Борис Соколов. Новый ГМИИ: история или симфония?
Прошло несколько недель после праздника, посвященного открытию новой экспозиции ГМИИ. Я выбрал серенькую снежную пятницу, чтобы увидеть обновленный музей вместе с обычными посетителями. Объем его увеличился вдвое, а часть разделов перешла в здание, которое прежде занимал Музей личных коллекций. Присоединив МЛК, находящийся теперь с другого фланга клейновского дворца, и роскошный Мусейон – центр детского эстетического воспитания, расположенный в глубине Колымажного двора, получаем новый пейзаж, который теперь называют Музейным городком. Все это прекрасные и нужные новшества, за которые следует поблагодарить и администрацию, и сотрудников, и благотворителей ГМИИ. Но мне трудно притворяться рядовым посетителем. ГМИИ в детстве стал для меня первым Музеем – в большей степени, чем шумная тесная Третьяковка с ее жутковатыми подвалами-раздевалками. Я получил первое представление об профессии на уроках Клуба юных искусствоведов, а позже старался вернуть долг, проводя Випперовские чтения в густом от слов воздухе лектории Пушкинского музея. Экспозиция Музея казалась мне столь же незыблемой данностью, что и анфилада третьяковских залов, завершающаяся "Боярыней Морозовой", или Ника Самофракийская, вознесшаяся над лестницей Лувра. Стараясь держать в памяти прежние образы, входим в новый музей. Египетский зал остался прежним, коптский стал немного свободнее, лишившись византийских икон, смотревших в вечные глаза фаюмских портретов. Первое впечатление – зал, вместо итальянских икон занятый "золотом Шлимана". Значит, вся анфилада стала античной, и экспозиция расширилась многократно. Прежний зал Возрождения широко и свободно занимают античные витрины – вазы теперь можно разглядеть со всех сторон, "Уваровский" саркофаг из усадьбы Поречье по праву занимает центральное место, надгробие афинского всадника – сбоку в глубине, но на особой подставке терракотового тона. Заиграла терракота и мелкая пластика, появились чудесные фигуры плакальщиц из Канозы, – словом, здесь любитель античности может провести не один час. Образовалась целая анфилада, начинающаяся от египетского "храма" и завершающаяся залом античного Причерноморья. Но в конце видовой оси – не одна из двух знаменитых скульптур (в зале находятся статуя боспорского правителя и сенсационная находка недавних лет, таманская стела с двумя воинами), а небольшой архитектурный фрагмент – акротерий на высокой металлической подставке. Ударным, вводящим в философию новой экспозиции пространством стал центральный зал первого этажа, бывший зал античных подлинников. Густо-вишневый фон, на котором виден крупный алтарный образ, вносит тот драматизм, которого не хватает в античном разделе. Место при входе отведено раннехристианским мозаикам и византийским иконам. Тесноватое, но хорошо освещенное и стилизованное под церковную капеллу пространство, вкупе с явившейся впервые мозаикой памятника Бонифацию VIII из прежней базилики святого Петра в Риме производит очень яркое впечатление. Оно продолжается в комнате примитивов – алтарные образа размещены в нишах, сжатое пространство соответствует храмовому назначению памятников. А вот следующая часть зала ставит в тупик – множество похожих друг на друга картин Пальма Старшего, Бордоне. Если это Венеция, то где же замечательное "Вознесение" Тинторетто? Акцент создает только крупный портрет кардинала Антониотто Палавиччини с атрибуцией "Тициан ... одно время автором картины считался Себастьяно дель Пьомбо". В левом "нефе" вещам явно тесновато, а невозможность отойти и охватить панораму одним взглядом, постепенно приближаться к избранной картине очень мешает восприятия. Маленький, но замечательный диптих Боттичелли едва заметен в своей нише, а образцовый памятник Ренессанса – "Мадонна с младенцем" Перуджино – повешен во второй ряд, и с ним спорит "Портрет мужчины в красном" де Салибы... Правое боковое пространство, отведенное замечательной коллекции маньеристов, сжимает крупные картины, вводя их в пеструю круговую панораму. Хорошо, что выделена картина Эль Греко, но в общей толпе теснятся такие шедевры, как "Святое семейство" Бронзино. Фламандское искусство переведено в другое место, поэтому голландцам стало просторнее. Вот входной, трудный зал, где взгляд упирается в ребро стенда. Раньше его оживляли и разнообразили огромные картины Снайдерса и Йорданса, а потом, в глубине, можно было посмотреть на несколько вещей Рубенса. Теперь это зал Рембрандта и его школы. К великому сожалению, можно сказать – школы и Рембрандта. Желание показать больше интересных вещей само по себе оправдано, но весь зал занят картинами в духе великого мастера, и неопытный посетитель с трудом отыщет среди них две стены с его произведениями, тем более, что между ними тоже находятся картины учеников. Ведь недаром в Эрмитаже коллекция картин Рембрандта четко отделена от школы. Выигрывая в полноте исторической панорамы, проигрываем в переживании художественного качества. Уверен, что посетители будут часто спрашивать, где же сам Рембрандт. Голландский зал меня смутил. Вместо послойного представления разных жанров – натюрморт, пейзаж, интерьер, повседневная жизнь – причудливое сочетание крупных и малых вещей, фрагментов прежнего смысла. Три крупных натюрморта расположены над тремя маленькими пейзажами, а еще три видны через