Животные

 

Нимфенбург. Лебеди на канале
Нимфенбург. Лебеди на канале

в саду бывают и желанными гостями, и пленниками, и врагами. Древнейшим способом общения с животными была охота на них. Владыки Ирана проводили время в "парадизах", огороженных охотничьих парках, повлиявших на сложение европейской садовой традиции. Загородные резиденции Европы вплоть до XVIII века включали в себя охотничьи парки — зверинцы. Тиргартен (Tiergarten по-немецки и означает "зверинец") своей зеленой полосой до сих пор разделяет Берлин на две части.

Берлин. Тиргартен. Снимок со спутника
Берлин. Тиргартен. Снимок со спутника

Многие резиденции — в их числе Версаль и Гатчина — возникли как охотничьи замки среди королевских или вельможных угодий. Диких зверей — оленей, медведей, кабанов — держали там для королевских охот, для ритуальных выстрелов в присутствии огромного количества приглашенных.

Г. Пине. Охота на оленя в Шантийи. Фрагмент. ГМЗ Павловск
Г. Пине. Охота на оленя в Шантийи. Фрагмент. ГМЗ Павловск

Выстрел в оленя, плывущего по каналу в Шантийи, запечатлен на картине, хранящейся в Павловске: это событие было частью пышного приема русских гостей, Павла Петровича и его супруги. Их спутница, баронесса д'Оберкирх, записала в своем дневнике: "Охота в парке возобновилась с рассветом; несколько человек, принимавших в ней участие, включая герцога Бурбонского, не захотели спать. Олень, за которым гнались три часа и загнали в верховье протока, все время мешал своре. Зрелище было великолепное, а охотники просто очаровательны. Охота была в честь госпожи графини Северной. Г. принц Конде преподнес ей четыре зуба и рога оленя; она сделала из зубов ожерелье, окружив их бриллиантами. Это было очень странно и довольно забавно".

Нимфенбург. Охотничий павильон Амалиенбург
Нимфенбург. Охотничий павильон Амалиенбург

На птиц охотились с высоких мест: павильон Амалиенбург в Нимфенбурге снабжен круглой террасой, предназначенной для стрельбы в фазанов, для охоты предназначался и павильон Монбижу в Царском Селе, стоявший на главной оси резиденции и позднее превращенный в Арсенал. В Зверинце Царского Села разводили лесных животных — оленей, косуль, кабанов, тетеревов, за которыми ухаживали специально привезенные представители северных народов.

Царское Село. Зверинец и Арсенал (бывший Монбижу)
Царское Село. Зверинец и Арсенал (бывший Монбижу)

В больших бассейнах держали крупных рыб, интересных для посетителей. Часто это разные породы карасей – яркие "золотые рыбки", вырастающие до очень больших размеров. "Карпины" пруды во французском Марли и российской Гатчине были заселены тихими рыбьими стадами, которые имели не только гастрономическое, но и увеселительное назначение. Карпов дрессировали — кормили под звон колокольчика, и на этот звук они подплывали к хозяевам, словно желая их поприветствовать. 

Марли. Пруд карпов. Альбом XVIII в.
Марли. Пруд карпов. Альбом XVIII в.

Потсдам. Парк Сан-Суси. Рыбы в бассейне центрального фонтана
Потсдам. Парк Сан-Суси. Рыбы в бассейне центрального фонтана


Мирное использование животных в саду понималось как содержание их в неволе. Чаще всего в роли пленников выступали птицы. Павильоны-авиарии и строились в виде птичьей клетки — купольной беседки или шатра. Огромный решетчатый авиарий высится среди боскетов Кускова. Павильоны, населенные живыми попугаями, утками, казарками, можно видеть и в Петергофе.

 

Вольер. Гравюра. 1732Кусково. Авиарий
Вольер. Гравюра. 1732Кусково. Авиарий

Пьер Буатар. Искусство создания и украшения садов. Париж, 1834. Вольеры
Пьер Буатар. Искусство создания и украшения садов. Париж, 1834. Вольеры

Загородная резиденция прусского короля была названа "Павлиньим островом" потому, что представляет собой естественный вольер для этих птиц. На знаменитом острове-саде Изола Белла белые павлины живут с XVII века.

