<Гунькина архитектура> - петербургский памфлет Михаила Золотоносова

В трех номерах петербургского еженедельника <Дело> (14.07, 21.07 и 28.07.08) опубликована остро полемическая статья историка Михаила Золотоносова, который предметно иследует процесс уничтожения городской среды Санкт-Петербурга. Статья вызвала большой резонанс; она заслуживает внимания всех, кто хочет понять градостроительные стратегии современных застройщиков.

"У знаменитого Незнайки, героя повести Н. Носова, был друг, коротышка Гунька. Этому Гуньке принадлежит тонкое наблюдение в области музыки: музыка тем лучше, чем она громче. Проецируя этот афоризм на архитектуру, получим: чем здание выше, тем оно лучше.

Именно так должны рассуждать коротышки, и по этому руководящему принципу старый Петербург уничтожается новым. Это идеология и психология бесчисленных гунек, которые теперь дорвались до власти и денег и правят бал. Вместе с тем, переход к тому катастрофическому состоянию, к которому мы уже пришли, был постепенным, т.е. были некие исходные события, которые при историческом анализе можно принять за начальные. И была общая атмосфера, кодировавшая сознание и поведение и облегчавшая движение именно по этому пути. Я в данном случае имею в виду сигналы, которые шли с самого верха.

Торжество антиисторизма
Исходное состояние, если брать высотное измерение Петербурга, хорошо описано в путеводителе 1986 г.: "Город, где невиданных ранее вершин достигла человеческая деятельность во всех областях, выразил себя и в совершенной гармонии произведений зодчества. Небывалая соразмерность водных просторов, низменного равнинного пространства, строго уравновешенной и единой в своем разнообразии архитектуры, пронизанной незабываемым светом белых ночей, сделали Петербург, самую северную из столиц, одним из прекраснейших городов мира".

Панорамы акватории Невы - одна из главных ценностей и достопримечательностей - и была, в первую очередь, непоправимо испорчена гунькиной архитектурой: начиная от "Монблана" и новой биржи с "Финансистом" на пару и заканчивая проектом газоскреба. Тяга гунек погубить самое лучшее естественна: если уж ходить, то по-большому. И, конечно, в самом красивом... >> http://idelo.ru/517/17.html

 "Вот тут и заключено лукавство: во-первых, не новые здания - биржа и "Финансист" - будут восприниматься на фоне старых, а, наоборот, старые - на фоне новых, которые будут над ними уродливо торчать, закрывая небо; во-вторых, нет - и это всем теперь понятно - такого архитектурного решения, которое сделало бы эти два новых дома-гиганта незаметными, не может быть "корректного архитектурного решения" в принципе. Это наглая ложь, симптом крушения морали. Но итогом лжи становится циничное разрешение поставить на самой границе объединенной охранной зоны очередную дурынду высотой более 60 м. Ясно, что расчет на то и был, чтобы отовсюду было видно, чтобы о себе, о своей дурацкой бирже заявить.

Сейчас люди, которые знают Т. Славину по прежней работе и пытаются ее защищать, говорят, что она уже старая, реально давно отошла от дел, а всем занимается В. Полетайкин, генеральный директор ООО "Архитектурная мастерская Т.А. Славиной". Но какая разница? Значит, это В. Полетайкин, заработав на экспертизе деньги, одновременно разрушил петербургскую уникальность, sky-line, "соразмерность водных просторов, низменного равнинного пространства, строго уравновешенной и единой в своем разнообразии архитектуры", а Славина - его соучастник. Это и есть симптомы крушения морали.... >>  http://idelo.ru/518/14.html

"Очевидно, старые здания будут снесены, в чем можно быть уверенными, поскольку фоновая застройка практически обречена. Гунькам она не нужна. Опять-таки излишне говорить, что пересечение Садовой и Б. Подъяческой входит в объединенную охранную зону (ООЗ) и весь проект незаконен, но в наших условиях это означает лишь то, что у инвестора будут некие дополнительные траты, о которых не принято говорить вслух.