стенд. "Ветчина и серебряная посуда" Хеды над "Речным пейзажем" Саломона Рейсдала!.. Очень режет глаз цветовая и композиционная пестрота религиозных сцен, размещенных справа при входе. На мой взгляд, явной экспозиционной ошибкой стало размещение крупного, сочного натюрморта с чешуйчатыми рыбами Питера де Пюттера над маленькой, приглушенной по краскам и непростой для восприятия "Крестьянской свадьбой" Стена. Неудачным был и замысел окружить яркие, бурные, пестрые формы "Веселого общества" Дирка Халса небольшими пейзажными картинами Кейпа и Аверкампа. А вот три картины Питера де Хоха отлично легли на свой стенд. Самым трудной – на мой взгляд трагичной – переменой в топографии Музея стало перенесение картин французской школы, а стало быть, и Пуссена, из огромного светоносного зала в тесные, освещенные софитами пространства второго этажа. Иконам, скульптурам, шпалерам Северного Возрождения в колоссальном воздухе этого зала откровенно неуютно. И как прежде закрывали веревкой угол с Грёзом, так теперь отгораживают тот же угол с Артсеном. Смотрителей не хватает... А Пуссену не хватает воздуха. Размещенные почти вровень с краями красного стенда, великие полотна съежились, утратили свой масштаб, искусственный свет совершенно погасил "Геркулеса и Какуса", не позволяя ощутить многомерность картины. И неожиданно ярко, выигрышно стали глядеться расположенные напротив пейзажи Лоррена. Неискушенный зритель, скорее всего, предпочтет их сложным построениям великого классициста. Панорамный принцип развески приводит к тому, что, например, коллекция картин Грёза, драгоценный камень собрания ГМИИ, растворяется среди произведений современников. Дама с гитаро-лирой, столь близко напоминающая мадам Рекамье с портрета Давида, неудачно приближена к юсуповскому портрету работы Гро. Ее прежнее место в центре стены было гораздо правильнее. Зато модель обрела имя – Жозефина Будаевская, супруга польского генерала на французской службе. А рядом печальный, развенчанный молодой человек – и автор не Давид, и сам он более не молодой Энгр. Вопреки опасениям, импрессионисты нашли свое место в новых залах. А Сезанн и Гоген требуют более сжатой, концентрированной развески. Экспозиция последнего к тому же разрезана пополам стеклянным кубом, наполненным статуэтками Майоля. Я бы предпочел видеть здесь хоть какие-то из имеющихся в музее прикладных работ самого Гогена или школы Понт-Авен. Но расширение экспозиции, сделанное за счет керамики (поразительна витрина с вазами работы Мориса Дени), на гравюры не распространяется. Вещи Марке, Матисса, Пикассо, прежде окружавшие бронзового "Мыслителя", разъехались по отдельным залам-квартирам, и пафос прежнего финала заменился размеренным путешествием. Вот фовисты, вот еще они (полтора зала), вот Руссо и Дерен. Сейчас картина Руссо одинока, и особенно остро чувствуется агрессивность скупых полотен Дерена по отношению с нежным и пышным фантазиям Таможенника. Не правильнее ли было поместить его ближе к ученикам, Пикассо и Браку? Финальный аккорд прежней экспозиции растянулся длинной цепью, подобно симфонии Брукнера. Зал Леже, зал Роквелла Кента... Если вспомнить еще одну бывшую экспозицию – прежняя третьяковская завершалась "Голубой Розой" и стоящей в торце великой точкой, "Композицией 7" Кандинского. Теперь и на Лаврушинском, и на Крымском, и на Волхонке – многоточия... Для тех, кто, как я, много работает с людьми с музейных залах, очевидны и огромные плюсы расширенной экспозиции ГМИИ, и ее несомненные проблемы. Главная из них – панорамный принцип, превращение музея шедевров в музей школ. Чувство художественного качества у большинства посетителей не может быть настолько развитым, чтобы выделить десятки "главных" вещей среди тысяч предложенных. Людям трудно понять, что лучшие натюрморты фламандской коллекции – вот один у дверей, а два – там, наверху. Теперь посетителю нужен гуру, ведущий его через второстепенное к главному. Неужели это должен делать только аудиогид? Уверен, что следующий этап работы над экспозицией – формирование акцентов, выделение тех главных произведений, ради которых есть смысл ехать в Москву из Петербурга, Красноярска, Лондона или Майами. Если бы музейным маркетологом был я – превратил бы лучшие вещи в легенды, дал бы каждому произведению с историей, вроде "Уваровского саркофага", подробную этикетку (отчасти это сделано в разделе Ренессанса), обдумал бы топографию и драматургию осмотра, создал бы незабываемые перспективы, равные по силе воздействия видам на "Явление Мессии", "Трех богатырей", "Мадонну Литта". Мандельштам наслаждался музейным воздухом, у которого всегда разная температура. "Каждая комната имеет свой климат. В комнате Клода Монэ воздух речной. Глядя на воду Ренуара, чувствуешь волдыри на ладони, как бы натертые греблей. Синьяк придумал кукурузное солнце. ...Стояние перед картиной, с которой еще не сравнялась телесная температура вашего зрения, для которой хрусталик еще не нашел единственной достойной аккомодации,-- все равно что серенада в шубе за двойными оконными рамами". Наш новый Пушкинский нуждается в симфонии эмоциональных температур, в характерности, в ярком образном строе, которыми отмечены залы каждого великого музея. А ведь мы создаем великий музей?
|
||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2023. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |