"Зеленая Москва" (ЦДХ, 22.05-30.06.13) - образ будущей столичной среды

 

22 мая – 30 июня 2013 года в Центральном доме художника и окружающем его пространстве проходила выставка "Зеленая Москва". Экспозиция имела высокий статус (организаторы – Мосгорпарк и Expo-Park, куратор Елена Гонсалес), отвечающий сегодняшней моде на общественные парки. Основное содержание – информационные планшеты о прошлом и будущем зеленых зон Москвы, образцы ландшафтных форм и информация историко-экологических групп, самой известной из которых является Архнадзор. Кроме того, в залах были показаны примеры комплексной застройки Москвы – "Полуостров ЗИЛ", Центр детской гематологии, универмаг "Цветной".

Огромные стенды, которые показывали прежние и будущие виды Лужников, Сокольников, Строгина, стадиона Динамо, произвели на меня впечатление двух несовместимых миров. Было: уютное пространство для "исторического" человека, с густыми клумбами, плотными аллеями и благоустроенными площадками. Будет: обезличенная плоскость (читай – площадь) с мегаломанскими садовыми скамьями, цветными декоративными объектами, волнообразными навесами и помостами из светлого дерева – они хороши в Парке Горького, но становятся общим местом и уже начинают надоедать. Смотр показал сильный перекос интереса архитекторов в сторону этого интернационального "деревянного стиля". Он странно сочетается с остатками или воссозданиями сталинских аллей, цветников и статуй. Но главное – рассчитан этот стиль не на группы, а на толпы, и продолжает печальную традицию омассовленного досуга. Кроме того, было очень заметно стремление переработать исторические уголки города, взять ее как пустую территорию, пригодную для самовыражения новых архитекторов. Таково цветастое заполнение Сада имени Баумана, с фигурами, взятыми из картин Малевича, и яркими плоскостями, заимствованными из радикальных проектов супрематизма.

Парк Музеон, который, как оказалось, не принадлежит ни ЦДХ, ни Третьяковской галерее, становится архитектурным филиалом соседнего ЦПКиО. Польза от этого общегородского подчинения видна была уже на выставке. Дворы ЦДХ, прежде закрытые, пустынные и грязные, впервые стали частью экспозиционного пространства. Там разместились стенды производителей ландшафтных работ и градозащитных организаций, выступающих против крайностей этих работ. Стенды "Архнадзора" и "Партизанского садоводства" имели характер саморекламы – вычурные концептуальные тексты, листовки, автопортреты, изображения не спасенных ими сооружений.

Осуществленных "зеленых проектов" еще мало, и зал наполняли макеты и планшеты новых городских кварталов и зданий. В них господствовали два модных элемента – деревянные плоскости и зеленые искусственные холмы. Поскольку в большинстве случаев это всего лишь кучи земли над инженерными коммуникациями, их рациональность и долговечность крайне сомнительны. Сам же вид зеленого (в летний сезон...) кургана, неестественно выросшего над лугом, нарушает правило плавной естественности – основной закон ландшафтной культуры. Это особенно заметно на проекте Гематологического центра. В оформлении огромных корпусов, которыми застраиваются микрорайон Эдальго в Новой Москве и упомянутый детский центр, архитекторы решили соблюсти ту же агрессивность – формы их скучны и примитивны, но раскрашены в ярчайшие цвета, близкие к тем, что мы видим на "супрематической" площадке Сада Баумана.

Характерным и даже немного символическим для нынешнего этапа нашей архитектуры мне показался проект FreeДом. Летающая тарелка, заполненная гелием, предназначена для "гражданина мира" – полеты в город, лес, на море. "Вы свободны, оставаясь дома!". Эксклюзивная воздушная яхта, с которой можно взирать на ползающих по земле муравьев.

"Зеленая Москва" – чрезвычайно полезный смотр современной московской архитектурно-ландшафтной моды. Она показала: строить стильно, преимущественно из хорошего некрашеного дерева, нынешние архитекторы могут. Уважать историческую среду, соблюдать прежние законы создания общественного ландшафта – не стремятся. Лихорадочная работа по благоустройству московских зеленых территорий не оставляет времени на обсуждение и общественную экспертизу проектов. Вслед за лужковским строительным бумом начался период "дикого благоустройства", для которого парк эпохи Просвещения и пустырь на окраине, в общем-то, равны. Но следует отметить, что создает эту новую реальность новое поколение архитекторов – с большей культурой, часто с международным участием. И, возможно, мы переживаем следующий этап превращения исторической Москвы в приятный для прогулок, но безликий Мегалополис, город без лица.

Борис Соколов, 23.05.2013

 

 
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна.