Финансовый кризис замедляет разрушение исторической среды

Финансовый кризис стал главным градостроительным фактором осени 2008 года. Под разными предлогами остановлено строительство высотного здания "Россия" в Москва-Сити, пресловутого Охта-Центра на месте невского Ниеншанца, заморожена коттеджная застройка Подмосковья. По всей видимости, кризис станет также фактором отрезвления для архитекторов и инвесторов, вкладывавших средства в уничтожение российского культурного ландшафта.

 Приводим несколько характерных новостей.

-----------------------------------------------------------------------------

МОСКВА, 14 окт - РИА Новости. Ни один инвестор, работающий в Москве, на сегодняшний день не заявлял о приостановке работ на уже строящихся на территории города объектах, заявил во вторник на пресс-конференции главный архитектор столицы Александр Кузьмин.

"Пока ни один из инвесторов не заявлял, что бросит какой-либо объект из тех, что уже возводятся. Это касается и комплекса "Москва-Сити", - сказал он.

По мнению главного архитектора Москвы, задача минимум в настоящее время состоит в том, чтобы "достроить то, что мы уже начали строить".

Градостроительный совет Санкт-Петербурга в целом одобрил концепцию строительства общественно-делового района на Малой Охте, где, по проекту "Газпрома", должно будет располагаться огромный небоскреб. Об этом сообщает "Интерфакс".
По словам главного архитектора Санкт-Петербурга Александра Викторова, обсуждение проекта было сложным, однако участники совета пришли к выводу, что район необходимо развивать и, в частности, создать архитектурную доминанту. Он также добавил, что строительство небоскреба вполне возможно, однако "нужно еще раз посмотреть пространственное и масштабное соотношение этого объекта с основным пространством Hевы".

Напомним, что из-за строительства "Охта Центра" Всемирный фонд памятников (World Monuments Fund) включил историческую линию горизонта Санкт-Петербурга в список 100 объектов всемирного наследия, находящихся в особой опасности. по мнению специалистов фонда и многих петербуржцев, небоскреб испортит линию горизонта Северной столицы.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров отметил после совета, что любой город был бы счастливо получить штаб-квартиру такой компании как "Газпром", поскольку она является одной из крупнейших компаний мира.

Концепция застройки Малой Охты постепенно меняется. Если ранее говорилось только о создании огромного офисного здания, то сейчас часть пространства займут парки, спортивные и культурные комплексы. Также здесь планируется создать музей современного искусства и театрально-концертный зал. Предполагается, что офисы "Газпрома" займут только 16 процентов от общей площади района, а 35 процентов будут отведены под общественные функции. Оставшиеся 49 процентов займут разнообразные бизнес-центры. Общая площадь застройки - 71,4 гектара.

Особенность российского градостроения - огромное количество занятых в нем иностранцев-гастарбайтеров, прежде всего нелегальных мигрантов. Специалисты уже не раз отмечали, что стройки стали основным прибежищем для нелегалов. Пока эти люди отделены от остального общества забором стройплощадки, пока у них есть крыша над головой и кое-какой заработок, можно говорить лишь о нарушении закона и прав мигрантов, но не более того.

Однако стоит закрыть стройки и выкинуть гастарбайтеров на улицу, как дело примет совсем иной оборот, считает Михаил Делягин. В целом, сейчас в России, по оценкам экономиста, около двенадцати миллионов гастарбайтеров. Один миллион - на легальном положении, одиннадцать миллионов - на нелегальном. Из них 6,5 миллиона занято в строительстве. Делягин прогнозирует, что от одного до 1,5 миллиона гастарбайтеров сохранят свои рабочие места на стройках, которые уцелеют. Еще один миллион сможет найти себе другие рабочие места или - вовремя убежать. Но минимум четыре миллиона человек окажутся на улице - вне закона и вне общества. "Для них это будет угроза голодной и холодной смерти, потому что они, как южане, более чувствительны к зиме, которая надвигается. С другой стороны, для жителей крупных городов это означает резкий рост преступности. И, что очень существенно, это будет жестокая преступность, потому что люди будут бороться за физическое выживание", предостерегает Делягин.

