильтона Финли). Сад в городском пейзаже постмодернизма. Лэнд-арт и пейзажные инсталляции. "Наивное" искусство в частных садах мира (архитектурные, скульптурные, пейзажные формы). Современные художественные объекты в историческом пейзаже. Сад и пейзаж в современном зарубежном искусстве.


 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2019. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.