Анна Сидорова. Два альбома императрицы

 
П.Ф. Соколов Портрет императрицы Александры Федоровны. Акварель
П.Ф. Соколов Портрет императрицы Александры Федоровны. Акварель

 

Супруга императора Николая I российская императрица Александра Федоровна не обладала теми удивительными способностями и умением проектировать и разводить сады, какими отличались ее свекровь императрица Мария Федоровна и бабка мужа Екатерина Великая. Но именно Александра Федоровна, единственная из российских императриц носила на протяжении всей своей жизни помимо официальных титулов еще и неофициальное имя - «Белая Роза» {1}.

Полученное в ранней юности, это имя стало неким талисманом всей дальнейшей жизни императрицы и как нельзя лучше отражало ее романтичную, застенчивую и отчасти непонятую многими современниками натуру, душу, по выражению В.А. Жуковского «чистую, простую, исполненную глубокого чувства» {2}.

Имя розы, прочно укоренившееся в имени прусской принцессы Шарлоты, одновременно находило свое выражение как в обычных вещах и окружающих предметах, так и несло в себе некий сакральный смысл. Первые цветы, которые молодая Александра Федоровна увидела на своей новой родине, были белые розы в императорском садике Павловска. «Весь Двор был, кажется, собран в садике, но я ничего не различала, - писала она впоследствии в своих воспоминаниях, - помню только прекрасные розаны в полном цвету, особенно белые, которые тешили мой взор и как бы приветствовали меня» {3}. Единственным цветком на усыпанном бриллиантами подвенечном наряде будущей императрицы была живая белая роза из букета, преподнесенного любимой гувернанткой мадам Вильдермет. Впоследствии личный герб императрицы будет украшать венок из тех же самых любимых цветов. Но, прежде всего, венок из белых роз – это венок памяти. Памяти о могиле горячо любимой матери королевы Луизы, памяти о родительском доме, о родных и близких, о тронувших душу событиях и дорогих сердцу местах.

Шарлоттенбург. Цветник. Фото А. Сидоровой. 2007Шарлоттенбург. Цветник. Фото А. Сидоровой. 2007
Шарлоттенбург. Цветник. Фото А. Сидоровой. 2007Шарлоттенбург. Цветник. Фото А. Сидоровой. 2007

Сохранившаяся переписка Александры Федоровны со своими родственниками свидетельствует о постоянно поддерживающейся связи между домами, а приложенные к письмам засушенные растения, листья деревьев, цветы - о душевности, теплоте и интимности отношений. Существование всевозможных словарей и толкователей «языка цветов» помогало лучше понимать чувства и мысли посылающего цветок человека {4}. Выписки из подобного «Blumensprache» сохранились в бумагах императрицы. Так, согласно словаря, липа означала полное понимание между людьми, золотолистник – необыкновенную сердечную тоску, фиалка призывала хранить молчание, а ландыш говорил о долгой тайной и нежной любви {5}. Посылаемые растения были связаны либо с определенными местами, либо несли в себе какой-то условный знак. Так, например, между Александрой Федоровной и ее сестрой существовал уговор – посылать друг другу самые первые увиденные весенние цветы {6}. Растения-воспоминания присылал Александре Федоровне и отец – прусский король Фридрих Вильгельм III. В Государственном архиве РФ находятся несколько гербариев, сделанных Александрой Федоровной, очевидно, из присланных отцом цветов и листьев и план сада русской колонии «Александровка», нарисованный рукою короля и отправленный дочери на обсуждение {7}.

Большое количество засушенных растений сохранилось в дневниках и записных книжках императрицы. В ГА РФ имеются дневники Александры Федоровны за 1811-1855 гг. и записные книжки за 1822-1860 гг. подчас с поденными записями или подробным изложением событий за определенный временной промежуток, несколько записных книжек за разные годы, вероятно, веденных в силу различных обстоятельств, а также несколько альбомов с рисунками как самой императрицы, так и ее знакомых, друзей и родственников.