Изола Белла. Белый павлинПавлиний остров. Замок и павлин
Изола Белла. Белый павлинПавлиний остров. Замок и павлин

Совершенно сказочное впечатление производит "Театр птиц" в немецком Шветцингене. Его овальная площадка окружена трельяжными решетками, среди которых чередуются клетки для птиц и кабинеты для людей. На крыше устроено множество металлических фигур — павлин, удод, цапля, удивительно похожие на настоящих; они изливают журчащие струи воды прямо в центральный бассейн. Там сидит их враг — сова с петухом в когтях.

Шветцинген. Театр птиц
Шветцинген. Театр птиц

Эпоха Просвещения принесла новое отношение к зверям и птицам (кстати, разговорное деление живых существ на "животных и рыб" противоречит основам биологии — все они животные, а правильное общее название для коз, коров, собак и прочих кроликов — "звери", то есть млекопитающие; отсюда и слово "зверинец"). В усадебных "деревнях" держат коз, коров и кур, о которых заботится сама хозяйка.

Версаль. Парк Трианон. Ферма
Версаль. Парк Трианон. Ферма

Павильоны для экзотических птиц в Кускове напоминают человеческие домики. Прирученные олени и косули пересекали газоны "оленьих парков". Вольер в Павловске — павильон для людей и птиц, отделенных друг от друга лишь тонкой сеткой.

Павловск. Вольер
Павловск. Вольер

Именно в эпоху Просвещения собаки из слуг становятся друзьями человека. Типичный интимный портрет XVIII века — с любимой собакой на фоне собственного парка. Владимир Боровиковский изобразил Екатерину II, стоящую в парке Царского Села, вместе с ее собакой. А Пушкин воспроизвел этот портрет в "Капитанской дочке", не забыв и про спутницу императрицы: "Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга ...Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: "Не бойтесь, она не укусит"".

Владимир Боровиковский. Екатерина IIна прогулке в Царском Селе
Владимир Боровиковский. Екатерина IIна прогулке в Царском Селе

На самом же деле Екатерина позировала Левицкому с одной из своих левреток, к которым относилась с особой нежностью. В Царском Селе случилось и неприятное происшествие с одним из "меньших братьев", описанное графиней Головиной. Екатерине очень нравилась привезенная из Америки кошка тоаха, которую все кроме нее считали дикой и боялись. В тот самый момент, когда императрица объясняла несправедливость этого страха, кошка подобралась к графине. "Обнюхав мое лицо и заметив неудовольствие, она вонзила свои когти в мою верхнюю губу и схватила мои щеки своими зубами. Императрица вскрикнула, называя меня по-русски самыми нежными именами, кровь текла из моей губы, что увеличивало ее ужас. Я умоляла ее ничего не бояться, одной рукой я схватила морду моего врага, другою взяла его за хвост и передала камер-пажу... Бедная кошка была посажена в железную клетку и отправлена в город, в Эрмитаж, и больше ее не видели". Зверек, сам не зная того, нарушил правила просвещенного общения и был изгнан из дружеского круга людей и животных.

Эрмитаж, Байройт. Надгробие собаки Фолихон
Эрмитаж, Байройт. Надгробие собаки Фолихон

Сердечная привязанность к собакам находила свое выражение и в элегическом погребении их в саду. В байройтской усадьбе Эрмитаж поставлен памятник псу хозяйки. С обратной стороны памятника Британским добродетелям в Стоу находилась эпитафия итальянской борзой. По просьбе Екатерины II эпитафию левретке Земире написал французский посланник в России граф Сегюр.

Прямухино Бакуниных, Тверская область. Обломок надгробия собаки. Надпись: С. 17 июля (17)71
Прямухино Бакуниных, Тверская область. Обломок надгробия собаки. Надпись: С. 17 июля (17)71

Здесь лежит Земира, и опечаленные Грации должны набросать цветов на ее могилу. Как Том, ее предок, как Леди, ее мать, она была постоянна в своих склонностях, легка на бегу и имела один только недостаток, была немножко сердита, но сердце ее было доброе. Когда любишь, всего опасаешься, а Земира так любила ту, которую весь свет любит, как она. Можно ли быть спокойною при соперничестве такого множества народов. Боги, свидетели ее нежности, должны были бы наградить ее за верность бессмертием, чтобы она могла находиться неотлучно при ее повелительнице.

