Аллегория

Летний сад. Сатурн, пожирающий младенца - аллегория времени и смены эпох
Летний сад. Сатурн, пожирающий младенца - аллегория времени и смены эпох

-- передача отвлеченного понятия при помощи образа. Это один из способов сообщения посетителю о программе сада, о вкусах и убеждениях владельца. 

Аллегорическую нагрузку почти всегда имеет садовая скульптура. Верхний сад Версаля украшен четырьмя группами “Времена года” -- лежащий бог или богиня окружены детскими фигурами, которые своими действиями поясняют сюжет. В группе Флоры (Весна) они плетут венки из роз, в бассейне Сатурна (Зима) греются у огня. 

Версаль. Бассейн ФлорыВерсаль. Бассейн Сатурна
Версаль. Бассейн ФлорыВерсаль. Бассейн Сатурна

Скульптурные аллегории, размещенные в пространстве  сада, уподобляют прогулку чтению огромной книги.

Архангельское. Америка (атрибуты - индейский венец и одежда из перьев, змея, крокодил)Архангельское. Африка (атрибуты - шлем в виде головы слона, рог изобилия, лев)
Архангельское. Америка (атрибуты - индейский венец и одежда из перьев, змея, крокодил)Архангельское. Африка (атрибуты - шлем в виде головы слона, рог изобилия, лев)

В Версале (и в подмосковном Архангельском) посетителя встречают женские фигуры четырех Стран света -- Европа с быком, Азия в восточных одеждах, Африка со шлемом в виде головы слона и Америка, увенчанная орлиными перьями. Сад оказывается центром мира и средоточием его бескрайних просторов. В Павловске одно из первых впечатлений путешественника -- Павильон Трех Граций, мраморные фигуры которых поддерживают вазу, посвященную их отсутствующей повелительнице Венере. Так восприятие парка окрашивается темами красоты и любви.

Версаль. Аллегории Зимы (Времена года) , Земли (Четыре стихии), Америки (Четыре части света)
Версаль. Аллегории Зимы (Времена года) , Земли (Четыре стихии), Америки (Четыре части света)

Более сложное применение аллегории -- намек на литературные или мифологические параллели. В Нимфенбурге, загородной резиденции баварских курфюрстов, среди скульптур партера присутствует Сатурн, пожирающий младенца, -- это аллегория времени и смены поколений (подобная смене эпохи Сатурна властью Юпитера). Рядом стоит его супруга Рея, основательница городов -- старуха в короне из крепостных стен. Вместе эти фигуры создают образ мифической древности, начала истории и скоротечности земной жизни.

Нимфенбург. Рея, супруга Сатурна, легендарная мать городовНимфенбург. Сатурн
Нимфенбург. Рея, супруга Сатурна, легендарная мать городовНимфенбург. Сатурн

Аллегории встречаются и на садовых клумбах -- выполненные из цветов гербы, геральдические лилии и короны. В Версале можно видеть клумбы с силуэтами лилий, геральдического цветка династии Бурбонов.

Версаль. Цветник с узором в виде лилии - символа династии Бурбонов
Версаль. Цветник с узором в виде лилии - символа династии Бурбонов

А в романе Франческо Колонны "Любовное борение во сне Полифила" (1499) герой видит на острове Венеры клумбу с изображением орла и надписью "ALES MAGNA DICATA OPTIM[O] IOVI" - "Великая птица, посвященная благому Юпитеру" (лат.). 

 

Франческо Колонна. Любовное борение во сне Полифила (Венеция, 1499). Автор гравюр неизвестен. Клумба в виде фигуры орла
Франческо Колонна. Любовное борение во сне Полифила (Венеция, 1499). Автор гравюр неизвестен. Клумба в виде фигуры орла

В голландской королевской резиденции Хет Лоо устроены фонтаны-аллегории: земной и небесный глобусы, брызжущие во все стороны струйками воды. Нетрудно догадаться, что они выражают идею всемирного могущества Голландии. 

Прелесть садовой аллегории -- в отсутствии слов. Объясненная табличкой с подписью (как это сделал Петр I со скульптурами Летнего сада), аллегория становится назидательной, отделяется от садового мира. Чем естественнее изображение вписывается в пейзаж, тем интереснее его встречать, разгадывать и оценивать. В романтическом парке усадьбы Софиевка есть сцена, украшенная сломанной колонной и трехструйным каскадом. Каскад "Три слезы" символизировал скорбь по трем умершим детям Станислава и Софьи Потоцких.

Хет Лоо. Фонтан в виде земного глобусаСофиевка. Каскад Три слезы
Хет Лоо. Фонтан в виде земного глобусаСофиевка. Каскад Три слезы

Влюбленный в поэзию Версаля Александр Бенуа не только изображал фонтаны Времен года, но и фантазировал на их тему, превращая понятные всем аллегории в загадочные, символистские образы. В "Прогулке короля" фигура бога отсутствует, и, словно оставшись без присмотра, любопытные бронзовые младенцы повернулись к Людовику передом, а к зрителю спиной...

Александр Бенуа. Версаль. Фонтан Бахуса зимой. 1905Александр Бенуа. Прогулка короля. 1906
Александр Бенуа. Версаль. Фонтан Бахуса зимой. 1905Александр Бенуа. Прогулка короля. 1906

В "Фантазии на Версальскую тему" боскеты и гермы сумрачного парка вырастают до небес, ветер уносит крошечные фигурки придворных, а в бассейне, ставшем из круглого восьмиугольным, виден золоченый мальчик -- единственный его обитатель. 

Александр Бенуа. Фантазия на Версальскую тему.1906
Александр Бенуа. Фантазия на Версальскую тему.1906

Сразу же после моей первой поездки в Версаль я набросал картину, в которой среди почерневших и оголенных садов на террасе Латоны выступает одетый в зимние одежды король, сопровождаемый несколькими приближенными. Теперь же это “видение” стало меня преследовать, и куда бы я в Версале не направлял свои шаги, мне всюду мерещилась эта самая, чуть согбенная, но все же еще величественная фигура, то тяжело ступающая, опершись на трость, то сидящая в золоченом колоссальном кресле. Сначала я полагал поместить такую сцену в ту обстановку, которая служила мне для самого первого из моих версальских набросков — иначе говоря, у бассейна Латоны. Но затем я придумал “декорацию” более выразительную, а именно — я изобразил нечто напоминавшее один из четырех бассейнов Времен Года.

Александр Бенуа. Мои воспоминания

 

Борис Соколов, текст и фото, 28.10.07 

 


Аллегория
Аллея
Ах-ах
Виды
Газон
Галереи и подземные ходы
Гений места
География
Графика
Грот
Деревня
Животные
Каскад
Лабиринт
Масштаб
Мосты
Надписи
Озера и острова
Оранжерея
Освещение
Павильоны
Памятник
Партер
Перспектива
Путешествия
Реконструкция
Руины
Сад в искусстве
Садовая мебель
Садовые стили
Секретный сад
Скалы
Скульптура
Сюрпризы
Театр
Типы садов
Топиарий
Утопия
Фонтаны
Храмы
Цветы
Эрмитаж
 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.