 Наибольший интерес представляют два альбома, рисунки в которых тесно связаны между собой. Хронологические рамки обоих альбомов – 1811-1816 гг., т.е. время юности будущей императрицы и первые годы ее знакомства с великим князем Николаем Павловичем. На рисунках изображены прусские королевские резиденции, где прошли молодые годы Александры Федоровны. В этих же альбомах сохранилось много засушенных растений, бережно собранных юной принцессой в воспоминание о счастливом детстве.

Первый альбом, форматом 26,5x19,7x3 см., имеет светло-коричневый кожаный переплет с золотым тиснением в виде растительного орнамента по периметру обложки {8}. В центре верхней и нижней крышек альбома имеются овальные вставки зеленой кожи. В центральной части верхнего овала находится надпись «Charlotte», в центре нижнего – «1814». На развороте титульного листа можно видеть карандашные пометы, свидетельствующие о том, что альбом поступил из библиотеки императора Александра II. Бумага в альбоме одноцветная с желтоватым оттенком, однако, многие рисунки выполнены на голубой, коричневой и желтоватой бумаге и затем наклеены на страницы альбома.
Альбом включает 83 заполненных листа, среди которых 24 карандашных рисунка, 30 рисунков, выполненных карандашом и пером, 4 гуаши, 4 акварели. 21 страница альбома занята незаконченными эскизами и набросками. Рисунки представлены разными жанрами – пейзажами, архитектурными зарисовками, портретами и фигурами людей, изображениями цветов, рисунками фантазийного характера.

Рисунки альбома, как правило, не датированы и не атрибутированы автором. Исключение составляют лишь четыре из них: пейзаж с мельницами подписан 23 июля 1814 года, пейзаж с колоннами – 25 мая 1817 года, рисунок с изображением креста датирован маем 1820 года, рисунок с цветами имеет надпись 23 июня 1816 года. Из этого можно предположить, что рисунки в альбоме делались в разное время.

Немалую сложность представляет и авторство рисунков альбома. Разнообразие жанров и манеры исполнения рисунков говорит о том, что в альбом императрице рисовали разные люди. Не следует исключать и возможность того, что некоторые из рисунков принадлежат руке самой Александры Федоровны. В альбоме существуют только два подписных рисунка: один из пейзажей с церковью на переднем плане подписан именем «Gloger», на другом без труда узнается своеобразная подпись старшего брата Александры Федоровны прусского кронпринца Фридриха Вильгельма - изображение рыбы камбалы.

 

Фридрих Вильгельм IV. Замок Рохлитц (Rochlitz). Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ
Фридрих Вильгельм IV. Замок Рохлитц (Rochlitz). Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ

 Настоящий альбом объединен одной общей темой: основная масса рисунков представляет собой пейзажи, архитектуру и интерьеры прусских королевских резиденций, где родилась и выросла будущая русская императрица. В общей сложности таких рисунков насчитывается 49. Несмотря на то, что не всегда удается определить точное место, которое изображено на рисунке, представленные на нем строения и ландшафт не оставляют сомнения в том, что перед нами прусские земли. В настоящее время атрибутировано 13 рисунков.

Замок и парк Кунцендорф в Силезии.Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ
Замок и парк Кунцендорф в Силезии.Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ

На шести из них представлены виды королевского имения Кунцендорф ( Kunzendorf). Здесь встречаются изображения разных сторон дворца, парка и реки с перекинутыми через нее ажурными мостиками. Следует отметить, что все изображения Кунцендорфа сходны по манере с рисунком, подписанным именем Gloger. Это наталкивает на мысль о его авторстве всей серии рисунков этой резиденции. Характерно, что это имя встречается также в описании праздника в честь принцессы Шарлоты, состоявшемся 13 июля 1816 года в Кунцендорфе {9}. Однако все это еще нуждается в исследовании.

