Введение в историю искусства / Составитель Б.М. Соколов

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Кафедра всеобщей истории искусств





ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ИСКУССТВА

Программа курса
для специальности
№ 020900 - Искусствоведение





Москва 2008

------------------------------------------------------------

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ИСКУССТВА

Программа курса

Составитель
доктор искусствоведения Б.М. Соколов





Программа утверждена на заседании Кафедры всеобщей истории искусств, готовится к публикации



-------------------------------------------------------


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс лекций и семинарских занятий "Введение в историю искусства" входит в цикл общепрофессиональных предметов для студентов первого курса специальности "Искусствоведение".
Предмет курса — обзор истории изобразительных искусств и архитектуры; периодизация истории искусства; эпохи и стили мирового искусства; понятия и термины, необходимые для изучения истории искусства; особенности профессии искусствоведа; проблемы выбора профессиональной специализации.
Цели курса — подготовка студентов к освоению материала по истории и теории искусства, знакомство с терминологией, периодизацией и проблемами истории мирового искусства, с основными задачами будущей профессии.
Задачи курса — помочь студентам ориентироваться в истории художественных эпох, в их будущей специализации, приобрести навыки работы с художественным памятником, текстом и иллюстрацией, а также умение рационально строить свои учебные планы.
Особенность изложения материала в данном курсе, соединяющем вопросы истории и теории искусства с практическими задачами обучения, вытекает из его комплексного характера. В программе курса предусмотрено знакомство с основными эпохами и стилями мирового искусства, с разными формами искусствоведческой работы — исследовательской, преподавательской, музейной, реставрации и экспертизы. Даются основы знаний по подготовке отчетных текстов (реферат, курсовая и дипломная работа) и их правильному оформлению, формируются навыки устного выступления, использования в работе материала других искусств (литература, музыка, театр, кинематограф).
Содержание курса предусматривает формирование профессионального подхода к интерпретации памятников искусства и художественных эпох, основ профессиональной методологии, осознанный выбор специализации. В связи с объемом и задачами курса (создание основы для ориентировки в явлениях мирового искусства, важных для отечественной культуры и науки) его исторические разделы ограничены материалом искусства Древнего мира, Западной Европы и России.
После изучения данного курса студент должен владеть объемом знаний, включающим основные сведения по истории художественных эпох, об историческом развитии художественной формы в изобразительном искусстве и архитектуре от Древнего Востока до ХХ века, об современных методах работы с художественным материалом, об основных проблемах профессии, о работе с текстом и иллюстрацией.
Студент должен иметь представление о содержании профессии искусствоведа, об основных способах интерпретации художественных памятников и методах этой работы, основных концепциях искусствознания.
После овладения программой курса студент должен уметь 1) оперировать основной терминологией искусствознания, понятиями художественной эпохи и стиля, 2) определять стилистические признаки произведения искусства и его место в художественной хронологии, 3) связывать особенности художественной формы памятника с культурной проблематикой эпохи, 4) применять основы современной методологии в учебной и исследовательской работе, 5) правильно и рационально выполнять творческие учебные задания — курсовые и дипломную работы.
Учебная работа включает в себя формы беседы, семинара, видеоурока, экскурсии и анкетирования. Курс должен помочь студентам подготовиться к работе над циклом истории зарубежного и отечественного искусства, а также над курсами “Описание и анализ архитектуры”, “Теория искусства”, “Психология искусства”, “Художественная критика", "Рецензирование и редактирование”. Курс должен способствовать активизации самостоятельной работы и максимально раннему и осознанному выбору студентами своей научной темы.
Курс рассчитан на 34 часа аудиторных занятий (22 часа лекций и 12 часов семинаров).
Формы отчетности, подтверждающие освоение курса, включают в себя несколько видов практических и творческих заданий:
1) письменное тестирование,
2) составление рабочих таблиц по истории стилей,
3) семинарские занятия,
4) итоговая письменная работа.


ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ


ТЕМА 1
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

1. Искусство в системе культуры и общественной жизни. Изобразительные искусства и архитектура в системе искусств. Классификации искусств. Искусства пространственные и временные, изобразительные и выразительные. Театр, музыка, литература. Архитектура, скульптура, живопись, графика. Декоративно-прикладное искусство. Литература и изобразительные искусства. Синтетические виды искусства.
2. Художественная форма, ее элементы и структура. Знак, символ, аллегория и образ. Особенности художественного образа.
3. Развитие способов интерпретации искусства. Античные описания произведений искусства: Плиний Старший, Филостраты. Дж. Вазари: описание жизни художников и их произведений. Эпоха Просвещения и возникновение истории искусства. И.-И. Винкельман. Систематизация истории искусства и организация музеев. Иконографический подход: Э. Маль. Психологический и психоаналитический подходы: З. Фрейд, К.-Г. Юнг. Формальный анализ: Г. Вельфлин. Венская школа: М. Дворжак. Иконологический метод:. А. Варбург, Э. Панофски. Семиотические и культурологические методы в интерпретации изобразительного искусства. Проблема интерпретации произведений искусства в отечественном искусствознании. Работы В.Н. Лазарева, М.В. Алпатова, Б.Р. Виппера. Художественная критика и история искусства, их общие цели и разные задачи. Особенности интерпретации искусства ХХ века.


ТЕМА 2
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ

1. Искусство и миф. Роль ритуала в социальной и культурной идентификации человеческой личности и социума. Синкретическое творчество первобытного коллектива. Миф и возникновение художественной формы. Переход от мифа к искусству. Религиозное искусство. Проблема канона в искусстве. Иконографический подход к памятникам канонического искусства. Проблема синтеза искусств в западноевропейской культуре Нового времени.
2. Художественные средства пространственных и временных искусств. Музыка: мелодия, ритм, темп, полифония, музыкальная форма. Поэзия: музыка слова, такт, метр, ассонанс, рифма. Изобразительные искусства: сюжет, композиция, фактура, колорит, ритм. Архитектура: объем, пространство, пропорции, динамика восприятия. Идейная и художественная концепция произведения.
3. Художественные эпохи, их определение и исторические границы. Основы периодизации истории искусств. Проблема переходных эпох. Различие понятий "эпоха" и "стиль" в истории искусств. Художественный метод и художественный стиль. Понятие о стиле в архитектуре и изобразительных искусствах. Стилистические особенности рисунка, эскиза, этюда. Распространение стилистических новшеств: ученичество, образцы, теоретические сочинения. Стиль и стилизация. Стиль эпохи и индивидуальная манера художника.


ТЕМА 3
ЭПОХИ И СТИЛИ В ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА

1. Эпохи и стили в искусстве Древнего мира. Ритуал и миф в искусстве Двуречья. Египетский канон, его наследие в христианском искусстве. Искусство Амарны. Фаюмский портрет. Канон и стиль в традиционном искусстве стран Дальнего Востока. Искусство Древней Греции и его исторические корни. Эгейское искусство. От архаики к классике: развитие стиля в скульптуре и живописи. Творчество Фидия, Мирона, Поликлета. Античный архитектурный ордер: конструкция, тектоника, образ. Ансамбль Акрополя в Афинах. Вазопись Древней Греции. Искусство эллинизма: новые принципы создания формы. Скульптура эллинизма. Искусство этрусков и Древнего Рима. Римская архитектура и ее новшества. Архитектурные ансамбли римского периода. Скульптура и живопись Древнего Рима. Кризис античной культуры и проблема творческого метода.
2. Искусство Средних веков и Возрождения. Раннехристианское искусство и сложение новых форм. Византийская монументальная живопись и икона: канон, иконография и стилистическое развитие. Архитектура Византии. Храм Святой Софии в Константинополе. Эпохи и стили в архитектуре и изобразительном искусстве Западного Средневековья. Романский и готический стили. Готика в различных странах Европы. Возрождение как художественная эпоха. Исторические особенности культуры Итальянского Возрождения. Творчество Джотто. Архитектура Итальянского Возрождения: античное наследие и поиск нового стиля. Творчество Брунеллески и Браманте. Живопись Раннего Возрождения. Творчество Боттичелли. Граница между Ранним и Высоким Возрождением. Поиск идеала и новая роль художника в эпоху Высокого Возрождения. Творческие методы Боттичелли, Рафаэля, Леонардо, Микеланджело. Тициан и живопись Возрождения в Венеции. Искусство маньеризма: творческий метод, создание экспериментальных форм. Творчество Тинторетто и Эль Греко. "Ренессанс" как художественный принцип. Искусство Северного Возрождения и его особенности., Франции, Германии. Искусство Возрождения в Нидерландах. Творчество Ван Эйка, Ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля. Искусство Возрождения во Франции. Искусство Возрождения в Германии. Творчество Дюрера, Кранаха, Гольбейна.
3. Искусство XVII — XVIII веков. Проблема стиля и творческого метода в западноевропейском искусстве XVII века: барокко, классицизм, внестилевые тенденции. Академизм, Караваджо и рождение нового живописного метода. Барокко в архитектуре: творческие принципы и основные мастера. Творчество Бернини. Классицизм в искусстве Франции XVII века. Архитектура классицизма. Ансамбль Версаля. Пуссен и живопись классицизма. Исторические особенности искусства Голландии XVII века. Творчество Рембрандта. Голландский пейзаж и натюрморт. Искусство Фландрии XVII века. Творчество Рубенса и его школы. Искусство Испании XVII века. Творчество Веласкеса. Барокко и рококо в архитектуре XVIII века. Живопись рококо и проблема перехода к классицизму. Творчество Буше и Ватто. Эпоха Просвещения и неоклассицизм. Проблемы периодизации искусства XVIII века. Архитектура французского неоклассицизма: индивидуальные поиски общественного идеала. Творчество Габриэля, Леду и Булле. Идея и стиль в живописи эпохи Просвещения. Творчество Шардена и Давида. Искусство Англии XVIII века. Творчество Хогарта, Рейнолдса, Гейнсборо.
4. Искусство 1800 — 1880-х годов. Проблема периодизации искусства XIX века. Исторические события рубежа веков и смена художественных эпох. Изменение художественных принципов в искусстве позднего классицизма. Термин "ампир" и его границы. Академии и академизм. Творчество Энгра. Отказ от классицистического канона в архитектуре. Термины "историзм" и "эклектика". Романтизм в искусстве: метод и стиль. Творчество Гойи, Делакруа, Фридриха. Ранний реализм в живописи и термин "бидермайер". Творческий метод Домье. Курбе и искусство реализма. Поздний романтизм и антиклассические тенденции в искусстве второй половины XIX века. Поиск новых художественных принципов. Творчество Мане: путь от реализма к импрессионизму. Французские импрессионисты и понятие об импрессионистическом методе. Творчество Моне, Ренуара и Дега. Постимпрессионизм: индивидуализация художественных поисков. Творчество Гогена, Ван Гога и Сезанна.
5. Искусство 1890 — 2000 годов. Роль литературы и художественной теории в сложении новых принципов искусства. Символизм и модерн: проблема метода и стиля. Эпоха символизма: стиль жизни и его отражение в искусстве. Идея и образ в архитектуре модерна. Творчество Гимара, Орта и Гауди. Синтез искусств и его художественные задачи. Проблема стиля модерн в живописи рубежа XIX—ХХ веков. Творческие методы Штука, Климта, Редона. Неоклассицизм и смена художественных эпох в 1910-х годах. Искусство авангарда: новые творческие методы и проблема стиля. Основные течения в искусстве раннего авангарда: экспрессионизм, кубизм, футуризм, беспредметное искусство. Творчество Матисса, Пикассо, Кандинского. Архитектура авангарда и ее особенности на Западе. Творчество Ле Корбюзье и Райта. Искусство 1930-х годов: "ар деко", возврат к классическим формам, монументальные образы. Термин "тоталитарное искусство" и его границы. Новые течения, возникшие на основе достижений авангарда: дадаизм, сюрреализм, поп-арт. Творчество Дюшана и Дали. Постмодернизм: художественная концепция и создание произведения искусства. Творчество Бофилла и Хундертвассера. Путь от художественного образа к объекту, концепции и художественному действию. Роль примитива, любительского и наивного творчества в истории искусства ХХ века.


ТЕМА 4
ЭПОХИ И СТИЛИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА

1. Периодизация древнерусского искусства. Соединение языческой и христианской традиций в искусстве домонгольской Руси. Искусство Киева, Новгорода, Владимир-Суздальского княжества. Архитектура домонгольской Руси. Ансамбли Киева, Новгорода, Владимира. Проблема стиля в древнерусской монументальной живописи и иконописи. Искусство Новгорода, Пскова, среднерусских княжеств, Москвы XIII — XV веков. Канон, стиль и индивидуальное творчество в русской иконописи. Феофан Грек и Андрей Рублев. Искусство Московской Руси XV — XVI веков. Иноземные мастера и проблема стиля в русской архитектуре конца XV — середины XVI века. Ансамбль Московского Кремля. Стиль в иконописи и светской живописи XVI — XVII веков. Западные влияния и проблема барокко в русской архитектуре.
2. Русское искусство XVIII века: периоды и стили. Петровские реформы и проблема художественного метода. Роль западноевропейских мастеров в сложении нового архитектурного стиля. Творчество Растрелли. Ансамбль Петербурга в XVIII веке. Академия художеств и место классицизма в русском искусстве. Искусство елизаветинской эпохи. Творчество Растрелли. Эпоха Просвещения и новые стилистические ориентиры. Архитектура неоклассицизма. Творчество Баженова и Казакова. Сентиментализм как художественная эпоха. Творчество Рокотова, Левицкого и Боровиковского.
3. Русское искусство XIX века: особенности периодизации. Новая историческая эпоха и переход к стилю ампир. Ансамбли ампирного Петербурга. Творчество Воронихина, Захарова, Росси. Ампир в Москве и проблема типового строительства. Творчество Бове и Жилярди. Историзм в русской архитектуре 1840 — 1880-х годов. Ансамбли эпохи историзма в Москве и Петербурге. Творчество Тона, Штакеншнейдера, Быковского. Романтизм в русском искусстве: новые художественные принципы и изменение системы жанров. Творчество Кипренского и Брюллова. Эпоха раннего реализма и ее особенности. Творчество Иванова и Федотова. Передвижники и эпоха критического реализма. Проблема стиля у передвижников. Творчество Крамского, Репина и Сурикова. Поиск индивидуальной выразительности: пейзаж и портрет второй половины XIX века. Творчество Левитана. Академическая и салонная живопись: проблема стиля и художественного качества.
4. Русское искусство конца XIX — ХХ века: периоды и стили. "Псевдорусский" и "неорусский" стили в архитектуре. Архитектура русского модерна. Творчество Шехтеля. Эпоха символизма и сложение нового художественного стиля. Творчество В.М. Васнецова. Символизм и стиль модерн. Творчество Серова и Врубеля. Объединение "Мир искусства": единые эстетические принципы и разнообразие художественных методов. Синтез искусств и расцвет русского театра в начале ХХ века. Русский авангард и его связь с национальной художественной традицией. Творчество Кандинского, Малевича. Особенности русского футуризма. Архитектура русского авангарда: рационализм и конструктивизм. Творчество Мельникова. Архитектура авангарда в Москве. Исторические предпосылки стилистических изменений в искусстве середины 1930-х—1950-х годов. Возврат к классическим архитектурным формам. Проект Дворца Советов, послевоенные городские ансамбли. Проблема реализма в советском искусстве. Отход от эстетических нормативов и индивидуализация искусства в 1960—1980-х годах. Постмодернизм в отечественном искусстве: творческий принцип и художественная мода.


ТЕМА 5
ПРОФЕССИЯ ИСКУССТВОВЕДА

1. Основные задачи искусствоведения: реконструкция художественной жизни эпохи, интерпретация произведения искусства, установление контакта между памятником и аудиторией, описание общих законов творчества. Искусствоведение как историческая и теоретическая дисциплина.
2. Проблема образной интерпретации. Культура восприятия и ассоциативное мышление. Концепция произведения искусства и концепция исследователя. Понятие о научной школе.
3. Формы искусствоведческой работы: история и теория искусства, популяризация, преподавание. Работа в музее, экскурсии, преподавание в школе и ВУЗе, экспертиза, реставрация, исследовательская работа. Художественный музей. Виды музеев и их особенности.
4. Библиотека искусствоведа и ее роль в профессиональной работе. Основные разделы профессиональной библиотеки: справочники общего характера, энциклопедии, словари, истории искусства, каталоги, альбомы, публикации текстов об искусстве, монографии, сборники статей, периодические издания, библиографические справочники. Общественные и ведомственные библиотеки, их особенности. Электронные источники информации. Компакт-диски: история искусства, обзор музейных коллекций, рассказ об отдельных произведениях, справочники, словари. Ресурсы Интернет.


ТЕМА 6
ПРАКТИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ И ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

