Анна Сидорова. Рисунки прусских королевских резиденций в альбомах императрицы Александры Федоровны

 

Шарлотта Прусская. Паретц. Вид на дворец. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. 23 июня 1816 г. ГА РФ
Шарлотта Прусская. Паретц. Вид на дворец. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. 23 июня 1816 г. ГА РФ

 Прусский и русский королевские дворы издавна были тесно связаны между собой родственными отношениями. В июне 1817 года прусская принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина, старшая дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы, прибыла в Россию, чтобы стать женой великого князя Николая Павловича, а затем, по воле судьбы, и русской императрицей Александрой Федоровной. С собой в Россию прусская принцесса привезла дорогие ее сердцу вещи и предметы, письма близких людей, дневники и альбомы с рисунками – все то, что напоминало ей о родном доме, где прошли счастливые детские годы. Среди этих вещей находились несколько альбомов с зарисовками прусских королевских резиденций и мест, связанных с молодостью принцессы и событиями семейной жизни королевской семьи. Эти изображения, выполненные как самой принцессой, так и ее знакомыми, друзьями и родственниками, служили для нее счастливым воспоминанием о Пруссии на ее новой родине, в России. Сейчас эти альбомы хранятся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) в Москве. Настоящая публикация имеет своей целью ввести в научный оборот три альбома императрицы, в которых представлены рисунки и акварели прусских земель, королевских дворцов и парков.

Первый альбом, форматом 24,5х19,5х5,5 см., имеет зеленый кожаный переплет с золотым тиснением в виде растительного орнамента по периметру обложки {1}. В центре верхней крышки альбома золотым тиснением сделана надпись «Princesse Charlotte», в центре нижней крышки – «le 13 du Juillet 1813». С правой стороны находится металлический замок желтого цвета в форме трех дубовых листьев.

Альбом представляет собой дневник с записями на немецком языке, которые перемежаются рисунками и страницами с наклеенными на них засушенными растениями. Из 176 листов альбома 126 листов заняты записями, на 13 представлены рисунки и на 34 помещены растения и цветы. Записи альбома датируются 1813-1816 гг.: на первой странице рукой принцессы Шарлоты сделана надпись о том, что альбом начат в Кунцендорфе 19 июля 1813 года и окончен в Шарлоттенбурге 6 октября 1816 года.
Рисунки выполнены акварелью, гуашью, частично тушью и белилами на синей, красной, коричневой, зеленой бумаге и затем наклеены на страницы альбома. Под рисунками имеются надписи с указанием изображаемых мест, выполненные готическом шрифтом на немецком языке. Авторство рисунков точно не установлено, но даты под ними, написанные рукой принцессы Шарлотты, позволяют предположить, что именно она является исполнительницей рисунков.

2. Замок Кунцендорф в Силезии. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ
2. Замок Кунцендорф в Силезии. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ

Почти все рисунки имеют точную дату. Они датируются 1813 годом – временем, когда союзные русские и прусские войска вели военные действия с армией Наполеона. После продолжительных сражений за Дрезден, в которых обе стороны понесли большие потери, на период с 4 июня по 28 июля в Плесвице было заключено перемирие между Наполеоном и союзниками, русским императором Александром I и прусским королем Фридрихом Вильгельмом III. На период перемирия русские и прусские войска во главе со своими государями отступили в Силезию, где проводили перегруппировку войск. Прусский король выехал в Силезию со всем своим семейством. Позже, уже будучи русской императрицей, принцесса Шарлотта, вспоминая свой первый въезд в Россию, писала: «Я чрезвычайно обрадовалась, когда увидела опять полки Семеновский, Измайловский и Преображенский, знакомые мне еще по смотру, произведенному в Силезии, близ Петерсвальдена, во время перемирия в 1813 году». {2} Во время пребывания в Силезии российский император Александр I впервые увидел старшую дочь прусского короля. Это послужило поводом для очередного разговора между монархами, который скрепил возникшие еще в 1809 году намерения сделать принцессу Шарлотту женой младшего брата Александра I, великого князя Николая Павловича.
По рисункам в альбоме принцессы Шарлотты и датам под ними можно проследить маршрут передвижения королевской семьи летом 1813 года. Особого внимания заслуживают два рисунка с изображением местечка Кунцендорф {3} в Силезии, датируемые 9 июля 1813 года и представляющие дворец, возведенный на скалистом берегу реки Биалы, и часть пейзажного парка. По-видимому, с этим местом у принцессы Шарлотты были связаны особые воспоминания, поскольку его изображения встречаются не только в этом альбоме. Король Фридрих Вильгельм III со своим семейством и двором разместился в Кунцендорфе и соседнем городке Ландеке и оставался здесь в течение целого месяца. 13 июля королевская семья отпраздновала в имении Кунцендорф день рождения принцессы Шарлотты, а 22 июля состоялся праздник по случаю дня рождения короля. Среди бумаг императрицы Александры Федоровны, хранящихся в ГАРФ, есть описание праздника по случаю дня рождения принцессы Шарлотты Прусской, состоявшегося 13 июля 1816 года в Шарлоттенбурге {4}. Интересно, что это торжество было устроено в воспоминание о Кунцендорфе и сопровождалось инсценировками из жизни королевской семьи в Кунцендорфе, стихами о нем и музыкой, которую принцесса там слышала. В костюмированном празднике участвовали все братья и сестры принцессы Шарлотты, ближайшие родственники и придворные. Герцог Карл Мекленбург-Стрелицкий исполнял роль Рюбецаля, духа исполинских гор, которые олицетворялись с горами в Силезии. Это был последний день рождения принцессы Шарлотты в ее родном доме. {5} Много лет спустя, на празднике «Волшебство Белой розы», состоявшемся в Потсдаме в 1829 году в честь приезда Шарлотты, в то время уже русской императрицы, не раз возникали в театральном представлении картины времени, проведенного королевской семьей в Силезии.

