"Moscow Flower Show" 2013 (15-23.06.2013) - Парк Горького на фоне Челси

Сад Культурный масштаб. Автор - Лидия Александровна Леонтьева
Сад Культурный масштаб. Автор - Лидия Александровна Леонтьева

В зеленой приречной части старого Лондона уже сто лет проходит самая знаменитая выставка садового дизайна. Хотя и называется она скромно, Chelsea Flower Show, ее предназначение – показ моды и творчества в области садового, а не селекционного искусства. И вот в зеленом центре Москвы, на участке размером более двух гектаров открылось схожее по теме и правилам состязание в искусстве садов. Это уже вторая выставка, и можно только радоваться такому ежегодному украшению московского лета. Жесткий отбор призеров проводило международное жюри, в которое входили, среди прочих специалистов, победитель последнего Челси Крис Бредшоу и наша коллега София Сергеевна Веселова.

Садовый гном XXI векаСкульптура из арбузов!
Садовый гном XXI векаСкульптура из арбузов!

Строгий отбор, поиск достоинств и недостатков повлиял на выбор жюри – как и в фигурном катании, одни считают несправедливым то, другие это. Подробный отчет о выставке помещен на профессиональном портале "Гарденер": http://www.gardener.ru/events/exhibition/cat1282.php. Мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями, вовсе не совпадающими с результатами конкурса.

Зазеркальный японский сад МТС
Зазеркальный японский сад МТС

Первое и самое яркое из впечатлений – сразу за полотняной оградой начинается иной мир, плотный, разнообразный и многокрасочный. Все экспонаты интересно разглядывать. "Садов без сада", инсталляций на отвлеченные темы здесь почти не было. Все начиналось с геопластики, фактуры дорожек, блеска водоемов, танцевальной стати малых форм. Я мог бы насчитать десятка три работ, которые порождают яркие художественные переживания.

Даже рекламные сады Moscow Flower Show-2013 были на удивление интересными
Даже рекламные сады Moscow Flower Show-2013 были на удивление интересными


Даже рекламные композиции на этой живой выставке были поразительно яркими. Многим, я думаю, запомнилось слово FERTICA, над и под фанерными буквами которого задорно топорщились травы и грибы. Еще более удивительным оказалось яйцо МТС (бюро "Декоратор" и "Мисс Грин"), сквозь которое, как сквозь ворота китайского сада, люди попадали в пространство с зеркальной стеной.

Изобретая сады (Studio Limes)Многие композиции были дополнены садовыми малыми формами отличного стиля
Изобретая сады (Studio Limes)Многие композиции были дополнены садовыми малыми формами отличного стиля

В насыщенной среде выставки попадались (и не очень выделялись!) работы известных западных мастеров. Я смотрел сначала на композиции, а потом на этикетки, чтобы они не отвлекали от собственных суждений. Мне понравился крепко скроенный из квадрата воды и круга красного дощатого помоста сад под названием "Изобретая сады". Он оказался работой трех итальянцев из бюро "Studio Limes Architettura del Paesaggio" – Анны Ламбертини, Тессы Маттини и Марко Пачини. Один или два садовых уголка были выполнены английскими дизайнерами – на мой взгляд, композиции достаточно простые.

Возрождение Марса. Авторы - Александр и Екатерина Жуковы
Возрождение Марса. Авторы - Александр и Екатерина Жуковы

Среди медалистов оказались авторы концептуального проекта "Возрождение Марса" Александр и Екатерина Жуковы. Сквозь невысокие, частично застекленные дуги там был виден песчаный бархан и деревянный стул рядом с видавшим виды ящиком-столом. "Беседка – внешняя часть станции на планете Марс, предназначенная для отдыха". Благодаря крепкому пространственному построению образ одинокого человека под звездным небом действительно был зримым.

Скотный двор. Авыторы - Кирилл Баир, Дарья Лисицына
Скотный двор. Авыторы - Кирилл Баир, Дарья Лисицына

Среди "чистых", не садовых инсталляций мне показалась весьма стильной, несмотря на увядшую тему, композиция "Скотный двор" (Кирилл Баир, Дарья Лисицына). Призывы экспликации – "Сад посвящен политической борьбе на скотном дворе, подробно описанной в повести Оруэлла... Давайте поговорим о важном без надрыва, в непринужденной обстановке, среди скульптур, сидя на стогах с сеном" – меня оставили равнодушным. А вот отлично вырубленные и размещенные статуэтки гусей, коз, голова Ленина в птичьей клетке и черный Император Палпатин были полны выдумки и вкуса.

