Председатель Санкт-Петербургского отделения ИКОМОС о реконструкции Летнего сада: "Летний сад неузнаваемо преображается на наших глазах"В газете и на портале "Культура" от 14.10.10 помещено резкое выступление председателя Санкт-Петербургского отделения ИКОМОС, ведущего сотрудника КГИОП Сергея Борисовича ГОРБАТЕНКО. "– Летний сад неузнаваемо преображается на наших глазах. Его новый облик открывается каждому, кто подойдет к знаменитой решетке на берегу Невы; многое можно увидеть через Лебяжью канавку и кое-что даже через Фонтанку. Первое, что бросается в глаза, – обилие фонтанов. Второе – множество установленных вдоль аллей трельяжных решеток, предназначенных для будущей посадки шпалерника: они превратят ранее открытый в нижнем ярусе зеленый массив сада в узкие “коридоры”. Привычный Летний сад, в котором статуи воспринимались не только вдоль аллей, но и “выглядывали” в неожиданных ракурсах из-за зелени в его панорамах, существовать больше не будет. Художественный образ сада, его семантический код изменятся бесповоротно: теперь это уже не будет подлинный, хранящий все эпохи своего существования Летний сад. Появится новый садово-парковый объект, в котором аутентичные элементы – как первоначальные (петровский Летний дворец, сохранившая основу планировки сетка дорожек, Карпиев пруд), так и возникшие позже (ограды вдоль Невы и Мойки, Кофейный и Чайный домики с фасадами первой трети XIX века, монумент И.А.Крылова середины этого столетия, “порфировая” ваза) – будут непонятным образом соседствовать с малодостоверными, искусственно “возвращенными” из XVIII века. В числе последних – “петровские” водометы, бассейны, берсо и шпалеры, оранжерея, объекты малых форм. Эта новая картина, “коктейль” из никогда не существовавших одновременно эпох и элементов, составленный ценой утраты подлинного памятника, ныне внедряется в общественное сознание, как победа “реконструкции и реставрации”. (...) Характер ведущихся работ свидетельствует о разнообразной лихорадочной деятельности по освоению вложенных средств при полной концептуальной неразберихе. С одной стороны, сад не возвращается к облику, который он имел в первой половине XVIII века, с другой – он теряет свои качества как памятник истории и культуры и переходит в некое новое состояние. (...) Полноценного воссоздания “петровских” элементов Летнего сада не могло быть уже потому, что отсутствуют документы, точно свидетельствующие о том, каким был сад в петровскую и елизаветинскую эпохи. Аксонометрический план П.А. де Сент-Илера 1760-х – 1770-х годов, который преимущественно используется при разработке проекта, охватывает только часть сада и не дает точного представления о деталях из-за мелкого масштаба. Чертежи отдельных сооружений крайне немногочисленны и часто противоречат один другому либо представляют собой проекты, которые в ходе реализации нередко изменялись (как это было, например, с Амфитеатром Ф.Б.Растрелли). В результате происходящего мы теряем подлинный сад и получаем взамен некую псевдонаучную “художественную” модель, только в общих чертах напоминающую сад начала XVIII века. (...)
|
||
© Б.М. Соколов - концепция; авторы - тексты и фото, 2008-2024. Все права защищены.
При использовании материалов активная ссылка на www.gardenhistory.ru обязательна. |