Луи Филипп де Сегюр. Эпитафия собачке Земире, похороненной возле Пирамиды в Царском Селе

Раушем. Надгробие собаки в Гроте ВенерыРаушем. Надгробная плита выдровой собаки Рингвуд в Гроте Венеры
Раушем. Надгробие собаки в Гроте ВенерыРаушем. Надгробная плита выдровой собаки Рингвуд в Гроте Венеры

Надгробия собачек императрицы в Царском Селе дали начало кладбищам домашних любимцев и в России. Их сохранилось не так мало — мемориал в Гатчине, кладбища "лошадей императорского седла" в Царском Селе и на петербургском Каменном острове, надгробие собачки в тверском Прямухине.

Гатчина. Надгробие лайки Камчатка, погибшей во время крушения царского поезда в 1888 году
Гатчина. Надгробие лайки Камчатка, погибшей во время крушения царского поезда в 1888 году

Памятник байройтской маркграфине Вильгельмине, той, что похоронила своего Фолихона в парке Эрмитаж, можно видеть в Потсдаме. Ее брат, прусский король Фридрих II, пожелал украсить Храм дружбы статуей задумчивой женщины с печальной собачкой на коленях.

Потсдам, парк Сан-Суси. Памятник маркграфине Вильгельмине в Храме Дружбы
Потсдам, парк Сан-Суси. Памятник маркграфине Вильгельмине в Храме Дружбы


Отношение к животным теперь становится мерилом духовного развития человека. Создатели и посетители парков Просвещения помнили ту часть романа Жана-Жака Руссо "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), в которой описывается "Элизиум" – уединенный садик главной героини. Хозяевами здесь были не люди, а населявшие его животные. Рассуждения о свободе птиц соединяются с мнениями философа о свободе и рабстве в человеческом обществе.

Шветцинген. Птичья купальня
Шветцинген. Птичья купальня


Чем дольше я бродил по столь прелестному убежищу, тем сильнее становилось восхитительное ощущение, овладевшее мною, когда я вошел сюда. ...Однако г-жа де Вольмар отвлекла меня от моих мечтаний, - взяв меня под руку, она сказала: "Вы видите здесь лишь мир растительный и неодушевленный, но что бы мы с ним ни сделали, он всегда будет вызывать у нас печальное чувство одиночества. Пойдемте посмотрим на него там, где он полон жизни и воодушевления, там, где он пленяет изменчивой прелестью, иной в каждое мгновение дня". - "Вы наводите меня на некую мысль, - ответил я. - Недаром же я слышу шумное и разноголосое щебетанье, а между тем птиц вокруг вижу довольно мало. Наверное, у вас тут устроена вольера". - "Вы угадали, - ответила Юлия. - Подойдите же к ней". Я еще не решился высказать свое мнение о вольерах, но мне было как-то неприятно думать, что здесь имеется вольера, - мне казалось, что она совсем не соответствует всему остальному в этом приюте.
...За водоемом находилась площадка, заканчивавшаяся пригорком, густо засаженным всякого рода деревцами, - самые маленькие росли вверху, а чем ближе к подножию, тем деревья были выше, так что уровень древесных вершин был почти горизонтальный, - во всяком случае, видно было, что когда-нибудь он будет таковым. Спереди росло с десяток молодых деревьев, обещавших со временем стать весьма высокими, - вязы, бук, ясень, белая акация. Роща, покрывавшая этот пригорок, как раз и служила приютом множеству птиц, чье щебетанье я слышал издали; они ютились под тенистой листвой, словно под большим зонтом, порхали, перелетали с места на место, пели, дрались, словно не замечали нас. Лишь очень немногие из них улетели, когда мы приблизились. Согласно предвзятому своему представлению, я решил, что они заперты в клетку, но, подходя к водоему, увидел, как несколько птиц опустились на землю и побежали по короткой аллейке, что разделяет площадку надвое и ведет от вольеры к водопою. Обогнув водоем, г-н де Вольмар достал из кармана и разбросал по аллейке две-три пригоршни корму, состоявшего из различных зерен, и лишь только он отошел, птицы слетелись и принялись клевать зерна так же спокойно, как куры, - видно было, что они к такому обхождению привыкли. "Вот прелесть! - воскликнул я. - Слово "вольера" в ваших устах удивило меня, но теперь мне все понятно. Вы хотите иметь тут гостей, а не пленников". - "А кого вы называете гостями? - спросила Юлия. - Мы сами у них в гостях. Они здесь хозяева, и мы им платим дань за то, что они иногда терпят нас здесь". ..."Терпение и время совершили это чудо, - промолвил г-н де Вольмар. - К таким средствам отнюдь не прибегают богачи, жаждущие удовольствий. Они всегда спешат наслаждаться, им известны лишь два способа достигнуть желаемого: сила и деньги; у них есть певчие птицы в клетках, у них есть друзья за столько-то франков в месяц. ...Вы видите, что слева и справа от аллеи, ведущей к вольере, имеются два поля, засеянные вперемешку травами, злаками и иными растениями. По приказанию Юлии, здесь каждый год сеют пшеницу, просо, подсолнечник, коноплю и овес - вообще всякие растения, зерна коих птицы любят клевать, - и здесь никогда не жнут. ...Юлия простирает свою заботливость до того, что каждую весну раскладывает здесь кучки конского волоса, соломы, шерсти, мха и других материалов, нужных птицам для того, чтобы свивать гнезда. ...Вот почему родина отцов становится и родиной детей, вот почему этот народец плодится здесь".

 

Вилландри. Лебеди на пруду
Вилландри. Лебеди на пруду

Я решил обогнуть водоем и посмотреть поближе на очаровательный приют и его маленьких обитателей; но г-жа де Вольмар удержала меня. "Никто, - сказала она, - не тревожил наших птиц в их доме, и из всех наших гостей вас первого мы привели сюда. От калитки в изгороди есть четыре ключа: один у моего отца, у нас с мужем по ключу, а четвертый у Фаншоны, ибо она приходит сюда в качестве надзирательницы и иногда приводит с собою детей, - цену этой милости увеличивает требование держать себя крайне осмотрительно, пока они здесь находятся...". - "Итак, - заметил я, - боясь, как бы птицы не стали вашими рабами, вы сами отдали себя им в рабство", - "Сразу видно тирана, - ответила она, - тирана, полагающего, что он лишь тогда наслаждается свободой, когда стесняет чужую свободу".

Вёрлиц. Цапля возле Острова Руссо
Вёрлиц. Цапля возле Острова Руссо


В убежище естественной природы даже водоем с рыбками наделен моральным смыслом: это не красивые декоративные породы, а плотва, спасенная служанкой от усадебного повара.

Когда мы тронулись в обратный путь, г-н де Вольмар бросил в водоем горсть ячменя, и, приглядевшись, я заметил в воде маленьких рыбешек. "Aгa, aгa! - тотчас воскликнул я. - У вас, оказывается, есть и пленники". - "Да - это военнопленные, которым пощадили жизнь", - ответил г-н де Вольмар. "Совершенно верно, - добавила его жена. - Недавно Фаншона утащила из кухни плотичек и принесла сюда без моего ведома. Я оставила их тут, боясь, что обижу ее, если выпущу рыбок в озеро. Пусть уж лучше они живут в тесноте, чем я буду огорчать такую славную женщину". - "Вы правы, - согласился я. - И рыбок нечего жалеть, раз им удалось такой ценой спастись от сковороды".

Жан Жак Руссо. Юлия, или Новая Элоиза. Часть 4. Письмо 11. Перевод Н. Немчиновой

Олень Давида
Олень Давида

Восточная резиденция всегда подразумевала присутствие прирученных диких животных, которое усиливает впечатление райского, безгрешного состояния мира. Старались подбирать редкие виды, отсутствующие у других властителей. Редчайший вид дальневосточного оленя к XIX веку жил только в китайском императорском парке Нан Хай-цу, откуда благодаря миссионеру и натуралисту Арману Давиду (в его честь животное названо оленем Давида) попал в европейские зоосады.

