Усадьбы здесь. Фотографии Саши Мановцевой и Максима Серегина // ГНИМА / 26.02-16.03.08

Выставка черно-белых фотографий разрушенных усадеб Подмосковья, организованная при содействии инвестиционной компании "Тройка-Диалог", стала не только художественным, но и общественным событием. Она проходит во время обсуждения закона, позволяющего приобретать в частное владение объекты культурного наследия.

Рецензия в "Новоых Известиях" (ниже приведен ее полный текст) отражает спектр проблем, связанных с этой экспозицией.

 

 

"28 февраля 2008 г.

 
Усадьба платежом красна

Сергей СОЛОВЬЕВ

В Музее архитектуры с богатыми угощениями и знатными гостями прошло открытие выставки «Усадьбы здесь». Обычные вернисажи в МУАРе очень скромные, если не сказать маргинальные. Но тут вдруг все преобразилось: желающие приобщиться к красоте усадеб с трудом прорывались сквозь охрану, а внутри их ждали неистощимые дары духа и плоти.

Причина ажиотажа – в заявленной проблеме. Двое фотохудожников – Саша Мановцева и Сергей Серегин – создали снимки старинных поместий (главным образом подмосковных) в их нынешнем состоянии. И эти эстетские черно-белые фотографии эффектно наложились на споры вокруг усадеб. Уже не первый месяц обсуждается вопрос о снятии моратория на покупку исторических поместий. Ради спасения архитектуры государство прямо сейчас готово отдать их в частные руки. Но пока еще якобы не придуманы четкие условия передачи.

Директор музея Давид Саркисян называет приватизацию усадеб плаванием между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, встают интересы государства (как сохранить памятники в достойном виде при отсутствии денег), с другой – интересы собственника (вложил кровные деньги – делаю, что пожелаю). Эксперты бесконечно ссылаются на западный опыт – мол, в Англии и Италии и собственники сыты, и архитектура цела. Загвоздка лишь в том, что там вековые традиции жизни в исторических дворцах не утрачивались, а всякий владелец музейного дома немедленно заручается поддержкой состоятельных охранных фондов и организаций. Наш новоиспеченный помещик останется с руинами один на один.

Между тем желание иметь в сотне километров от столицы дом с мезонином работы Казакова или Баженова, церковку у пруда и тенистые аллеи лип, ведущие к семейному погосту, в русском барине, видимо, живет на генетическом уровне. Во всяком случае, при одном слове «усадьба» (не коттедж, не дача на Рублевке!) в воображении воскресают сцены из классической литературы – взять хоть садово-парковое объяснение Татьяны Лариной с Онегиным. С учетом разного рода сотрясений и кризисов усадьба прекрасно заменит Матросскую Тишину: чуть Пушкину не подфартило с любовью властей, он отправляется в Михайловское. И там, как известно, на плодах натурального хозяйства с няней и кружкой пережидает немилость.

Все это, впрочем, лирика. А реальность такова, какой ее описывают устроители выставки: «Тысячи княжеских, помещичьих и городских усадеб, составлявших когда-то славу русской архитектурной школы, сейчас полностью разорены и разрушены. И лишь немногие из них сохранили свой оригинальный исторический облик и музейную ценность». Поэтому наши фотохудожники и отправились по следам славных родов Голицыных, Гончаровых, Гагариных, Демидовых, чтобы запечатлеть их гнезда в сегодняшнем виде: Ярославец Чернышевых, Никольское-Гагарино, Середниково, Петровское-Алабино, Быково… Все это в пределах часа-двух езды от Москвы. Есть еще четыре усадьбы подальше.


В результате были созданы меланхоличные картины старины и запустения. Беседки обвалились, аллеи заросли, крыши рухнули, лепнина мхом заросла. Правда, не все высокородные дома так уж бедствуют – некоторые и поныне занимают детские и околокультурные заведения. Это у авторов тоже вызывает негодование: «Как так? К памятнику не подобраться!». Тут и начинается типично интеллигентское двуличие: вроде бы плохо, что усадьбы рушатся, но их подлинные руины куда как приятней взору, чем новорусский ремонт. Взгляните, во что стараниями московских строителей превратились московские особняки – живого камня на камне не оставлено. А тут пока еще все историей дышит.

Как бы ни обстояло дело с законами и метаниями тонких художников, выставка в МУАРе дает еще один полезный урок. Прежде чем решать судьбу усадеб, их, по меньшей мере, нужно знать. Понять в каком они состоянии, оценить их значение и будущие потери. Приятно, что есть люди, делающие это из глубоко художественных побуждений. Но, в принципе, это дело продавца – показать товар лицом."

Новые Известия

 

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2018. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.