Возможный кризис туристической индустрии

"Мировой финансовый кризис уже успел основательно задеть российский туристический рынок, однако сильнее всего этот катаклизм проявит себя в турбизнесе в январе-феврале будущего года, когда как раз и стоит ожидать наибольшее количество банкротств среди турфирм. Об этом в понедельник на пресс-конференции, посвященной кризису, рассказывали представители Ассоциации Туроператоров России (АТОР).
"Вплоть до настоящего времени текущий год по объемам продаж можно было считать удачным: выездной рынок рос как на дрожжах. Только за первые полгода российский поток вырос на 27%, в то время как в мире аутгоинг вырос всего лишь на 5%", - сообщил вице-президент АТОР Владимир Канторович. Причем такой рост в России, как подчеркнул эксперт, происходил на крайне неблагоприятном фоне, когда цена на авиаперевозку росла галопирующими темпами. Тем не менее, даже такой потенциал российского рынка не помог туроператорам завершить летний сезон в плюсе. "Впервые за 17 лет истории российского турбизнеса в этом году на рынке нет ни одного крупного туроператора, который по итогам летнего сезона смог бы декларировать о своих успехах", - считает Инна Бельтюкова, гендиректор компании "Капитал-тур", также принимавшей участие в пресс-конференции.

По оценкам эксперта, первые признаки рецессии на российском туристическом рынке появились в начале III-го квартала. "В мае еще наблюдался рост продаж, а уже в июне наметился спад", - пояснила г-жа Бельтюкова. При этом туррынок, в отличие от многих других секторов экономики, пострадал вдвойне: он не только одним из первых почувствовал на себе приближение кризиса, но и не смог для себя создать финансовую "подушку". Ведь топливные сборы полностью никогда не компенсировали постоянный рост цен на авиаперевозку, и туроператоры вынуждены были частично доплачивать за туристов из своего кармана.

В итоге рынок подошёл к рубежу целой череды банкротств. "Многие туроператоры работают в минус не один год подряд, покрывая убытки за счет финансового притока из-за постоянно возраставшего турпотока. Таким образом, такие туроператоры фактически создавали своеобразные финансовые пирамиды", - считает Владимир Канторович. Но сейчас, в момент начала мирового финансового кризиса турпоток у туроператоров объективно стал снижаться, и "оборотка" перестала покрывать их убытки. В результате не всем турфирмам хватит денег даже для текущей деятельности, тем более, что и кредитов теперь многим из них уже не получить.

Когда же ожидать наибольшую глубину кризиса в туристической отрасли? По мнению Инны Бельтюковой, учитывая, что туристический спрос имеет некоторую инерцию, на туристическом рынке России кризис сильнее всего проявится в январе-феврале. "Именно тогда стоит ожидать наибольшее количество проблем в отрасли", - считает эксперт. При этом в самое ближайшее время весьма вероятен даже обратный процесс - небольшой всплеск туристических продаж: многие туристы перед наступлением кризиса хотят успеть отдохнуть. А вот следующий подъем стоит ожидать лишь на волне отложенного спроса, который проявится уже после окончания основной фазы финансового кризиса."

http://travel.mail.ru/news/49707/



 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.