Во время восстания в Китае погибло и это стадо, а нынешнее поголовье оленей Давида происходит от восемнадцати особей, сохраненных герцогом Бедфордским в его имении Вобурн Эбби. В 1986 году потомки "парковых" оленей были вновь поселены там, где находился императорский парк.

Вобурн Эбби. Олень перед главным домом
Вобурн Эбби. Олень перед главным домом

Начиная с XIX века в крупных парках Европы можно видеть множество экзотических животных — американских гусей-казарок, черных австралийских лебедей, а в Царском Селе долго сохранялись павильоны, предназначенные для лам и слонов.

Московский зоопарк. Старая и Новая территории. Снимок со спутникаСанкт-Петербурский зоопарк. Снимок со спутника
Московский зоопарк. Старая и Новая территории. Снимок со спутникаСанкт-Петербурский зоопарк. Снимок со спутника


Разрастание городов в XIX столетии привело к отрыву людей от природы и желанию восстановить его посредством посещения зверинца: теперь это не охотничий парк, а выставка животных в клетках. От такого зоосада, размещенного вдоль Пресненских прудов, ведет свою историю Московский зоологический парк. Многие старые зоопарки размещаются в самом центре города. Петербургский и вовсе находится рядом с Петропавловской крепостью.

Московский зоопарк. Старая территорияМосковский зоопарк. Жираф
Московский зоопарк. Старая территорияМосковский зоопарк. Жираф

Московский зоопарк. Слоновник
Московский зоопарк. Слоновник

Московский зоопарк. Застекленный вольер с белым тигром
Московский зоопарк. Застекленный вольер с белым тигром


Хотя в наши дни сделано многое, чтобы смягчить условия содержания животных, многие не любят зоопарки из-за их тюремной атмосферы. Идеальным кажется общение с животными в их естественной среде. На девятнадцатый и первую половину двадцатого столетия пришелся расцвет сафари (на африканском языке суахили это слово обозначает поездку, путешествие) - специально организованных охот на крупную дичь в экзотических местах - Индии, Черной Африке. 

 

Реклама африканского сафари. Антилопа импалаРеклама африканского сафари. ЗебраРеклама африканского сафари. Бородавочник
Реклама африканского сафари. Антилопа импалаРеклама африканского сафари. ЗебраРеклама африканского сафари. Бородавочник

Реклама сафари на Гавайских островах
Реклама сафари на Гавайских островах

К середине ХХ века жестокость и бессмысленность истребления животных становится очевидной. Охоты постепенно заменяются посещением парков сафари, самым знаменитым из которых остается Национальный парк Серенгети в Танзании. Животных разводят на территориях их естественного обитания, а людей доставляют туда в "клетках" — особых автомобилях, защищенных от ярости слонов или бизонов. Парк сафари уже далек от традиции прежних садовых ландшафтов – его просторы необозримы (площадь Серенгети составляет более миллиона квадратных километров), а ищут в нем прежде всего животных, а не пейзажи.

Национальный парк Серенгети, Танзания. Снимок со спутника
Национальный парк Серенгети, Танзания. Снимок со спутника

Национальный парк Серенгети, Танзания. СафариНациональный парк Серенгети, Танзания. Антилопы гну в кратере поутхшего вулкана Нгоронгоро
Национальный парк Серенгети, Танзания. СафариНациональный парк Серенгети, Танзания. Антилопы гну в кратере поутхшего вулкана Нгоронгоро

Национальный парк Серенгети, Танзания. Холм Сааби
Национальный парк Серенгети, Танзания. Холм Сааби

Однако экзотические животные возвращаются и в старинные имения, что особенно характерно для современной Англии. В старинном Лонглите, да и в том же Вобурне теперь можно посетить сафари со львами, жирафами и обезьянами.

Лонглит, Англия. Лев в парке сафари
Лонглит, Англия. Лев в парке сафари

Технократизм подобных развлечений, стремление удивить любой ценой, вплоть до разведения тираннозавров и птеродактилей — тема фильмов серии "Парк Юрского периода". 