Юта Арбатская......и Константин Вихляев со своими новыми книгами на Moscow Flower Show-2013
Юта Арбатская......и Константин Вихляев со своими новыми книгами на Moscow Flower Show-2013



На выставке мы повстречали наших дорогих крымских друзей Юту Арбатскую и Константина Вихляева, как всегда, с новыми книгами об истории садов, роз и людей. Самая последняя из них – "Розовый сад русского дворянства".

Сад одной розы (Марина Антохина, Людмила Воронкова, Андрей Топунов, МАРХИ)
Сад одной розы (Марина Антохина, Людмила Воронкова, Андрей Топунов, МАРХИ)

Недалеко от их стенда находилась композиция, также связанная с царицей цветов – "Сад одной розы" (Марина Антохина, Людмила Воронкова, Андрей Топунов, МАРХИ). Работе присуждена золотую медаль, но мне она показалась надуманной: несколько клиньев розовой кисеи, растянутых в виде зонта, и лепестки, осыпающиеся на примитивно воспроизведенные кристаллические формы Врубеля. Именно Врубелю эта работа и была посвящена, но ни дух его формы, ни тем более садовое пространство здесь не выражены.

Аллегория (Юлия Емельянова, Сергей Янченко
Аллегория (Юлия Емельянова, Сергей Янченко


Зато прекрасное, яркое впечатление оставил сад-комната "Аллегория" (Юлия Емельянова, Сергей Янченко, "Base Relief"). Описание его довольно претенциозно ("вдруг мы замечаем тысячи маленьких дырочек в конструкции - мириады световых пятен - как полотно, окружающее нас, и дающее естественное освещение. Но привлекает наше внимание другое - в центре столб света, свисающие лианы, а внизу - аллегорическая композиция - игра, как и пространство - понять и разгадать которое каждый посетитель решает для себя сам...) И все же оно полностью оправдывается! Несмотря на болотный "туман" из увлажнителя, оптический и пространственный эффект получился чрезвычайно поэтичным.

Композиция Приплыли. Автор - Андрей Уколов
Композиция Приплыли. Автор - Андрей Уколов

Безусловным фаворитом публики оказался сад Андрея Уколова "Приплыли". Это большой высокий бассейн с ярким сочным отражением неба и пышнейших роз, плывущих в декоративных лодках. Чрезвычайно просто и выразительно, технические ухищрения скрыты, а образ буквально сияет. Очень украшали композицию деревянные борта, на которых можно было сидеть.

Сад Культурный масштаб
Сад Культурный масштаб


Но первым и главным садовым номинантом стал сад под метафорическим названием "Культурный масштаб". Это огромный фрагмент ушедшего Парка Горького – часть аллеи 1930-х годов с декоративными вазами и театральным растительным заполнением. "Строгий стройный ряд космических ваз с великолепной росписью в обрамлении простых, всем знакомых и любимых растений. Микс из высоких мальв, разбавленный краснолистным графичным гибискусом Hibiscus Mahogany Splendor, подбит смесью из космеи Sonate carmine и редкой завораживающей кроваво-красной с нотками трагизма в лепестках космеей Cosmos atrosanqueneus, издающей тонкий запах шоколада. Оптимизм оранжевого колеуса Wisard Sanset с контрастным вкраплением драматичного колеуса Dark Chocolate на жизнеутверждающей ноте завершает композицию." На самом деле вазы не "космические", а пейзажные – олени, сбор винограда, спортсмены – какими они и были в те далекие годы. Растительные бордюры отлично передают дух эпохи изобилия – они почти агрессивно возвышаются ярус за ярусом, меняя свои сочные темные цвета. Это работа маститого московского мастера Лидии Александровны Леонтьевой, которая после благоустройства Коломенского стала главным садовым архитектором Парка Горького.

После выхода с выставки то тут, то там встречались недавно воссозданные части "сталинского" ЦПКиО – цветники, бордюры, ваза из цветов. Надеюсь, что полноразмерная реконструкция Аллеи ваз вскоре займет свое место среди этих работ Лидии Александровны – и тем увеличит культурный масштаб парка.

Нынешний Парк Горького уже во многом напоминает довоенный
Нынешний Парк Горького уже во многом напоминает довоенный


Борис Соколов, 23.06.2013
Фото автора  

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.