От романтизма до наших дней

 

Эпоха революций и наполеоновских войн изменила общество, заставив садоводов больше думать не о частных или королевских, а об общественных садах. Создаются парки, удобные для тысяч отдыхающих. Гайд-парк в Лондоне, открытый для публики с 1630-х годов, был образцом такого зеленого рая. В конце XVIII столетия в самом центре Мюнхена возникает пейзажный Английской парк. Его создатель Фридрих Людвиг Скелл считал, что парк сыграет важную роль в соединении разных сословий и преодолении розни между ними. Те же мысли одушевляли работу Фредерика Олмстеда над проектом Центрального парка Нью-Йорка (1857 — 77). Огромное пространство (триста сорок пять гектаров) было разделено на несколько зон, обеспечена изоляция от шумных улиц.

В начале двадцатого столетия архитектор Антонио Гауди получил заказ на создание на окраине Барселоны сада в английском стиле. Он использовал местные растения, наложил змеевидные линии дорожек на формы холма и населил террасы парка Гюэль десятками странных существ из кованного металла и керамики. Это один из последних парков, имеющих законченный и оригинальный облик.

Во Франции начала XIX века страсть к садам принимает общественные формы и выливается в создание грандиозных зеленых кладбищ. Архитектор-мистик Александр-Теодор Броньяр начиная с 1804 года работает над планировкой парижского калдбища Пер-Лашез. Оно представляет собой пейзажный парк с извилистыми дорожками и круглой площадью, окруженной пирамидальными тополями: вероятно, это напоминание об Острове Руссо в Эрменонвиле (смотри Памятник).

Возникают и тематические общественные парки, — например, зоологические сады. Здесь пейзаж служит фоном для выставляемых животных, по возможности окруженных естественной для них растительностью. Ботанические сады также разрастаются и становятся местом публичных посещений. Однако ни интереса к классической традиции сада, ни понимания его выразительных средств у визитеров уже нет. Парки вырождаются в примитивный искусственный лес или превращаются в смесь разных эпох и обстановок, как это произошло в калифорнийском Диснейленде.

Художественные сады создаются в становящихся все более редкими частных усадьбах. Необыкновенно ярко использовал современные материалы Фрэнк Ллойд Райт в “Доме над водопадом” в Пенсильвании (1937). Бетонные плиты и стеклянные стены выдвинуты над потоком и кажутся частью окружающих скал. Свою студию в Тэлезин Вест архитектор связал с окружающей природой, несмотря на то, что это природа пустыни.

Социальные проблемы города XIX века заставили вспомнить идею города-сада — соединения жилой, индустриальной и сельской среды. Еще Леонардо да Винчи хотел окружить Милан такими городками.
Под влиянием опыта Роберта Оуэна, построившего рабочий городок в Шотландии, многие промышленники Англии пробуют сменить казармы на садовые зоны.

Теоретик “города-сада будущего” Эбенезер Хауард рассчитывал даже на создание самодостаточных сельских городов, не нуждающихся в товарах извне. Эта надежда не оправдалась, но современные окраины больших европейских городов, застроенные домиками с зелеными участками, возникли под влиянием идеи города-сада.


Искусство: Большая детская энциклопедия. М.: Российское энциклопедическое товарищество, 2001. С. 479-517 (с изменениями и дополнениями)
© Б.М. Соколов. 1997-2008

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2019. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.