Глогер – Gloger. Пейзаж с церковью. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ
Глогер – Gloger. Пейзаж с церковью. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ

На трех рисунках по характерным башням и перекинутой между ними арке легко узнается замок-руина в королевской резиденции Pfaueninsel, сохранившийся по сей день в окрестностях Берлина. Один рисунок предположительно изображает пейзаж с озером в имении Фрайенвальде, где жила вдовствующая прусская императрица Фредерика Луиза, бабушка Александры Федоровны. Принцесса Шарлота вместе со своим братом принцем Фридрихом Вильгельмом часто любили проводить здесь время, предаваясь детским шалостям и веселью.

Дошли до наших дней и две другие резиденции прусских королей, изображенные в альбоме, - Шарлоттенбург (Schloss Charlottenburg) и Паретц (Schloss Paretz). Шарлоттенбург представлен двумя карандашными рисунками главного фасада дворца и изображением дворцовой ограды с выходом в парк. Имение Паретц представлено одним рисунком с изображением фасадной стороны небольшого дворца. Интересно, что в данном альбоме имеется целый лист, на котором цветками незабудок, скорее всего рукой Александры Федоровны, аккуратно выложено слово «Paretz». Рядом подписана дата: 23 июня 1816 года.

Зарисовки цветов - ландышей, страстоцветов, кукушкиных слез, шиповника сделанные, очевидно, самой принцессой Шарлоттой, еще раз показывают ее отношение к цветам как к символам, знакам памяти о дорогих сердцу людях, местах, событиях. Но особенно красноречиво об этом свидетельствует другой альбом императрицы.

Альбом, форматом 24,5х19,5х5,5 см., имеет зеленый кожаный переплет с богатым золотым тиснением в виде растительного орнамента по периметру обложки {10}. В центре верхней крышки альбома золотым тиснением сделана надпись «Princesse Charlotte», в центре нижней крышки – «le 13 du Juillet 1813». С правой стороны находится металлический замок желтого цвета в форме трех дубовых листьев. На верхнем и нижнем разворотах переплета имеется темно-синяя муаровая подкладка с золотым тиснением в виде бабочек и трилистников.
Альбом представляет собой дневник с записями на немецком языке, которые перемежаются рисунками и страницами с наклеенными на них засушенными растениями, кусочками ленты, белого кружева и батиста. Из 176 листов альбома 126 листов заняты записями, на 13 представлены рисунки и на 34 помещены растения и цветы.

Рисунки выполнены акварелью, гуашью, частично тушью и белилами на синей, красной, коричневой, зеленой бумаге и затем наклеены на страницы альбома. Под рисунками имеются надписи на немецкой готике, что осложняет прочтение некоторых названий. Тем не менее, как и в первом альбоме, совершенно очевидно, что на рисунках изображены прусские королевские резиденции и их окрестности. Так в альбоме присутствуют изображения Аллерсдорфа, Райердорфа, Нейдорфа и уже знакомого нам Кунцендорфа. Имеются также рисунки с изображением нагромождения камней и огромных валунов, можно предположить, что на них представлены виды Саксонской Швейцарии в окрестностях Дрездена.

Принцесса Шарлотта Прусская Интерьер с венками. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ
Принцесса Шарлотта Прусская Интерьер с венками. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ

Однако самую интересную часть альбома представляют засушенные цветы, бережно собранные и сохраненные принцессой Шарлоттой. Часто встречаются анютины глазки, ромашки, мелкие розы, полынь, кукушкины слезы, пастушья сумка, лавровый лист, незабудки, душистый табак, колокольчики, кипарис. Растения либо художественно расположены на листе, либо просто наклеены в тексте. В летний период в альбом помещались, в основном, цветы, осенью – листья деревьев. Практически везде возле них имеется надпись с указанием даты. Иногда рядом с цветами помещены короткие стишки или записки, а иногда принцесса рисует даже маленькую скамейку, где, очевидно, происходила какая-то встреча, и был сорван цветок.