Парк юрского периода (1993). Режиссер Стивен Спилберг. Кадры из фильма
Парк юрского периода (1993). Режиссер Стивен Спилберг. Кадры из фильма

В последние годы стремление поразить зрителя, заставить его купить дополнительный билет проникло в большие и малые зоопарки, в музеи и на выставки. Появилось слово "экзотариум", означающее коллекцию теплолюбивых животных разных отрядов - рептилии, рыбы, бабочки. Рекламируя свои ресурсы, коммерческие зооколлекции охотно прибегают к помощи "спилберговских" динозавров.

Экзотарий в Туле. Фигура тираннозавра у входа - напоминание о фильме Стивена Спилберга
Экзотарий в Туле. Фигура тираннозавра у входа - напоминание о фильме Стивена Спилберга

Экзотариум в Туле. Пресмыкающиеся
Экзотариум в Туле. Пресмыкающиеся

Удивительна и похожа на приключенческий роман история биосферного заповедника Аскания-Нова. Его предшественницей была сельскохозяйственная колония, основанная в 1828 году в степях Херсонщины немецкими переселенцами. Разведение породистых овец в безводном и малонаселенном крае приносило большие убытки, поэтому имение было продано семейству баронов Фальц-Фейн. В 1874 году здесь основан зоопарк, многие обитатели которого стали впоследствии содержаться на воле.

Аскания-Нова. Снимок со спутника
Аскания-Нова. Снимок со спутника

Создатель нового заповедника Фридрих Эдуардович Фальц-Фейн населяет Асканию-Нова животными, истребленными в природе или находящимися под угрозой исчезновения. Получая огромную прибыль от торговли овечьей шерстью (поголовье овец достигало миллиона), он обращает ее на развитие парка. Было заведено стадо африканских антилоп канна, которых даже приучили к дойке. Из специальных экспедиций привозили десятки лошадей Пржевальского, потомки которых продолжили существование вида после его исчезновения в монгольских степях – ситуация, аналогичная со спасением оленя Давида. На огороженных участках жили бизоны, зебры, страусы.

Аскания-Нова. Антилопа каннаАскания-Нова. Шетлендские пони
Аскания-Нова. Антилопа каннаАскания-Нова. Шетлендские пони

Аскания-Нова. Лошади Пржевальского
Аскания-Нова. Лошади Пржевальского


Николай II, подаривший Фальц-Фейну жеребца Пржевальского и оказывавший покровительство его парку, писал об Аскании-Нова: "Там живут разные олени, козы, антилопы, гну, кенгуру и страусы круглый год под открытым небом на открытом воздухе и тоже вместе. Удивительное впечатление, точно картина из Библии, как будто звери вышли из Ноева ковчега".

Фридрих Эдуардович Фальц-ФейнБерлин, Кладбище Двенадцати Апостолов. Надгробие Ф.Э. Фальц-Фейна
Фридрих Эдуардович Фальц-ФейнБерлин, Кладбище Двенадцати Апостолов. Надгробие Ф.Э. Фальц-Фейна

Научное и культурное значение парка было настолько очевидным, что он пережил революции и войны, сохранив большинство своих живых коллекций. Памятник на берлинском кладбище Двенадцати Апостолов украшен фигурами птиц и надписью "Здесь покоится с миром великий создатель Аскания-Нова". На просторах заповедника и сегодня можно видеть фламинго, черных австралийских лебедей, лам, зубров, южноафриканских буйволов, сайгаков. Здесь проводятся экскурсии, которые можно назвать научными сафари.

Петворт, Англия. Олени в паркеУильям Тёрнер. Парк в Петворте
Петворт, Англия. Олени в паркеУильям Тёрнер. Парк в Петворте

Ручные, "парковые" животные часто привлекали внимание художников. Оленей поместья Петворт изобразил на своей картинеУильям Тёрнер. Немецкий живописец Франц Марк, героями картин которого были задумчивые лисы, лошади, коровы, держал ланей возле своего сельского дома и писал их прямо с натуры.