Deutsche Welle

Как сообщал «Новый Регион», накануне появилась информация, что в компаниях «ДОНстрой» и «КРОСТ» под сокращения попали не менее половины работников. По данным ресурса ikd.ru, массовые увольнения продолжаются во многих строительных организациях города уже неделю. В строительных компаниях «ДОНстрой» и «КРОСТ» эту информацию «Новому Региону» опровергли. Между тем скандал получил продолжение. РИА «Новый Регион» провел собственное расследование, в результате которого информация об увольнениях на московских стройках все-таки получила подтверждение.

 «Понятно, что в первую очередь под сокращение попадут приезжие, мигранты, их сейчас пытаются из общежития выживать. Какая-то часть из них после сокращения уедет, а какая-то часть останется в Москве. И некоторый процент оставшихся пополнит ряды криминального мира. Это вполне можно ожидать», – считает Сергей Удальцов.

 ---------------------------------------------------------------------------

Стратегический долгострой

Несмотря на бодрые заявления чиновников, корректировка на понижение вплоть до полного свертывания нависла над всеми стратегическими проектами Петербурга. Единственный из них – стадион на Крестовском острове — не только не потеряет в весе, а ему более чем в три раза будет увеличено финансирование. Причем, «втравила» Смольный в эти безумные расходы компания «Газпром», вышедшая из игры при первых же признаках кризиса.

Скоропортящиеся продукты

Смольный как-то неадекватно отреагировал на кризис при корректировке бюджета на следующий год. По предварительным подсчетам чиновников, бюджет Петербурга в следующем году недополучит почти 26 млрд руб. Так снимается с госпайка строительство «Охта центра». Но эти средства пройдут не на закрытие финансовой бреши, а на другой амбициозный проект — стадион на Крестовском. При этом урезаются программы по благоустройству и капремонту, развитию метро и реконструкции взлетно-посадочной полосы «Пулково».

Слова чиновников стали «быстро портящимися» — сутки не выдерживают. Например, 12 ноября вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский заявил, что крупные стратегические проекты под секвестрование не попали (за исключением «Охта центра»). Но уже на следующий день журналистам было заявлено, что реализация проектов на основе частно — государственного партнерства (ЧГП) в Петербурге сегодня невозможна. Между тем, по схеме ЧГП должны были финансироваться стратегические транспортные проекты.
Многие депутаты уверены, что это не последняя «игра на понижение». Так что и бюджет нынче становится «быстро портящимся» продуктом.

Скандалист N1

Практически все стратегические прожекты сопровождает сильное противостояние в обществе. Недосягаемым лидером по разжиганию конфликта является ОАО «Газпром» — его проект сопровождает особый накал страстей.
Так общественные слушания по проекту «Охта центр» (400-метрового офиса компании N1) обеспечивал ОМОН, из-за спин которого организаторы мероприятия и доводили до сведения «слушателей» свою информацию (http://www.rosbalt.ru/2008/06/28/498670.html ). Петербуржцы подавали в суд, но проиграли в неравной борьбе (http://www.rosbalt.ru/2008/04/15/474798.html ). Скандал вылился далеко за пределы Петербурга и России. К губернатору неоднократно обращались международные сообщества с просьбой остановить этот проект.

Амбиции главы «Газпрома» оптом перечеркивают классические панорамы исторического города. Более того, проект небоскреба почему-то должен быть оплачен из городской казны — этакая изощренная форма самоубийства.
Но есть и один чрезвычайно положительный момент во всей этой странной истории. Археологи, ведущие работы на территории предполагаемого строительства офиса, уже докопались до ряда уникальных открытий. И работы эти пока продолжаются.

