|
Москва, территория Северного речного вокзала. Уничтоженная скульптурная группа конца 1930-х годов |
Первыми моими впечатлениями от Запада были — неестественная комнатная аккуратность улиц и жидкое мыло, текущее из толстого резинового соска, стоит только его толкнуть. Сосок, растущий из гостиничной стены, вскоре иссяк, и веселый портье, сняв крышку, на мгновенье обнажил смятый мешок, унылые закрючья, цемент и шурупы. На моих глазах фаустовское чудо ("Захотеть — и из досок // Хлынет виноградный сок...") обернулось мертвым ликом протестанской прозы. Наутро вышло хуже: фруктовый сок изливался в светлый бокал из такого же подобия материнской груди... Но я уже не удивлялся.
Воспитание чувств начинается с волшебно смутной лужи и заросшей мятликом уличной бровки на твоей улице, со вкуса зубного порошка или первой подушечки хрустящего Дирола, с толчка в материнскую грудь или в мягкую сокоточивую резиновую пипку. В роскошном Мюнхене я испытал еще один шок, обнаружив, что это город фасадов, за которыми скрываются маленькие скучные удобные машины, вернее, кабинки для житья. Километр до Пинакотеки был духовной пустыней с одной остановкой. Я приветствовал вульгарнейший пятиэтажный дом столетнего возраста просто потому, что мы с ним были живыми на параде стоячих и ходячих манекенов.
Мне кажется, что "западная" архитектура современной Москвы — феномен куда более провинциальный, чем сталинские колоннады. Это не продолжение западной традиции, а сказка для взрослых, баснословный образ богатой и хитроумной Евроамерики. Он для тех, кто никогда не видел настоящего, двухэтажного деревенского Вашингтона, кто не жил в крохотной дорогой парижской квартирке и не доплачивал за то, что в ней настоящая тоненькая деревянная дверь девятнадцатого века, а лифт-голубятня — величиной с одного человека. Масштабы нашего сознания приводят в соответствие с пустынным размахом вовсе не Нью-Йорка или Берлина (их нет даже там, хотя места это неуютные), а Готем Сити, обиталища Супермена, и ретроспективно — Метрополиса. Нас приглашают поселиться в экспрессионистской антиутопии — сначала духовно... Сегодняшняя Москва — это исторический старт архитектуры комиксов, помноженных на азиатскую спесь покоренного пространства, которое лежит утоптанным пластом — в ногах не у инвестора, а у коллективного бессознательного.
|
Рекламный автомобиль фирмы Дон-строй. Лето 2003 года |
Постсоветская архитектура пересоздает наш визуальный мир на основе своих неизжитых комплексов, продает их нам в новых, опасно размашистых формах. Инфантилизм этой архитектуры ожиданий декларирован открыто. "Читали ли Вы в детстве сказки о волшебных дворцах, открывающихся взору восхищенного путника в чаще зачарованного леса? Именно этот образ вдохновил архитектора на создание жилого комплекса "Алиса" в Покровском-Стрешневе... Здесь становятся реальностью детские грезы". Неумение слушать масштаб города и парка, чувствовать цвет и тень, любить материал, а не его блеск, работать для человека, а не для толпы — все это кричит из каждого проекта, и чем он крупнее, тем мельче. Новые высотки уже поднимают свои гордые головы. Но такие ли они гордые? Составленные из плоских панелей (технически их нет, но они остались в зодческих головах) и навешенных на них карнизов, Триумф-Паласы не поднимаются даже до игры в кубики— ведь кубик дает объемный образ, а ровные стены пиленого гранита дают эффект каменного картона. Сталинские башни — это образ грозящего своей мощью, мрачного и нарядного утеса. А какой образ дает моделька татлинской башни на вершине "дома Патриарх"? Распятие архитектуры?
В панораме Нью-Йорка среди частокола растущих стеклянных зубов с волнением узнаешь два человеческих ориентира — Крайслер и Эмпайр Стейт. Их сила не в размерах, а в уподоблении, — высотный дом, средневековый донжон, Александрийский маяк, готический собор пульсируют и перетекают друг в друга в нашем воображении. Стиль без исторических аналогий, конечно, возможен, образ без исторических ассоциаций — всегда на грани провала. Но откуда взять культуру среды обеим сторонам — отечественным гениям (вспомним "окно в ХХI век" для площади Гагарина и Большую арку Дефанс, пародией на которую оно стало) и конкурсантам-глобалистам, снисходящим до разработки "модели новой России"? Горький урок для нас всех — проектировочное безумие, овладевшее гением Корбюзье при врастании в фантастическую и бесконтрольную среду советских тридцатых.
Мариинский конкурс — начало третьей волны западного хождения в российскую утопию. Первая создала Петербург. Вторая не создала Москву (конкурс на проект Дворца Советов, в котором, кстати, победил американец Гамильтон). Третья — волна архитектурной колонизации, и внутренней, и внешней. Какой спрос с Перро и Исодзаки? Если воспитанники Академии художеств вздымают пентхаузы над Дворцовой площадью (пройдитесь по Певческому мосту!), можно ли их звать петербуржцами?