1. Текст об искусстве: форма научного творчества, повод для дальнейших интерпретаций, способ общения с аудиторией. Доклад и статья. Виды искусствоведческих текстов: научный, научно-популярный, предназначенный для широкой аудитории.
2. Научный доклад. Виды докладов: сообщение, исторический обзор проблемы, концептуальный, комплексный, аналитический, доклад–реплика, публикация, критическое выступление. Структура и регламент научного доклада. Виды публичных выступлений. Научный семинар, конференция, летняя школа. Выступление с докладом.
3. Правила и стандарты оформления печатного текста. Распространенные ошибки. Особенности работы с текстом на компьютере. Авторский печатный лист. Оформление сносок, примечаний, библиографических ссылок, библиографии.
4. Книга и ее элементы. Переплет и обложка, фронтиспис, титул, содержание, предисловие. Приложения и их виды. Примечания. Список иллюстраций и правила его оформления. Указатели и их виды: имен, терминов, произведений, географический, тематический.
5. Виды иллюстраций. Фотография, негатив, слайд. Фотоматериалы, их форматы и свойства. Демонстрационные слайды и их проекция. Хранение фотооригиналов. Фотография для воспроизведения в печати. Составление списка иллюстраций.
6. Фотоаппарат и видеокамера. Виды фотосъемки: архитектурная, объемных предметов, репродукционная. Компьютерные способы обработки и хранения изображений. Цифровая фото- и видеосъемка. Оцифровка изображения. Сканер и его характеристики. Запись и хранение информации.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб., 1994. 235 с.
Вельфлин Г. Истолкование искусства. М., 1922. 64 с.
Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2004. 257 с.
Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990. С. 100-156.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 2000. 578 с.
Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М., 1998. С. 43-77, 110-134.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. М., 1995
Дзуффи С. Большой атлас живописи. М., 2002.
Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1996.
Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1995.
Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1997.
Вельфлин Г. Истолкование искусства. М., 1922.
Власюк В.Б., Каплун А.А. Стили в искусстве. М., 1998.
Гомбрих Э. История искусства. М., 1998
Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Л., 1986.
Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2000.
История мирового искусства. Пер. с итал. М., 1998
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995.
Мильчин А.Э. Культура издания, или как не надо и как надо делать книги. М., 2002.
Муратова К. С. Средневековый Бестиарий. М., 1984.
Панофский Э. Ренессанс и "ренессансы" в искусстве Запада. М., 1998
Рид Г. Краткая история современной живописи. М., 2006
Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.
Претте К.М., Джорджо А. де. Как понимать искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. История, эпохи и стили. М., 2002
Фромантен Э. Старые мастера. М., 1996.


СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Власов В. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. СПб., 2005-
Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х тт. М., 1998
Мастера искусства об искусстве. В 7 тт (8 кн.). М., 1965-1970
Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972
Популярная художественная энциклопедия. В 2-х тт. М., 1999
Русское искусство: Иллюстрированная энциклопедия. М., 2000.

---------------------------------------------------------

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
"ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ"

Тема Лекции Семинары Всего

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ ИСКУССТВА 4 2 6
2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ 2 2 4
3. ЭПОХИ И СТИЛИ В ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА 6 2 8
4. ЭПОХИ И СТИЛИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА 4 2 6
5. ПРОФЕССИЯ ИСКУССТВОВЕДА 2 2 4
6. ПРАКТИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ И ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ 4 2 6
Итого 22 12 34




ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ "ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ИСКУССТВА"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семинарские занятия по курсу "Введение в искусствознание" дополняют теоретический материал лекций примерами из различных областей истории искусств и дискуссионными темами, связанными с проблемами профессии.
Содержание занятий предполагает самостоятельное размышление над важнейшими закономерностями художественного творчества, интерпретации и теоретического осмысления искусства. Материал изобразительных искусств и архитектуры сопоставляется с другими видами искусств, причем студенты могут сделать выводы о различии и сходстве художественных средств.
В программу занятий включены темы практического характера, необходимые для работы в избранной области, при этом обсуждаются и концептуальные, идейные стороны практических навыков. Дается представление о студенческой научной работе и обсуждаются перспективы профессиональной деятельности искусствоведа.

ТЕМА 1
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

1. Художественный образ — центральный элемент произведения искусства.
2. Интерпретация произведения искусства: путь к профессионализму.
3. Знак, символ, аллегория и образ в произведении искусства.

Во время семинара проводится ролевая игра (15 минут): "Любитель и профессионал в художественном музее" — две интерпретации ("любительская" и "профессиональная") одного произведения с их коллективным обсуждением; в заключение игры приводится искусствоведческий текст о данном произведении.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Могут ли в произведении искусства сочетаться знак, символ и образ? Приведите примеры.
2. Чем любительская интерпретация произведения искусства отличается от профессиональной?
3. Какие принципы классификации видов искусства Вы знаете?

ЛИТЕРАТУРА
Обязательная

Вельфлин Г. Истолкование искусства. М., 1922. С. 5-33.

Дополнительная

Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990. С. 132-189.
Муратова К. С. Средневековый Бестиарий. М., 1984
Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1989. С. 57-89.