Франц Марк. Лани на снегу. 1911
Франц Марк. Лани на снегу. 1911

Идея "украшенной фермы" - поместья, служащего одновременно сельскому хозяйству и красивой жизни среди природы, позволила ввести в пейзаж животных, которых до XVIII столетия старались прятать от господских глаз. Исторические парки Британии и сегодня украшены россыпями овечьих стад.

 

Стоу. Овца и ягнята на фоне Готического храма
Стоу. Овца и ягнята на фоне Готического храма

Конные заводы возникали в недрах крупных усадеб и сами выглядят как дворцы, только не для людей, а для лошадей. На великолепном конном заводе в Старожилове, построенном по проекту Федора Шехтеля, конюшни украшены гораздо эффектнее, нежели дом, в котором останавливался хозяин завода Павел Павлович фон Дервиз. Конный завод в Починках, на котором разводят породу "советский тяжеловоз", имеет форму квадрата со стороной 250 метров. Его стены и башня придают значительность всему окружающему пейзажу.

Старожилово, Рязанская область. Конный завод фон Дервизов. Архитектор Федор ШехтельПочинки, Нижегородская область. Конный завод. Башня
Старожилово, Рязанская область. Конный завод фон Дервизов. Архитектор Федор ШехтельПочинки, Нижегородская область. Конный завод. Башня

Починки, Нижегородская область. Конный заводПочинки, Нижегородская область. Конный завод. Жероебец породы Советский тяжеловоз
Починки, Нижегородская область. Конный заводПочинки, Нижегородская область. Конный завод. Жероебец породы Советский тяжеловоз

Починки, Нижегородская область. Конный завод. Панорама
Починки, Нижегородская область. Конный завод. Панорама

Усадебные постройки, предназначенные для животных, давали много поводов для архитектурного творчества сельских жителей. Английские помещики, известные своей эксцентричностью, придумывали необыкновенные голубятни, псарни, конюшни.

Пейнсхил. ГолубятняПейнсхил. Голубятня. Соломенная крыша, традиционная для английской сельской архитектуры
Пейнсхил. ГолубятняПейнсхил. Голубятня. Соломенная крыша, традиционная для английской сельской архитектуры

Во Франции, а по ее примеру в других странах Европы конюшни становились объектом архитектурного престижа. Большие конюшни Шантийи настолько впечатлили российского великого князя Павла Петровича, что он постарался создать их уменьшенное повторение в Гатчине. История архитектуры знает множество прекрасных ферм - в том же Шантийи, Павловске, Гатчине.

Ферма в Павловске. Раскрашенная гравюра. 1824. ГМЗ Павловск
Ферма в Павловске. Раскрашенная гравюра. 1824. ГМЗ Павловск

Животные не только украшают сад, но порой могут нанести ему большой вред: кротовины портят газоны, птицы клюют редкие плоды, стадо грозит разрушить все на своем пути. Два века назад в Нимфенбурге решили оживить тихий угол парка, разведя возле водяной мельницы бобров. Симпатичные звери произвели здесь настояшее разорение, подгрызая деревья и пытаясь строить плотины. Нечего и говорить, что их пребывание в баварской резиденции было недолгим.

Нимфенбург. Водяная мельница и Бобровый пруд
Нимфенбург. Водяная мельница и Бобровый пруд

В зеленых зонах больших городов селятся стаи бродячих собак и ворон, в прибрежных – сотни чаек. Это верный признак экологического неблагополучия. Порой приходится видеть странные гримасы городской жизни - засилие лошадей в прогулочных парках, ослы и верблюды на улицах - однажды я встретил бесхозного дромадера на тихой набережной Тарусы.

Верблюд в ТарусеОслик в Архангельском
Верблюд в ТарусеОслик в Архангельском

Бездомная собака на московской улице
Бездомная собака на московской улице

С другой стороны, хорошие условия жизни, наличие пищи и зрителей способствуют изобилию в городских парках соловьев и зарянок, присутствию белок и синиц. Мне приходилось встречаться с белками, требующими еды и внимания, в московском Покровском-Глебове, лондонском Чизике, на Национальной аллее в Вашинтоне. 

