Средние века

 

Средневековый период садового искусства открывается двумя важными новшествами: сменой религии и распространением садоводства на север от Альп.

Христианский образ мира включает в себя рай как прообраз мира земного. Представление об Эдеме как об огороженном саде соединяется с наследием восточных “парадизов”, и сад надолго отделяется от окружающего мира. Центрами садоводства становятся монастыри: сад занимал центральный открытый двор — клуатр. Однако его значение вовсе не хозяйственное: “сад огражденный” понимался как символ Девы Марии. Именно поэтому монахи из цветов особое внимание обращали на розу, а в центре садика часто ставили фонтан. Плодовый сад и огород располагались отдельно. Монастырь был местом, где заботились о больных и увечных; для этих целей служил “травяной сад” с целебными растениями. Кроме того, монахи занимались познанием мира, его устройства и законов. Все это дало начало гербариям, исследованиям и коллекциям растений. Первый ботанический сад был основан в 1330 году в Салерно, крупнейшем центре медицинских знаний в Европе.

Разведение садов в средневековых государствах Европы было делом относительно новым: варварские племена знали только огороды. В этом помогал не только римский опыт, но и знакомство с восточной традицией.
Мавританское государство в Испании создало великолепные памятники, молва о которых расходилась по всему миру. Здесь насчитывалось до пятидесяти тысяч садов. Основатель Омейядского эмирата Абдуррахман I построил в Кордобе виллу по образцу сирийских загородных дворцов. Внутренние дворы с аркадами и бассейнами, журчащие фонтаны, мрамор и позолота производили на посетителей ошеломляющее впечатление.

Необычайно красивая долина, со всех сторон окруженная горами, стала родиной одного из средневековых чудес света — Альгамбры. Дворец, который создавался в Гранаде с 1231 по 1274 год, окружен парком, откуда посетитель попадает во внутренние дворы. Собственно, это не дворы, а внутренние, скрытые от непосвященного сады. Самые известные из них — Двор миртов, который разделен прудом на две половины, и Двор львов, центр которого занимает Львиный фонтан. Избыток извергнутой каменными львами воды растекается в стороны по четырем узким каналам, облицованным камнем. Двор окружен светлыми ажурными аркадами, которые контрастируют с темным приземистым фонтаном. Не сразу замечаешь, что здесь почти нет деревьев. Ощущение сада создано только искусным применением воды.

Древняя иранская традиция погребения среди деревьев была продолжена в средневековой мусульманской культуре. Могила поэта Хафиза в Ширазе и сейчас окружена кипарисами, тополями и цветущими кустарниками. Современник поэта-философа XII века, гуляки и мистика Хайяма передает настроение сада-мемориала: “Однажды в городе Балхе, в квартале работорговцев, во дворе эмира, на пиру за веселой беседой наш учитель Омар Хайям сказал: “Меня похоронят в таком месте, где всегда в дни весеннего равноденствия свежий ветер будет осыпать цветы плодовых деревьев”. Через двадцать четыре года я побывал в Нишапуре, где был похоронен этот великий человек, и попросил указать мне его могилу. Меня привели на кладбище Хайры, и я увидел могилу у подножия садовой стены, осененную грушевыми и абрикосовыми деревьями и осыпанную лепестками цветов так, что она была совершенно скрыта под ними. Я вспомнил слова, сказанные в Балхе, и заплакал”.

 

Искусство: Большая детская энциклопедия. М.: Российское энциклопедическое товарищество, 2001. С. 479-517 (с изменениями и дополнениями)
© Б.М. Соколов. 1997-2008

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2019. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.