Северный маньеризм - Барокко - Классицизм

 

Интерес к саду-трактату, саду-книге возник на рубеже XVI и XVII веков во многих странах Европы.

В 1620 году курфюрст Фридрих V и его супруга Елизавета Стюарт, дочь английского короля Якова I, начали создание своей резиденции в Гейдельберге, столице южнонемецкого государства Палатинат. Сад, расположенный на обрывистом берегу реки Неккар, был разделен на несколько терасс, каждая из которых имела свой геометрический план. Хортус Палатинус (“Палатинский сад” — так, по-латыни, была названа резиденция) имел все элементы ренессансного сада — фонтаны, гроты, лабиринт. Многие фонтаны были звучащими. Однако главным элементом сада была его программа. Она включала в себя образ мира, космологическое устройство вселенной, по которой символически путешествовал посетитель. Момент перехода был подчеркнут: перейти с одного уровня на другой можно было только по узким лестницам.

Еще удивительнее усадьба великого датского астронома Тихо Браге. Ученый, доказавший, что кометы являются небесными телами, установивший законы обращения планет и составивший каталог звезд, был в то же время приближенным и придворным астрологом короля Фредерика II. Король построил на скале Эльсинор над Орезундским проливом замок Кронборг и подарил астроному остров напротив скалы, в самом проливе. В этом суровом и живописном уголке Северной Европы Тихо Браге построил усадьбу под названием Ураниборг, где и разместилась его знаменитая на весь мир обсерватория.

Большой дом был круглым в плане; его облик и многие архитектурные детали восходят к палладиевской вилле Ротонда. Купол дома венчала фигура крылатого Пегаса. Вокруг был устроен четырехугольный сад, ориентированный углами по сторонам света и разделенный на четверти. В каждой из них стоял свой павильон. Около дома находились клумбы в виде звезд, а по периметру росли пять рядов яблонь. Эта схема имела мистический смысл: само название усадьбы Ураниборг означает “небесный замок” (Урания — античная богиня неба). Вероятно, четыре части сада символизировали четыре стихии (небо, земля, вода и огонь), а пять колец деревьев — орбиты Луны и планет. Интересно, что среди цветов сада описаны и целебные: вербена, мята, валериана, бальзамник, полынь. Тихо Браге был не только астрономом, но и медиком, принадлежавшим к школе Парацельса; на острове существовала аптека, сырье для которой произрастало на красивых клумбах.

Когда обнаружилось, что астрономические инструменты не помещаются в главном доме, Тихо Браге устроил в саду павильон-обсерваторию Стьернеборг (по-датски “звездный замок”). Она была углублена в землю; на квадратной террасе высились купола обсерватории, самый высокий из которых украшала фигура Меркурия. Здесь были сделаны главные открытия датского астронома.
Удивительная астрономическая усадьба исчезла еще в начале XVII века, но гравированные ее изображения были разосланы Браге по всей Европе, так что ценители астрономии и философского сада хорошо о ней знали. Дочь Фредерика II Анна, которая в детстве часто бывала в Ураниборге, впоследствии стала английской королевой. Отголоски “космического” сада встречаются в английских королевских и частных усальбах ее эпохи.

Сам Тихо Браге впал в немилость у короля и в конце концов стал придворным астрономом, астрологом и близким другом германского императора Рудольфа II. Император избрал своей столицей Прагу, которая стала одним из главных художественных и философских центров Европы. Тихо Браге жил поблизости от любимой резиденции Рудольфа, дворца Бельведер. Старое описание дворцового сада живо напоминает об Ураниборге: “Деревья расположены в форме звезд, и маленький приятный дом с шестью углами также построен в форме звезды”...

В 1563 — 84 годах испанский король Филипп II строит в окрестностях Мадрида дворец-монастырь Эскориал. Его террасы и дворики украшены садами в строгом стиле, отражающем монашеский аскетизм и придворную чопорность короля. Стриженые деревья, прямые линии, квадратные газоны произвели на посетившего Эскориал поэта второй половины прошлого века Теофиля Готье впечатление “накрахмаленного воротничка”. Эта суровость была ответом католической культуры и Контрреформации на восточную негу и пышность Кордобы и Альгамбры.

Во Франции в эпоху Возрождения наследие замкнутого сада довлело над архитекторами гораздо сильнее, чем в Италии. Первые ренессансные сады были известны как “итальянские”. Проекты и идеи шли в это время преимущественно из-за Аппенин — примером может служить обширный сад в Фонтенбло. У стен замков появляются садики, украшенные фонтанами, статуями, цветочными клумбами. Путешественники привозят впечатления, итальянские мастера — традиции. Приглашенные во Францию Томмазо и Алессандро Франчини стали родоначальниками семейства мастеров-гидравликов, которые впоследствии создали фонтаны Версальского парка.

Звездный час французского сада наступил позднее, и он также приближен итальянским опытом. В 1598 — 1603 годах папа Климент VII (Ипполито Альдобрандини) избрал местом для своей резиденции идеально ровный склон горы во Фраскати с видом на Рим. Архитектор Джакомо делла Порта устроил здесь сад, состоящий из трех террас и неистощимого изобилия фонтанов. Все они нанизаны на единую водную ось. В верхней части парка вода струится по ступенчатому каскаду, затем исчезает и вновь появляется на полукруглой террасе, проходит сквозь звезду — герб рода Альдобрандини — и обрушивается на фигуру держащего земной шар Атласа. Английский путешественник писал: “в одном из этих водных театров находится Атлас, поливаемый водой с невероятной высоты; и другой монстр, который трубит в рог с чудовищною силой; а кроме этого, изображение бури в высшей степени натуральное, такая яростная сила дождя, ветра и грома, что чувствуешь себя в центре страшной бури”.

Водная ось виллы Альдобрандини была продолжена осевой дорожкой. Таким образом, геометрические формы Ренессанса собираются вокруг центральной зоны парка, симметрия превращается в субординацию.

Это качество обратило на себя большое внимание архитекторов и садоводов Франции эпохи Людовика XIII. Укрепление центральной власти требовало эффектных художественных форм.

 

Искусство: Большая детская энциклопедия. М.: Российское энциклопедическое товарищество, 2001. С. 479-517 (с изменениями и дополнениями)
© Б.М. Соколов. 1997-2008

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.