Радовались, когда уродливый "Интурист" на Тверской решили снять и заменить соразмерным зданием. Но это была разведка боем. Разваливается гостиница "Москва" — как разваливался цирк на Цветном и Третьяковская галерея. Мы бы рады отреставрировать, но раскрыли, а там одна труха... Борьба евроремонта против истории, акрила против пушеной извести, гробового полированного лабрадора против облупленной желтой стены с дрожащей на ней сиреневой тенью начинается с перекодирования ценостей и кодирования населения. "Сделаем еще лучше, по проекту Щусева". А почему не Кремль? Там тоже много места для автомобилей и казино. Ведь роют же подземные ходы через Лефортово и Дворцовую площадь? Впрочем, предложение запоздалое — бородинская реконструкция Сената уже свершилась...
|
Патриаршьи пруды в Москве во время остановленного строительства подземной автостоянки. Лето 2003 года |
Чем мы платим за евроремонт нашей национальной утопии и судьбы? Не двойной ли утратой — и себя и Европы? Ведь нас обманывают в главном. Запад, каким мы его не хотим знать, придуман для скромных трудолюбивых людей, живущих маленькими радостями и небольшими коллективами, веселящимися с шести до девяти, потому что на работу в восемь. Этой жизни в течение столетий были соразмерны площади и парки, кафе и театры, гостиницы и гостиные, больницы и тюрьмы. Многие считают, что у нас маленькие квартиры. Да огромные по западным меркам, роскошно натопленные и прекрасно освещенные. Только устроено все как-то... не очень складно. Вон в башне-флаконе Президиума Академии наук половину объема занимает остекленная лестница. Холодно, конечно, но стиль... Мы знаем не Запад, а его модную одежку последних десятилетий, стерильную искусственную среду пешеходных улиц, сувенирных лавок и спальных деревень. Трагедию омассовления, которую пережила Европа в шестидесятые, наши прорабы принимают как счастье идентификации. Кому стало нужно, чтобы трехэтажный веснинский Пресненский Мосторг превратился в пустыню с разложенными по ней маечками Бенеттона? Неужели выжигание культурной почвы, симуляция торговли и общественной жизни нужна для нашей экономики, человеческой экологии, для будущего, наконец? Был я в английском Нориче, с торговых подвалов которого скопированы подземелья Манежной. Простой двухуровневый объем, обозримый сверху донизу. Желание загнать человека в трюм какого-то хлыстовского Титаника (вы не были на его днище, в пятом ярусе манежного фаст-фуда?) — это уже отечественный фрейдизм.
|
Собственный дом Шехтеля (архитектор Федор Шехтель) на фоне жилого дома Патриарх (архитектор Сергей Ткаченко), Москва |
Снявши со стены полочку для мыла, от соска уже не оторвешься. Но ведь цивилизация — это костыль. Почему без золотого дождя обходится Восточная Европа? Нет там бездонной неудовлетворенности, безграничных порывов и желаний, которые столь привычны нам. Небоскребы Шанхая и Сянгана растут из экономической мощи, небоскребы Москвы, как и прежде, должны ее заменить (или, может быть, — трехгорное Сити — ритуально навлечь?). Евгений Трубецкой когда-то призывал отказаться от национального мессианизма и заниматься улучшением жизни ближнего. Отказавшись от коммунистической утопии, мы встали лицом к лицу с проблемой антиутопизма. "Освоим еще триллион, тогда и поговорим. Для вас же стараемся. Ведь вот Большой театр был один, а стало... Колонны тонкие, декорации скучные? А нам нравится! И вам понравится, а не вам, так вашим детям!"
Мыльный сосок — кофе из шланга — и устранение исторической среды идут рука об руку. (Ведь монолитные надолбы — это архитектура для кондиционеров.) Но куда они идут? Творчество начинается с труда, а здесь и труд делегирован людям традиции, прилежным (и не очень) таджикским и анатолийским крестьянам. Вы знаете, кто творит наши русские утопии? А что у них на уме и в сердце, не интересовались? Это еще один штрих Метрополиса — "рабы, чтобы молчать, и камни, чтобы строить". Коллективные рабы и рабовладельцы Готем-цивилизации, чем сможем мы оправдаться перед внуками, живущими в стеклопакетах? Не кончится ли наша эпоха созданием институтов по разрыхлению монолитного бетона и экспедициями по геомагнитному поиску настоящей кирпичной кладки в Столешниковом и Новой Голландии?
|
Москва, территория Северного речного вокзала. Уничтоженный фонтан конца 1930-х годов |
Наша смена декораций противоположна западной — вторична, революционна и бездумна. Они видят, что теряют, и знают цену утраченного. А мы? Мы все — свидетели исторической эры, медленно, с оглядкой уходящие от нее в хрустальные хрущобы ХХI века. Не должны ли мы, подобно краеведам двадцатых, создать музей живой человеческой среды?
Но сделать можно гораздо больше. Помимо ландшафтного дизайна и того средового чутья, которому учат в МАРХИ и АХ (результаты слишком наглядны) нужны островки изучения, преподавания и распространения исторического опыта урбанизма — и дезурбанизма. Мой личный опыт основан на истории садов, которая раскрыла сначала мне, а потом моим будущим коллегам в Российском государственном гуманитарном университете неиссякаемые родники ландшафтного творчества, философии и психологии. И сколько их было!
После эпохи беспамятства мы только начинаем узнавать ресурсы культурной истории. По-моему, задача этого десятилетия — просто успеть. Спокойно, твердо и планомерно, усилиями многих людей создать образ творческого пейзажа, мир, который связан с прошлым и обращен в будущее. Не хотелось бы жаловаться и проклинать. Попробуем строить! Мой план — создание учебно-научного центра, в работе которого архитектура, история садов, литературы, искусства, эстетика и компьютерный анализ помогут людям стать профессиональными жителями своего мира — малого и большого. Это утопия, но давайте ее обсудим! Ведь надо возделывать свой сад, а не воровать деревья из соседского.
Новый Мир искусства, 2003, № 4. С. 14-15
© Б.М. Соколов, 2003 г.