Рядом с Кунцендорфом располагался городок Ландек {6}, изображение которого также присутствует в альбоме принцессы. Ландек в то время - довольно известный и посещаемый минералогический курорт Силезского региона. Его посетители во время лечения любили совершать прогулки в Кунцендорф, чтобы полюбоваться великолепным замком на скале и обширным парком, где основными достопримечательностями были графская оранжерея и зимний сад с тропическими растениями.

После изображений Кунцендорфа и Ландека в альбоме принцессы следует рисунок местечка Ullersdorf {7} в Силезии с видом на площадь и обелиск, установленный в 1802 году в память посещения этих мест родителями принцессы - прусским королем Фридрихом Вильгельмом III и королевой Луизой. Рисунок датирован 8 августа 1813 года. Это место располагалось совсем неподалеку от Кунцендорфа, на той же реке Биале. 11 августа 1813 года датируется следующий рисунок альбома, представляющий собой вид на местечко Rengersdorf {8} в той же Силезии. По характерному куполу на рисунке без труда узнается костел Святого Якуба, сохранившийся и по сей день.
Пребывание в Силезии в 1813 году оставило глубокий след в памяти принцессы Шарлотты. С этим временем были связаны дорогие воспоминания о молодости и светлых юношеских надеждах. Недаром к этим мотивам не раз возвращались на семейных торжествах, а самыми драгоценными для Шарлотты подарками были музыкальные произведения и сувениры из Силезии. Ее дочь, великая княжна Ольга Николаевна, вспоминая день серебряной свадьбы матери и отца в 1842 году, писала: «Утром торжественного дня Мама проснулась под звуки трубачей Кавалергардского полка: играли ей «Лендлер» Кунцендорфа, эту вещь она часто слышала еще девочкой в Силезии. Затем был семейный завтрак, к которому каждый принес свое подношение: братья и сестры из Пруссии – серебряную люстру в 25 свечей и глиняные молочники из Бунцлау в Силезии». {9}

Целых пять рисунков с видами Кунцендорфа присутствуют и в другом альбоме принцессы Шарлотты. На них изображены разные стороны дворца в имении, парка и реки с перекинутыми через нее ажурными мостиками. Данный альбом, форматом 26,5x19,7x3 см., имеет светло-коричневый кожаный переплет с золотым тиснением в виде растительного орнамента по периметру обложки {10}. В центральной части верхней крышки альбома находится надпись «Charlotte», в центре нижней – «1814». Бумага в альбоме одноцветная с желтоватым оттенком, однако, многие рисунки выполнены на голубой, коричневой и желтоватой бумаге и затем наклеены на страницы альбома.
Альбом включает 83 заполненных листа, среди которых 24 карандашных рисунка, 30 рисунков, выполненных карандашом и пером, 4 гуаши, 4 акварели. 21 страница альбома занята незаконченными эскизами и набросками. Рисунки представлены разными жанрами – пейзажами, архитектурными зарисовками, портретами и фигурами людей, изображениями цветов, рисунками фантазийного характера.

