VI Международный фестиваль «Императорские сады России» // ГРМ / 7-16.06.2013
Июньские праздники в Михайловском саду, которые проводятся с 2008 года, начинались с конкурса цветников и ландшафтных объектов довольно скромного масштаба. Благодаря любезному приглашению организаторов мне удалось побывать на шестом фестивале. Его название, "Плантомания", происходит от известного высказывания Екатерины II - "в моей плантомании первенствует англомания". Часть опубликованного мною исторического очерка об этой эпохе включена в сборник материалов выставки. Было особенно интересно познакомиться с уровнем ландшафтной культуры, который предлагали участники. Скажу сразу, что впечатление оказалось сложным.
На открытии и вечернем празднике традиционные выступления – приветствие руководителя общества садоводов России, преподнесение деревьев и цветов – соединялись с вычурными формами корпоративного шоу. Многих повеселили девушки с соломенными волосами и зелеными лицами, похожие на морских чертей из мультфильма, а вечерний праздник оживляли акробатки на ходулях и в смешных гротескных нарядах. Зеленые лужайки Михайловского сада видели примерно такое же сочетание "сада" и "шоу". Выставленные работы я бы разделил на три типа. Первый – декоративные композиции, изображающие предметы и идеи (окна-веера на траве, павлин с цветочным хвостом). Второй –инсталляции схожего устройства, но наделенные более общим, иногда метафорическим смыслом. Такими были готические арки в честь усадьбы Марьино и ее владелицы, связанной с образом Пиковой дамы.
Таким был интересный стенд Музея петербургского авангарда, сквозь проемы которого посетитель попадал на яркие дорожки супрематического садика. Третий же вид – просто сад, ландшафтный фрагмент с законченным пространственным решением, пластикой и образом. "Форма веера как нельзя лучше поддерживает тему сада, она подсмотрена у самой природы: изящные движения веера в руках прекрасных дам, как цветы, как роскошные крылья бабочек и птиц в экзотическом саду. Веер подает знаки, и в воздухе порхают неслышимые звуки пылких признаний, робости, сомнений, ревности и огорчений. "Сад олицетворяет модель мира. Ландшафтная композиция "Сад дождя" представляет собой конструкцию из хаотически расположенных деталей плавных форм, ассоциирующихся с лужицами после дождя, в центре которой устроен небольшой водоем. Над водоемом нависает полуарочная конструкция, выкрашенная в солнечных, оранжево-желтых оттенках, олицетворяющего образ солнечного луча, внезапно прорвавшегося сквозь ливень и озарившего серый, дождливый сад. Легкость и оригинальность этому элементу придают отверстия, через которые подается вода, олицетворяющая дождь". ""Зеленая волна": Стенд представляет собой открытый павильон, большая часть которого защищена крышей сложного рельефа, позволяющей продемонстрировать разные варианты озеленения крыш – как плоских, так и скатных. Вода, которая не впиталась зеленой крышей после полива, скапливается в самой низкой ее точке, образуя ручеек, который мягко стекает в специально установленный резервуар. Количество воды в резервуаре демонстрирует, какой небольшой объем воды требуется в естественных условиях для зеленой кровли, чтобы сохранить ее свежесть... Автор проекта – Габор Поттьонди". """Сад Пиковой Дамы": Авторы попробовали ландшафтными средствами представить зрителям свою интерпретацию пушкинского сюжета, проиллюстрировать изменчивость судьбы и иллюзорность человеческой мечты. В центре композиции, на фоне белой отсыпки, установлена кованая ширма, за которой скрывается уединенный сад, подобный собственным садикам при дворцах коронованных особ, с экзотическими растениями редких видов. Створки ширмы увиты оранжерейными и садовыми растениями темных оттенков и украшены символами роковых карт – тройка, семерка, туз. За ширму ускользает силуэт прекрасной Незнакомки в трепетном облаке цветущей белой виолы – бестелесный призрак Пиковой Дамы, символизирующий фортуну, безжалостно играющую страстями человека. Фигура роковой дамы выполнена из металлической проволоки и украшена шлейфом из белых цветов с изображением символа карточной масти "пики", выполненного из темнолистных растений".
"Ruderis muscipula (Цветок-мусоролов) – садово-парковая контактная кинетическая скульптура ...Авторы скульптуры – Вильгений Мельников и Максим Герасименко. Идея создания такой скульптуры была подсказана самой природой, которая настолько разнообразна, что в ней встречаются не только хищные животные, но и хищные растения. Среди них есть и растения-капканы. ...Мы надеемся, что наш "Цветок-мусоролов", как и живые растения, которые адаптируются к окружающим условиям, поможет экосистеме очищать себя от загрязнений окружающей среды, осуществляемой человеком. ...В отличие от живого цветка, наш цветок будет работать при нажатии педали, замаскированной рядом со скульптурой – он начнет открывать и закрывать "рот" и шевелить всеми волосками, которые есть на стебле".