ТЕМА 2
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ

1. Мифологическое восприятие мира — основа развития художественных средств и образов искусства.
2. Художественные средства пластических искусств.
3. Понятие о художественной эпохе и художественном стиле.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие черты архаического творчества сохраняются в портретном искусстве?
2. Какие художественные средства используются при словесной интерпретации искусства?
3. В чем сходство и разница между понятиями "художественная эпоха" и "художественный стиль"?

ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1989. С. 57-89.

Дополнительная

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. С. 48-153.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995. С. 225-306.
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1986. 325 С.


ТЕМА 3
ЭПОХИ И СТИЛИ В ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА

1. Проблема канона в искусстве Средневековья.
2. Античное наследие в архитектуре Нового времени.
3. Понятие о классицизме в истории искусства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Можно ли говорить о каноне в искусстве итальянского Возрождения? Почему?
2. В чем разница между классицизмом XVIII века и стилем ампир?
3. Назовите четыре эпохи европейского искусства, связанные с понятием "классицизм".

ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1989. С. 90-178.

Дополнительная
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 2000. 578 с.

ТЕМА 4
ЭПОХИ И СТИЛИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА

1. Европейские стили и русское искусство.
2. Русский классицизм и его особенности.
3. Реализм в русской живописи.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какого западноевропейского художника Вы могли бы поставить рядом с Андреем Рублевым? Почему?
2. В какие эпохи русского искусства становился актуальным вопрос о реалистическом искусстве?
3. Укажите основные черты сходства и различия в живописном творчестве стиля модерн Западной Европы (Штук, Климт) и России (Врубель, Серов).

ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1989. С. 120-240.
Дополнительная
Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990. С. 25-89.
Власюк В.Б., Каплун А.А. Стили в искусстве. М., 1998. С. 28-78.


ТЕМА 5
ПРОФЕССИЯ ИСКУССТВОВЕДА

1. Основные задачи профессиональной интерпретации искусства.
2. Сравнительно-исторический метод интерпретации искусства.
3. Проблемы образной интерпретации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие стороны работы искусствоведа важнее всего для а) исследователей, б) любителей искусства, в) широкой аудитории?
2. Как историко-типологический метод применяется в искусствознании?
3. В чем состоит сходство и различие между художественным образом, который анализирует историк искусства, и словесным образом, который он создает в своем тексте?

ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990. С. 100-156.

Дополнительная
Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1997. С. 235-259.

ТЕМА 6
ПРАКТИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ И ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

1. Виды и цели научного доклада.
2. Жанры научной публикации.
3. Правила работы с иллюстрацией.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какой должна быть структура научного доклада?
2. Что такое "стандартное оформление текста"?
3. В чем состоят правила подготовки иллюстрации для печати?

ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М., 1998. С. 43-77, 110-134.

Дополнительная
Эко У. Как написать дипломную работу. М., 2002. 235 с.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПО КУРСУ "ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ИСКУССТВА"

1. Контрольные оценки

а) На 6 и 12 неделях семестра проводится тестирование знаний (20 минут) памятников зарубежного и отечественного искусства (в каждом тесте показывается по 10 слайдов). Максимальное количество баллов за каждый тест — 10 (по одному баллу за каждый правильный ответ); за оба теста — 20.

2. Промежуточная аттестация

На 14 неделе семестра студенты составляют рабочую таблицу "Эпохи и стили мирового искусства" (по заранее данному образцу и списку стилистических эпох). В таблице три графы: "хронология", "эпохи и стили" (с краткой характеристикой) и "примеры" (по одному памятнику архитектуры, живописи и скульптуры на каждую эпоху). Максимальная оценка этой работы — 35 баллов.

3. Итоговая письменная работа

Студентам заранее (за месяц) предлагается 15 вопросов из по пройденным темам (стиль и стилизация; эпохи и стили зарубежного искусства; эпохи и стили отечественного искусства). Каждый студент выбирает один из трех вопросов, предложенных преподавателем. Максимальная оценка письменной работы — 45 баллов (за знание материала — 10 баллов, за правильное написание имен и терминов — 10 баллов, за владение научной методологией исследования — 10 баллов, за стиль изложения - 5 баллов, за оригинальность и убедительность выводов - 10 баллов).

Максимальное итоговое количество баллов — 100. Студенты, набравшие 91-100 баллов, получают оценку "отлично", 75-90 — "хорошо", 60-74 — "удовлетворительно", ниже 60 — выполняют дополнительную аттестационную работу.

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2019. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.