Цена амбиций

Со спортивной ареной для «Зенита» расклад вышел тот же. Первоначально Смольный планировал построить стадион поскромнее и на условии «50 на 50» с «Газпромом» (владельцем футбольного клуба «Зенит»). Но глава компании N1 посчитал, что клуб достоин большего, и «комсомол сказал: «есть», заказав проект по нормативам UEFA и FIFA. Остановились на предложении японского зодчего Kisho Kurokawa. Адаптацией проекта к российским реалиям занимаются москвичи. Главный архитектор доработчиков — сотрудник ЦНИИСК имени Кучеренко Александр Коханов еще год назад предсказывал, что лимит в $250 млн, который был заявлен при проведении конкурса, будет превышен в два раза. Его прогноз не оправдался — госэкспертиза оценила бюджет проекта более чем в три раза. И все эти средства (24 млрд рублей при городском бюджете 380 млрд!) нужно изыскать в казне. Никакого софинансирования не получилось: «дружба» не выдержала испытания кризисом.

Отдельная тема – финансовая сторона этих затей. История проектов достойна того, чтобы ей заинтересовалась прокуратура. В подготовку стройплощадки под Охта центр уже закопали несколько млрд рублей: в течение 2006-2007 года бюджет вложил в это почти 3 млрд рублей, столько же (2,94 млрд) должен был списать и в этом году. Не многовато ли?

Как пояснили чиновники, трехкратное увеличение стоимости стадиона связано с тем, что японский архитектор не доучел затрат на фундамент, выдвижное поле и трансформирующуюся крышу (заметим, что этот архитектор построил не одну спортивную арену международного класса).

Скорость притормозили

Согласно последним заявлениям Михаила Осеевского (их «свежесть» не гарантируется), для того, чтобы реализовать такие проекты как Орловский тоннель и надземный экспресс, необходимо изыскать кредиты на 10-20 лет. А это сейчас невозможно.

Как сказал вице-губернатор Александр Вахмистров, пока не ясна ситуация и с Западным скоростным диаметром (ЗСД). Возможно, сроки его реализации придется пересмотреть, и проект будет изменен.

Проект «Западный скоростной диаметр» включает строительство платной городской автомагистрали скоростного движения для подключения улично-дорожной сети к федеральным дорогам. Трасса призвана обеспечит кратчайшую связь между северо-западными, центральными и южными районами горда. Сроки проекта: 2004 – 2010, бюджет: $2,9 млрд, форма реализации: частно-государственное партнерство (ЧГП).

Такая же форма финансирования и у других стратегических транспортных проектов. Так Орловский тоннель должен создать непрерывную связи лево- и правобережных районов, которая позволит увеличить пропускную способность Невы и, как следствия этого — Волго-Балтийского водного пути. Сроки проекта: 2005 – 2010, бюджет: $981 млн.

Первый этап (южная ветка, бюджет — $420 млн) реализации проекта строительства легкого метро «Надземный Экспресс», который в итоге должен соединить 5 районов города, планировалось реализовать уже в этом году.

Пока нет никаких заявлений по поводу проекта «Морской пассажирский терминал» (бюджет — $1042 млн, включая 205 млн из федерального бюджета). Проект включает углубление и реконструкцию существующей прибрежной акватории. Почва, поднятая со дна, будет использоваться для создания новых территорий. Строительство нескольких терминалов и семи новых пирсов для швартовки больших морских кораблей будет осуществляться на существующих и новых намытых территориях. Также территория будет использоваться в коммерческих целях: строительство жилой и коммерческой недвижимости, отелей (проект «Морской фасад»).

Против этих проектов яростно выступают экологи и жители домов, оказавшихся в зоне влияния строительства. Ученые предупреждают, что последствия нарушения экосистемы Юнтоловского заповедника вследствие строительства и эксплуатации Западного скоростного диаметра (ЗСД) автотрассы могут очень дорого стоить Петербургу – вплоть до климатического сдвига (http://www.rosbalt.ru/2008/04/04/471861.html).

Работы по строительству «Морского фасада» на Васильевском острове увеличивают мертвую зону Невской губы, утверждают биологи. Реализация проекта скажется на техническом состоянии как вновь возведенных зданий, так и существующих (http://www.rosbalt.ru/2008/04/02/470910.html).

Что касается Орловского тоннеля, который увеличит пропускную способность Невы, то Роспотребнадзор настаивает на том, что необходимо запретить транспортировку нефтепродуктов по Неве вообще (http://www.rosbalt.ru/2008/06/16/494466.html ).

Мысленно с вами

Причислен к лику стратегического и проект комплексной застройки территории «Балтийская жемчужина», реализацией которого занимается ЗАО «Балтийская жемчужина» (Китай, Шанхай). Если все пойдет по плану, к 2013 году Петербург получит новый микрорайон в юго-западной части города (Петергофское шоссе — Южно-Приморский парк — акватория Финского залива), в котором будет проживать более чем 35 000 жителей. Общая сумма инвестиций в проект уже увеличилась с $1,3 млрд до $3 млрд. На сегодня это один из самых крупных в Петербурге проектов комплексной застройки территории.

Смольный пообещал обеспечить проекту «зеленый свет». Под этим понималось не только то, что все разрешения на застройку будут выдаваться в положенные сроки, без волокиты. Также администрация взяла на себя обязательство ликвидировать дефицит в коммунальных ресурсах Красносельского района, на территории которого проект реализуется. Напряжение по энергоснабжению должна была снять новая Юго-Западная ТЭЦ, построить которую вызвалась компания «Синтез».

Кроме того, на «Балтийскую жемчужину» был развернут «Надземный Экспресс» — именно со строительства южной ветки, делающей петлю вокруг новых кварталов, должно было начаться развитие легкого метро в Петербурге.
Похоже, Смольный отказывается от своих «джентльменских обязательств», и надолго. Заявил о своей недееспособности и инвестор ТЭЦ. По последним данным, ТЭЦ будет переведен на госкорма. Можно предположить, что это кардинальным образом скажется на «меню» стройки. По словам Александра Вахмистрова, проект «Надземный Экспресс» придется задержать, как минимум, на один год. Михаил Осеевский, похоже, это срок отодвигает еще дальше.

Таким образом, под большим вопросом оказывается своевременность, качество ресурсообеспечения и транспортная доступность застраиваемой территории. Особенно, если учесть, какие нагрузки добавляются на изношенные источники. Уже сегодня добираться с Юго-Запада до ближайшего метро в час пик — занятие не для слабых. После завершения проекта к этому добавиться еще более 35 тыс. человек. Все это очень сильно бьет по инвестиционной привлекательности жилой недвижимости, которую в сентябре компания «Балтийская жемчужина» выставила на продажу (http://www.rosbalt.ru/2008/09/29/528051.htm ). Правда, инвестор уверяет, что продажи, несмотря ни на что, идут неплохо.

Стагнация

Что касается стратегического проекта «Новая Голландия», то сроки его реализации, скорее всего, удлинятся, а проект подвергнется корректировке, сообщил Александр Вахмистров.
По результатам международного архитектурного конкурса на реконструкцию острова Новая Голландия победил проект английского архитектора сэра Норманна Фостера (Norman Foster). Бюджет проекта — $378 млн. Внебюджетные инвестиции закреплены долгосрочным договором аренды сроком на 99 лет на реконструируемые объекты, правами собственности на вновь возводимые объекты, правами собственности на участки земли под вновь возводимыми объектами (по желанию инвестора).
Эксперты считают, что реализация этого проекта приведет к утрате архитектурного ансамбля. Они советуют петербуржцам сходить и попрощаться с ним (http://www.rosbalt.ru/2008/05/24/487200.htm ).

Пока подтверждено финансирование второй сцены Мариинки. Как заявил Александр Вахмистров, в федеральном бюджете деньги уже заложены на следующий год. Однако опасность появления второй печально знаменитой ямы в городе (http://www.rosbalt.ru/2008/06/20/496204.html) остается.

Ирина Кравцова

 http://www.rosbaltpiter.ru/2008/11/24/544145.html

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.