Принцесса Шарлотта Прусская Цветочная «горка». Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ
Принцесса Шарлотта Прусская Цветочная «горка». Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ

Примечательно, что на трех листах альбома сохранились остатки цветов из Кунцендорфа с надписью «1813 год». В одном месте альбома встречается несколько маленьких, сложенных квадратиками бумажек, в которые завернуты лютик, василек и желтый сухоцвет. В другом месте можно видеть венок из мирта, переплетенный зеленой ленточкой, внутри венка русскими буквами по-немецки сделана надпись: «1814 Вот цер херрсчгшен каисерин дер Елисавета. 25 уануар». В виде венка выложены на альбомном листе и цветочки львиного зева, имеющие собственноручную надпись Александры Федоровны: «31 mai 1814 Paris». Привлекает своей необычностью интересная композиция из высушенного до сетки дубового листа с наклеенной на нем бумажной аппликацией, которая раскрашена акварелью и представляет собой изображение молодого человека с флейтой и букетом цветов.

Венок из мирта, вложенный в альбом принцессы Шарлотты Прусской. 1814 г. ГА РФ
Венок из мирта, вложенный в альбом принцессы Шарлотты Прусской. 1814 г. ГА РФ

Привезенные из родительского дома, альбомы постоянно находились в кабинете императрицы. Они часто листались, перечитывались, рисунки позволяли живо представить милые сердцу пейзажи и уголки сада, где прошли счастливые годы детства, а засушенные цветы воскрешали в памяти известные только ей события и дни. Те же самые цветы что в Пруссии, но случайно встреченные здесь, в России, на новой родине, в глубине петергофских и царскосельских парков, удивляли и несказанно радовали императрицу. И потому маленькая полевая былинка стала темой стихотворения «Цветок завета», написанного по просьбе Александры Федоровны В.А. Жуковским.

«…А ты, наш цвет, питомец скромный луга,
Символ любви и жизни молодой,
От севера, от запада, от юга
Летай к друзьям желанною молвой;
Будь голосом, приветствующим друга;
Посол души, внимаемый душой,
О верный цвет, без слов беседуй с нами
О том, чего не выразить словами». {11}

 

--------------------------------------------------------

ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Замок и парк Кунцендорф в Силезии.Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в сборнике: Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб. 2006. С. 378.
2. Глогер – Gloger. Пейзаж с церковью. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в сборнике: Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб. 2006. С. 379.
3. Фридрих Вильгельм, кронпринц Прусский (Прусский король Фридрих Вильгельм IV). Замок Рохлитц (Rochlitz). Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в сборнике: Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб. 2006. С. 381.
4. Принцесса Шарлотта Прусская Интерьер с венками. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в сборнике: Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб. 2006. С. 380.
5. Принцесса Шарлотта Прусская Цветочная «горка». Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в сборнике: Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб. 2006. С. 380.
6. Венок из мирта, вложенный в альбом принцессы Шарлотты Прусской. 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в сборнике: Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб. 2006. С. 382.

---------------------------------------------------------

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подробнее см.: Пахомова-Герес В.А. Праздник Белой розы и театр мечты эпохи романтизма. // Волшебство Белой розы. История одного праздника. СПб. 2000.
2 Письмо В.А. Жуковского к И. Гете.// Жуковский В.А. Сочинения. СПб. 1878. т.6. с.452.
3 Александра Федоровна. Воспоминания. // Николай I. Муж. Отец. Император. М. 2000. с.141.
4 См.: Турчин В.С. Цветы – знаки любомудрия и чувств. // XVIII век. Ассамблея искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII. М.2000.
5 ГА РФ. ф.728. оп.1. д.2370. лл 1-1об.
6 Пашкова Т.Л. Два кабинета жены Николая I в Зимнем дворце: о семантике памятных вещей в эпоху историзма. // В тени «больших стилей». Материалы VIII Царскосельской научной конференции. СПб. 2002. с. 139.
7 ГА РФ. ф.728. оп.1. дд. 2419, 914 т.1.
8 ГА РФ. ф.672. оп.1. д.473.
9 ГА РФ. ф.728. оп.1. д. 1027б.
10 ГА РФ. ф. 728. оп.1. д. 2363 т.VII.
11 Жуковский В.А. Сочинения. М. 1954. с.83.


Плантомания. Российский вариант. XII Царскосельская научная конференция». СПб. 2006. С.374-383.
© А.Н. Сидорова, 2006 г.

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2019. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.