Рисунки альбома, как правило, не датированы. Исключение составляют лишь четыре из них: пейзаж с мельницами подписан 23 июля 1814 года, изображение дворца в имении Паретц имеет надпись 23 июня 1816 года, пейзаж с колоннами – 25 мая 1817 года, рисунок с изображением креста датирован маем 1820 года. Из этого можно заключить, что рисунки в альбоме делались в разное время.
Немалую сложность представляет авторство рисунков альбома. Разнообразие жанров и манеры исполнения рисунков говорит о том, что в альбом императрице рисовали разные люди. Не следует исключать и возможность того, что некоторые из рисунков принадлежат руке самой Александры Федоровны. В альбоме существуют только два подписных рисунка: один из пейзажей с церковью на переднем плане подписан именем «Gloger» {11}, на другом рисунке, изображающем средневековый замок Rochlitz, без труда узнается авторство старшего брата Александры Федоровны прусского кронпринца Фридриха Вильгельма, поскольку на обороте присутствует изображение камбалы – его характерной подписи.

Настоящий альбом объединен одной общей темой: основная масса рисунков представляет собой пейзажи, архитектуру и интерьеры прусских королевских резиденций, где родилась и выросла будущая русская императрица. В общей сложности таких рисунков насчитывается 49. В настоящее время атрибутировано лишь 13 рисунков.

Павлиний остров (Пфауенинзель). Замок. Фото А. Сидоровой. 2007
Павлиний остров (Пфауенинзель). Замок. Фото А. Сидоровой. 2007

На трех карандашных рисунках по характерным башням и перекинутой между ними арке легко узнается королевская резиденция Пфауенинзель близ Потсдама. Замок-руина изображен с разных сторон с прилегающей к нему частью парка. Примечательно, что в гостиной Александры Федоровны в петергофском Коттедже находилась модель замка-руины на Павлиньем острове, выполненная в 1822-1823 годах из слоновой кости и перламутра немецкими мастерами. {12}

Принцесса Шарлотта Прусская. Замок и вольер для птиц на острове Пфауенинзель. Не ранее 1814 г. ГА РФ
Принцесса Шарлотта Прусская. Замок и вольер для птиц на острове Пфауенинзель. Не ранее 1814 г. ГА РФ

Королевская резиденция Шарлоттенбург, используемая семьей короля Фридриха Вильгельма III в качестве летнего местопребывания, представлена в альбоме двумя карандашными рисунками главного фасада дворца и изображением дворцовой ограды с выходом в парк. Один рисунок предположительно изображает пейзаж с озером в имении Фрайенвальде, где жила вдовствующая прусская императрица Фредерика Луиза, бабушка Александры Федоровны. Принцесса Шарлотта вместе со своим братом принцем Фридрихом Вильгельмом часто любили проводить здесь время, предаваясь детским шалостям и веселью. Королевское имение Паретц представлено одним карандашным рисунком с изображением фасадной стороны дворца. Интересно, что в данном альбоме имеется целый лист, на котором цветками незабудок, скорее всего рукой Александры Федоровны, аккуратно выложено слово «Paretz». Рядом подписана дата: 23 июня 1816 года.
Третий альбом принцессы относится уже к тому времени, когда она стала женой великого князя Николая Павловича. Альбом, форматом 23х29,5х4 см., имеет темно-зеленый кожаный переплет с золотым тиснением в виде растительного орнамента. На верхней крышке альбома имеется вставка, представляющая собой рисунок масляными красками с изображением букета роз на золотом фоне {13}. Края вставки обрамлены металлической рамкой желтого цвета с декоративными уголками в виде цветков розы.
Альбом включает 42 рисунка, выполненных в разных жанрах и техниках. В альбоме представлены карандашные рисунки, акварели, гравюры, гуаши, а также изображения, выполненные пером. Сюжеты рисунков представляют собой бытовые сцены и сцены из придворной жизни, пейзажи и виды городов, портреты, военные сюжеты, цветы и различные фантазии на средневековые темы.

Примерно у половины рисунков альбома имеются подписи их авторов. Так 11 рисунков, с изображениями всадников, военных сцен и сцен придворного быта принадлежат руке мужа Александры Федоровны, императора Николая I, авторами двух рисунков являются дети Николая Павловича и Александры Федоровны – великий князь Николай Николаевич и великая княжна Ольга Николаевна, один рисунок выполнен братом императрицы, прусским кронпринцем Фридрихом Вильгельмом. Один рисунок принадлежит руке Элизы Радзивилл, прусской родственницы императрицы Александры Федоровны, и еще один рисунок – великой княгине Анне Павловне, сестре императора Николая Павловича.

Шарлоттенбург. Дворец и партер. Фото А. Сидоровой. 2007
Шарлоттенбург. Дворец и партер. Фото А. Сидоровой. 2007

Для нашей темы наиболее интересны три акварели с видами дворца и парка в прусском королевском имении Шарлоттенбург. Они не имеют подписей, поэтому судить об авторстве и времени их исполнения достаточно сложно.