Место вроде бы не слишком презентабельное, однако у Б. Подъяческой есть одна существенная особенность: она проложена точно по лучу, выходящему на Исаакиевский собор (как говорят в архитектурных кругах, улица стреляет прямо на собор), и его золотой купол виден со всех точек этой непарадной улицы, оживляя ее и подымая в статусе. Понятно, что отель будут позиционировать через "вид на Исаакиевский собор". И действительно, купол тут, как на ладони, и весь район осенен его сиянием.

Однако все это при одном условии: если этот роскошный вид не будет перекрыт. А такая опасность есть, поскольку надстраивание превратилось в эпидемию. Скажем, вопреки проекту у всех на глазах надстраивают д. 5 по Литейному пр. - просто захотели и лепят кирпичи. Также надстраивают дом 54 по ул. Б. Морской - рядом с Домом архитектора. Понятно, что все это находится в ООЗ, но кого это останавливает или волнует? Дом архитектора (Б. Морская ул., 52) от этой стройки давно весь в трещинах, а примерно в этом месте проходит луч с Б. Подъяческой на Исаакиевский собор. Достаточно разрушить на Б. Морской ул. два-три зданьица, а потом влепить сюда какого-нибудь архитектурного бронтозавра, дойдя с 23-24 м до 50-60 м, - и всё, никакого вида с Б. Подъяческой не будет, он будет перекрыт. А устроить все это ничего не стоит. От любой стройки все трещит от фундамента до крыши. Но не потому, что ветхое и аварийное, а потому, что так ведется строительство - с целью разрушить как можно больше. Это и есть контролируемое разрушение исторического центра....

"...И вот вопрос: ради чего вся эта ложь про дефицит земли, кампания по увеличению плотности застройки и т.п.? А вот для чего. Как сообщило 26 июня 2008 г. "БН.ру" (информационно-аналитическое издание о недвижимости), около 65% строящейся недвижимости в Петербурге покупают иногородние. Фактически строительство, уничтожающее исторический центр, создание небоскребов - все это делается ради продажи квадратных метров тем, кто в Петербурге не живет вовсе. И то, что красиво именуется "исполнением жилищной программы Петербурга" на самом деле является просто торговлей городской территорией. И сюда же относится реновация кварталов с домами первых массовых серий, депортация людей (при отсутствии правовой базы для этого). Все это затеяно по принципу, сформулированному еще дедушкой Крыловым: "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать".

Территория города теперь служит прибыли, а не горожанам. Отсюда идет запрос и на гунькину архитектуру: выше, плотнее, невзирая на уничтожение предметов охраны, панорам и т.п.
Забавно звучит пассаж из письма В. Гольмана губернатору В. Матвиенко (июнь 2005 г.) с просьбой разрешить строительство "Финансиста", нарушающее высотный регламент: "Во исполнение жилищной программы Санкт-Петербурга..."

Ради развлечения посчитаем: из 18 этажей "Финансиста" 12 этажей будут куплены (или уже куплены) иногородними, которые просто помещают таким образом капиталы. Остальные квартиры наверняка купят не те граждане, которым надо улучшать жилищные условия. И вот ради иногородних, ради их 162 квартир в этом доме, стоило губить панораму Стрелки - одну из главных видовых ценностей Петербурга? А если бы дом строили дейтвительно "во исполнение жилищной программы Санкт-Петербурга", он мог бы быть всего лишь 6-этажным, имея высоту не более 25 метров.
Примерно такая же ситуация с биржей: если бы сохранились 13 тыс. кв. м, которые были зафиксированы в распоряжении Собчака 1993 г., здание имело бы высоту вдвое меньшую, т.е. те самые 32 м, которые предписаны высотным регламентом.

Впрочем, как обещал астроном А. Финкельштейн, через 28 лет о Землю крепко ударится астероид, так что есть надежда, что тогда уж все отступления от высотного регламента в Петербурге будут исправлены сразу и навсегда."

>> http://idelo.ru/519/14.html




 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.