Просвещение
После восшествия на престол Екатерины II императорские парки, прежде всего Царское Село, стали рассадником пейзажного садового стиля. “Естественное” устройство имения, превращение усадьбы в обширный парк, связанное с идеями сентиментализма, ассоциировалось с британским садоводством, хотя французские и немецкие влияния стали впоследствии не менее важными. Новый садовый стиль был тесно связан с архитектурой неоклассицизма: сплошные ряды деревьев, подобные кулисам и заднику театральной сцены, кроны отдельно стоящих либо собранных в купы "образцовых" деревьев оттеняли и смягчали простоту и симметричность построек. Опыты Екатерины были известны и за рубежом. Немецкий автор К.К.Л. Хиршфельд, создавший пятитомную "Теорию садового искусства", самый читаемый садовый труд конца XVIII столетия, писал: "Сия императрица, которой было суждено усовершенствовать вкусы и изящные искусства этой обширной страны, сделала в Ораниенбауме, еще в бытность великой княгиней, попытку создать английский сад на лесистом участке напротив ее дворца, и произвела эту пробу с изяществом и пониманием красоты, предвещающими искусству садов весьма лестное будущее". Действительно, по свидетельству Я. Штелина, Екатерина еще до восшествия на престол устраивала пейзажный сад в Ораниенбауме, причем помогал ей в этом выдающийся архитектор раннего классицизма А. Ринальди. Эпоха Просвещения делает сад местом воплощения литературных сюжетов и теоретически обоснованных переживаний. Екатерина II считала пейзажное садоводство важным видом творчества, которое, с одной стороны, доступно владельцам парков и дач разного состояния, а с другой — дает новые эстетические переживания, связанные с культом разума и чувств. Она собственноручно переписала текст замечательного трактата англичанина Т. Вейтли "Замечания о современном садоводстве", предназначая его перевод (к сожалению, не изданный) "владельцам дач по петергофской дороге". Садовое дилетантство, когда план сада и его программу определяет просвещенный владелец на основе впечатлений от путешествий, чтения, рассматривания картин и гравюр, становится одним из основных способов украшения усадеб. Еще в начале своего царствования Екатерина распорядилась не стричь деревья на партере Царского Села. Так началось пересоздание садовой среды, превращение открытого взгляду барочного парка в таинственную чащу, скрывающую в своей тени павильоны и статуи. “Английский” сад, в который постепенно был превращен регулярный парк Царского Села, прорезали извилистые дорожки; специально созданные просветы открывали зрителю дальние виды, берега пруда украсили павильоны и искусственные руины. Архитектура парка приобретает живописное разнообразие. В.И. Неелов, изучавший новый садовый стиль в Англии, строит на берегу Большого пруда краснокирпичное Адмиралтейство, напоминающее о "голландских домиках" петровской эпохи, и палладианский Мраморный мост, похожий на мост английских усадеб. В парке появляются Пирамида, Кухня-руина и исполинская Башня-руина, вводящие темы античности, времени и преходящей славы. Важной особенностью пейзажного парка является его деление на зоны, обладающие разным эмоциональным настроем. Подъездная дорога к Екатерининскому дворцу Царского Села ведет сквозь два каменных моста в китайском стиле, названных Капризами; рядом с ними находятся Китайская беседка и Китайская деревня. Дальневосточная тема, связанная с идеями естественности, ухода от придворного этикета и конфуцианской мудрости, продолжается в Александровском парке, где были созданы Китайский театр и фигурные железные мостики. Иное значение имела дорога, ведущая от Камероновой галереи мимо памятников военной славы — Чесменской колонны, Башни-Руины и Орловских ворот — к идеальному городу, названному “София” в ознаменование планов Екатерины по воссозданию Греческого царства. В 1792-96 годах сбоку от главной оси парка по проекту Д. Кваренги был построен Александровский дворец, предназначенный для любимого внука императрицы. Четырехчастный "Новый сад" с Китайским театром и горкой Парнас стал частью этого ансамбля. В екатерининскую эпоху политические соображения и аллегорическая программа часто определяли собой характер построек и создаваемого пейзажа. Александрова дача, устроенная для малолетнего внука Екатерины II, представляла собой иллюстрацию к написанной императрицей “Сказке о царевиче Хлоре”, который, преодолев лень и крутой каменистый путь, нашел розу без шипов — символ добродетели. Прогулка по Александровой даче вела посетителя мимо крестьянской избы, Храма Цереры и жилища “Лентяг-мурзы” к храмам Розы без шипов, Славы и Покоя. Показательно, что Павел Петрович старался придать дворцу подаренной ему в 1783 году Гатчины характер укрепленного замка, а скромный пейзажный парк превратить в регулярный, с большим каналом, широкими пересекающимися аллеями и местами для рыцарских турниров. Садовый стиль становился выражением не только эстетического, но и политического противостояния. Особенностью резиденций раннего русского классицизма стала их связь с идеями просвещенного государственного управления. В Твери по новой планировке, созданной П.