Дворец Шарлоттенбург. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. ГА РФ
Дворец Шарлоттенбург. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. ГА РФ

На одной из акварелей крупным планом изображен королевский дворец Шарлоттенбурга со стороны парка. На двух других представлены пейзажи – виды парка с озером, зданием Бельведера вдали и прогуливающимися по дорожкам парка людьми.

Парк дворца Шарлоттенбург. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. ГА РФ
Парк дворца Шарлоттенбург. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. ГА РФ

Настоящие альбомы еще нуждаются в изучении – атрибуции рисунков, расшифровке подписей под ними и установлении точных дат исполнения. Наиболее важным представляется определение авторства рисунков и выявления тех из них, которые принадлежат руке самой императрицы Александры Федоровны.

Шарлоттенбург. Вид на дворец из парка. Фото А. Сидоровой. 2007
Шарлоттенбург. Вид на дворец из парка. Фото А. Сидоровой. 2007


Статья публикуется в альманахе «Вестник истории, литературы и искусства», 2008, № 6.
© А.Н. Сидорова, 2008 г.

 

---------------------------------------------------------

ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Принцесса Шарлотта Прусская. Паретц. Вид на дворец. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. 23 июня 1816 г. ГА РФ. Опубликовано в кн.: Урок рисования. Каталог выставки. СПб. 2006. Л. IV.
2. Замок Кунцендорф в Силезии. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в кн.: Preussische Garten in Europa. 300 Jahre Gartengeschichte. Edition Leipzig. 2007. S. 294.
3. Дворец Шарлоттенбург. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. ГА РФ. Опубликовано в кн.: Preussische Garten in Europa. 300 Jahre Gartengeschichte. Edition Leipzig. 2007. S. 296.
4. Парк дворца Шарлоттенбург. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. ГА РФ. Опубликовано в кн.: Preussische Garten in Europa. 300 Jahre Gartengeschichte. Edition Leipzig. 2007. S. 297.
5. Принцесса Шарлотта Прусская. Замок и вольер для птиц на острове Пфауенинзель. Лист из альбома принцессы Шарлотты Прусской. Не ранее 1814 г. ГА РФ. Опубликовано в кн.: Урок рисования. Каталог выставки. СПб. 2006. Л. IV.

------------------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЯ

1 ГАРФ. ф. 728. оп.1. д. 2363 т.VII.
2 Из альбомов императрицы Александры Федоровны // Николай I. Муж, отец, император. М. 2000. С. 142
3 Кунцендорф (нем. Kunzendorf an der Biele, воеводство Нижняя Силезия; соврем. Trzebieszowice, провинция Klodzky, Польша). История замка в Кунцендорфе восходит к XV веку, когда он являлся рыцарской резиденцией. В конце XVI – начале XVII вв. поместье находилось во владении семьи von Richenbach. В конце XVII века поместье было приобретено французской династией Wallis, при которой была проведена реконструкция замка и парка, построена оранжерея и дворцовая башня. В 1783 году Кунцендорф был куплен графом Фридрихом Людвигом Шлабрендорфом, который продолжил работы по переустройству замка и, главным образом, парка. При нем были устроены оранжереи и зимний сад с тропическими растениями, а территория вокруг дворца превратилась в прекрасный пейзажный парк. Новые владельцы имения, семья французского происхождения Chamare-Harbuval, в начале XX столетия вновь перестроили замок в соответствии со своими вкусами. Были полностью изменены интерьеры дворца: комнаты и лестница подверглись перепланировки и были отделаны в стиле Арт-Нуво и Неоренессанса. В настоящее время в замке располагается отель «Замок на скале», который является частью польского минералогического курорта Ladek-Zdroj.
4 ГА РФ. ф.728. оп.1. д. 1027б.
5 За помощь в переводе текстов с немецкого языка выражаю искреннюю благодарность сотруднице Государственного архива РФ Е.Л. Киселевой.
6 Landek (нем.) – соврем. Ladek – Zdroj, Польша.
7 Ullersdorf (нем.) – соврем. Oldrzychowice Klodzkie, Польша.
8 Rengersdorf (нем.) – соврем. Krosnowice, Польша.
9 Сон юности. Воспоминания великой княжны Ольги Николаевны. 1825-1846 // Николай I. Муж, отец, император. М. 2000. С. 288.
10 ГА РФ. ф.672. оп.1. д.473.
11 По-видимому, это один из приближенных лиц к королевской семье, автор музыкальных произведений, предназначенных для семейных торжеств.
12 В настоящее время модель находится в экспозиции библиотеки дворца-музея «Коттедж» в Петергофе.
13 ГАРФ. ф. 672. оп. 1. д. 472.


 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2019. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.