Меня и многих других гостей на открытии очень порадовал сад с мало что обещающим названием "Яйцо Фаберже". Композиция была размещена на высоком овальном подиуме, окружена отличным травяным откосом и растительным бордюром, внутри же предлагала небольшое, но насыщенное путешествие – дорожка, ведущая сквозь ворота из красноцветных рододендронов, округлая площадь, в центре зеленый тисовый овал, от него полосы-лучи, и замыкающая рама из сиреневых и белых гортензий. Здесь главенствовали были пространство и образ – основы любого ландшафтного художества. Я обрадовался такому достижению нашей садовой культуры, но, как выяснилось, преждевременно. Автором композиции оказался берлинский ландшафтный архитектор Удо Дагенбах.
В дни фестиваля в Петербурге состоялось еще одно интересное событие из области садовой истории. На Санкт-Петербургском форуме в Эрмитаже был представлен проект издания двух ценнейших альбомов коллекции Петра I. Собрания чертежей Версаля и Марли, подаренные императору герцогом д'Антеном и послужившие основой для работ в Петергофе, хранятся в Библиотеке Академии наук и известны лишь специалистам.
В 2014 году французское издательство Конессанс-Мемуар (www.connaissance-memoires.fr) выпустит дорогостоящие факсимиле этих альбомов, и одновременно с ним – сборник материалов, включающих не только все репродукции, но и целый ряд статей российских и французских авторов. Организаторы проекта, с которыми я по счастливому стечению обстоятельств повстречался в БАН, рекомендовали мне и коллегам обратить внимание на предварительную подписку по сниженной цене. Вот что сообщается в буклете: "Сборник материалов на русском, французском или английском языке". 272 с., формат 24х32 см. Цены по подписке до 30.11.2013 – 70 евро + пересылка, после выхода в свет – 145 евро + пересылка. Адрес для переписки: cormery.c-c@wanadoo.fr. Поскольку на сайте издательства информации о книге пока нет, прилагаю ссылку на отсканированные мною страницы буклета: скачать страницу 1. скачать страницу 2. Вечер открытия фестиваля ознаменовался приятной и запоминающейся церемонией перед Мраморным дворцом. Садовникам Оранского дома – хранителям королевского парка в Хет Лоо – был вручен русский "оранж", а глава знаменитого селекционного дома Мейян, преодолев заторы по дороге из аэропорта, дарил дамам розы своего нового сорта.
Для меня этот праздник закончился еще одним сюрпризом – среди членов жюри оказался мой коллега и друг, хранитель садов Пруссии Михаэль Роде. Вечер был солнечным, и мы прошли на экскурсию в обновленный Летний сад.
Увидев его впервые после реконструкции, я постарался оставить (вполне законные) предубеждения – и в целом этот новый сад понравился. Первое, что следует отметить – старый темный Летний сад никуда не делся, его большие деревья все так же шелестят от Летнего дворца до Михайловского замка. Второе – скульптурные копии весьма хорошего качества и не нарушают общего впечатления. Третье – в центральной части на месте простых дорожек с кустарниками появились выразительные перголы с перспективными видами на фонтаны. И четвертое – боковая часть, прежде почти пустынная, стала насыщенным партером с "диким" фонтаном и регулярными рядами ваз и фигур. Общий вид и цвета подобраны близко к петергофским, и, видимо, не случайно. Два воссозданных петровских ансамбля теперь можно воспринимать в едином ключе. Мне понравились боскет-площадь, в котором теперь оказался памятник Крылову, выровненные зеленые берега Карпиного пруда с Эльфдаленской вазой. Жаль, что восстановлены далеко не все петровские павильоны, а возле оранжереи стоит невзрачный корпус инженерных служб. Очень радует находящийся неподалеку цветочный "огород" с грядками в духе петровских времен. И только одно место мне (и Михаэлю) не понравилось совсем – овальный пруд с неживыми, какими-то компьютерными беседками и оградой. Нехороша и мутная вода этого пруда. Думаю, раньше или позже эта часть сада будет переделана.
Общее впечатление от фестиваля – полпути от наивных "живых картинок" к подлинно садовому, образному творчеству пройдено. Остается пожелать авторам ближайших лет поскорее пройти его до конца. Борис Соколов, 17.06.2013 Фото автора |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |