"В Таврическом саду купил я дачу..." - аналитическая статья Артемия Александрова в петербургском еженедельнике "Дело". Знаменитый пейзажный парк Таврического дворца, напротив которого уже строится "первый фешенебельный квартал", может превратиться в часитную жилую территорию.
"На фоне помпезных заверений первых лиц СПб в неприкосновенности петербургского культурно-исторического наследия, в городе разгорается очередной скандал: на месте цветочных оранжерей в охраняемом государством Таврическом саду может быть построен многофункциональный общественно-деловой комплекс.
На прошлой неделе СПб отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) обратилось с письмом к председателю Совета Федерации РФ Сергею Миронову, в котором просит воспрепятствовать застройке северо-западной части территории федерального памятника "Таврический дворец с садом". Дело в том, что купец Алексей Редозубов (входит в советы директоров различных компаний), с 2006 г. владеющий участком в Таврическом саду в 2 гектара, на котором с XVIII в. и до настоящего времени располагаются цветочные оранжереи (ныне представляющие собой ветхие теплицы), намерен построить здесь многофункциональный общественно-деловой комплекс общей площадью около 50 тыс. кв.м.
Цветами сыт не будешь?
Оранжерейный участок был продан в частные руки еще в 2003 г., когда сельскохозяйственный производственный кооператив "Цветы" подвели под процедуру банкротства, а принадлежавшие ему производственные площади выставили на продажу, передав в итоге ООО "Базис" (причем по стоимости в четыре раза ниже балансовой - всего за 10,8 млн. руб.). На взгляд авторов письма, обстоятельства сделки заслуживают отдельного специального расследования, т.к. продажа памятников в РФ, по закону, стала возможной лишь с 1 января 2008 г. Кроме того, следует учесть, что "Таврический дворец с садом" - единственный в СПб дворцово-парковый комплекс XVIII в., сохранявшийся до XXI века как целостный объект, - имеет тройную степень защиты: охранная зона исторического центра, неотъемлемая часть объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО и, наконец, собственно территория памятника федерального значения. Каждый из этих пунктов предполагает недопустимость нового строительства в принципе.
Однако в 2004 г. по заказу нового хозяина архитектурная мастерская Татьяны Славиной провела экспертизу и выдала заключение, что данная территория памятника "деградировала", а потому может быть выведена из границ объекта культурного наследия и отдана под новое строительство зданий высотой до 17 м. В октябре 2005 г. с этим заключением согласилась Росохранкультура. КГИОП же с выводами экспертизы согласился отчасти - признал факт утраты исторической планировки территории, но идею "подкорректировать" границы памятника отверг. На сем садостроительные баталии временно стихли.
И вот в 2006 г. у оранжерейного комплекса появился новый собственник - Алексей Редозубов, который, опираясь на результаты старой экспертизы, заказал проект многофункционального комплекса в архитектурной мастерской Рейнберга и Шарова и вновь просит чиновников вывести участок из границ памятника.
...Такая перспектива кажется более чем реальной, если вспомнить майское интервью главы городского комитета по градостроительству и архитектуре, главного архитектора СПб Александра Викторова: "Таврический сад и до революции был частным садом, и стоял в нем частный особняк с белыми колоннами, где жил князь Потемкин-Таврический. И теперь этот особняк стоит. Жизнь менялась, в советское время там появился киноцентр "Ленинград". Потом - детский "ледовый дворец". Сад и так уже изменился. Так почему нельзя эту измененную часть передать под новый достойный проект? Пусть строят".
..."Дай волю таким чиновникам, так они и Летний сад, и Марсово поле застроят, - мрачно говорит Александр Марголис, обращая внимание на то, что генплан вряд ли защитит Таврический сад. - Генплан - очень пластичный закон. Эта "твердая основа", как ее называют чиновники, на самом деле корректируется раз в полгода. Так, у нас раньше была объединенная охранная зона в центре, но потом придумали лакуны, на территории которых режим охраны не действует и где разрешается строительство. Увы, все законы чиновники трактуют вольно. Мы живем в стране, где законы четко реагируют на коммерческий интерес, а когда такое реагирование невозможно, появляется т.н. стратегический инвестор и нам говорят: "Ну, господа, помилосердствуйте, для такого инвестора какой же может быть высотный регламент!"..."
http://idelo.ru/515/15.html