Древний Восток

 

Библейская книга Бытия помещает первый в истории человечества сад в Двуречье: “И насадил Господь Бог рай в Едеме на Востоке; ...и взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его”. Река, созданная для орошения рая, произрастающие там деревья, “приятные на вид и хорошие для пищи”, напоминают об окружающих Эдем палящем зное и бесплодной земле. Туда Бог изгоняет Адама и Еву, вкусивших запретного плода с древа познания добра и зла.

Представление о саде как о закрытом оазисе прохлады и плодородия очень стойко: так были устроены египетские сады-дворики, “сады Семирамиды” на плоской крыше вавилонского дворца, иранские “парадизы”.

Росписи гробниц и описания дальних путешествий донесли до нас сведения о египетском садовом искусстве. Прежде всего, сады делились на сельскохозяйственные, косметические и предназначенные для жизни в них. К хозяйственным садам относятся виноградники, плантации дающих сладкие плоды сикомор, огороды. В жизни древних египтян огромную роль играли благовония: их использовали не только для натирания и бальзамирования, но и приносили в дар богам.

В 1480 году до н. э. царица Хатшепсут получила повеление от Амона-Ра “устроить Пунт в его доме”. Это означало, что храм бога Солнца надлежало украсить благовонными деревьями из райской страны Пунт, которую египтяне помещали в районе нынешнего Сомали. Длительная морская экспедиция увенчалась успехом: корабельщики вернулись “со всеми чудесными растениями из страны богов, с горами мирры и мирровыми деревьями, с черным деревом и настоящей слоновой костью, с красным золотом из страны Ами, с благовонными деревьями, с ладаном и натираниями для глаз”. Привезенные деревья были размещены на трех террасах заупокойного храма царицы, вырубленных в скалах высоко над Нилом. Это один из ранних “висячих садов” Востока.

Египетский сад был прямоугольным в плане и окружен высокими стенами — они защищали не только от чужого взгляда, но и от приходящих из пустыни зверей. Дом находился в центре участка, его окружали деревья — сикоморы, финиковые пальмы, фиги, шелковицы, акации, тамариски. Пируя на террасе, владелец мог любоваться прудом, на поверхности которого красовались пышные цветы лотоса и папируса, наблюдать за рыбами и утками. В саду были только прямые дорожки, пересекающиеся под прямым углом: криволинейные формы были египтянам совершенно чужды.

Для жителей Двуречья плодовые сады были жизненно важны. Египетские хроники похваляются тем, что войска пришли из Азии с победой, “срубив фиговые пальмы и виноградные лозы”. Влажные почвы Месопотамии позволяли превратить сады в сплошные массивы деревьев, простирающиеся на много километров.

Ассирийский царь Саргон II завел в своей новой столице Ниневии сад, который он сравнивал с горой Аман в стране хеттов. Это значит, что деревья были размещены на террасах, один ряд под другим. Царь Вавилонии Навуходоносор II создал еще один ”висячий” сад, который греки причислили к “семи чудесам света” под названием “садов Семирамиды” (на самом деле постройка не имеет отношения к этой правительнице).

Для своей жены, мидийской принцессы, тосковавшей о зеленых холмах родины, Навуходоносор устроил подобие горной местности среди плоских равнин, на которых стоит Вавилон. Внутри городской стены были воздвигнуты двадцатипятиметровые колонны, на которые опирались четыре яруса террас. Поверх свинцового покрытия был насыпан слой плодородной земли и посажены сотни больших деревьев. Чудом было само существование сада, шелестящего листьями над башнями Вавилона, — знойное небо не давало дождя, и воду постоянно качали из Евфрата.

Цари и вельможи Древнего Ирана, неутомимые конники, устраивали особые сады для охоты. “Парадисы” были окружены высокими стенами, которые заключали в себе целые леса плодовых деревьев, населенные оленями, львами, газелями и павлинами. Сохранились свидетельства об огромных плодовых садах и садах благовоний, где деревья высаживались по квадратно-гнездовой системе. Иранская религия отводила важное место погребениям в саду. Мавзолей царя Кира в Пасаргадах окружала священная роща.

 

 Искусство: Большая детская энциклопедия. М.: Российское энциклопедическое товарищество, 2001. С. 479-517 (с изменениями и дополнениями)
© Б.М. Соколов. 1997-2008

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.