Белка на алее Карлсауэ, Кассель
Белка на алее Карлсауэ, Кассель

Белка на Национальной аллее в ВашингтонеБелка в Карлсауэ, Кассель
Белка на Национальной аллее в ВашингтонеБелка в Карлсауэ, Кассель

Первые уроки общения с дикой природой маленькие горожане получают, встречаясь с синичками на окне и белочками в парке. И все же сад - искусственная живая система, нуждающаяся в достаточно жестком управлении. Обнаружив на Павлиньем острове лисицу, я спросил, не ест ли она павлинов. "Да. Это жизнь", ответил мне директор парков Пруссии. 

Лиса на Павлиньем острове
Лиса на Павлиньем острове

Животные присутствуют в садах и в виде изображений. Обычные жанры такой скультуры - охотничьи трофеи, как в Версале и Шветцингене, фантастическая декорация - драконы на Шахматной горе в Петергофе, раковинные лисы и гуси в Файтсхёхстхайме, благородные стражи - грифоны в Глинике и Марфине, львы и собаки в Архангельском.

Шветцинген. Фонтан с оленем и собакамиПотсдам, дворец Сан-Суси. Декор Комнаты Вольтера
Шветцинген. Фонтан с оленем и собакамиПотсдам, дворец Сан-Суси. Декор Комнаты Вольтера

Петергоф. Каскад Шахматная гора. Драконы
Петергоф. Каскад Шахматная гора. Драконы

Бетонные слоны в натуральную величину перед самарской дачей Головкина - сюрприз эпохи модерна, превращающий волжский парк в подобие африканской саванны.

Самара. Дача Головкина
Самара. Дача Головкина

Валентин Серов. Портрет Фелиска Юсупова. 1903Архангельское. Скульптура верхней террасы
Валентин Серов. Портрет Фелиска Юсупова. 1903Архангельское. Скульптура верхней террасы

Бронзовые и мраморные животные населяют и современные скульптурные парки. А юные петербуржцы уже полтораста лет разглядывают басенных зверей на постаменте памятника Крылову в Летнем саду.

 

Памятник Крылову в Летнем саду. Скульптор Петр КлодтМосковский зоопарк. Композиция Дерево сказок. Скульптор Зураб Церетели
Памятник Крылову в Летнем саду. Скульптор Петр КлодтМосковский зоопарк. Композиция Дерево сказок. Скульптор Зураб Церетели

О популярности этого уголка вспоминает в своих мемуарах Анатолий Федорович Кони: "В саду же стоит памятник Крылову, и вокруг него всегда резвятся дети. На них, однако, довольно пессимистически глядел поэт Шумахер, посвятивший памятнику следующие стихи: "Лукавый дедушка с гранитной высоты глядит, как резвятся вокруг него ребята, и думает себе:
"О, милые зверята, какие, выросши, вы будете скоты!"...

Памятник Крылову в Летнем саду. Скульптор Петр Клодт. Фрагмент
Памятник Крылову в Летнем саду. Скульптор Петр Клодт. Фрагмент

 В домах горожан, оторванных от природы, широкое распространение получили роскошные аквариумы, населенные пестрыми рыбами. Все больше становится энтузиастов, украшающих их камнями, редкими растениями, элементами ландшафтного дизайна. А в наши дни умиротворяющее зрелище подводного сада появилось и на компьютерных экранах.

Аквариум. Заставка для компьютерного экранаАквариум. Заставка для компьютерного экрана
Аквариум. Заставка для компьютерного экранаАквариум. Заставка для компьютерного экрана

Аквариум. Гравюра. 1857
Аквариум. Гравюра. 1857

 

© Борис Соколов, текст и фото, 21.01.08

 

 

Аллегория
Аллея
Ах-ах
Виды
Газон
Галереи и подземные ходы
Гений места
География
Графика
Грот
Деревня
Животные
Каскад
Лабиринт
Масштаб
Мосты
Надписи
Озера и острова
Оранжерея
Освещение
Павильоны
Памятник
Партер
Перспектива
Путешествия
Реконструкция
Руины
Сад в искусстве
Садовая мебель
Садовые стили
Секретный сад
Скалы
Скульптура
Сюрпризы
Театр
Типы садов
Топиарий
Утопия
Фонтаны
Храмы
Цветы
Эрмитаж
 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.