Р. Никитиным, присутственные места были размещены на круглой Фонтанной площади, от которой расходится трезубец улиц; главная из них ведет к Путевому дворцу Екатерины, фасады которого раскрываются на городской центр и на спускающийся к Волге парк. В Богородицке И.А. Старов и А.Т. Болотов устраивают для графа А.А. Бобринского усадьбу, господствующую над созданным на другом берегу реки городом. Пять расходящихся лучей рассекают Богородицк и зрительно подчиняют его дворцу. Великий князь Павел Петрович, видимо, не без полемики с царскосельским "идеальным городом" София, превратил Гатчину в образцовое поселение с фабричными производствами и храмами различных христианских конфессий. Дарованная дворянам возможность постоянно жить в своих имениях, мода на украшение усадеб и просвещенческий культ природы сделали екатерининскую эпоху золотым веком русского частного парка. Иногда усадьбы занимали значительные пространства в самом городе (сад П.Е. Пашкова, спускавшийся к Боровицким воротам Московского Кремля) либо возвышались над окрестностями (московские усадьбы Т.И. Тутолмина на Швивой горке, И.Р. Баташева на Яузе, петербургская дача Безбородко, расположенная на излучине Невы напротив Смольного монастыря). В Кускове графов Шереметевых соединились регулярный парк, пруд с островом и кораблями, зверинец с охотничьим павильоном и пейзажный участок Гай с Основателевой (от слова "основатель") деревней. Разнообразие стилей и культурных ассоциаций предлагали и павильоны Кускова — Голландский и Итальянский домики, Эрмитаж, Грот, Большая и Американская оранжереи, Вольер, Менажерея, в помещениях которой жили экзотические водоплавающие птицы. Более цельное впечатление производили чисто пейзажные парки с усадебными домами и храмами, стоящими над склоном холма (Никольское-Гагарино, Братцево, Введенское под Звенигородом, бакунинское Прямухино близ Торжка). Сюда же можно отнести Царицыно, созданное В.И. Баженовым как подмосковная резиденция Екатерины в 1775 — 85 годах. Архитектор расположил краснокирпичные павильоны с белокаменной отделкой на гребне высокого холма таким образом, что издали они складываются в цельную панораму. Мир пейзажного парка предполагает особые способы общения с ним, любования его красотами, переживания аллегорий и символов. Извивающиеся дорожки обычно раскрывали посетителю несколько разных видов на один и тот же уголок сада, дальние виды оформлялись подобно картине либо театральной сцене, в соответствующих по настроению местах помещались памятники и надписи. Известные по собранию кусковского музея обманки — написанные на деревянных выпиленных по контуру досках фигуры кавалеров, дам, крестьян — подчеркивали искусственность среды, в которую попадал зритель. Слияние парка и сцены происходило во время представлений в зеленых театрах, где кулисами служили деревья, оркестровой ямой — земляная насыпь, а местами для зрителей — дерновые скамьи. В "воздушном театре" Кускова разыгрывались пьесы, рассказывающие о красотах имения. В Павловске в 1790-х годах был устроен Амфитеатр, возвышающийся над долиной реки Славянка, а сценой для придворных спектаклей служил откос противоположного берега. Особую страницу в истории садового искусства России занимает творчество Николая А.лександровича Львова. Он с большим вкусом и изобретательностью использовал самые различные приемы и формы для создания оригинальных и практичных ансамблей. В Александровском близ Петербурга Львов придает усадебной церкви форму ротонды, а колокольне — пирамидальную (несмотря на прозвание "Кулич и Пасха", эти формы, видимо, восходят к античным прототипам — римским гробницам Метеллы и Цестия). Особенно много строил Львов в имениях под Торжком, где сам имел усадьбу. В Василёве овраг пересечен колоссальным мостом, сложенным из валунов, в имении Львова Никольское-Черенчицы в холм врезана тройная арка из "диких" камней, в которой размещалась кузница, леднику придана форма пирамиды с пересекающей ее руинной аркой, а храм-усыпальница имеет форму ротонды со световыми колодцами, освещающими нижнюю церковь. Главный дом усадьбы Знаменское-Раек соединен с колоннадой, которая образует подобие прямоугольного двора со скругленными углами. Сквозь ее пролеты раскрываются меняющиеся виды на павильоны и окружающий их пейзаж. Скромные усадебные парки (Абрамцево, Остафьево) также включают в себя пейзажные участки и виды на окружающие дали. Среди них — пушкинские усадьбы Псковщины: расположенное на холме Тригорское Вульфов (недавняя реставрация вернула регулярную планировку ближней к дому части парка) и Михайловское Ганнибалов с Гротом, беседками, “Островом уединения” и террасным спуском к долине реки Сороть. © Борис Соколов, 2008
|
||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |