Древняя Русь

 

Русское садовое искусство, в отличие от садоводческой культуры романских стран, не было связано с традицией восточного сада-рая и античной загородной виллы. Сад идеальный, небесный и сад земной, повседневный воспринимались как явления разного порядка; представления о них развивались параллельно, соединяясь в выдающихся памятниках садового искусства.

Языческая культура славян знала сады хозяйственного назначения (включая различные виды огородов) и священные рощи, подобные святилищу Перуна в новгородском урочище Перынь или острову Хортица на Днепре. Образ сада как участка облагороженной либо искусственно возделанной природы, огороженной и предназначенной для прогулок, "прохлада", по-видимому, пришел на Русь вместе с христианским представлением о Рае и способствовал возникновению увеселительных садов, не связанных с хозяйственной функцией.

Воображение создателей древнерусских садов питалось прежде всего библейским образом "вертограда заключенного", который представлял собой зримый символ Непорочной Девы, подробно разработанный в иконописи и гравюре. Искусство Киевской Руси знало несколько видов садов и украшенных ландшафтов: “заключенный сад” внутри монастырских стен, служащий прежде всего для созерцания и мистических размышлений, городская усадьба-“огород”, служившая одновременно и хозяйству, и “прохладу”, а также охотничьи урочища, в центре которых нередко располагались загородные дворцы и храмы.

Умение создавать сложные планы, различные формы зеленой архитектуры, возделывать экзотические растения приходило на Русь с иноземными мастерами. Сады южнорусских монастырей, близко соприкасавшихся с западной традицией садоводства, были особенно сложными. Павел Алеппский, посетивший Киево-Печерскую лавру в середине XVII века, видел там стриженые перголы, зеленые изгороди, насаждения тутовых и ореховых деревьев, виноградные лозы и цветочные грядки. Культура садов-“вертоградов”, отражающих идею рая, постепенно распространялась и в более северных землях. В XII веке киевские монахи устроили большой сад в резиденции Владимиро-Суздальских князей в Боголюбове под Владимиром — один из символов преемственности власти от киевской династии. 

В эпоху Московской Руси крупные монастыри Русского Севера имели и внутренние, и окружающие их “вертограды”. Выдающимся памятником стал комплекс садов и каналов, окружающих Соловецкий монастырь. Созданная в XVI — XVII веках система протоков соединила 78 озер Большого Соловецкого острова, а лесная чаща была превращена в пейзажный парк, включающий посадки пихты, черемухи и сирени, искусственные луга и дальние виды.
Эпоха барокко перенесла идею символического воспроизведения святых мест на монастырское строительство.

В 1656 г. патриарх Никон основал на реке Истре Ново-Иерусалимский монастырь, топография которого была освящена названиями, взятыми из евангельской истории. Истра в этом месте называлась Иорданом, дополнительный канал — Кедроном, холмы носили названия Сиона, Фавора и Ермона, колодцы около монастыря — Силоамской купели и “кладези самаритянки”; старый дуб около скита Никона был назван Мамврийским в память явления Троицы Аврааму.

Усадебное садоводство Московской Руси развивалось под воздействием монастырской и придворной традиций. Окруженный стеной “Государев сад” в Замоскворечье (первая половина XVII в.) имел прямоугольную планировку, рядовые посадки деревьев, квадратные клумбы, оранжереи; в его центре располагалась Софийская церковь, наделяющая усадьбу значением райского сада, символа Богородицы. До начала строительства баженовского Кремлевского дворца Тайницкий сад, который впоследствии был заменен зеленым откосом, представлял собой ряд террасных садов, один из которых располагался на крыше дворца годуновского времени. Кремлевские, в том числе висячие, сады, “аптекарские огороды” и луга придавали Москве своеобразный облик, который отчасти сохранялся еще в начале ХХ в.

Загородные усадьбы из зверинцев, предназначенных для охоты, постепенно превращались в регулярные сады. В XVII в. в Коломенском насчитывалось шесть садов, из которых открывались виды на Дворец, храм Вознесения и на Москву.

В устройстве усадьбы Алексея Михайловича в Измайлове принимали участие южнорусские и западноевропейские мастера. На искусственном острове располагалось несколько прямоугольных садовых участков, прорезанных геометрическими узорами дорожек, а также круглый в плане Аптекарский сад, оранжереи, зверинцы, увеселительные и хозяйственные постройки. Для древнерусской садовой культуры характерно, что царская усадьба была одновременно и увеселительным садом, и местом агрономических экспериментов.

© Борис Соколов, 2008

 

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.